(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Старый Арбат и площадь



Арбатская площадь

Искажение облика арбатской площади началось со сноса церкви Бориса и Глеба, находившейся у выхода на площадь древней московской улицы Воздвиженки.

Первые русские святые – Борис и Глеб, сыновья великого князя киевского Владимира – были предательски и безжалостно убиты своим братом Святополком, рвавшимся к власти, недаром прозванным в народе окаянным. Когда их отец скончался, Святополк захватил власть и сел на киевский престол, рассчитывая задобрить киевлян щедрыми подарками. Дружина, однако, не смирилась с насильственным захватом власти Святополком, и дружинники стали уговаривать Бориса силой свергнуть брата. Борис с негодованием отверг предложение дружины,и на следующую ночь наемные убийцы, подосланные Святополком, убили Бориса и его слугу, пытавшегося закрыть своим телом господина. Другой брат, Глеб, успел убежать из Киева, но смерть вскоре настигла и его – по наущению Святополка Глеб был убит его слугой. Оба брата пали мученической смертью в результате борьбы, в которой Святополк, ослепленный жаждой власти, отринул все основы нравственности.

Первое известие о Борисоглебской церкви содержится в Софийском временнике в сообщении о пожаре, случившемся 28 июля 1493 г.: «…и выгоре посад за Неглимною от Духа Святого, по Черторью и Борис Глеб на Арбате». Арбатом в то время называлась нынешняя Воздвиженка. У конца этой улицы, в Занеглименье, великий князь Василий Иванович в 1527 г. выстроил вместо старой деревянной церкви каменную. Она стояла на ратном пути, по которому московское войско проходило к западным границам, откуда русскому государству часто грозила опасность.

Более чем через 200 лет церковь снова начали перестраивать. Приходский священник 18 ноября 1762 года подал прошение о перестройке, в котором сообщал, что старая церковь «от многих лет построенная, пришла в крайнее обветшание и починить ее стало неудобно».

Возможностьвыстроить новую церковь появилась лишь после того, как причт заручился поддержкой такого влиятельного вельможи как граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, который согласился дать средства на новую церковь. Только что восстановленный во всех своих чинах и званиях новой императрицей Екатериной II, да еще и получивший звание генерал-фельдмаршала, граф был полон надежд и стремился снова играть важную роль при дворе. Однако, надежды его не оправдались, престарелый царедворец не вписывался в компанию молодых и энергичных Орловых, утвердившихся у кормила власти.

Проект новой церкви граф заказал сделать одному из лучших тогдашних архитекторов – Карлу Бланку. По этому проекту и была выстроена новая, большая, красивая церковь в 1764-1768 гг. освятили ее 6 декабря 1768 г.

Храм святых Бориса и Глеба был весьма известен в Москве. В нем хранилась древняя храмовая икона – большая, с житиями, чтимая верующими – перед ней часто совершались молебны. В церкви также находилась и икона преподобного Нила Столбенского с частицей его мощей, а также икона святого Иоанна Милостивого из соседней церкви, находившейся на углу двух Кисловских переулков – Последнего и Среднего. Замечательно было и старинное резное изображение сцены на Голгофе – Спасителя, распятого на кресте с предстоящими ему Богородицей и Иоанном Крестителем и двух, также распятых на крестах, разбойников.

Здание церкви Бориса и Глеба, ее стройные шатер и колокольня были самыми заметными на площади и организовывали ее пространство наилучшим способом украшая архитектуру Москвы.

Снесли ее в 1931 г.

Такая же участь постигла церковь св. Тихона, находившаяся несколько южнее наземного вестибюля старой, первой станции метро «Арбатская».

Это было довольно необычное сооружение. Собственно церковь состояла из двух половин-четвериков, каждая из которых завершалась куполом с небольшой главкой. Половинки эти были выстроены в разное время: северная, самая древняя, с приделами святых Тихона и Никиты, относилась к 1690 г., а южная, с престолом Воскресения Словущего, - к 1756 г.

Церковь была украшена тонким, изящным барельефом работы замечательного московского скульптора Г.Т. Замараева, работавшего также над украшением Останкино и многих других общественных и частных зданий города. Ему, в частности, принадлежат львиные маски над оконными проемами старого здания Университета, настолько полюбившиеся москвичам, что они были повторены во многих сотнях копий по всему городу.

Есть сведения, что барельеф, находившийся на южном фасаде Тихоновской церкви, был снят с дома С.С. Апраксина на Знаменке (теперь перестроенный дом №19).

По документам – ладанным книгам Патриаршего приказа – церковь впервые упоминается в 1620 г., однако, можно думать, что она существовала и раньше. В пожар 1629 г. «церковь Тихона Чудотворца древяна сгорела» и, вероятно, вскоре после этого была построена заново. Есть известие, что каменное здание церкви освящал 16 июня 1690 г. патриарх Адриан в присутствии царевны Софьи.

Граф Гавриил Иванович Головкин, живший неподалеку богатый вельможа, устроил над трапезной старой церкви свой домовый храм, а в 1756 г. вместо нее пристроил к южной стене старого храма новую церковь во имя Воскресения Словущего.

С постройкой второй очереди метро, когда на Арбатской площади началась значительная реконструкция и возведение еще одного наземного вестибюля «Арбатской», строителям, с благословения власть имущих, было совершенно необходимо разрушить древнюю и уникальную церковь св. Тихона, что они и успешно выполнили в 1933 г.

С площади убрали скульптурный шедевр – памятник Гоголю работы Н.А. Андреева. По мнению идеологов новой культуры эта статуя искажала образ великого писателя. В 1936 г был объявлен конкурс на новый памятник, который должен был «отражать подлинный облик». Этот «облик» оказался запечатленным в статуе Н. Томского, установленной в 1952 г. здесь уже не тот Гоголь, страдающий болями и бедами родной страны, а этакий чиновник, подтверждающий всем своим видом известное утверждение: «жить стало лучше, жить стало веселее». И уже верхом бестактности является надпись на постаменте «От Советского правительства»!

Гоголю от правительства!

В 60-х гг. снесли дома там, где сейчас проходит начало Новоарбатского проспекта, уничтожили дома в начале улицы Арбат, оставив там зияющую дыру, в 70-х снесли старинные дома навосточной стороне площади, выстроив уродливое здание советского «Пентагона» и, наконец, окончательно изуродовали площадь, прокопав под ней автомобильный туннель.

Арбатская площадь, начало XX в.Церковь святого Тихона чудотворца, 1880-е гг. Арбатская пл.
Церковь святых Бориса и Глеба, 1880-е гг. ул. Воздвиженка, 15

Арбатская площадь, начало XX в.                                                    Церковь святого Тихона чудотворца, 1880-е гг. Арбатская пл.

Церковь святых Бориса и Глеба, 1880-е гг. ул. Воздвиженка, 15




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру