(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Красные ворота, г.Москва



Красные ворота


Эти ворота, прозванные Красными, стояли на площади, образованной пересечением нескольких магистральных улиц – Садового кольца, Мясницкой, Каланчевской и Новой Басманной, отмечая, таким образом, один из самых важных градостроительных узлов Москвы.

История сооружения, строившихся в честь торжественных событий в истории государства, начинается в России с Петра Великого, введшего этот, еще невиданный на Руси обычай.

Первые триумфальные ворота появились в 1696 г. Поводом для этого было взятие Азова. Тогда, после столь долгожданной победы, достигнутой дорогой ценой, первой пробы сил русского военно-морского флота, Петр отдался празднеству. Сам он и выбрал место для триумфальной арки – «на мосту, через Москву-реку устроенном». У Большого Каменного моста, со стороны Замоскворечья, возвели высокие ворота, с украшениями на темы античной мифологии и военной арматуры, надписями и статуями. На воротах стоял морской бог Нептун с надписью: «Се и аз поздравляю взятием Азова и вам покоряюсь». Среди прочих на воротах была и такая ироническая надпись, обращенная к побежденным: «Ах, Азов мы потеряли и тем бедство себе достали».

В день торжественного открытия ворот через них проходила длинная процессия: впереди проезжал «князь-папа» Никита Зотов, за ним – командующие войсками Алексей Шеин и Франц Лефорт, а сам царь,к невыразимому удивлению москвичей, одетый в немецкое платье, шел пешком.

Потом было много такого рода и триумфальных ворот и шествий. Так в1709 г. отмечалась победа под Полтавой, а в 1721 г. успешное окончание Северной войны.

Тогда же купечество выстроило триумфальные ворота с портретом Петра и многими аллегорическими картинами. Это были первые триумфальные ворота, построенные у выхода Мясницкой к Земляному валу и, возможно, уже в то время ворота назывались Красными, ибо дорога от них вела к Красному селу и Красному пруду. В 1724 г. на том же месте строились триумфальные ворота к коронации Екатерины I, и композиция этих ворот послужила образцом для всех последующих. Через восемнадцать лет к коронации «дщери Петровой» Елизаветы Петровны здесь уже сооружаются триумфальные ворота, предназначенные «для вшествия Ея Императорского Величества».

В 1753 г. они сгорели, но если все предыдущие временные деревянные ворота не сохранялись, эти, учитывая их мемориальную значимость и положение в городе, Сенат решил восстановить в долговременном материале – камне и поручил архитектору князю Дмитрию Ухтомскому заняться этим делом. Исследователь творчества Ухтомского А.А. Михайлов писал, что «тема триумфальной архитектуры, выдвинутая периодом преобразований как новая тема, выражающая исторические победы и подъем Русского государства, нашла в лице Ухтомского самого блестящего для своего времени истолкователя».

Двадцатидвухлетний архитектор создал монументальное сооружение, рассчитанное на круговое обозрение. Красные ворота были украшены несколькими скульптурами, резными картушами и замками. Все они были позолочены, а сами ворота окрашены под мрамор.

К сентябрю 1755 г. Ухтомский сообщил, что «Триумфальные Красные ворота каменною работою совсем во окончание приведены», но отделочные работы продолжались еще до конца 1757 г.

«Красные ворота представляли одно из наиболее замечательных произведений русского зодчества середины XVIII в., - писал А.А. Михайлов. – Их идейное содержание и архитектурное воплощение проникнуты глубоким национальным своеобразием. Это произведение, представлявшее высокий образец триумфального памятника, от начала и до конца было создано руками русских мастеров».

Ни это обстоятельство, да и никакое другое, не могло оказать никакого влияния на действия разрушителей-большевиков, вознамерившихся убрать с лица земли все, что напоминало о «ненавистном самодержавии». Для них ценность представляло только то, что было непосредственно связано с укреплением и прославлением их власти.

После ремонта, затеянного в 1926 г., возможно, из-за кражи 18 из 20 фигур, установленных на воротах, Красные ворота приговариваются к уничтожению. Газета «Известия» сообщила 11 марта 1927 г., что «в связи с усилением движения на улицах Москвы и необходимостью упорядочения уличного движения, Московский Совет обратился в Президиум ВЦИК с ходатайством о разрешении сноса Красных ворот…». И этот вышестоящий орган оказался верен себе – тут же разрешил.

Это не могло не взволновать всех еще оставшихся порядочными людей:

- московское архитектурное общество обращается в Совет народных комиссаров с ходатайством о «пересмотре указанного решения, влекущего за собой несовместимую утрату художественно-культурных ценностей, характеризующих исторический облик Москвы»;

- комиссия «Старая Москва» за подписью 111 своих членов «решительно высказывается за сохранение»;

- Академия наук: «Уничтожение такого замечательного памятника является безусловно недопустимым… Сломка Красных ворот, по глубокому убеждению Академии наук, была бы равносильна сознательному уничтожению полотна крупного художника, ни при каких условиях недопустимому»;

- архитектор А.В. Щусев: «Лучшие московские архитекторы согласились бы безвозмездно принять участие в конкурсе на перепланировку площади с сохранением Красных ворот… Красные ворота после перепланировки площади ни в коем случае не буду мешать движению».

И даже советские чиновники решили вмешаться: Наркомпрос обратился во ВЦИК с просьбой приостановить разрешение о сносе, т.к. Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе», а Управление губернского инженера вообще считало «сломку нецелесообразной».

Что же власти? Выражением их отношения к русскому национальному наследию может послужить статья в журнале «Прожектор»: «Старые, грузные ворота мешали. О них разбивалось неуемное движение быстрорастущего города, терялись миллионы драгоценных минут, необходимых, чтобы объехать массивные купеческие арки, увенчанные золотым ангелом».

Некий Коробьин в статье «Несколько слов о старых вещах», опубликованной в официальной газете «Известия», напирал на более тонкие материи: «Что же касается художественной красоты Красных ворот, то едва ли кто решится отстаивать ценность этого тяжелого замоскворецкого барокко, не характерного ни для настоящего французского барокко, ни для русских построек XVIII в.».

Тогда искусствовед и художник И.Э. Грабарь, отчаявшись и памятуя о меркантильности новой власти, предложил ей… продать Красные ворота в Америку: и доллары получить, и хоть так спасти Красные ворота от смерти.

Ноэто предложение поддержки не получило.

К сносу Красных ворот приступили 3 июня 1927 г. Ломали их безжалостно, просто выбрасывая резные украшения и статуи с высоты. Энтузиастам удалось спасти лишь несколько фрагментов и перевезти их в музеи. К осени того же года площадь опустела – на месте чудесных триумфальных ворот простиралось пустое заасфальтированное пространство…

Красные ворота, начало XX в.

Красные ворота, начало XX в.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру