(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Предвоенное индустриальное строительство и сооружение каналов, как воплощение идей советской архитектуры



Предвоенное индустриальное строительство и сооружение каналов, как воплощение идей советской архитектуры

Предвоенные годы были временем дальнейшего развития индустриальной мощи страны. Особенно активно развивалась тяжелая индустрия. Практически заново были созданы автотракторная, авиационная, электротехническая промышленность. Завершалось создание гигантских металлургических комбинатов. Перестраивались, реконструировались не только отдельные заводы и фабрики, но и целые отрасли производства. Совершенствовались строительные процессы в советской архитектуре. Все шире использовались новые эффективные конструкции. Сложилась и четко специализированная система проектирования для промышленного строительства.

Связующим звеном между промышленной и гражданской архитектурой стало гидротехническое строительство, объединившее рационализм принципиального подхода с развитием его в стилевых тенденциях, обращенных к образной выразительности и символичности архитектуры. Такая комплексная новостройка, как канал Москва – Волга (1933-1937), была осознана как растянутый на 128 км, но стилистически целостный архитектурный комплекс. Здания его шлюзов и электростанций, вырастающие над бетонными массивами гидротехнических устройств, были хорошо вписаны в окружающие ландшафты. Их компоновки рациональны, вместе с тем объемам присуща романтическая выразительность, в некоторых случаях дополненная символическими изображениями и эмблемами. Как башни шлюза Яхромского гидроузла, увенчанные моделями парусных кораблей из кованой меди (архит. В. Мовчан).

Неожиданную интимно-камерную, лирическую интерпретацию архитектуры шлюза на реке Яузе, сооруженного в пределах Москвы, развил архит. Г. Гольц (1937). Свободно интерпретированные классические формы достаточно естественно вырастают над тяжелыми глыбами гидротехнического бетона. На тонких ассоциациях с формой судов, «корабельной архитектурой», основана композиция Северного речного вокзала в Москве (архит. А. Рухлядев, 1937). Вместе с тем здесь использован язык форм итальянского Ренессанса. Аркады, обегающие тело здания, напоминают судовые палубы. Высокий шпиль вздымается как мачта. Общий эффект основан на контрастах – растянутость корпуса и взлет башни, ажурность аркад и массивность арочного портала в центре. Целое своеобразно, детали традиционны.

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина представлял собою грандиозный комплекс, простершийся на 300 км, их которых 101 км занимают непосредственно сооружения канала с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами и другими многочисленными постройками. На Волжском склоне 9 шлюзов поднимают суда на 88 м, а на Донском 4 шлюза опускают их на 44 м. Кроме того, на берегу рукотворного цимлянского моря была сооружена крупная гидроэлектростанция. При строительстве канала использовалась комплексная механизация трудоемких земляных, бетонных и железобетонных работ, новая строительная техника.

Вместе со сложными техническими проблемами советским архитекторам пришлось решать и большие идейно-художественные задачи, связанные с отражением в архитектуре канала исторических побед, одержанных советским народом в донских степях и под Сталинградом в годы гражданской и Великой Отечественнойвойн. Архитектурный проект всего комплекса был выполнен большим коллективом советских архитекторов под руководством Л. Полякова. Разрабатывая крупный инженерный комплекс, архитекторы обратились, прежде всего, к образцам архитектуры русского классицизма, широко используя в качестве основной художественной темы триумфальные арки и монументальные башни, в которых размещались сложное техническое оборудование, различные устройства и службы. Наиболее внушительно и торжественно выглядели сооружения, расположенные на узловых участках канала. Так, здания управления шлюзами № 1 и № 13, которые являются входными в ансамбле судоходного канала, построены в виде триумфальных арок, оформляющих вход в канал со стороны Волги и Дона; башни шлюза № 15 на Цимлянском водохранилище венчаются скульптурными группами, олицетворяющими подвиг советских солдат в битве под Сталинградом. При всей художественной образности и торжественности архитектурного решения комплекса сооружений канала и гидроузла наблюдалось некоторое его противоречие с основным инженерно-техническим назначением, которое зачастую втискивалось в принятые из архитектурно-художественных соображений формы и объемы.

Увлечение монументализацией советской архитектуры с ориентацией на классическое и национальное наследие в эти годы проникло и в промышленное зодчество, что видно не только на примере архитектуры Волго-Донского канала и Цимлянского гидроузла, но во многих других производственных сооружениях, которые по своему внешнему облику соперничали с ведущими общественными зданиями, как, например, комплекс коньячного завода в Ереване, здание Ногинской электростанции, трубопрокатного завода в Сумгаите и др. Для выразительного силуэта на мелькомбинатах и элеваторах, на зданиях цехов и т. д. порою сооружались башенные надстройки, сложные архитектурные карнизы и парапеты, которые вели к затруднениям в эксплуатации. Как дворцовые ансамбли проектировались здания отдельных заводоуправлений и т. п.

Башни шлюза Яхромского гидроузла

Икшанский узел

Здание Северного речного порта

Шлюз канала им. Москвы.



Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру