(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Архитектурный словарь терминов и определений: составитель В. Г. Власов, П - Я



Архитектура. Словарь терминов. Буквы П - Я.


А-Г

Д-О


П

ПАВИЛЬОН (франц. pavilion, от лат. papilio — “бабочка”, похожий на бабочку шатер), небольшая постройка, часть дворцово-паркового ансамбля (ср. бельведер; монплезир; монбижу; шале; шарбоньер; эрмитаж).

ПАВИМЕНТ, см. паркетри.

ПАГОДА (португ. pagoda, от санскр. bcha'gvat — священный; кит. bao-ta — “башня сокровищ”), в архитектуре Юго-Восточной Азии — ярусная башня. Вначале — дозорная вышка, затем культовое и мемориальное сооружение. Количество ярусов и кровель пагоды имеет символическое значение (ср. зиккурат).

ПАДУГА (от дуга), в интерьере здания — выкружка, скругленная поверхность между вертикальной плоскостью стены и горизонтальным плафоном (потолком). То же, что вут.

ПАЗУХА СВОДА — пространство между наружными поверхностями примыкающих друг к другу сводов либо между сводом и стеной.

ПАЛАТЫ (др.-рус. полата, через ср.-греч. palation, из лат. palatium — дворец), в древнерусской архитектуре — большое каменное здание. Деревянное здание именовали хоромами. В ином значении палати, или полати, — настил, помост, верхний полуэтаж (то же, что антресоль, мезонин), “верхняя церковь”, хоры в древнерусском храме.

ПАЛАЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец), в итальянской архитектуре — дворец, городской особняк, частный дом. В Древнем Риме на Палатинском холме (Palatinum mons) строили свои дворцы императоры и патриции, что и послужило названием для городского дворца. Отсюда также — палас (франц. palais — дворцовый), палантин, палаты. В архитектуре Франции городской дворец именуют отель.

ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio — бороться), в Древней Греции — комплекс построек и площадок для спортивного воспитания юношей.

ПАЛИСАД (франц. palissade, от лат. palus — кол, столб), военное укрепление, частокол, затем под влиянием русского слова “сад” — огражденный участок сада, парка.

ПАЛЛАДИАНСТВО (англ. Palladianism), стилистическое течение в архитектуре Классицизма XVII — XVIII вв., основанное на композиционных приемах, созданных венецианским архитектором позднего Итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508 — 1580). Палладио (псевдоним Андреа ди Падова, взятый им в честь древнегреческой богини Афины Паллады) строил в основном в г. Виченца.

Он канонизировал элементы сложившейся к тому времени классицистической архитектуры. В дальнейшем В. Скамоцци в Италии, У. Кент, Дж. Вуд, Дж. Вэнброу, К. Кэмпбелл, Р. Моррис в Англии и Дж. Кваренги в России успешно повторяли и варьировали “палладианские” мотивы: колоннады, портики, арки и аркады с малыми колонками внутри, купола и статуи на постаментах по углам треугольных фронтонов.

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, от греч. palma — ладонь), элемент античного орнамента, изображающий стилизованный лист пальмы (название по сходству с пальцами руки; ср. акант; акротерий; апий; астверк).

ПАНДАТИВ, см. парус.

ПАНДУС (франц. pente douce — пологий склон), наклонная поверхность, заменяющая лестницу. В классической архитектуре пандусы использовали для въезда экипажей к парадному крыльцу на уровне бельэтажа здания.

ПАНЕЛЬ (нидерл. paneel, от ср.-лат. panellus — сукно, кусок ткани), обшивка, деревянная плита, применяемая для отделки стен или потолков. Другое название — ламбри (франц. lambris — обшивка), деревянная панель с резным или лепным декором, характерная для архитектуры интерьера первой половины XVIII в.

ПАННО (франц. panneau — щит, доска, плоскость, от лат. pannus — кусок ткани, лоскут), плоскость, имеющая обрамление. Часть поверхности стены, плафона (потолка). Близкие термины — панель, филенка. Центральную часть — гладкую поверхность панно называют зеркалом (ср. десюдепорт; трюмо).

ПАНТЕОН (греч. Pantheion — храм Всех Богов, от pan — все и theos — Бог), тип античного сооружения, обычно круглого в плане, посвященного всем богам (ср. ротонда; толос). Наиболее знамениты Пантеон в Риме (120 г. н. э.) с огромным куполом (диаметром 43,2 м) из бетона и Пантеон в Париже (архитектор Ж. Ж. Суффло, 1758 — 1789).

ПАПЕРТЬ (ст.-слав. папръть), в русской архитектуре — “внешний притвор” (см. притвор), крытое крыльцо церкви.

ПАРАПЕТ (итал. parapetto, от pаrаrе — защищать и petto — грудь), невысокая стенка, ограда “по грудь”.

ПАРАСКЕНИЙ (греч. paraskenion, от para — около и skene; см. скена), в древнегреческом театроне — небольшие стенки по обеим сторонам скены, служащие фоном, так же как и проскений позади актеров.

ПАРК (франц. pare, от позднелат. parricus — загон), большой огороженный сад с водоемами, фонтанами, малыми архитектурными сооружениями, статуями, аллеями. Композиция садов и парков с геометрической планировкой сложилась в эпоху Итальянского Возрождения. Затем, в XVII в., преобладал французский регулярный стиль, а во второй половине XVIII в. — английский, или пейзажный (ср. агведаль; баг; гюлистан).

ПАРКЕТРИ (франц. parqueterie — настилка), искусство и техника настила наборных полов. Древние римляне выкладывали полы из разноцветной морской гальки и называли эту технику “павиментум” (лат. pavimentum — утрамбованный; ср. литостроты). В новое время использовали преимущественно мозаику из дерева.

ПАРОД (греч. par-odos — проход), в древнегреческом театроне — проход зрителей к своим местам и проход актеров на скену.

ПАРТЕР (франц. par terre — “по земле”), композиция вровень с плоскостью земли, например в парке регулярного стиля.

ПАРУС, ПАНДАТИВ (лат. pandativus — искривленный), вогнутая поверхность треугольной формы, напоминающая корабельный парус. Четыре таких паруса образуются в средокрестии крестово-купольного здания при переходе от квадратного в плане основания к круглому куполу. Близкая форма — тромп.

ПАРФЕНОН (греч. Parthenon — Девичий), выдающееся произведение античного искусства периода классики. Дорический периптер, храм богини Афины на Афинском Акрополе, в столице Древней Греции. Его строили Калликрат и Иктин в 447 — 438 гг. до н. э.

Название возникло от “парфенона” (девичьей комнаты), помещения между наосом и опистодомом, в котором жрицы хранили свои одеяния и культовые предметы.

ПАССАЖ (франц. passage — проход, от passer — проходить), в архитектуре — крытый переход, галерея.

ПАСТАДА (греч. pastados), в древнегреческой архитектуре — “помещение, открытое в одну сторону”: портик, колоннада, крытая галерея (ср. лоджия; простасис).

ПАТИО (итал., от исп. patio, из лат. pateo — открытый, просторный), внутренний дворик итальянского палаццо.

ПЕНТАСТИЛЬ (греч. pentastylos, от pente — пять и stylos — опора, колонна), здание с портиком из пяти колонн на переднем либо на переднем и заднем фасадах.

ПЕНТАСТИХОС (греч. pentastichos, от pente — пять и stichos — ряд), здание, портик, имеющие пять рядов колонн.

ПЕРГОЛА (итал. pergola, от лат. pergere — выдвигаться, выступать), парковое сооружение, крытая беседка на колоннах. В садах и парках XVII — XVIII вв. — галерея решетчатой конструкции для вьющихся растений. В более широком значении — ниша, беседка, балкон (ср. бельведер).

ПЕРИБОЛ (греч. peribolas — окружность, очертание), в древнегреческой и эллинистической архитектуре Ближнего Востока — священная площадка, обнесенный стеной участок перед храмом. В центре устанавливали жертвенник. В поздней античности периболы оформляли колоннадами, портиками, статуями (ср. перистиль; теменос).

ПЕРИПТЕР (греч. peripteron — “окрыленный”, от реп — вокруг и pteron — крыло), тип здания, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой. Наиболее распространенный тип храма в Древней Греции. Периптер следует отличать от псевдопериптера, имеющего колонны только на переднем фасаде, а на трех остальных — полуколонны, от простиля, имеющего колонны только на одном, переднем фасаде (см. также амфипростиль), и от диптера — храма, окруженного двойным рядом колонн.

ПЕРИСТАС (греч. peristasis — “стояние кругом”), в античной архитектуре колоннада, окружающая двор (такая композиция называется перистилем) или храм (который в этом случае именуют периптером).

ПЕРИСТИЛЬ (греч. peristylos — окруженный колоннами), в античной архитектуре — двор, перибол (см. также теменос), окруженный колоннадой (ср. пастада).

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspiсеге — ясно видеть), ясный вид, взгляд вдаль. В специальном значении — изображение здания с угла, в ракурсе, как оно обычно воспринимается в действительности (ср. аксонометрия; изометрия; план; плафон; фасад).

ПЕШТАК (перс. pestak — “передняя арка”), в архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии — парадный портал в виде монументальной стенки наподобие пилона, прорезанной нишей — сводчатым айваном, в глубине которого находится вход.

ЦИКНОСТИЛЬ (греч. pyknostylos, от pyknos — плотный, тесный и stylos — колонна, опора), тип древнегреческого храма, периптера с небольшим интерколумнием (расстоянием между осями колонн), равным 1,5 нижнего диаметра — эмбата колонны (ср. диастиль; систильная расстановка колонн; эветиль).

ПИЛОН (греч. pylon — “место, занимаемое воротами”, от pylai — ворота, проход), вертикальная опора, в отличие от круглой колонны или плоской пилястры, имеющая квадратное либо прямоугольное сечение. Такие пилоны устанавливали по сторонам входа, отсюда название (ср. портал; пропилеи).

ПИЛОТИ (франц. pilotis — свайный, от pilot — свая, столб), свайная постройка, дом, приподнятый на столбах.

ПИЛЯСТРА (итал. pilastro, от лат. pilae — столб), плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну. Имеет прямоугольное сечение, подобно колонне в верхней части дополняется капителью, а в нижней — базой. Схожие элементы — лизена в западноевропейской архитектуре и лопатка в древнерусской — не имеют капители и базы (ср. скарп; тения; тяга).

ПИНАКЛЬ (франц. pinacle, от лат. pinnaculum — перистый, “крылышко”), в готической архитектуре Западной Европы XII — XV вв. — небольшая башенка, увенчанная миниатюрным шатром фиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами и крестоцветами. Пинакли имеют в готической архитектуре не только декоративное, но и конструктивное значение: своей тяжестью они придавливают наружные опоры здания — контрфорсы, увеличивая их прочность.

ПИНАКОТЕКА (греч. pinakotheke, от pinax — дощечка и theke — хранилище), хранилище картин, которые в Древней Греции писали на деревянных досках. Отсюда позднейшее значение — здание картинной галереи.

ПИРАМИДА (греч. pyramis, от руга — огонь, жертвенник), грандиозное сооружение Древнего Египта периода Древнего царства (3000 — 2263 гг. до н. э.). Египтяне называли пирамиды “Пер-О” (“Большой дом”), • однако назначение египетских пирамид до настоящего времени не ясно (традиционная версия о гробницах фараонов не подтверждается). Пирамида — это уникальное сооружение в истории архитектуры, в нем полностью отождествляется конструкция и композиция. Идеальные пропорции, отвечающие законам гравитации, объясняют прочность и устойчивость пирамид. Самая большая из трех великих пирамид — фараона Хуфу в Гизе имела в высоту 148,2 м (ныне ее верхушка утрачена), сторона основания — около 230 м. Пирамида сложена из 2 млн 300 тыс. блоков известняка и ранее имела облицовку (ср. зиккурат; мастаба).

ПИРГОС (греч. pyrgos — башня, укрепление), в античной архитектуре — крепостная башня, бастион.

ПИРОН (греч. pyronos, от реrа — сума, котомка), в античной архитектуре — металлический или деревянный вкладыш, соединяющий каменные блоки. В отличие от обычных скоб или штырей, пирон имеет форму “ласточкина хвоста” или двойной буквы “Т”.

ПИСЦИНА (лат. piscina, от piscis — рыба), водоем, бассейн, источник воды. Большой бассейн для купания в римских термах (ср. имплювий).

ПЛАН (от лат. planta — стопа, подошва), вид или изображение какого-либо объекта точно сверху. Противоположный термин (вид снизу) — плафон. Боковые проекции здания (со всех четырех сторон) называют фасадами. Вид с угла — перспективой.

ПЛАФОН (франц. plafond, от plat — ровный и fond — дно), вид, проекция на здание снизу (ср. план). Отсюда более узкое значение термина — роспись, декор потолка. Центральную часть плафона называют зеркалом (см. также панно; падуга; софит).

ПЛИНТ (греч. plinthos — брусок, плитка), нижняя часть базы колонны в виде квадратной плиты. В более широком значении — любой выступ, профиль прямоугольного сечения (ср. сандрик; тяга).

ПЛИНФА (др.-рус. плинфъ, из греч. plinthos; см. плинт), в византийской и древнерусской архитектуре — широкий и плоский кирпич (30 X 40 X 3,5 см). Ряды плинфы чередовались с полосами цемяночного раствора (из смеси извести и толченого кирпича).

ПОВАЛ (от валить), в деревянной архитектуре славян — расширение верхней части сруба постепенным напуском венцов (конструкции из четырех бревен, связанных по углам). Повал создает дугообразный силуэт и служит основанием шатров и скатных кровель (ср. отлив).

ПОВАЛУША, в русской архитектуре — высокая башня, деревянный сруб, завершенные шатром.

ПОВАЛЬНЫЕ СЛЕГИ (см. слега), выпуски бревен в повале сруба, поддерживающие вынос кровли.

ПОГОСТ (от гостить), в древнерусской архитектуре — подворье, постоялый двор. Со временем погостами стали называть комплексы построек вокруг церкви, окруженные стеной.

ПОДЗОР (от зреть, смотреть), в русской архитектуре — деревянная резная, узорчатая доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца, гульбища (ср. полотенце; причелина).

ПОДИУМ (лат. podium, от греч. pous — нога, стопа), в древнеримской архитектуре — подножие, высокое основание постройки. То же, что в древнегреческой стереобат, или крепидома (ср. постамент; пьедестал).

ПОДКЛЕТ, в русской архитектуре — нижний, цокольный этаж здания “под клетью” (см. клеть).

ПОДПРУЖНАЯ АРКА, арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки. Одна из них — арка, предваряющая алтарь, называется триумфальной.

ПОЛАТИ, см. палаты.

ПОЛИСТАН (тюрк. gulistan — сад, огород), в искусстве Средней Азии — огороженный стенами сад регулярной планировки (ср. агведаль; баг).

ПОЛОТЕНЦЕ, в русской деревянной архитектуре — резная деревянная доска, которую прикрепляют вертикально под вершиной треугольного фронтона. Нижний край доски с ажурным узором напоминает край полотенца, отсюда название (ср. подзор; причелина).

ПОЛУКОЛОННА, колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину своего диаметра. Колонна, выступающая на три четверти диаметра, называется трехчетвертной.

ПОРЕБРИК, в древнерусской архитектуре — прием кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывают “елочкой”, отчего образуется зубчатый пояс с треугольными выемками.

ПОРТАЛ (франц. portal, от лат. porta — ворота, вход), архитектурное оформление входа в здание.

ПОРТИК (франц. portique, от лат. porticus — крытый ход, навес), выступающая часть здания или самостоятельная постройка, образованная колоннадой и имеющая собственное перекрытие. Оформляет вход или проход в здание (ср. лоджия; портал; стоя).

ПОРТФЕНЕТР (франц. portefenetre, от porte — дверь и fenetre — окно), дверь-окно, или французский балкон: окно с невысоким балконом-решеткой, незначительно отступающим от плоскости стены.

ПОСТАМЕНТ (нем. Postament, от лат. postamentum — “поддержка позади”), основание, подножие сооружения (см. также база; крепидома, плинт; подиум; подклет; пьедестал; скамилла; стереобат; стилобат; трибуна; фундамент; цоколь).

ПОСТЕЛЬ (от стелю, стлать), наиболее широкая часть каменной плиты, или квадра, которой укладывают камень на опору, фундамент или нижний ряд камней.

ПОСТИКУМ (лат. posticum — задняя дверь, задворки), в древнеримском храме — помещение, находящееся за целлой, то же, что в древнегреческом опистодом.

ПРЕСВИТЕРИИ (греч. presbyterion — совет старейшин), алтарная часть раннехристианских храмов, несколько приподнятое над общим уровнем пола полукружие апсиды. Там находился трон епископа и скамьи священников, отсюда название. Позднее в западноевропейских базиликах пресбитерием стали называть центральную часть хора, в православных храмах — пространство между солеей, или вимой (возвышением перед иконостасом), и алтарем.

ПРИДЕЛ, пристройка к основному объему здания. В храмах — обычно с южной или с северной стороны. Пристройка с западной стороны называется вест-верк, нартекс, притвор (ср. апсидиола; капелла; пронаос; трапезная).

ПРИТВОР (от притворить, пристроить вор — ворота), в православных храмах — пристройка с западной стороны. Такие же пристройки с северной и южной сторон называются приделами, с восточной — апсидой (ср. аванзал; антикамера; вестибюль).

ПРИЧЕЛИНА (от чинить, делать), в русской деревянной архитектуре — доска на фасаде дома, украшенная резьбой или росписью. В постройках с двускатной кровлей причелины обрамляют фронтон с двух или со всех трех сторон (ср. подзор; полотенце).

ПРОДОМОС (греч. pro-domos — перед домом), в Древней Греции — преддверие, пространство перед входом в атриум, образованное выступами боковых стен (ср. вестибюль; пронаос).

ПРОНАОС (греч. pronaos, от pro — перед и naos — жилище божества; см. наос), в древнегреческой архитектуре — “предхрамие”, преддверие. Часть внутреннего помещения храма между входным портиком и наосом, в котором находится статуя божества. Происходит от более ранней формы — продомоса.

ПРОПИЛЕИ, ПРОПИЛОН (греч. propylaia — преддверие; propylon — перед воротами), сооружение, оформляющее парадный вход; портик или композиция из нескольких портиков; колоннада, перекрытая антаблементом.

ПРОСКЕНИЙ (греч. proskenion, от pro — впереди и skene; см. скена), в древнегреческом театроне V— IV вв. до н. э. — фасад скены, сооружения, расположенного за орхестрой (боковые пристройки называли параскениями). Проскений обычно сооружали в виде портика с колоннами, в проемах проскения размещали декорации. В дальнейшем в римском театре просцениумом (лат. proscaenium) называли переднюю часть сценической площадки.

ПРОСТАСИС (от греч. prostasia — “стояние впереди”), переднее промещение, портик, то же, что пастада; у древних римлян — вестибул.

ПРОТИРОН (греч. prothyron — преддверие), в античной архитектуре — углубление в наружной стене дома, создающее нечто вроде портала, ниши, эдикулы (ср. вестибюль; нартекс; портик; продомос; пронаос; пропилеи).

ПРОТОМА (греч. protome — передняя часть), скульптурное изображение передней части животного — быка, коня. Сдвоенные протомы образуют капители в архитектуре Древнего Ирана V — IV вв. до н. э.

ПРОФИЛЬ (франц. profil, от лат. prае — перед и filum — нить), в архитектуре — поперечный разрез формы, то же, что облом.

ПРЯСЛО (от пряду, прясти), в древнерусской архитектуре — часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками; поле стены “от столба до столба”.

ПСЕВДОПЕРИПТЕР, см. периптер.

ПТЕРОН, см. периптер.

ПУЛЬПИТ (итал. pulpito, от лат. pulpitum — деревянный помост, подмостки), в храмах средневековой Италии — то же, что кафедра, лекториум.

ПЬЕДЕСТАЛ (франц. pie'destal, от итал. piede — нога, стопа и stallo — место, установка), подножие, основание колонны, статуи (см. база; крепидома; ордер; подиум; стереобат; стилобат; фундамент; цоколь).

ПЯТА АРКИ, СВОДА, нижняя часть (подошва) арки или свода, которая непосредственно опирается на Пилон, колонну, капитель или импост.

Р

РАБАТ (араб. r'abat), в средневековой арабской архитектуре — укрепленный лагерь, крепостные стены, обычно прямоугольные в плане, с башнями по углам.

РАВЕЛИН (нем. Ravelin, из итал. rivellino — “щит вала”, от лат. revellare — разрывать землю), в архитектуре крепостей XVI — XVIII вв. — треугольный в плане выступ, расположенный впереди куртины — участка стены между двумя соседними башнями или бастионами.

РАЗОРВАННЫЙ (ВЫГРЫЗЕННЫЙ) ФРОНТОН, треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв, полукруглую выемку. Такой прием, родственный раскреповке, характерен для стиля Барокко.

РАСКРЕПОВКА (от крепить, усиливать), прием зрительного усиления элементов архитектурной композиции. Например: сдвоенные колонны или пилястры, пилястры, собранные в пучки по углам здания, ступенчатые изломы карнизов и антаблемента в целом (из-за того, что колонны значительно отодвигаются от стены), разорванные фронтоны. Подобные приемы усиливают пластику стены, создают напряженное, динамичное ощущение, что свойственно архитектурному стилю Барокко.

РАСПАЛУБКА, часть свода в виде сферического треугольника. Образуется в результате пересечения двух цилиндрических сводов. Для архитектуры готического стиля характерно усиление, укрепление ребер свода — нервюр и облегчение кладки распалубок (ср. лоток).

РАТУША, РАТХАУЗ (нем. Rathaus, от Rat — совет и Haus — дом), в архитектуре Западной и Северной Европы — здание городского самоуправления. Ратуши имели большие парадные залы и высокую башню с часами и флюгером. Ратушная башня происходит от средневековых донжона и беффруа.

РЕГУЛА (лат. regula — правило, линейка, мерка, от regere — править, управлять), в архитектуре дорического ордера — короткая планка, “полочка”, расположенная ниже тении под триглифом. Снизу регула оформлена шестью “каплями” — гуттами.

РЕФЕКТОРИЙ (лат. refectorium, от refectus — отдых), в архитектуре средневековых монастырей Западной Европы — трапезная, помещение для совместной трапезы монахов.

РИЗАЛИТ (итал. risalita — выступ), часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту. Для архитектуры Классицизма типична трехчастная схема композиции фасада: центральный и два малых, симметрично расположенных ризалита (ср. флигель).

РИЗНИЦА (от риза — одежда, облачение), помещение для хранения церковных ценностей. Ризница может находиться в северной апсиде триконха (трехапсидного храма) либо в отдельном приделе (ср. крипта; сакристия).

“РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ЯЧЕЙКА”, композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на массивные пилоны, а колонны, обычно на пьедесталах, приставлены по сторонам в качестве украшения, внешнего оформления. В отличие от древних греков, римляне использовали ордерные элементы не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией оставались стена, арка, свод, а колоннады превращались в декоративное оформление фасадов (см. суперпозиция).

РИМСКИЙ БЕТОН, см. античная архитектура; бут; терраццо.

“РОЗА” (нем. Rose), в средневековой архитектуре Западной Европы романского и готического периодов — большое круглое окно в центре западного фасада храма. Узор каменных переплетов и цветные стекла витражей придают окну сходство с каменным цветком.

РОЗЕТКА (франц. rosette — маленькая роза), декоративный мотив в виде геометризованного изображения цветка.

РОНДЕЛЛА (итал. rondella, от франц. rondel, от rond — круг), круглая башня в углу крепостных стен (ср. барбакан; бастея; беффруа; донжон; ротонда).

РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА, РОСТРЫ (лат. rostrum — нос, клюв, носовая часть судна в форме острия, тарана), древние римляне украшали рострами (носами захваченных вражеских кораблей) ораторские трибуны и колонны на Римском Форуме (ср. трофей). В архитектуре Классицизма часто использовали композицию ростральной колонны в качестве триумфального монумента и своеобразного воспоминания об античности.

РОТОНДА (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый), тип круглого в плане здания. Ротонды обычно перекрывают куполом. Круглое здание без несущих стен, состоящее только из колоннады и перекрытия, называют моноптером (ср. толос). Полуциркульная пристройка — полуротонда (ср. эдикула).

РУИНА (лат. ruina — падение, обвал), разрушенное от времени здание. В романтических парках конца XVIII — начала XIX в. создавали искусственные руины — сооружения, имитирующие античные развалины.

РУНДУК (тюрк, orunduk — подушка, сиденье), в древнерусской архитектуре — помост, возвышение, парадное крыльцо, а также сень, навес над таким крыльцом. “Рундук свесом” — площадка, крыльцо нависающее на “выпусках” — выступающих концах бревен деревянного сруба.

РУСТ, РУСТОВКА (лат. rusticus — простой, грубый, сельский), прием обработки фасада здания в виде больших грубо отесанных квадров в “сельском стиле”. В архитектуре Классицизма руст имитируется кирпичом и штукатуркой. Рустовкой подчеркивают углы и нижний, цокольный этаж, что придает постройке тектоничность. “Дощатым”, или французским (ленточным), рустом называют обработку фасада глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Обработка выступающих камней в форме правильных четырехгранных пирамид называется алмазным или бриллиантовым рустом, по-итальянски — диаманти (итал. diamanti — алмазный, бриллиантовый).

РЮСТКАМЕРА (нем. Rustkammer, от Rust — снаряжение, вооружение и Kammer — комната), комната для хранения коллекции оружия. То же, что арсенал.

РЯЖ (от режа, режь — бревенчатая клетка), бревенчатый сруб, заполненный камнями. В Древней Руси ряжи использовали при возведении крепостей или опор мостов.

С

САКРИСТИЯ (ср.-лат. sacristia, от sacrum — священный), в католических храмах Западной Европы — сокровищница, то же, что ризница в православных церквях.

САЛОН (франц. salon, итал. salone, от лат. salum — простор; ср. зал), большая, просторная комната для приема гостей (ср. отель). В Париже с 1737 г. большие художественные выставки членов Академии проводили в одном из залов Лувра — Квадратном салоне. В более широком значении — вообще помещение или художественная выставка.

САМЦОВАЯ КРОВЛЯ, см. щипец.

САНДРИК (итал. sandric, от лат. sanidis — доска, настил), небольшой профилированный карниз, “полочка” над оконным или дверным проемом. Призван отводить дождевую воду от проема, но в композиции здания имеет тектоническое значение, подчеркивая ритм чередующихся окон, дверей, простенков.

СВЕТЕЛКА (от свет, светлый), в русской архитектуре — небольшая светлая комната в верхней части дома. Светлицей называли парадную светлую комнату в хоромах, обычно на втором или третьем этаже (ср. антресоль; бельведер; горница; мансарда; мезонин; палаты; терем; хоры).

СВОД (греч. apsis — свод, дуга; ср. апсида; конха), криволинейное перекрытие вертикальных частей здания: стен, столбов, пилонов (ср. арка). Внутреннюю поверхность свода называют куполом. Своды бывают разных профилей: полуцилиндрические, коробовые (слегка уплощенные), параболические, крестовые (образуются пересечением двух цилиндрических сводов), сомкнутые (образуются падугами и зеркалом — плоскостью в верхней части), каркасные, или нервюрные (см. готический стиль).

СЕКОС (греч. sekos — забор, ограда), в Древней Греции — огороженная площадка перед храмом, где проводили культовые церемонии (ср. теменос), также — священная роща, святилище.

СЕНИ (см. сень), в русской деревянной архитектуре — входное помещение, расположенное перед клетью избы или между двумя клетями. Иногда сени размещали и на втором этаже.

СЕНЬ (ст.-слав. сънь — тень, защита), в русской архитектуре — навес, шатер, палатка на столбах или колоннах (ср. балдахин; киворий; скиния).

СИЛЬВИЯ (от лат. silva — лес), участок парка пейзажного стиля, напоминающий естественный лес.

СИМА (греч. sima, от simos — курносый, вздернутый), в архитектуре Древней Греции — фигурный карниз, терракотовый или мраморный желоб, по которому дождевая вода текла вдоль края кровли. На определенном расстоянии устраивались отверстия — водометы, оформленные в виде масок львов, горгон с раскрытыми ртами. Профиль симы тот же, что и у каблучка (ср. антефикс; слезник).

СИМБОРИО (исп. cimborrio — “чашечка”), в архитектуре Испании — купол, свод, барабан купола, световой фонарь, венчающий купол (ср. лантерна; тибуриум).

СИСТИЛЬ, СИСТИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОЛОНН (от греч. systello — стягивать и stylos — колонна, опора), систилем называют тип древнегреческого храма, колоннада которого имеет интерколумний (расстояние между осями соседних колонн), равный двум нижним диаметрам колонны (см. эмбат). Более широкая расстановка колонн называется диастилем, а еще более узкая — пикностилем (см. также эвстиль).

СКАЛА (итал. scala, от лат. scandere — восходить, подниматься), лестница (ср. пандус).

СКАМИЛЛА (лат. scamillum — скамеечка), в древнеримской архитектуре — цоколь, пьедестал, плинт.

СКАРП (итал. scarpa — ботинок, башмак, лат. scapus — стержень), выступ стены наподобие лопатки или лизены, дверной косяк, устой.

СКВЕР (англ. square — четырехугольник), квадратная или прямоугольная площадь, по периметру которой расположены дома, а в центре — сад с оградой. Такие скверы появились в Англии в начале XVII в. Позднее — просто сад.

СКЕНА (греч. skene — шатер, палатка), в древнегреческом театроне (театре) вертикальная стенка, декорация, расположенная за сценической площадкой — орхестрой (см. также проскений). От греческого слова происходит название скиния — переносной шатер на столбах.

СКИФА (араб. skifa — навес), в мусульманской архитектуре — прихожая, вестибюль жилого дома.

СКОЦИЯ (лат. scotia, из греч. skotios — затемненная), профиль, или облом, представляющий собой в поперечном сечении двойную асимметричную выкружку (вогнутый профиль) из двух четвертей окружностей разных радиусов (см. трохилус).

СКРИН (англ. screen — ширма, перегородка), в архитектуре английских кафедральных соборов — поперечная перегородка нефа. То же, что леттнер в Германии и амвон во Франции.

СКРИПТОРИИ (ср.-лат. scriptorium, от лат. scribere — писать), в средневековых монастырях — помещение для переписывания и хранения рукописей — манускриптов.

СКУОЛА (итал. scuola, от лат. scholae, греч. schole — досуг, занятие), здание церковной общины, светское помещение при храме. Термин появился в Венеции в XIII в.

СКУФЬЯ (др.-рус. скуфиа, через ср.-греч. skouphia, из греч. skyphos — чашка), чашечное перекрытие, характерное для древнерусской архитектуры XI — XII вв. В более широком значении — вообще купол, свод, скиния.

СЛЕГА (ст.-рус. сляга — жердь, тонкое бревно), в деревянной архитектуре славян — продольное бревно кровли. Слеги укладывали по скатам, от фронтона до фронтона. Вдоль нижнего края кровли к слегам крепятся курицы. Наверху, вдоль конька крыши, проходит князевая слега, иногда ее также именуют коньком или шеломом.

СЛЕЗНИК, ИЛИ КАПЕЛЬНИК, выносная плита венчающего карниза здания, имеющая на нижней поверхности желобок, выемку для лучшего стекания дождевой воды (ср. сима). В архитектуре дорического ордера к нижней поверхности карниза крепятся прямоугольные плиты — мутулы с гуттами.

“СЛЕПАЯ АРКАДА”, то же, что аркатура.

“СЛЕПОЕ ОКНО”, прямоугольная ниша в стене, имитирующая оконный проем (см. также ширинка).

СЛУХИ, в древнерусской архитектуре — проемы, небольшие отверстия в каменной кладке шатра колокольни. Действуют как резонаторы, усиливая колокольный звон, а также освещают внутреннее пространство (ср. голосники).

“СЛУХОВОЕ ОКНО”, см. мансарда.

СОБОР, см. храм.

СОЛЕНЫ (греч. solenos — труба, желоб), в архитектуре Древней Греции — плоские черепицы кровли из мрамора или терракоты (см. калиптеры).

СОЛЕЯ (лат. solium, ср. греч. solea — возвышение, престол), в христианском храме — возвышение алтарной части (ср. пресбитерий). В древнерусском храме солея представляет собой трехступенчатое возвышение перед иконостасом. Его центральная часть называется амвоном. Близкий термин — вима.

СОФИТ (итал. soffitto, от ср.-лат. sub tictum — “пришитый снизу”), средневековый подшивной потолок, закрывающий снизу стропила кровли. Позднее потолок, обработанный декоративными кессонами или росписью (ср. плафон).

СРЕДОКРЕСТИЕ (ср.-греч. amphallion), центральная часть храма, пространство, образующееся от пересечения нефа и трансепта либо от двух равноконечных нефов (см. базилика; крестово-купольные храмы).

Пространство, которому придают символическое значение, оформлено четырьмя пилонами или столбами, на которые через подпружные арки и паруса опирается барабан купола или тибуриум.

СРУБ (от рубить), основной конструктивный элемент деревянной архитектуры славян. Состоит из положенных один на другой венцов — четырех бревен, связанных по углам. Образует кубический объем. Другое название — клеть или четверик (см. также восьмерик). Сруб завершается шатром или главой.

СТАДИОН, СТАДИУМ (греч. stadion, лат. stadium), в Древней Греции — сооружение для состязаний по бегу на короткие дистанции. Название происходит от меры длины — стадия.

СТАЛАКТИТЫ (греч. stalaktitos — “накопленный по капле”), в мусульманской архитектуре — декоративная обработка свода, состоящего из рядов мелких арочек, нависающих одна над другой и образующих ячеистую структуру, напоминающую пчелиные соты или естественные сталактиты пещер.

СТАМБХА (санскр. stambcha — стояние), в искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — отдельно стоящая колонна, монумент в честь исторического события.

СТАМИК (греч. stemon, лат. stamen — основа, стояк), в деревянной архитектуре славян — деревянный шпунт, которым скрепляли охлупень, или шелом, с расположенной ниже князевой слегой (коньком кровли).

СТЕЛА (греч. stele — столб), вертикально поставленная каменная плита. В древности стелы использовали в качестве межевых знаков, мемориальных или надгробных сооружений. Дополняли рельефами и надписями.

СТЕРЕОБАТ (греч. stereobates, от stereo — крепкий, твердый и baino — ступаю), в древнегреческой архитектуре — объемное возвышение, на котором возводили здание. Под стереобатом находится фундамент. Верхнюю плоскость стереобата называют стилобатом. Другое название — крепидома (ср. подиум).

СТЕРЕОТОМИЯ (от греч. stereo — крепкий, твердый и tome — рассечение), строительство из камня, искусство обрабатывать крупные каменные квадры. Стереотомия — характерное качество древнегреческой архитектуры, отличающее ее от древнеримской (римляне строили из кирпича с последующей мраморной облицовкой). В средневековье каменщика называли латомусом. На Руси — зодчим, а плотника, строившего из дерева, — тектоном (см. тектоника).

СТИЛОБАТ (греч. stylobates, от stylos — опора, колонна и baino — ступаю), “плоскость, по которой ступают колонны”. Верхняя плоскость стереобата.

СТОМИОН (греч. stomion — устье, вход, от stoma — пасть), в архаических сооружениях — вход в галерейную гробницу.

СТОУНХЕНДЖ (англ. Stonehenge, от stone — камень и др.-англ. henge — “висящий в воздухе”), крупнейшее мегалитическое сооружение древности. Кромлех (начало II тысячелетия до н. э.) диаметром 30 м. Находится в Южной Англии. Представляет собой ряды менгиров и дольменов — камней, поставленных в круг. Как и многие другие сооружения древности — обелиски, зиккураты, пирамиды, — полифункционален. Подобные постройки (в Англии их называют хенджами) использовали для астрономических наблюдений и в других целях.

СТОЯ (греч. stoa, от stasis — установка, стояние), в архитектуре Древней Греции — крытая галерея, которая соединяла несколько зданий. Служила убежищем от солнца, местом прогулок, встреч философов (отсюда название философской школы стоиков).

СТРОПИЛА (ст.-слав, стропъ — крыша, чердак, потолок), ряд поддерживающих конструкций, обычно в форме треугольных ячеек, несущих двускатную кровлю. В средневековье стропила оставляли открытыми, украшая их росписью, либо закрывали “подшивным потолком” (см. софит).

СТУДИОЛО (итал. studiolo, от studio — старание, изучение), в архитектуре Итальянского Возрождения — небольшая комната, отведенная под кабинет, библиотеку.

СТУККО, СТУК, ШТУК (итал. stucco, от stuccare — отделывать), отделочный материал, искусственный мрамор, который приготавливают из гипса с добавлением клея и красителей. Застывшую массу полируют. Стукко называют также лепной орнамент из гипса или инкрустацию, резьбу по гипсу.

СТУПА (санскр. tupa — верхушка, курган), в странах Центральной и Юго-Восточной Азии — культовое и мемориальное буддийское сооружение в форме полусферы или башни (ср. пагода).

СУПЕРПОЗИЦИЯ (от лат. super ропеге — ставить наверх), порядок размещения ордерных колоннад на фасаде здания в древнеримской архитектуре (см. “римская архитектурная ячейка”). Нижний ярус аркад оформляется колоннами тосканского или дорического ордера, выше располагают колонны ионического, а еще выше — наиболее легкого и пышного коринфского или композитного. Таким образом оформлены аркады Колизея в Риме.

СУПОРТ (искаж. франц. support, от позднелат. supportare — поддерживать), поддерживающая конструкция: карниз, кронштейн, консоль, волюта. Правильное название — суппорт (см. также эвольвент).

“СУХАРИКИ”, см. дентикулы.

СФЕРИСТЕРИЙ (греч. sphairisterion, от sphaira — шар, мяч), зал для игры в мяч. В позднее средневековье и эпоху Возрождения — большой, парадный зал.

Т

ТАБЕРНАКЛЬ (франц. tabernacle, от лат. tabernaculum — шатер, башенка), реликварий, дарохранительница. В архитектуре раннего средневековья — то же, что балдахин, киворий — навес, шатер над престолом в апсиде церкви. В эпоху Готики — ажурный шатер, иногда в виде отдельной постройки над статуей.

ГАБЛИНИЙ, ТАБЛИНИУМ (лат. tablinium — “деревянная галерея”, от tabulae — доска), в древнеримской архитектуре — комната, помещение, расположенное за атриумом в дальней части дома. Таблиний предназначался для деловых встреч, там хранили документы и семейный архив на табулах (досках), отсюда название.

ТАБУЛАРИЙ (лат. tabularium), здание для хранения архива. В Древнем Риме законы записывали на бронзовых досках — табулах (лат. tabulae).

ТАК (араб. tak — арка, свод), в средневековой архитектуре Средней Азии — купольное сооружение, которым перекрывали перекрестки улиц. В “таках” размещали свои лавки торговцы и ювелиры.

ТАМБУР (франц. tambour, от араб. tabl — барабан), в архитектуре — барабан купола (ср. симборио; тимпан).

ТАРМА, см. айван.

ТЕАТРОН (греч. theatron — места для зрителей), древнегреческий театр, который устраивали на естественном склоне холма, вырубая ступени полукругом. Внизу располагалась площадка для актеров или певцов — орхестра. За орхестрой находилась скена (ср. одеон). Римляне предпочитали строить амфитеатры, в которых зрительские места располагались со всех сторон, по кругу или эллипсу. Наиболее знаменитый из римских амфитеатров — Колизей.

ТЕЗАУРА (греч. thesauros — сокровище, клад), в Древней Греции — здание для хранения государственной казны и жертвоприношений богам (ср. сакристия).

ТЕКТОНИКА (греч. tektonike — строение, искусство построения; tekton — плотник, строитель), искусство строительства из дерева (ср. стереотомия). В теории формообразования и архитектурной композиции под качествами тектоничности подразумевают зрительное выражение внутренней конструкции здания на поверхности формы — фасадах. Например, подчеркивание горизонтальных и вертикальных членений тягами, пилястрами, колоннами; обозначение верха венчающим карнизом, а низа цоколем, зрительное утяжеление нижней части фасада и усиление углов рустом. Подобные приемы создают впечатление прочности, устойчивости, логичности (см. также абака). Тектоника — эстетическая категория, и ее следует отличать от архитектоники — художественно-образного качества архитектурной композиции.

ТEЛAMOH (греч. telamon — “носитель”), в архитектуре — мужская фигура, выполняющая функцию опоры, колонны (ср. атлант; кариатида).

ТЕМЕНОС (греч. themenos — “почтенный участок”), в древнегреческой архитектуре — священный участок земли, окруженный оградой, мраморной стеной, в центре которого находился храм (ср. перибол; секос; форум).

ТЕМПЛУМ, ТЕМПЛОН (лат. templum — освященное место), храм, святилище, алтарь.

ТЕНИЯ (греч. tenia, лат. taenia — ремень, лента, пояс), в архитектуре дорического ордера — горизонтальный выступ, тяга, “полочка”, которая подчеркивает нижнюю часть фриза и находящиеся над ней триглифы. Под тенией располагаются регулы с гуттами.

ТЕПИДАРИИ (лат. tepidarium — теплый, прохладный), в древнеримских термах — помещение с бассейном со слегка подогретой водой. Его использовали как переходное от фригидария (бассейна с холодной водой) к кальдарию (бассейну с горячей водой).

ТЕРЕМ (др.-рус. теремъ, из греч. teremnon, teramnon — дом, жилище), в древнерусской архитектуре — верхний ярус жилого дома — хором или палат (ср. светёлка). Терема сооружали над сенями, покрывали высокой кровлей. К ним вела парадная лестница. Иногда терем — отдельно стоящая постройка на подклете.

ТЕРМАЛЬНОЕ ОКНО, мотив палладианской архитектуры. Большое полуциркульное окно с двумя вертикальными перемычками. Такие окна помещают в верхней, части стен, у основания сводов и куполов. В XVII — XVIII вв. их считали происходящими из архитектуры древнеримских терм, отсюда название. Термальные окна получили распространение в архитектуре русского Классицизма, где их называли итальянскими (см. итальянское окно).

ТЕРМЫ (лат. thermae, от греч. thermos — горячий), древнеримские бани. Общественные купальни, которые отапливали горячим воздухом, идущим по каналам в полу и стенах, существовали еще в Древней Греции. У римлян они превратились в сложные сооружения с многими залами: аподитерием (предбанником), помещениями с холодной, прохладной и горячей водой (см. фригидарий; тепидарий; кальдарий), сферистерием (залом для игры в мяч), гимнастическими залами, библиотеками, экседрами для бесед и ученых занятий. Свободные римляне проводили в термах целые дни.

ТЕРРАСА (франц. terrasse, от лат. terracea — земляной вал), горизонтальная площадка, уступ на склоне холма. Галерея, примыкающая к основному зданию, иногда на аркадах, с балюстрадой (ср. лоджия).

ТЕРРАЦЦО (итал. terrazzo, от terra — земля), строительный материал древних римлян. Смесь негашеной извести, булыжника и обломков кирпича. Терраццо использовали для забутовки стен и мозаичной выкладки полов.

ТЁС, ТЕСИНЫ (др.-рус. тесъ, от праслав. tesati — обтесывать; греч. tekton — плотник, см. тектоника), щепа, тонкая дощечка, доски, вытесанные топором. В русской архитектуре — тонкие доски, которые использовали для кровли (тесовая кровля) и обшивки стен.

ТЕТРАКОНХ (от греч. tetras — четыре и konche — воронка, свод), “четырехлистник” (см. квадрифолий). Разновидность центрического храма крестово-купольного типа, четыре “ветви креста” которого завершаются полукружиями апсид. Такие храмы строили в средневековой Византии, Персии, в Закавказье.

ТЕТРАПИЛОН (лат. tetrapylon, от греч. tetras — четыре и pylon — ворота), в античной архитектуре — ворота, имеющие проезды на все четыре стороны. Такие сооружения устраивали на перекрестке дорог. Древние римляне превратили тетрапилон в четырех-фасадную триумфальную арку на пересечении главных улиц (см. декуманус и кардо) или при въезде на форум.

ТЕТРАСТИЛЬНЫЙ ХРАМ (от греч. tetras — четыре и stylos — опора, колонна), тип древнегреческого храма с четырьмя колоннами на переднем и заднем фасадах.

ТИБУРИУМ (ср.-лат. tiburium), в средневековой западноевропейской архитектуре — башня, часто в форме октагона (восьмигранника), над средокрестием храма. Через проемы тибуриума освещается внутреннее пространство (ср. лантерна; симборио).

ТИМПАН (греч. tympanon — бубен, кожа, натянутая на обруч), внутреннее поле фронтона, плоскость, ограниченная с трех сторон гейсонами (карнизами). Тимпаном также называют полуциркульное поле лучкового фронтона, люнета. Поле стены между двумя арками правильнее называть антрвольтом.

ТОКОНОМА (япон. tokonoma), ниша в интерьере традиционного японского дома. В ней размещают свиток с каллиграфией, вазу, букет (икебана).

ТОЛОС, ФОЛОС (греч. tholos — шалаш, палатка), тип древнегреческого здания, храма или гробницы, круглого в плане, окруженного колоннадой, с коническим покрытием, напоминающим хижину. Толос, в отличие от моноптеров, имеет святилище — наос (у римлян — целла). Римские ротонды, также круглые здания, отличаются от греческих толосов купольным перекрытием.

ТОРАНА (др.-инд. torana — ворота), в буддийской архитектуре Индии — каменные ворота, украшенные рельефами, которые ведут через ограду к святилищу — ступе.

ТОРИИ (япон. torii — ворота), в традиционной архитектуре Японии — ворота, арка, два пилона с архитравом. Оформляют вход на территорию синтоистского святилища.

ТОРРАЦЦО (итал. torrazzo — “старинная, монументальная башня”, от torre — башня), в архитектуре Италии — башня, кампанила.

ТОРХАУС (нем. Torhaus — “воротное здание”), в средневековой архитектуре Северной Европы — надвратная крепостная башня (ср. барбакан).

ТОРУС (лат. torus — выпуклость, вздутие), архитектурный профиль, облом полукруглого сечения. То же, что вал. Составная часть базы колонны (ср. трохилус).

ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР (по названию центральной области Италии — Тосканы; см. ордер), италийский (древнеримский) вариант греческого дорического ордера. По канону Витрувия (см. триада Витрувия), тосканский ордер является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров, которые использовали древние римляне (вслед за ним Витрувий поставил римско-дорический ордер). Однако, в отличие от дорического ордера, тосканский не имеет каннелюр колонн, триглифов и метоп фриза, мутулов на карнизе. Капитель тосканского ордера аналогична дорической, а база состоит только из плинта и торуса (см. также суперпозиция).

ТРАВЕЯ (франц. travee — пролет, ряд), в средневековой архитектуре Западной Европы — один пролет главного нефа (в большинстве базилик на один пролет главного нефа приходятся два пролета боковых). Четыре опоры травеи поддерживают ячейку свода.

ТРАНСЕПТ (поэднелат. transeptum, от trans — через и septum — ограда), в средневековых храмах: базиликах и зданиях крестово-купольного типа — поперечный неф, “корабль”, пересекающий под прямым углом главный неф здания. Иногда строили два трансепта либо трансепт, состоящий из двух или трех нефов. Трансепт образует “перекладину креста” в планировке храма. Пересечение нефа и трансепта создает средокрестие, над которым через систему подпружных арок и тромпов или парусов возводили купол, тибуриум или шпиль, возносящийся к небу. В “рукавах” трансепта размещали дополнительные апсиды (см. триконх; тетраконх), а их фасады (северный и южный) украшают круглые окна — “розы”.

ТРАПЕЗНАЯ (греч. trapesa — стол, угощение), в средневековых монастырях — помещение для совместной трапезы монахов, то же, что рефекторий (ср. дормиторий; скрипторий). Здания трапезных объединяли с церковью и подсобными помещениями. В русской архитектуре трапезные помещают с западной стороны храма, между собственно церковью и колокольней. Трапезные использовали для церковных и общественных нужд.

ТРАХЕЛИИ (греч. trachelos — шея), в древнегреческой архитектуре — верхняя часть фуста (ствола) колонны, слегка зауженная, находящаяся под капителью. Ниже трахелия (“шейки”) расположены кольцеобразные врезы (см. гипотрахелий).

ТРЕВЕРХИЙ ХРАМ, в древнерусской архитектуре — храм с тремя куполами, главами или шатрами.

ТРЕЛЬЯЖ (франц. treillage — решетка, сетка), в садово-парковом искусстве — решетчатая конструкция, парковый павильон для вьющейся зелени. Отсюда и название орнамента — “трельяж”, — состоящего из косой сетки с мелкими розетками.

ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА, колонна, выступающая из стены более чем на половину своего диаметра.

ТРИАДА ВИТРУВИЯ (греч. trias, triados — троичность, троица), основной принцип классической архитектуры, который сформулировал древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион в сочинении “Десять книг об архитектуре” (18—16 гг. до н. э.): “Прочность, польза, красота” (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). Витрувий также канонизировал пять ордеров классической архитектуры и их составные части (на основе древнеримских): тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный.

ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. triangulum — треугольник), способ пропорционирования зданий, типичный для западноевропейской средневековой архитектуры, в особенности готического стиля. Построение плана и разбивка фасадов осуществляются на основе построения смежных равносторонних треугольников. Точки пересечения (вершин) треугольников и их производных определяют основные конструктивные членения постройки, что обеспечивает “связанность” конструкции. Триангуляции придавали мистическое значение (символ Святой Троицы), мотивы пересекающихся треугольников повторялись в орнаментах кафедральных соборов. Триангуляцию называли также “французским способом” пропорционирования, противопоставляя его “германскому” (на основе квадрата и его диагонали).

ТРИБЕЛОН (ср.-греч. tribelonos — трехчастный), трехчастный портал или фасад здания, имеющий три входа.

ТРИБУНА (франц. tribune, от лат. tribunalis — возвышение), в древнеримской архитектуре — возвышение, помост для ораторов, затем — кресло для судей. В средневековых базиликах — возвышение, престол, находящийся в средокрестии под главным куполом или башней (см. тибуриум; ср. амвон; леттнер; скрин). В итальянских храмах трибуной иногда называют апсиду.

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos — “с тремя нарезками”, от tri — три и glypho — вырезаю), элемент фриза дорического ордера, чередующийся с метопами. Триглиф представляет собой вытянутую по вертикали каменную плиту с двумя целыми, а по краям половинными желобками (нарезками). Согласно гипотезе о происхождении греческой архитектуры из древнейших деревянных строений, триглифы вначале представляли собой вертикальные рейки, которые прибивали к торцам деревянных балок перекрытия, некрасиво выходящих на фасад здания. Под триглифами располагаются тения и регулы с гуттами. Триглифы помещают над осями колонн, посередине интерколумни-ев (расстояний между колоннами) и на углах здания. Поэтому дорический фриз иначе называют триглифионом или триглифо-метопным.

ТРИКЛИНИЙ (лат. triclinium, от греч. tri — три и kline — ложе), в Древнем Риме — просторное помещение, комната для застолий, в которой с трех сторон пиршественного стола ставили три ложа (по древнему обычаю хозяин дома и гости возлежали во время еды).

ТРИКОНХ (от греч. tri — три; см. конха), тип храма с тремя апсидами. План такого центрического здания напоминает трилистник (см. трифолий).

ТРИЛИТ (от греч. tri — три и Iithos — камень), мегалитическое сооружение из трех камней: двух вертикальных и третьего, положенного на них горизонтально. Прообраз позднейшей стоечно-балочной конструкции, основной в различных типах архитектурной композиции. Другое название — дольмен.

ТРИПИЛОН (греч. tri — три и pylon — ворота), композиция из трех арок, ворот, например трехпролетная триумфальная арка (ср. тетрапилон).

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ (лат. Arcus Triumphalis, от греч. Thriambos — торжественная процессия, гимн в честь Вакха; см. арка), тип сооружения, который древние римляне заимствовали из восточной архитектуры. Возводились в честь императоров и военных побед Рима над другими народами. Первые арки были построены в Риме во II — I вв. до н. э. (ср. пропилеи; тетрапилон). Их сооружали на перекрестках дорог, у въезда на Форум. Наиболее известны арка императора Тита (81 г.), трехпролетные арки Септимия Севера (203 г.) и Константина (315 г.). Арки украшали рельефами, статуями, облицовывали разноцветным мрамором. Над венчающим карнизом помещали аттик с памятной надписью. На его вершине — статую императора или квадригу (четверку коней) — триумфальную колесницу. По образцу древнеримских триумфальные ворота строили во многих странах в эпоху Барокко и Неоклассицизма (XVII — XVIII вв.), в период Ампира (“стиля империи”) начала XIX в.

ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ (лат. Columnae Triumphalis; см. колонна), тип сооружения, сложившийся в Древнем Риме. Установкой колонны отмечали памятные события и военные триумфы. В Риме сохранились колонна императора Траяна (113 г.) и колонна Марка Аврелия (между 176 и 193 гг.; ср. ростральная колонна). По образцу римских архитектор О. Монферран установил в Петербурге Александровскую колонну (1830 — 1834 гг.) в память императора Александра I и победы России в войне 1812 г.

ТРИФОЛИЙ (лат. trifolium, от tria — три и folium — лист), трилистник. Тип храма с тремя апсидами (см. триконх). В ином значении — элемент орнамента в виде трилистника. В готическом искусстве образуется из треугольника (ср. триангуляция) с построенными на его вершинах окружностями (ср. квадрифолий).

ТРИФОРИЙ (позднелат. triforium, от лат. tria — три и foris — дверь, вход, проход), в средневековых соборах Западной Европы — галерея второго яруса главного нефа храма. Вначале такие галереи строили для того, чтобы через их проемы свет из центрального нефа распространялся на боковые. Затем верхние галереи приспособили для женщин и стали называть матронеями (“женскими”). Постепенно галереи по обеим сторонам главного нефа становились все уже и наконец превратились просто в декоративный элемент (ср. аркатура; машикули). Наименование “трифорий” происходит от пролетов, которые обычно представляют собой строенные арки.

ТРОМП (франц. trompe — охотничий рог, из др.-верх.-нем. trumba — труба, рог), в архитектуре — вогнутая поверхность, элемент в виде части конуса. Четыре тромпа находятся в углах сходящихся стен квадратного в плане средокрестия между подпружными арками, обеспечивая переход от квадрата к цилиндрическому барабану купола. Тромпы использовали в архитектуре древней Персии, Византии, Закавказья. В древнерусской архитектуре применяли иную форму, более сложной кривизны. Общее название — пандатив (см. парус).

ТРОПЕУМ, ТРОФЕЙ (лат. tropaeum, греч. tropaion, от trope — поворот), мемориальное сооружение античности. В Древней Греции существовал обычай: место, где в решающий момент битвы враг поворачивался спиной (греч. tropos) и обращался в бегство, после сражения отмечали столбом — на него навешивали захваченные в бою шлемы, щиты, мечи, копья. Римляне переняли этот обычай и стали воздвигать внушительные сооружения — тропеумы, увенчанные композицией из различного оружия. Позднее, в искусстве Классицизма и Ампира, трофей, или арматура, — характерный элемент декора зданий.

ТРОХИЛУС (лат. trochilus, от греч. trochilos — “бегунок”, колея, борозда), в архитектуре — вогнутый профиль, то же, что скоция (ср. торус).

ТРЮМО (франц. trumeau — простенок), часть стены между оконными проемами в интерьере здания. Отсюда название высокого зеркала, занимающего такой простенок.

ТУМУЛУС (лат. tumulus — холм, бугор), курган, купольная гробница, захоронение этрусков (древних жителей Италии). Состоит из подземной камеры, перекрытой сводом из каменных блоков, и насыпного холма (ср. галерея; мавзолей; мазар).

ТЫН (др.-рус. тынъ, из др.-герм, tun — забор, крепость), забор, частокол, оборонительное сооружение.

ТЬЕРСЕРОНЫ (франц. tiercerons — “третьи элементы”), в архитектуре Готического стиля — дополнительные малые ребра — нервюры, вместе с лиернами и ожива создающие “звездчатый рисунок”.

ТЯБЛО (др.-рус. тябло, из греч. templon — ограда, отделяющая алтарь от остального помещения церкви), в древнерусском храме — горизонтальный брус иконостаса, на котором устанавливали иконы.

ТЯГА (др.-рус. тяго, ср.-греч. teino), узкий горизонтальный выступ на стене здания, пояс (ср. тения), в отличие от карниза, имеет исключительно тектоническое значение (см. также нервюра).

У

УРБАНИЗМ (от лат. urbanus — городской), градостроительство, приверженность идеям мегаполиса (“большого города”).

УРНА (лат. urna — емкость), у древних этрусков — сосуд для хранения праха умерших. Позднее, в архитектуре Классицизма — декоративный элемент в форме вазы с крышкой и двумя ручками.

УСАДЬБА (от садить, устраивать), в русской архитектуре — комплекс зданий, в который входит жилой дом, хозяйственные постройки, “огород” (сад) и иногда церковь. Усадебная планировка — композиция, типичная для архитектуры русского провинциального Классицизма XVIII — XIX вв.: барский дом, поставленный “покоем” — в глубине сада, за оградой с воротами (ср. курдонер), два боковых флигеля, фланкирующих центральный ризалит портик с колоннами, мезонином и треугольным фронтоном.

ФАНЗА (кит. fangzi), в традиционной архитектуре Китая — небольшой дом каркасной конструкции (ср. фахверк).

ФАСАД (франц. fac.ade, итал. facciata, от faccia — лицо), вид внешних стен здания (см. экстерьер) под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). Вид с угла называют перспективой, вид сверху — планом, вид снизу — плафоном.

ФАСГИГИЙ, см. акротерий.

ФАСЦИЯ (лат. fascia — полоса, повязка), уступ, ступенька архитрава ионического ордера.

ФАХВЕРК (нем. Fachwerk, от Fach — панель, секция и Werk — работа), здание каркасной конструкции, типичной для архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Восходит к технике строительства древних римлян. Деревянный каркас заполняется камнем или кирпичом с цементным раствором, причем вертикальные стойки, подкосы, горизонтальные брусья не маскируются, а образуют на поверхности стены причудливый сложный узор.

ФИАЛ (франц. phiale — башенка), в архитектуре готического стиля — граненые шатровые навершия башенок — пинаклей. Фиалы украшали краббами и крестоцветами.

ФИЛЁНКА (от нем. Fiillung — заполнение), плоскость, заполняющая внутреннее пространство и ограниченная профилированной рамой. Например, филенка двери, пилястры (ср. зеркало; панель; панно; трюмо).

ФЛАНКИРОВАТЬ (франц. flanquer — обходить сбоку, от flanc — бок, сторона), в архитектуре — оформлять боковые части композиции, окружать центральную часть, например главный ризалит, боковыми ризалитами, корпусами, флигелями, колоннами, портиками.

ФЛЕРОН (франц. fleuron — украшение, от fleur — цветок), декоративное навершие кровли средневекового здания готического стиля либо миниатюрного реликвария в виде горизонтальной полосы, обработанной ажурным масверком. Русское название — гребень. Вопреки буквальному значению слова, флерон следует отличать от другого навершия — крестоцвета.

ФЛИГЕЛЬ (нем. Flugel — крыло), боковая пристройка, крыло здания. Иногда — отдельная постройка, фланкирующая главный корпус (см. усадьба; ср. периптер).

ФЛЮГЕР (нидерл. vleugel — крыло), подвижное навершие шпиля, указывающее направление ветра. В западноевропейских средневековых городах флюгер с эмблемой города завершает шпиль ратушной башни.

ФОЛОС, см. толос.

ФОНАРЬ (от греч. phanos — светоч, факел), навершие купола в виде небольшой башни, через окна которой освещается внутреннее подкупольное пространство и средокрестие здания. То же, что лантерна. В ином значении — то же, что эркер. “Зенитными фонарями” называют световые проемы в перекрытии здания — кровле, потолке (ср. слухи).

ФОРБУРГ (нем. Vorburg, от vor — перед и Burg — город), выступающая вперед часть замка, крепости, иногда отделенная от остальных строений валом, рвом и подъемным мостом. Близко по значению слову кронверк (ср. барбакан; бастион; донжон; торхаус).

ФОРТ (нем. Fort, от лат. fortis — сильный, крепкий), укрепление, крепость, система бастионов. ФОРУМ (лат. forum — площадка, рыночная площадь), в Древнем Риме — главная торговая площадь города, окруженная портиками, колоннадами. Место народных собраний. Соответствует греческой агоре. В период империи в Риме каждый император считал своим долгом построить для народа форум с храмами, дворцами, триумфальными арками и колоннами, трибунами, статуями.

ФРАНЦУЗСКОЕ ОКНО, см. портфенетр.

ФРИГИДАРИИ (лат. frigidarium — “с холодной водой”), одно из помещений древнеримских терм, в котором находился бассейн с холодной водой.

ФРИЗ (франц. frise, итал. fregio, от fregiare — украшать), средняя часть антаблемента (горизонтального перекрытия колонн). Расположен между архитравом и карнизом здания. В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп, в ионическом и коринфском — украшается непрерывной лентой рельефа (см. зофор). В более широком значении фриз — любая композиция, вытянутая по горизонтали.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ (франц. frontal, от лат. frontis — лоб), обращенность прямо к зрителю, вид спереди (см. фасад). Развертывание композиции вширь, вдоль переднего фасада.

ФРОНТОН (франц. fronton, от лат. frontis — лоб, лицевая сторона), верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами, или гейсонами, двускатной кровли (ср. щипец). Внутреннее пространство фронтона заполняется плоскостью, которая называется тимпаном. Фронтоны бывают треугольные или полуциркульные — лучковые (ср. закомары; люнет). Для архитектуры стиля Барокко типичны раскрепованные карнизы и разорванные фронтоны.

ФУНДАМЕНТ (лат. fundamentum — основание), нижняя, опорная часть сооружения, частично или полностью скрытая в земле. Фундамент следует отличать от стереобата (см. также крепидома; подиум; пьедестал; цоколь).

ФУСТ (итал. fusto, от лат. fustis — ствол, палка), стержень, основная часть колонны от базы до капители. Ствол колонны иногда обрабатывается желобками — каннелюрами. В античности колонны составляли из отдельных каменных барабанов (см. также эмбат; энтасис).

Х

ХАН, ХАНАКА (перс. chane — дом), в архитектуре стран Ближнего и Среднего Востока — постоялый двор, комплекс построек, включающий мечеть, жилые и хозяйственные здания.

ХЕЛИКА, см. гелика.

ХЕНДЖ, см. Стоунхендж.

ХОРАГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ (от греч. choregos — хорег, предводитель хора), в Древней Греции хореги обязаны были за свой счет приглашать хор (певцов и танцоров) для общественных празднеств. После победы в музыкальных состязаниях хореги посвящали в храм треножники, а в городе устанавливали памятники. В Афинах сохранилась улица из подобных монументов. Наиболее известен Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.).

ХОР, ХОРЫ (греч. choros — совместное пение, единение, сбор), в западноевропейских базиликах хором называют огороженную часть главного нефа от средокрестия до алтаря или пресвитерия (иногда понятия хора и пресбитерия используют как синонимичные). В хорах помещали двумя рядами скамьи для клира — священников. В древнерусских храмах хоры — галерея второго этажа, расположенная вдоль западной стены, на которую вела внутренняя лестница. Эти хоры предназначались для князя и членов его семьи. Средневековое понятие хора, или хоров, следует отличать от названия места для певчих — кантории (см. кафедра).

ХОРОМЫ (др.-рус. хоромъ, ст.-слав. храмъ — строение, дом), в древнерусском зодчестве — большой деревянный дом. Каменные постройки называли палатами (см. также светёлка; терем).

ХРАМ (см. хоромы), место поклонения божеству. Вначале — алтарь или храмовая площадка (см. теменос), затем — жилище божества (см. наос; периптер; темплум). В раннем христианстве сложились три основных типа храма — крестово-купольный, базилика и ротонда. Кафедральную церковь (в которой служит архиепископ или епископ) называют собором (от сбор, единение; лат. Domus — Дом). Маленькие святилища именуют капеллами, каплицами, часовнями.

ЦЕЛЛА (лат. cella — комнатка), в античности — маленькая комнатка, кладовая. В древнеримском храме — главное помещение, святилище, где находилась статуя божества. То же, что у греков наос.

ЦЕМЯНКА (из лат. caementum — тесаный камень, щебень, от caedo — бью, отесываю), в византийской и древнерусской архитектуре — раствор, состоящий из извести и толченого кирпича, отчего имел розоватый цвет. Горизонтальные полосы розового цемяночного раствора и желтоватого плоского кирпича (см. плинфа) составляют характерную особенность ранней русской архитектуры.

ЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ, см. крестово-купольные храмы; моноптер; ротонда; толос.

ЦЕРКОВЬ (др.-рус. црькы, через готск. kiriko, от греч. kyriakon — “дом Господень”), восточное название христианского православного храма. В широком значении — собор, единение верующих (см. также капелла; часовня).

ЦИКЛОПИЧЕСКАЯ КЛАДКА (от греч. kyklops — круглоглазый), остатки древних стен крито-микенской эпохи (см. античная архитектура) и укреплений этрусков в Италии, сложенных из огромных каменных глыб, которые, по преданию, могли возвести только великаны — циклопы (люди с одним большим глазом посередине лба).

ЦИРК (лат. circus — круг), в Древнем Риме — место для конных состязаний, то же, что у греков ипподром. Вопреки буквальному значению слова, не круглое, а вытянутое в длину сооружение: двойная беговая дорожка, окруженная местами для зрителей. “Большой цирк” в Риме (Circus Maximus) имел 600 м в длину и 150 м в ширину и был устроен в ложбине между холмами (ср. амфитеатр; арена; одеон; театрон).

ЦИРКУЛЬ (лат. circulus — окружность), в архитектуре — название любых построек, имеющих в плане круглую форму.

ЦИРКУМФЕРЕНЦИЯ (лат. circumferentia — “обнесенная вокруг”), постройка, располагающаяся по кругу либо обрамляющая полукругом площадь (см. курдонер).

ЦИТАДЕЛЬ (итал. cittadella — “городок”, от citta — город), укрепленная часть города, убежище, неприступная крепость на вершине горы (ср. акрополь; вышгород; детинец; донжон).

ЦОКОЛЬ (итал. zoccolo — башмак на деревянной подошве), нижняя, обычно несколько выступающая часть здания, лежащая непосредственно на фундаменте. Подножие колонны (см. ордер), статуи. Цоколь обрабатывается рустом, профилями, что подчеркивает его тектоническое значение (ср. крепидома; подиум; пьедестал; стереобат). Нижний этаж здания, отделанный рустом, также называют цокольным.

Ч

ЧАЙТЬЯ (санскр. chait'a — святилище), в буддийской архитектуре Индии — святилище, скальный храм, внутри которого находится ступа.

ЧАСОВНЯ, небольшая церковь, в которой служат “часы”, второстепенные и частные службы. Часовни используют в качестве усыпальниц и мемориальных сооружений. В западноевропейской архитектуре аналогичные здания называют капеллой или каплицей.

ЧЕДИ (тайск. chedi), в архитектуре Юго-Восточной Азии — разновидность ступы колоколообразной формы с высоким шпилем.

ЧЕМБИЯ (итал. cimbia — полочка, выступ), узкий выступ прямоугольного сечения, то же, что “полочка”, тения. Близкий термин — листель. Чембия, или чимбия (сочетание пояска с выкружкой), опоясывает основание колонны.

ЧЕРДАК, см. мансарда.

ЧЕРЕПИЦА (от череп, черепок), кровельный материал, плитки из терракоты (обожженной глины). В античности черепицы делали из мрамора (см. калиптеры; солены). В западноевропейском средневековье — из красной глины или серого сланца, хорошо отталкивающего воду. На Руси использовали лемех (см. также гонт; тёс).

ЧЕРТОГ (ст.-слав. чртогь, из перс. cartak — “четверть дома”), интерьер, внутренние покои в палатах, тереме.

ЧЕРТОЗА (итал. Certosa, от chartezians — картезианцы), монастырь ордена картезианцев, основанного в XI в. в Бургундии, в местности Шартрез (франц. Chartreuse). Итальянские чертозы представляют собой выдающиеся памятники архитектуры и сокровищницы произведений искусства.

ЧЕТВЕРИК, в русской деревянной архитектуре — квадратный в плане сруб, клеть (см. восьмерик).

ЧИМБИЯ, см. чембия.

ШАЛЕ (франц. chalet, из нов.-верх.-нем. schalen — обивать досками, тёсом), деревянный сельский дом (ср. фахверк).

ШАРБОНЬЕР (франц. charbonniere — угольная яма, от charbon — уголь), увеселительный парковый павильон, стилизованный под “хижину угольщика” (ср. вольер; менажери; монбижу; монплезир; эрмитаж).

ШАТЁР (др.-рус. шаторъ, из тюрк. satyr — палатка), остроконечное покрытие зданий в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. В русской архитектуре XVI в. сложился тип шатрового храма. В архитектуре Барокко XVII — XVIII вв. произошло соединение формы купола, шатра и шпиля (см. кивер).

ШАТО (франц. chateau — замок), в архитектуре Франции XVI — XVII вв. тип замка-дворца (ср. отель).

ШЕВЕ (франц. chevet — изголовье), французское название восточной части храма с апсидой и деамбулаторием.

ШЕЛОМ (др.-рус. шеломъ, из др.-герм, helmaz — шлем, покрытие), в русской деревянной архитектуре — выдолбленное желобом бревно, уложенное вдоль гребня кровли (см. охлупень).

ШИКХАРА (санскр. chikhara), в архитектуре Древней Индии — храм-башня.

ШИРИНКА (др.-рус. ширинь — широта, платок, полотнище, кусок холста, отрезанный по ширине ткани), в архитектуре — углубление в стене, ниша квадратной формы.

ШПИЛЬ (нидерл. spijl), остроконечное завершение башни, более заостренное в сравнении с шатром.

ШПИЦ (нем. Spitze — острие), игловидное завершение башни. В архитектуре Петербурга первой четверти XVIII в. шпицы уподобляли мачтам кораблей.

ШТУК, см. стукко.

ЩЁКОВАЯ АРКА (от щека), боковая арка крестового свода (см. ожива).

ЩЕЛЫГА (др.-рус. шалыга, солыга — верхушка, темя, макушка; также — посох с загнутым концом), в архитектуре — верхняя точка (стрела подъема) и линия (“хребет”) свода.

ЩИПЕЦ (от щепотка — прядь, пучок), островерхий фронтон, типичный для средневековой архитектуры Северной Европы. Образуется от крутых скатов кровли. В отличие от обычного треугольного фронтона, не отделяется снизу горизонтальным карнизом, а является частью фасадной стены (ср. закомары).

Э

ЭВОЛЬВЕНТЫ (ср.-лат. evolventum, от лат. evolvere — разворачивать, раскатывать, развертывать), большие волюты на фасаде здания, характерные для архитектуры стиля Барокко. Придают фасаду динамичность, напряженность.

ЭВСТИЛЬ, ЕВСТИЛЬ (греч. eu-stylos, от ей — прекрасный, хороший и stylos — колонна), тип древнегреческого храма, в котором, согласно канону Витрувия (см. триада Витрувия), интерколумний (расстояние между осями колонн) равняется двум с четвертью эмбатам (нижним диаметрам колонны).

ЭДИКУЛА (лат. aedicula — маленькая комнатка), в античной архитектуре ниша для священных статуэток, маленький храм. Ниша в виде портала, обрамленного колоннами и треугольным фронтоном. Позднее — часть интерьера или отдельная постройка в виде портала или ниши, перекрытой конхой.

ЭКЗОНАРТЕКС (от греч. ехо — вне, снаружи; см. нартекс), дополнительная пристройка к нартексу (западному притвору) христианского храма. То же, что внешний нартекс.

ЭКСЕДРА (греч. ex-edra — “за пределами сидений”), в античной архитектуре — сооружение, полукруглое в плане, типа полуротонды (см. ротонда). Экседры перекрывали конхой (полусферическим куполом). Внутри полукругом располагались места для сидения. В богатых римских домах экседры служили для приема гостей, ученых бесед. Экседры открывались в перистиль (внутренний двор). Существовали экседры в виде ниши. То же, что в христианском храме апсида.

ЭКСТЕРЬЕР (франц. exte'rieur, от лат. externus — внешний, наружный), вид снаружи, внешний вид какого-либо объекта (см. фасад). Противоположное значение — интерьер.

ЭКУС (лат. oecus, от греч. oikos — дом), большой зал римского дома. Предназначался для приема гостей.

ЭМБАТ (греч. embates — башмак, сапог), след колонны на стилобате, ее нижний диаметр. Эмбат часто принимается в качестве модуля при определении пропорций здания.

ЭМПОРА (ср.-лат. empora, от греч. em-poros — путник, путешественник), в Древней Греции эмпорами называли торгбвые площади, ряды, места хранения товаров. В средневековых храмах Западной Европы — эмпоры — галереи верхней части боковых нефов, открывающиеся аркадами в главный неф. То же, что трифорий (ср. хоры).

ЭНТАСИС (греч. entasis — напряжение, усилие), в античной, а затем во всей классической архитектуре — выражение напряжения, усилия колонны, несущей тяжесть перекрытия — антаблемента. Качество тектоники сооружения. Выражается в небольшом утолщении фуста (ствола) колонны примерно на одной трети ее высоты от основания. Частный случай курватуры.

ЭПАВЛИС (греч. epaulis — двор, хижина, ночлег), у древних греков — загородный дом, поместье, вилла.

ЭПЕРОН (греч. еpеrоn, от ep-eruo — подтаскивать, подпирать), подпорная стенка, пилон, столб. Близко по значению слову “контрфорс”.

ЭПИСТИЛЬ (греч. epistylion — “то, что лежит на колоннах”; stylos — колонна, опора), в древнегреческой архитектуре — основная часть антаблемента, горизонтального перекрытия. То же, что архитрав.

ЭРКЕР (нем. Erker — выступ), закрытый балкон, многогранный или полукруглый выступ с окнами на стене здания (ср. лоджия).

ЭРМИТАЖ (франц. ermitage — “приют отшельника”, от erraite, лат. eremita — отшельник, пустынник), парковый павильон в уединенном месте. В XVIII в. такие павильоны стилизовали под хижину христианского пустынника. Затем — малый дворец, расположенный в парке (ср. вольер; менажери; монбижу; монплезир; шарбоньер).

ЭСПЛАНАДА (франц. esplanade, от исп. splanada, от esplender — сверкать, сиять), большая площадь, широкая улица, перспектива.

ЭТАЖ (франц. e'tage, от позднелат. staticum, греч. stasis — установка), уровень, горизонтальная часть здания. На одном этаже комнаты располагаются анфиладой (см. также аттик; бельэтаж; мансарда; цоколь; ярус).

ЭХИН (лат. echinus, от греч. echinos — морской еж), составная часть капители дорического ордера. Находится под квадратной плитой — абакой. Представляет собой “подушку” — округлую форму криволинейного профиля. Древним грекам эта форма напоминала раковину морского ежа, которую они использовали в качестве сосуда, отсюда название. Иногда эхином называют часть капители ионического и композитного ордеров, находящуюся между фустом (стволом) колонны и поясом с волютами.

ЯРУС (др.-сканд. jardhus — подземный ход, подвал, убежище), уровень, элемент вертикальной архитектурной композиции (в отличие от этажа горизонтальной композиции). Ярусы уменьшаются кверху и представляют собой так называемую ярусную (ступенчатую) композицию, характерную, в частности, для русских колоколен и башен XVI — XVII вв. (ср. восьмерик).


Источник: Власов В.Г. Архитектура. Словарь терминов. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: lib.uni-dubna.ru. Все права сохранены.


А-Г

Д-О





Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру