(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> О реставрации памятников культуры наследия прошлого



Реставрация станковой и масляной живописи в России. Часть 1.

Проходя по музейным и выставочным залам, знакомясь с произведениями искусства, выполненными художниками различных эпох и народов, мы поражаемся богатству эстетических форм, в которых проявились многовековая культура человечества. Действительно, поразительным можно считать тот факт, что современный зритель за какие-то несколько часов имеет возможность совершить своеобразные путешествия от глубочайшей древности до наших дней. Увлекаетесь ли вы древнеегипетской пластикой или хотите познакомиться с шедеврами живописи итальянского Возрождения, изучаете ли древнерусскую иконопись или вас привлекает античная глиптика – войдя в крупнейшие музейные собрания, вы найдете здесь именно те памятники, интерес к которым привел вас сюда. Обладание этой возможностью является привилегией современного человека. Современный зритель стремится не только пополнить запас исторических знаний, но и соприкоснуться с тем глубоким эмоциональным восторгом, который порождается общением с замечательными произведениями искусства, оставленными нашими предшественниками.

Памятники живописи, скульптуры, архитектуры, графики, декоративно-прикладного и других видов искусства являются своеобразным эстетическим фоном духовного совершенства человечества. В каждом из них, как в волшебном кристалле, сфокусирован определенный творческий импульс, который передается нам, облагораживая нашу душу и раскрывая ее навстречу замечательному миру прекрасного.

Однако всякое произведение искусства представляет определенный материальный объект, подверженный, как и всё, неумолимому воздействию времени. К сожалению, каждую минуту мы что-то теряем из великой сокровищницы культуры. Как сохранить, сберечь и передать потомкам те хрупкие продукты деятельности человеческой, которые гибнут на наших глазах?

С момента осознания материальной и духовной ценности произведений искусства началась работа по их сохранению от безжалостного воздействия времени. Пожалуй, здесь можно вывести закономерность: уровень культурного и эстетического развития общества адекватен тем усилиям, которые это общество прилагает для сохранения национальных богатств.

Для человека непосвященного реставрация может казаться лишь узкой, сугубо прикладной областью «починения» пришедших в ветхость произведений искусства. Именно это значение и вкладывалось, вероятно, в сам термин на заре зарождения данной профессии. Но со временем, по мере развития, не утратив своего первоначального предназначения, реставрация превратилась в сложный комплекс научных и художественных дисциплин.

Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким их изучением. Причем изучением не только физико-химических свойств многослойной структуры живописных произведений, но и их стилистики, техники исполнения, истории создания и т.д.

Проводя исследования картин старых мастеров, искусствовед часто сталкивается с заменой авторской основы на более позднюю, с удалением авторского грунта, с различным количеством живописных слоев, перекрывающих подлинную живопись. Во многих случаях может быть искажена и авторская подпись, либо поставлена подпись фальшивая. Если ко всему этому добавить те изменения, которые происходят в среде более поздних лаковых покрытий, то мы можем представить себе всю сложность задачи в определении подлинности, авторства либо принадлежности к художественной школе той или иной картины. Огромную помощь в этой работе оказывает искусствоведу комплекс исследований, проводимых с применением новейшей аппаратуры в музейных лабораториях. Но даже самая совершенная техника не всегда может дать исчерпывающий ответ на все поставленные вопросы. Тогда остается раскрытие памятника в практической реставрации. Но чтобы это раскрытие носило научно оправданный характер, появляется необходимость в привлечении документов по истории ее реставрации.

Основы, характер и приемы реставрации архитектуры, скульптуры, графики, масляной и темперной живописи в своем историческом развитии претерпели всевозможные изменения. Наиболее полно раскрывается этот путь в истории реставрации станковой масляной живописи. Произведения масляной живописи со времен освоения данной техники по наши дни составляют гордость величайших музейных собраний. В течение столетий реставраторы многих стран разрабатывали методику и принципы сохранения этих достаточно непрочных и легко подвергающихся всевозможным влияниям памятникам творческого гения великих мастеров. Одно перечисление исследовательских работ, посвященных живописному искусству, могло бы составить многотомный труд. Именно произведения масляной живописи стали одними из первых объектов, над сохранением которых трудились реставраторы.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру