(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Жилой дом на Моховой. Архитектор И. Жолтовский, 1934 г.



Жилой дом на Моховой. Архитектор И. Жолтовский, 1934 г.

Жилой дом на Моховой. В начале 30-х годов развернулось интенсивное строительство специальных домов для инженерно-технических работников высшей квалификации. Страна крайне нуждалась в таких кадрах и представление им жилища повышенного комфорта, рассматривалось как мера поощрения творческого инженерного труда. Проектировались эти дома по особой программе – квартиры увеличенных площадей, высокий уровень благоустройства и отделки.
Большое внимание, уделяемое высшей школой и Академией архитектуры СССР изучению архитектуры исторических эпох, не только обогащало творческое воображение архитекторов, развивало художественный вкус, понимание различных принципов и гармонизации в композиции, но порождало одновременно и опасность пассивного потребительского отношения к традиции. На первых порах обращение к урокам Ренессанса, классицизма, предреволюционного неоклассицизма порождало довольно пеструю картину. Для большинства значительных работ были характерны в той или иной степени стилизация, поверхностное заимствование пластических средств архитектуры прошлого. Но даже там, где освоение традиций происходило на самом высоком художественном уровне, результаты получались противоречивыми.
Различие в подходах к проблеме использования классического наследия четко проявилось в таких двух значительных работах, как дом на Моховой улице, построенный по проекту И. Жолтовского, и на набережной речки Карповки, построенный по проекту Е. Левинсона и И. Фомина. Еще до революции И. Жолтовский снискал славу знатока классической архитектуры, эрудита и превосходного строителя. Он стремился осознать и использовать метод мастеров итальянского Ренессанса, перед которыми уже практически стояли задачи освоения античного наследия. Многолетнее изучение непосредственно в натуре памятников античности и Ренессанса, равно как и древнерусской архитектуры, привело И. Жолтовского к идее универсальности классических законов построения архитектурного организма. Эти «законы красоты», полагал И. Жолтовский, вечны, ибо они объективны, стиль же изменчив, приходящ.
Проектируя жилой дом на Моховой, И. Жолтовский применил архитектурную тему большого ордера, разработанную Палладио в палаццо Вальмарана. Вместе с тем, учитывая более крупную абсолютную величину здания, равно как и иную его внутреннюю планировочную структуру, мастер решительно облегчил заполнение между колоннами ордера, сделал более энергичными пропорции, выделил центр и подчеркнул это контрастом малого ордера боковых крыльев здания. Он полагал, что это изменит характер восприятия художественного образа и творческая реплика Палладио будет выглядеть вполне современно на улице Москвы.
Пока жилой дом на Моховой строился, часть стройки снесли и новое здание вышло на открытое пространство Манежной площади, на это весь композиционный строй не был рассчитан – ни у Палладио, ни у Жолтовского, ориентировавшихся на острые ракурсы восприятия. Тем не менее крупный впечатляющий масштаб здания, виртуозно разработанная тема ордера, превосходные по рисунку детали, непривычно высокое качество строительных работ (этого И. Жолтовский умел добиваться) вызвали большой интерес к новому зданию. Москвичи приходили смотреть «красивый дом».
 
Дом на Моховой

















В планировке дома в центральном объеме здания была применена двухквартирная секция с квартирами в одном-двух уровнях в три-четыре комнаты, в боковых крыльях были расположены одно-двухкомнатные квартиры. Применена распространенная в то время продольная схема расположения несущих конструкций, при которой простенки получают максимальную нагрузку. Пространство больших квартир развернуто по принципу анфилады. Комнаты тщательно спропорционированы. Все детали внутренней отделки, столярные изделия (окна, двери), скобянка – все до мелочей нарисовано уверенной рукой мастера.
Однако утеря типологической правдивости современного квартирного жилого дома была налицо. Его однородная ячейковая структура не получила образного выражения. Так, к примеру, балконы устроены только в двух этажах и выполняют чисто фасадную функцию необходимый автору пропорциональный строй. Таким образом, композиционная идея палаццо-особняка XVI в., которая у Палладио дает нам пример единства внутренней структуры и ее внешнего выражения, оказалась противоречащей структуре современного жилища. Идея «вечных законов красоты» не выдержала проверки. Тем не менее дом на Моховой оказал большое влияние на архитектуру жилища данного периода.
Наша компания «Новый камень» принимала участие в реставрации архитектурного лепного декора жилого дома на Моховой, который является памятником советской архитектуры, где с успехом применялся наш основной материал искусственный белый литьевой камень.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру