(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Мозаика: эволюция становления как искусства и техника укладки мозаичных узоров



Мозаика: эволюция становления как искусства и техника укладки мозаичных узоров

Историческая справка по мозаике.

Изготовление мозаики — древний способ выражения художественного творчества, который проявился на многих континентах: перуанские и мексиканские мозаики из бирюзы, нефрита, золота, жемчуга или ракушек, существовавшие ещё в доколумбов период; мозаики из нефрита в Китае во время правления династии Хань (150-113 до н.э.); мозаики из панцирей черепах, раковин и перьев в Океании; мозаика из жемчуга и ракушек в Африке; мозаики из терракоты в Афганистане и многие-многие другие виды и способы создания узоров из различных минералов и мелких вещей...

Некоторые археологические исследования помогли обнаружить значимые остатки фрагментов мозаик, значимые как по количеству так и по качеству. Они датируются Шумерским периодом (III тысячелетие до н.э.). Так же и другие народы в Античный период использовали мозаику: на территории Греции и Сицилии были обнаружены фрагменты тротуарной мозаики с символическими узорами и геометрическими орнаментом, датируемые примерно V в. до н.э. Более ранние работы выложены из гальки, позже стали использовать обтёсанные кубические камни. В Александрийский период мозаики были весьма распространены в странах Эллинской культуры.

Позже, на мозаичное искусство стали оказывать сильное влияние технологическими изысками римские мастера — начиная со II-го в. до н.э. Техника мозаичной кладки распространилась по всем провинциям Великой Империи. Классическая римская мозаика в разные периоды и аспекты своего существования продолжала использоваться вплоть до VI в. н.э.

Раннехристианские (Палео-христианские) мозаики появились благодаря указу Константина (313 г. н.э.): представленные в основном в виде орнамента на стенах, они отличались тем, что украшались золотом и ярко отличались всеми цветами радуги от скудных на краски римских дворцовых полов и площадей из мрамора.

В средние века существовали следующие стили мозаичной кладки христианского искусства: Палео-христианский, византийский, романский (римский) и готический, в стиле которых были созданы настоящие сказочные шедевры. На востоке, исламское иконоборство породило инкрустирование геометрическими узорами, в то время как в иудейском искусстве сотворение шедевров мозаичной кладки пришлось на VI в. н.э.

В средние века христианское искусство также продемонстрировало некоторые мозаики образов, запечатлённые на мраморных полах и в геометрических конструкциях.

Методики.

На Западе античная мозаика главным образом являет собой творения двух наиболее распространенных стилей: Романского и Византийского.

Современная мозаика включает весь спектр методик и эстетических критериев: от промышленных мозаик до ручных работ именитых ремесленников.

Первым конструктивным элементом мозаики был кубик стандартных размеров: они просто укладывались друг за другом простейшим способом, что положило начало промышленной мозаики.

Особенности римской мозаики.

В античный период римляне создали номенклатуру для различных «кубиков» мозаик - «опус». Приведём некоторые примеры «опусов»:

  • Opus lapilli: мозаики, изготовленные из гальки;
  • Opus tessellatum: тессеры («кубики») кубической формы и толщиной до 1 см. Они использовались для создания геометрических узоров и границ;
  • Opus sectile: мозаика для площадей и цоколей с масштабными рисунками. Получали путём очень точной обработки каждого кубика-тессера;
  • Opus musivum: мозаика для украшения стен и некоторых витражей или стеклянных витрин;
  • Opus incertum: мозаичные элементы, полученные путём штамповки или вырезки произвольной формы конечного кубика.

Технологии укладки.

Существуют три основных вида укладки мозаики.

  • Контактный или "оборотный" метод используется для покрытия обширных поверхностей в основном вне помещений: тессер одним из ребёр приклеивается на ткань, образуя различные фрагменты мозаики. После этого вся мозаика фиксируется цементом (или другим скрепляющим материалом) в конечном месте расположения;

  • Прямой метод, при котором укладка мозаики происходит по-секционно, непосредственно в растворе связующего (адгезивного) вещества или клея;

  • Прямой метод, но на временный грунт: именно этот метод используется для создания копий античных панно. Мозаику сначала помещают на временную поверхность из извести и «поднимают», цепляя со временной основы на ткань, пропитанную клеевым раствором. Позже, откреплённую мозаику укладывают на новой постоянной основе.


Методика реставрации, поэтапное описание работ.


Демонтаж существующей терраццевой плитки с сохранением частично сохранившихся фрагментов состоит из следующей последовательности действий:

  • Демонтаж подстилающего слоя.
  • Устройство насечки (бучардирование) механизированным способом с помощью специализированных машин.
  • Нанесение укрепляющих и обеспыливающих пропиток (грунтов) типа «Тиги Кнауф» на подготовленные площадки.
  • Устройство подстилающего слоя толщиной 30 мм из цементно-песчаных смесей согласно заданных отметок под последующую укладку терраццевой плитки на площадках.
  • Нанесение грунтов для создания контактного слоя на подготовленные площадки.
  • Укладка реставрируемой терраццетовой плитки на клею для природного камня типа «Тиги Кнауф» на площадках.
  • Укладка воссоздаваемой терраццетовой плитки на клею для природного камня типа «Тиги Кнауф» на площадках.
  • Заполнение межплиточных швов смесями на основе минеральных вяжущих с каменной крошкой, окрашенной согласно технологическим рекомендациям.
  • Шлифовка поверхности полов из терраццетовых плит алмазными насадками MS 1 затем MS 2(согласно Технологическому регламенту обработки каменных покрытий) механизированным способом на площадках.
  • Обработка поверхности полов из терраццетовых плит упрочняющей пропиткой на площадках.
  • Лощение поверхности полов из терраццетовых плит алмазными насадками поочередно: МК 3, МК 4, МК 4/5, МК 5, МК 6, МК 7, МК 8 на площадках.
  • Полировка поверхности полов из терраццетовых плит падами на площадках.
  • Нанесение на поверхность полов из терраццетовых плит водоотталкивающего покрытия с располировкой падами на площадках.
  • Вывоз мусора, демонтаж временного деревянного настила.

Основные этапы реставрация ступеней из доломита:

  • Удаление лакокрасочных покрытий с поверхностей реставрируемых ступеней из доломита: нанесение смывки СП-7 (или аналогичной), удаление покрытия циклей, промывка покрытия растворителем, водой, протирка покрытия насухо.
  • Реставрация ступеней из доломита: обезжиривание поверхности ступеней, заделка выбоин и трещин полиэфирными мастиками соответствующего колера, в необходимых местах установить вставки из нового камня с вырубкой места под установку и последующей заделкой полиэфирной мастикой «АКАДЕМИ».
  • Шлифовка, лощение, полировка горизонтальной, фасонной и вертикальной частей ступеней из доломита.
  • Нанесение защитного покрытия Beton SCUDO C (Clean Tech (Италия) с располировкой поверхности.
  • Вывоз мусора, демонтаж временного деревянного настила.



Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру