(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Село Преображенское, утраченная церковь



Преображенское. Церковь.


Тут были земли, принадлежавшие Алексеевскому монастырю, на которых любил тешиться охотою царь Алексей Михайлович. Полюбились ему эти места, и купил он у монастыря сначала две с половиной десятины на одном берегу Яузы, а потом к ним прикупил еще двенадцать на обоих берегах. Тут царь устроил себе загородную усадьбу, в которой построил деревянный дворец.

После 1670 г. Алексей Михайлович стал часто приезжать сюда – так, например, в тот год, когда он женился на Наталье Нарышкиной, царь жил в Преображенском с 20 мая до глубокой осени. В 1672 г. царь – любитель театральных действ – построил в Преображенском театр: «По тому великого государя указу комедийная хоромина построена в селе Преображенском со всем нарядом, что в тое хоромину надо».

Но самые главные страницы истории Преображенского связаны с именем Петра I. После кончины брата Федора Петр вместе с матерью, царицей Натальей Кирилловной, почти безвыездно жил в Преображенском. В Кремле правила сестра Софья вместе с князем Василием Голицыным, а здесь, в тиши отдаленного села, проводил время в играх будущий преобразователь России. Эти игры постепенно стали отнюдь не детской забавой, когда молодой царь не в шутку, а всерьез занялся военными делами. Из дворцовых служащих он набрал себе потешные полки, которые разыгрывали целые сражения. На правом берегу Яузы выстроили настоящую крепость, которую они брали штурмом, готовясь к будущим боям. Постепенно потешные стали реальной военной силой, впервые проявившими себя, когда Петр вступил в конфликт с сестрой.

Ночью с 7 на 8 августа 1689 г. в Преображенское из Кремля прискакали два стрельца, преданные Петру и Нарышкиным. Разбудили Петра и объявили ему страшную новость: стрельцы взбунтовались, идут в Преображенское с требованием выдать им Петра. В его памяти были живы кошмарные картины стрелецкого бунта в Москве 1682 г., озверевшие лица убийц, хватавших близких родственников, бояр и дьяков, и бросавших их на подставленные копья. Петр, охваченный безрассудным страхом, не рассуждая, в одной ночной рубашке вскочил на коня и ускакал в ближний лес – хорониться от убийц. Туда к нему привезли одежду, и он с кучкой верных приближенных и слуг поскакал к Троице. Это был переломный момент: потом к Петру перешли и войска и многие бояре – Софья осталась почти одна: дело ее было проиграно.

Еще долгое время Преображенское оставалось для Петра самым посещаемым местом в Москве – он явно предпочитал ему кремлевские дворцы. В Преображенском Петр выстроил себе небольшой домик, о котором с удивлением писали иностранцы, - настолько скромен и мал он был и совсем не подходящ самодержавному властелину огромной страны. Вот как описывал приезд в Преображенское камер-юнкер голштинского герцога: «Мы немало удивились, когда подъехав к дому императора, узнали от нашего кучера, что мы перед императорским дворцом: это старинный, маленький и плохой деревянный дом… Стоит он в узком и дурном переулке, к которому с большой улицы ведет очень тесный проход, и окружен небольшим частоколом. Глядя на него снаружи, нельзя не принять его за жилище простого человека». Петр не любил пышности в своей приватной жизни, другое дело государственная необходимость – тут он мог не останавливаться перед большими расходами.

В Преображенском был и страшный застенок, в котором пытали виновных в преступлениях против государства – многие боялись Преображенского приказа, которым управлял князь-кесарь Ф.Ю. Ромодановский.

Долгое время Преображенское было солдатской слободой, от которой до нашего времени остались названия улиц: Девятая рота, Генеральная (по Генеральному двору), Потешная. С переводом столицы на берега Невы слобода запустела и впоследствии стала заселяться разным людом. В конце XVIII столетия в Преображенском поселились раскольники, выстроившие себе целый городок у Камер-коллежского вала.

Название села пошло от церкви Спаса Преображения. Впервые село Преображенское упоминается в 1661 г. Тогда в нем была церковь, замененная в 1743 г. деревянной – сержант Преображенского полка купил в Семеновской слободе деревянный церковный сруб и перенес его в Преображенское. В то время в ней освящен был только один престол – во имя апостолов Петра и Павла, а в 1750 г. появился в ней и Спасопреображенский престол. Позднее жители Преображенского вместо деревянной церкви решили выстроить каменное здание. В 1763 г. они стали собирать деньги, в мае 1765 г. выбрали место для нового строительства рядом со старой церковью, а в январе следующего года им была выдана храмозданная грамота. Новое каменное здание церкви выстроили в 1768 г., а в 1781 г. соорудили придел Петра и Павла и возвели колокольню. В 1886 г. перестроили трапезную с Петропавловским приделом и освятили новый придел – в память св. Александра Невского.

В советское время церковь Спаса Преображения была кафедрой известного церковного деятеля и оратора митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича).

В иконостасе церкви находилось несколько чтимых икон Божьей Матери: «Целительницы», «Отрады и утешения», «Знамения», большая икона Преображения Господня, пожертвованная лейб-гвардии Преображенским полком в день полкового праздника 6 августа 1856 г.

Можно думать, что церкви, пережившей время тотальных сносов в 1930-х гг., ничто уже не угрожает, но не тут-то было.

Это совсем уж недавний пример вандализма, явного и неприкрытого неуважения коммунистов, власть имущих, к простому народу. Церковь Спаса Преображения, ту самую, которая дала свое имя московской слободе, целому московскому району, решили сломать под предлогом того, что она мешает строительству станции метро. Ничто не могло помешать варварскому деянию: ни просьбы и верноподданные прошения, ни даже отчаянные попытки прихожан помешать разрушителям делать свое позорное дело. В ночь с 10 на 11 июля 1964 г. церковь Спаса Преображения была снесена. На ее месте ныне ничего нет, и если бы она стояла на своем месте, она никак бы не помешала новой станции метро.

Разрушители московской старины продолжают делать свое дело в Преображенском – сносятся еще хорошие и крепкие здания прошлого века, вместо них вырастают безликие башни жилых корпусов, исчезает своеобразный уголок Москвы.

Церковь Спаса в Преображенском, 1880-е гг., Преображенская площадь.

Церковь Спаса в Преображенском, 1880-е гг., Преображенская площадь.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру