(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Казанский собор (Москва)



Казанский собор (Москва)


Там, где на площадь выходит Никольская улица, сейчас виднеется слепой брандмауэр перед пустой площадкой, огороженной забором. На этом месте стояло церковное здание с колокольней. Это был храм-памятник, воздвигнутый в честь победы над интервентами, в память окончания долгой войны, грозившей России, по сути дела исчезновением ее как самостоятельного государства. Это был собор во имя иконы Казанской Божьей Матери, палладиума русского воинства в войне против польско-русских интервентов в 1611-1612 г.г.

Икона, согласно преданию, была чудесным образом обретена в Казани после страшного пожара 1579 г. Трижды являлась во сне Богоматерь десятилетней девочке, говоря, что ее образ зарыт в земле там, где находился сгоревший дом ее родителей. Стали искать и на глубине полутора метров обрели икону, которая была перенесена в соседнюю церковь священником Ермолаем. Со временем на месте обретения иконы основали Богородичный монастырь, игуменьей которого стала инокиня Марфа, та девочка, когда-то нашедшая икону.

Священник Ермолай стал позднее патриархомГермогеном и он из заключения призвал принести икону Казанской Богоматери в стан первого ополчения. Потом ее доставили в Ярославль как раз тогда, когда туда пришли войска второго ополчения во главе с Мининым и Пожарским, и вместе с иконой воины вошли с победою в Москву.

Второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского стало формироваться в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде. В марте следующего года оно выступило в поход и летом 1612 г. произошли основные события освобождения Москвы от власти захватчиков.

Решительная битва с войсками гетмана Ходкевича разыгралась 22-24 августа, а 22 октября отряды казаков штурмом взяли Китай-город. Через 5 дней – 27 октября – поляки, затворившиеся в Кремле, сложили оружие и сдались. Русские войска собрались 1 ноября 1612 г. в разных местах Москвы, чтобы затем торжественно войти в сердце России – на Красную площадь и в Кремль. Ополчение Д.Т. Трубецкого собралось за Покровскими воротами, отряды Д.М. Пожарского – у церкви св.Иоанна Милостивого близ Воздвиженки. Обе колонны сошлись на Красной площади у Лобного места, куда из Кремля вышло духовенство с Владимирской иконой.

Икону Казанской Божьей Матери князь Пожарский перенес в свою приходскую церковь – Введенскую на Лубянке, а на Красной площади стал строить Казанский собор, памятник победе.

Ныне в различных статьях появляются самые разные и, к сожалению, не вполне проверенные сведения о соборе, особенно о времени его сооружения. Однако существует твердо установленная дата освящения Казанского собора. Она содержится в «Книге государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси выходам, каково на государе бывает платье». В этой книге было записано, что 15тября 1636 г. «был Государь на освящении церкви пречистые Богородицы иконы Казанския, что у Земского двора на площади». Через неделю он опять посетил новоосвященную церковь на праздник Казанской иконы. Таким образом, казалось бы, можно утверждать, что собор был выстроен в 1636 г.

Но в опубликованной в конце XIX в. «Росписи жалованья, получаемого священно – и церковнослужителями московских соборов, церквей и монастырей» отмечалось, что церковь «пречистые Богородицы Казанские, что в Китай-городе на площади против Николских ворот» получает годовую ругу(т.е. жалованье) в 1625 г. и, следовательно, тогда она уже существовала. Для объяснения этого расхождения в датах можно предположить, что в 1636 г. освящали собор, капитальным образом возобновленный после одного из пожаров, столь часто посещавших Москву. В 1988 г. в восьмом номере сборника «Архитектурное наследство» обнародовали даже имя строителя собора – подмастерья Абросима Максимова, не обратив, правда, внимания на то, что это Максимов, вполне вероятно, строил Казанскую церковь не на Красной площади, а в Коломенском.

Казанский собор за свою более чем двухсотлетнюю историю несколько раз подвергался переделкам – к нему пристраивались приделы, на старом основании колокольни возвели новые этажи, сам собор в XIX в. получил новое декоративное оформление.

В Казанском соборе в 1652 г. служил несгибаемый приверженец старой веры, неистовый протопоп Аввакум. Он даже жил в церкви, пользуясь приглашением священника Ивана Неронова: « я нево все и жил в церкве: егда куды отлучится, ино я ведаю церковь». В соборе Аввакум проповедывал и читал книги, к нему приходило много народу. Арестовали его прямо в соборе : «взяли от всенощной Борис Нелединской со стрельцами; человек с шестьдесят со мною взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриарховом дворе [в Кремле – Авт.] на чепь посадили ночью». Оттуда его в телеге, «ростянув руки» отвезли в Андроньев монастырь и бросили в«темную полатку», в которой он сидел три дня и, как он вспоминал, «никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно». Позже Аввакума сослали в Сибирь, а кончил он свою жизнь заживо сожженным и нераскаянным после 15 лет заточения в земляной тюрьме в Пустозерске.

На ограде Казанского собора развешивались для продажилубочные картинки, а во время войны 1812 г. карикатуры Яковлева и Теребенева на Бонапарта и французов.

Два собора на Красной площади – Казанский и Покровский, стоявшие у двух противоположных концов ее, - напоминали о двух решительных шагах России к подлинной независимости: победе над Казанским ханством, одним из последних оплотов татаро-монгольских завоевателей, и освобождением от польского нашествия и концом смутного времени.

И вот в годы коммунистического господства оба этих памятника оказались под угрозой разрушения.

После тщательной реставрации Казанского собора, проведенной П.Д. Барановским в 1927 – 1930 г.г., собор закрыли, а верующих, на чьи средства и была проведена реставрация, выгнали. Храм-памятник отдали Метрострою: в 1933 г. П.Д. Барановский сообщал в отдел по делам музеев Наркомпроса, что собор разделили на два этажа: наверху собора устраивают склад, а на первом этаже – столовую. По миновании надобности в складе и столовой собор снесли. Как писал в своем дневнике историк М.И. Александровский, 27 июля 1936 г. собор еще ломали, 9 сентября его уже не было.

До войны на месте собора устроили летнее кафе, после войны долгое время тут была мерзость запустения и, более того, верх кощунства – здесь устроили общественный туалет.

Недавно общественности удалось добиться от властей разрешения восстановить на собранные народные деньги Казанский собор. После освящения фундаментов и места строительства восстановление началось.

Казанский собор. 1920-е гг. (ул. Никольская, д.3)




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру