(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Маскароны – от оберегов античных храмов до деталей современных домов



Маскароны – от оберегов античных храмов до деталей современных домов

Слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, а его корень «маска» (позднелатинское mascus, maska – дух, призрак) – напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная: они обереги, апотропеи греческих храмов, «отвратители» зла.

Сцена поединка героя с чудовищем, голова горгоны Медузы (взгляд которой все превращал в камень) были подобны зеркалу, глядя в которое, «ужасное» отступало от святого места, увидев само себя.
Достаточно рано маскароны стали декоративной деталью архитектуры – так выглядели акротерии, ставившиеся по углам зданий. На греческом Востоке уже в III веке до н.э. на замковых камнях, «державших» арку, - стали помещать лики и даже целые фигуры. В Риме замковые камни триумфальных арок украшались фигурами богини Виктории и ликами богов, а также и портретами императоров.
Римская история маскаронов, видимо, объясняет такие значения слова «маска», как «призрак» или «дух» - в домах родовитых римских граждан хранились десятки портретов предков в виде погребальных масок или в виде бюстов. Маскароны – театральные маски в позднем Риме – украшали саркофаги: темы театра и смерти сопутствовали друг другу. Это связано и с плодородием, о котором «заботился» бог Дионис (театральные представления в Афинах - часть религиозных церемоний в честь Диониса; они были сродни жреческому действу) и боги земли, и возможно, по ассоциации – с тем, как человек, оказавшийся в кругу жизни и изменчивых состояний, то есть надевая постоянно маску, только в смерти обретает истинное свое лицо.

В Средние века маскароны можно было встретить на некоторых постройках, иногда просто вставленными в стены домов, по сторонам порталов соборов и в капителях колонн. Чаще всего они изображали аллегории христианских добродетелей и смертных грехов.

В эпоху Возрождения история маскаронов пополнилась еще одним сюжетом – маскаронами-гротесками. Художников и скульпторов XVI столетия восхитили чудесные росписи, обнаруженные в гротах под строящейся виллой Фарнезиной, - из тонких колонок прорастали побеги растений, в бутонах которых прятались лица, фигурки превращались в растения, растения – в архитектуру, архитектура – в цветы. В эпоху барокко без маскаронов не обходилась декорация почти ни одного дома. Львиные маски, лики Медузы, головы варваров с суровыми лицами и спутанными волосами, гротески (например виноградные листы, в которых проступали человеческие черты), аллегории разных эмоций и характеров – смеющиеся, гримасничающие, страдающие – в замковых камнях над порталами, окнами, по карнизам вместе со статуями атлантов, кариатид, рельефами, изгибающейся линией фасада, каменными гирляндами фруктов и цветов составляли эмоциональный живой и эффектный «портрет» дома.

«Репертуар» маскаронов, утвердившийся в классицизме XVIII века, стал основным в европейской и русской архитектуре до самого конца XIX века, до эпохи модерна, когда обогатился безымянными женскими лицами – неким абстрактным образом истомы, женственности, тайны, странными существами в странных головных уборах (например, с крыльями летучих мышей), головами египетских богинь.
Они должны были рождать чувство загадки, превращаясь в хтонических и злобных существ, живущих параллельно реальности, в загадочном мире снов.

Советская эпоха не любила маскаронов: они встречаются обычно на зданиях театров и кинотеатров, концертных залов, в санаториях, домах работников искусств – здесь театральные маски были как бы «в своем праве». На короткий период маскароны появились в советской архитектуре послевоенного десятилетия, так как этого требовал классический «наряд» зданий, должный создавать образ «советской античности», прекрасной и незыблемо-вечной. В наше время с началом массового строительства и увлечением многостильем маскароны – львы, загадочно улыбающиеся девы откуда-то из эпохи модерна, мужские маски – опять стали смотреть на нас с фасадов домов. И желание вернуться к архитектуре больших исторических стилей, привело к воспоминанию и о ее охранителях-стражах.

Скульпторы-модельщики нашей компании «Новый Камень» с большим мастерством, с учетом исторических традиций архитектуры постройки и пожеланий заказчика выполняют маскароны в едином стиле с лепными украшениями всего комплекса зданий. А также проводят реставрационные работы по воссозданию исторических обликов домов.

Женская маска. Ул. Алексея Толстого, д.21, 1898 г. Архитектор А.Э. Эрисхон2.	Маскарон. Модерн. Варсонофьевский пер. д.4, 1900 г. Архитектор Н.П. Матвеев

5.	Кариатида. Проспект Мира, д.3, 1895 г. Архитектор В.П. Загорский6.	Маскарон. Страстной бульвар, д.8. Конец 1880-х г.г. Архитектор Р.И. Клейн
7.	Фамильный герб. Современное исполнение8.	Маска льва, вылепленная из пластилина

3.	Маскарон льва современное исполнение


Замковый камень с маской льва современное исполнение.





Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру