(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Московское метро – первые станции



Московское метро – первые станции

Самым популярным советским архитектурным комплексом 30-х годов стали первые очереди московского метро, завершенные в 1935 и 1937-1938 гг. Здесь проявилась общая установка на образность и ансамблевое единство. Главной целью было создать в залах станций обстановку, снимающую ощущение подземелья и его психологические последствия. Каждую станцию стремились сделать узнаваемой и запоминающейся, несущей некие тематические и образные ассоциации с ее местом в городе. Надежды на дисциплинирующее воздействие подземной архитектуры вполне оправдались. Серьезно задуманная и реализованная, она психологически облегчила привыкание к подземным путешествиям и закрепление определенных типов поведения.

Для станций глубокого заложения с тремя связанными между собой тоннелями стал эталоном подземный зал «Красных ворот», сооруженный по проекту Ив. Фомина (1935). Бетонные опоры шириной 8 м, применявшиеся на станциях первой очереди, расчленены на облицованные красным (по ассоциации в названием станции) мрамором боковые элементы, трактованные как пилоны с нишами, и средний – заполнение. Были достигнуты выразительные пропорции членений и создан богато модулированный ритм целого. Непрерывный камень отсекает от опор свод со спокойной сеткой кессонов. Все ясно и гармонично. Тот же прием, Фомин повторил в станции «Площадь Свердлова» (1938) – светлой и легкой (чему способствовал прогресс в конструкциях, позволивший создать ширину опор).

Едва ли не наиболее яркой стала станция «Маяковская» (1938, архитектор А. Душкин, 1903-1977, где использована конструкция на стальных опорах, позволившая связать подземное пространство в единый трехнефный зал. В отличие от цельности свода, объединяющее пространство в произведениях Фомина, здесь он расчленен на ряд парусных сводов, как бы прорвав плоскими куполами центр, несущими яркие пятна мозаики (художник А. Дейнека). Спешащий человек эти видные лишь прямо снизу плафоны не воспринимает они ему и не нужны. Их восприятие требует специального переключения на созерцание.

Совместно с Я. Лихтенбергом, А. Душкин запроектировал и  одну из самых эффектных среди станций мелкого заложения «Дворец Советов» (метро «Кропоткинская») с ее расширяющимися кверху опорами безбалочного перекрытия, использованными для размещения скрытых источников отраженного освещения (1935). Верхняя часть опоры трактована как веерный свод, вырастающий из колонны. Подсветка придает ему кажущуюся нематериальность – создается впечатление, что плоский потолок держат потоки света. Эффект очень выразителен.

Московское метро по мере развития его сети стало главным средством внутригородских пассажирских перевозок, одной из важнейших систем инженерной инфраструктуры столицы. В работе над его станциями совершенствовались и уточнялись методы творческих направлений советской архитектуры, сложившихся в 30-е годы.

Станция метро мелкого заложения «Дворец Советов» (м. «Кропоткинская»)

Станция метро «Маяковская»

Станция метро «Площадь Свердлова»


Подземный зал станции метро «Красных ворот»




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру