(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Русские цари и их влияние на развитие архитектурных стилей в России.



Стили в архитектуре и время (часть 2)

Стили в архитектуре. В России — Нарышкинское барокко. Например трапезная Новодевичьего монастыря в Москве.

Попробуем рассмотреть дальнейшее развитие стилей на примерах русской архитектуры, которую нам проще посмотреть.

Пётр I прорубил окно в Европу. В Россию было приглашено большое количество архитекторов: Леблон, Растрелли, Трезини. В Петербурге был целый микрорайон из иностранных умельцев.

Русские цари и развитие стилей в России очень связаны.

  • Алексей Михайлович, отец Петра I — нарышкинское барокко.
  • Пётр I и царица Софья — голландский стиль — пилястровый.
  • Елизавета Петровна — барокко.
  • Екатерина II — классицизм.
  • Александр I — ампир.
  • Николай I — ампир, перешедший в Византийский стиль.
  • Александр III — историзм — эклектика.
  • Николай II — модерн.

Иностранные архитекторы проектировали и учили русских учеников в ходе строительства.


Пётр I, влюблённый в Голландию, признавал только тамошний стиль в архитектуре — представительный и строгий, без лишних украшений, пышной лепнины и декоративных колонн. Разрешались лишь конструктивно необходимые пилястры и белокаменные обрамления окон и дверей. Архитектуру той поры называли пилястровой.

Дом Петра в Летнем саду. Сам сад построили за один сезон. Каждый помещик должен был привезти из своей усадьбы большое дерево.

Нелюбимая Москва была деревянной, Петербург обязан был быть каменным. Запретили строительство из камня по всей России. Количество кирпича, ввозимого в Петербург, проверяли очень просто: гвардеец Преображенского полка брал в каждую руку по кирпичу и стукал друг о друга. Если кирпичи разлетались, то купца и возницу пороли кнутами, но кирпич обратно не отсылали. Когда Доминико Трезини построил Великую Колокольню Петропавловской крепости в 1717 году, Пётр I забрался на последнюю площадку колокольни, обрадовался увиденной панораме строящегося города, похлопал по плечу Трезини и сказал: «Молодец», но жалованье не увеличил. Звание полковника и увеличение жалованья Трезини получил лишь при Елизавете Петровне в 1741 году.

Дома при Петре строили по образцам.

В 1757 году по идее И. И. Шувалова Елизавета Петровна основала Императорскую Академию Художеств, где началось классическое изучение архитектуры. Студенты всех курсов имели постоянную строительную практику, под руководством профессоров. В конце обучения самые одарённые студенты проходили стажировку в Риме от 2 до 5 лет.

Стили в архитектуре. Елизавета Петровна была твёрдо убеждена, что строительство новых роскошных дворцов — часть государственной политики, утверждающее величие империи. Следуя примеру императрицы, спешили строить новые дома и придворные. В 1761 году Елизавета Петровна скончалась.

Варфоломей Растрелли строил загородные дворцы: Петергоф, Царское село, храмы и дворцы в Петербурге, Новом Иерусалиме, Киеве (всего около 200 объектов). Архитекторы всё проверяли: и качество камня, и раствора. В письме другу Растрелли сетует, что руки постоянно в извести, поесть некогда. Для Зимнего дворца на дворцовой площади Растрелли нарисовал 14 шаблонов обрамления окон в натуральную величину.

В 1762 году В. В. Растрелли заканчивает своё главное творение — Зимний Дворец, и Екатерина II отправляет мастера в отставку. Наступает эпоха классицизма.

Первым зданием нового стиля стала огромная арка над каналом лесных складов Адмиралтейства архитектора Ж. Б. Валлен-Деламона, а также здание Эрмитажа (1764 год, Ю. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот), Академия Художеств (1764 год, Ж. Б. Валлен-Деламот, А. К. Кокфинов) и дворец Юсуповых на Мойке (1765 год, Ж. Б. Валлен-Деламот). Одним из первых выпускников Академии Художеств, которые стажировались в Европе, был Василий Баженов. Вернулся он в Россию, в Петербург, в 1764 году, имея дипломы из Парижа, Мадрида, Рима и Болоньи, и стал придворным архитектором Екатерины II. Ему принадлежит гигантский проект перестройки Московского Кремля, на макет которого было использовано дерево из разобранного деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Проект был подобен римским форумам. Но помешала очередная Турецкая война. Кремлёвскую стену от Москвы-реки сначала разобрали, затем снова построили, но завершение башен выполнено как раз в это время.

При Екатерине II русское оружие в руках А. В. Суворова и П.А.Румянцева не знало поражений.

Стили в архитектуре .В 1776 году после очередной победы над Турцией светлейший князь Григорий Потёмкин посоветовал Екатерине II купить у князей Кантемиров деревню Чёрная Грязь, которую переименовали в Благозвучное Царицыно. Это был самый красивый и лирический период жизни Екатерины II и Григория Потёмкина, продолжавшийся около 10 лет. Это отразилось в элементах украшения фасадов кавалерского корпуса в Царицыно. Проект был поручен Василию Баженову. Этот проект и дворец не имеют аналогов в стиле — стиль придумал Баженов. Это готика по форме и русское красно-белое по цвету.

Но в Петербурге рос Павел  I. Он был очень образован, прекрасно знал историю, пять европейских языков и учился архитектуре у Винченцо Бренна и Василия Баженова. По первоначальному эскизу Павла I Винценцо Бренна разработал окончательный проект Михайловского замка в Петербурге напротив Летнего сада. Когда  В. Бренна сломал руку, то чертил за него юный Карл Росси.

Вернёмся к Царицыно. Василий Баженов сделал симметричную композицию: половина дворца Екатерины II, а вторая Павла  I. Через 10 лет стройки Екатерина приехала посмотреть, поняла смысл этой композиции и приказала разобрать, а деньги за стройку вычесть у Василия Баженова. Проект передали Матвею Казакову, который в 1786 году построил здание Сената в Московском Кремле. Матвей Казаков был другом и соратником Василия Баженова, он постарался сохранить идеи Баженова, но завершить стройку помешала смерть Григория Потёмкина в 1791 году и смерть самой Екатерины Великой в 1796 году. В руинах Царицыно простояло до 2003 года. Усилиями мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова в 2007 году дворцы в Царицыно были достроены всем на радость. Матвей Казаков построил в Москве около 300 объектов и умер после пожара 1812 года. Любимой архитектурной формой Матвея Казакова была ротонда: мы может её встретить в Дворянском собрании — Доме Союзов, в Голицынской больнице, здании Сената, церкви на Маросейке, у Старосадского переулка. Неугодных дворян Екатерина II отправляла в Москву, и ротонда стала символом свободомыслия.

Самым известным после Растрелли был Карл Иванович Росси, сын балерины императорского театра. Учился у Винченцо Бренна, при проектировании и строительстве Адмиралтейства под руководством Адриана Захарова. Получил от Павла I титул дворянина.

Адриан Захаров, Карл Росси — это представители стиля ампир, который был во всей Европе от Франции до России. Ампир «вошёл» в Петербург через арку Новой Голландии архитектора Вален-Деламота и «вышел» через арку здания Сената и Синода Карла Росси в 1737 году. Глядя на это здание, петербуржцы сказали, что сенаторы живут подарками, что, как мне кажется, продолжается по сей день.

Соперником Карла Росси был Опост Монферран (1786 — 1858 гг.) — выдающийся архитектор первой половины XIX века, автор известных архитектурных сооружений — Исаакиевского собора и Александровской колонны. Монферран всю свою творческую жизнь прожил в России. В 1806 году, в двадцатилетнем возрасте, он поступает в Королевскую школу архитектуры. Однако начавшиеся войны Наполеона прервали занятия. После ранения в бедро и голову Монферран оставил службу и возвратился в школу архитектуры. В 1813 году он снова надевает мундир в сражении при Арно и награждается орденом Почетного легиона. После падения Наполеона Монферран не мог рассчитывать на денежную карьеру. Ему было уже 30 лет, а он ещё ничего не построил по своим собственным проектам. Окончательное формирование взглядов молодого Монферрана проходило в мастерской главных архитекторов Наполеона — Ш. Персье и П.Фонтена. Они передавали своим ученикам графическое мастерство, умение владеть акварелью, развивали фантазию в разработке орнаментальных мотивов. Монферран воспитывался на лучших образцах французского зодчества — стиля ампир, античности и ренессанса.

Воспользовавшись пребыванием Александра I в Париже в 1814 году, Монферран преподнёс ему папку своих проектов в прекрасном красном переплёте с золотым теснением. Все проекты в альбоме были подписаны каллиграфическим почерком, выполнены пером и акварелью, эффектно оформлены и мастерски нарисованы. Автор достиг своей цели и получил приглашение приехать в Россию в 1816 году. За сорок лет жизни в России Монферран творчески пережил две исторические эпохи, являясь исполнителем воли двух российских императоров: Александра I и Николая I. В художественной стилистике это три этапа развития русского классицизма: ранний, зрелый и поздний, и начало эклектики. Творческий путь Монферрана завершился возведением конной статуи Николаю I на Исаакиевской площади в 1856-1859 гг. Ансамбль площади завершает Мариинский дворец, построенный учеником Монферрана  А. И. Штакеншнейдером в 1839-1844 гг. для дочери Николая  I. Приглашённые Петром I и другими русскими императорами иностранные архитекторы получили возможность полностью раскрыть свой талант, создать великолепные памятники русской архитектуры, создать архитектурные школы в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1737 году Карл Росси завершил строительство зданий Сената и Синода, на этом закончилась его карьера. Николай I отправил Росси в отставку. На архитектурную арену выходит византийский стиль, главным архитектором которого стал Константин Андреевич Тонн. Его главная постройка — Храм Христа Спасителя в Москве. Тонн спроектировал и построил около 40 храмов в этом стиле. К сожалению, все они, в том числе Храм Христа Спасителя, были разрушены в советское время. Кроме храмов Тонн построил Московский и Петербургский железнодорожный вокзалы, Большой Кремлёвский дворец и многие другие здания.

Кроме византийского стиля в это время получил распространение стиль «историзм» (когда в одном здании использовали сразу многие стили). Архитектор и педагог Л. Н. Бенуа (1856 — 1928 гг.) в своих воспоминаниях об интерьерах в стиле эклектики писал, что внутренняя отделка производилась по определённому рецепту. Так, например, вестибюль отделывался в помпеевском стиле, гостиные и танцевальные залы в стиле Людовика XV или Людовика VI. Столовые и кабинеты в стиле ренессанса и готики (как тогда выражались «вертеть немецкий ренессанс, будуары в стиле «Помпадур»), курительная комната в мавританском стиле. Самые известные архитекторы этого стиля — А. И. Штакеншнейдер и М.Месмахер. Эти архитекторы обслуживали в основном царский двор и знать того времени. Месмахер спроектировал и построил, а также был директором Художественного училища им.Барона Штиглица.

О Модерне.

Общее развитие архитектурного образования в России и Европе в конце XIX — начале XX века достигло наивысшего расцвета. Выпускники академий могли проектировать в любом стиле. Этому способствовала и программа обучения:

1 курс — деревянное зодчество: древнерусский стиль;
2 курс — каменное зодчество: романский и готический стили;
3 курс — ренессанс: греческая и римская архитектуры;
4 курс — классицизм: ранний, зрелый и поздний.

Все проекты сочетались с расчётами фундаментов стен, кровли, вентиляции, водопровода и других технических дисциплин. Не было разделения, как сейчас, на архитекторов и конструкторов. В инженерных училищах и школах обязательно преподавали архитектурные дисциплины. И. И. Рерберг , инженер- путеец, построил Киевский вокзал, Центральный телеграф в Москве. Под его редакцией вышел альбом архитектурных деталей.

«Искать вдохновение в природе есть вечное начало искусства, общее всему человечеству», — писал в 1901 году один из современников по поводу Всемирной выставки в Париже в 1900 году.

Архитекторы и художники конца XIX века искали новые пути и обратили своё внимание на стилизованный растительный орнамент. Возникло несколько артистических колоний: Абрамцево им. С.И.Мамонтова, где работали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов; Талашкино около Смоленска им М.К.Тенешевой, где работали, кроме перечисленных художников, Н. Репин и С.В.Малютин; Поленово — усадьба В. Д. Поленова, где собирался примерно этот же состав. В. Д. Поленов — великий русский художник, спроектировал свою усадьбу и церковь в соседнем селе Бёхове. Вместе с В.И.Васнецовым спроектировали церковь в Абрамцеве. Сам же В. М. Васнецов спроектировал фасад Третьяковской галереи.

Архитектор  А. В. Щусев спроектировал Марфо-Марьинскую обитель на Ордынке в Москве.

Художник  С. В. Малютин нарисовал фасад д. Перцова в Лесном переулке в Москве, рядом с Храмом Христа Спасителя.

Наиболее известный архитектор стиля модерн в Москве — это Фёдор Осипович Шехтель, построивший в Москве около 30 зданий.

На старой Никитинской можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году с его решётками, балконами и идущим поверху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором ясно отслеживаются русские национальные истоки этого искусства. Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашёл там удивительные камины, металлическое литьё, лестничные перилла, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров. Здания русского модерна стали приметной чертой городской застройки, а их эстетика — весьма заметной частью архитектурного облика московских улиц и переулков.

Новый стиль всячески стремился выявить себя в активности пластического образа отдельного здания, будь то вокзал, торговый дом или же частный особняк.

Московские особняки эпохи модерна, в особенности те из них, которые находятся в переулках, прилегающих к Арбату, будто специально предназначены являть своеобразие творческого почерка таких мастеров как Ф. Шехтель, В. Валькот, Л. Кекушев, И. Фомин, интенсивно работающих здесь в начале 1900 годов.

Стилизацию модерна отличала сознательная эстетизация форм в соответствии с новым эстетическим кредо, исходящим из намеренного преобразования, трансформации, гиперболизации элементов видимого мира ради достижения наибольшего художественного впечатления.

Казалось, что один виртуозный росчерк пера или штрих карандаша, обрисовав контуры здания в проектах в стиле модерн, перекидывался на узор ковров и обоев, стен и потолка, определял форму мебели, орнамент балконных решёток и лестничных перил, причудливые очертания люстр и светильников и даже силуэт дамских платьев и шляп.

Этот последний расцвет архитектуры стал возможен на почве мощного развития экономики России, которая в 1900 годы была самой богатой страной в Европе и в мире. Американцы приезжали на Нижегородскую ярмарку, чтобы узнать, сколько стоит доллар. Русские купцы уезжали на лето в Париж, на юг Франции, в Швейцарию, Италию, потому что золотой рубль, введённый в обращение Ю. Витте, был самой надёжной валютой, а жить летом за границей было дешевле, нежели в Петербурге или Москве.

Александр Николаевич Бенда жил в Париже на 200 рублей в месяц, имел большую квартиру с антикварной мебелью, семья состояла из супругов, двоих детей и домработницы.

Война 1914-1918 гг. зачеркнула это удивительное течение в архитектуре, перекроила Европу, появились новые государства, и самое большое — Советская Россия.

При восстановлении городов было уже не до изысков и пропорций, нужно было построить много, быстро и дешево. Так возник стиль конструктивизм. Прямая линия, горизонтальная или вертикальная — вот и вся эстетика. Русские зодчие были в авангарде этого стиля, он быстро распространился на Европу. Когда построили много одинаковых домов, городов и заводов, отличия между которыми были лишь в их географическом положении, опомнились, и опять же в СССР. Возродили Академию Художеств, Академию Архитектуры. Футуристы и конструктивисты в 1930 году стали не ко двору. Академики  И. В. Жолтовский и А.В.Щусев стали возрождать архитектурное образование на основе исторического наследия. Под их руководством стали застраиваться центральные улицы и возводиться общественные здания, морские и железнодорожные вокзалы, театры, дворцы спорта. Вершиной этого возрождения стало Московское метро, которое не прекращали строить и во время Великой Отечественной Войны, и высотные здания Москвы: Московский Университет, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», МИД, МПС на Красных Воротах, жилые дома на Котельнической набережной и Красной Пресне.

После второй мировой войны и смерти И. В. Сталина закончилась и эта эпоха в архитектуре. При восстановлении городов стали строить всё просто, дешево и быстро. Опять исчезли пропорции и детали. Так продолжалось до 1980 года. После смерти Л. И. Брежнева СССР постепенно утрачивал свои позиции за рубежом. При  Б. Н. Ельцине произошёл резкий поворот в экономике к демократии.

В настоящее время наша страна постепенно возрождается, богатеет, повышается её роль в мировой экономике и политике. Для граждан России открыты границы. Начался туристический бум. За границу ездят не только богатые, но и люди среднего достатка. Студенты МАрхИ ездят во Францию, Италию, Германию, были в США и Японии. Кругозор студентов расширяется, компьютеры и интернет раздвигают любые границы. Проще говоря, сейчас архитекторы и наша страна на взлёте, хотелось бы, чтобы это продолжалось подольше. В Москве и Петербурге восстанавливается много старинных домов и церквей. В жилищном массовом строительстве переходят на монолитный каркас, всё меньше сборного домостроения. Появилось огромное количество загородного индивидуального жилья, при проектировании которого используются не только компьютерные технологии, но и проекты, выполненные в ручной графике. Сейчас время, когда архитекторам всех направлений дана полная свобода и огромное поле в реализации своих идей.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру