(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Реставрация станковой и масляной живописи в России. Вторая половина XIX века (продолжение).



Реставрация станковой и масляной живописи в России. Часть 5. Вторая половина XIX века (продолжение).


(продолжение части 4)

В особенности широкую известность как мастера технической реставрации живописи получили братья Сидоровы, с чьими именам связывают самые массовые «переводы» в истории эрмитажной реставрации. Братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы, причисленные в качестве столяров к картинному отделению Эрмитажа, обучились навыкам технической реставрации под руководством Табунцова. В 1864 году Николай Сидоров провел перевод шедевра П. Рубенса «Персей и Андромеда», а в 1865 году Александр Сидоров переложил с дерева на холст гордость Эрмитажа – «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи. Директор Эрмитажа С.А. Гедеонов предложил перевести кого-либо из братьев в реставраторы. Особенно отмечая Александра за его перевод «Мадонны» Леонардо, он писал, что «работа эта представляла почти неодолимые затруднения по той преимущественно причине, что помянутая картина писана на самом легком грунте, тем не менее эрмитажный столяр Александр Сидоров, которому поручено было это крайне опасное дело, исполнил его при неусыпном шестимесячном труде с таким совершенством, что едва ли другой европейский музеум в состоянии явить пример подобной во всех отношениях оконченной и удачной перекладки».

После кончины 13 июня 1868 года Э. Сиверса его вакансия была разделена между тремя братьями, а с 1873 года Александр возглавляет техническую реставрацию в Эрмитаже. С его именем связывают наиболее активную деятельность по переводу картин с различных основ. Наибольшую известность получил его знаменитый перевод «Мадонны Конестабиле» Рафаэля.

С 70-х годов, кроме Александра и Николая, технической реставрацией живописи в Эрмитаже занимается и их младший брат Михаил. С середины XIX века вплоть до середины XX века техническая реставрация в Эрмитаже переходит в руки семьи Сидоровых. Глава династии Сидоровых Александр Сидорович (1835-1906) (Николай Сидоров, несмотря на свое старшинство, уступил первое место Александру, как наиболее искусному в деле реставрации) благодаря своему таланту сделал головокружительную карьеру. Из крепостных крестьян Костромской губернии, начав службу в качестве столяра при Эрмитаже, он дошел до должности хранителя картинной галереи. За свою реставрационную деятельность он был награжден рядом орденов и медалей, а также пожалован личным, а затем и потомственным дворянством. Возглавляя более 30 лет техническую реставрацию Эрмитажа (1873-1906), он провел огромное количество работ по переводу живописи с одной основы на другую. Им лично было переведено свыше двухсот картин из различных собраний. Среди наиболее известных работ следует назвать «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля, «Явление Христа народу», А. Иванова, «Антверпенских стрелков» Тенирса, «Вакха» и «Вакханалию» Рубенса, «Благовещение» Г. ван дер Гуса, «Поцелуй украдкой» Фрагонара, «У постели больного» Греза, «Принятие св. Константином христианства» А. Дель Кастаньо, «Грешницу» Г. Семирадского…

Николай Сидорович Сидоров (1825-1888) был особенно известен дублировками большемерных картин эрмитажного собрания. В 1867 году он исполнил дублирование сорока картин фламандской школы, за что был награжден серебряной медалью «За усердие». Среди наиболее известных произведений живописи переведенных Николаем Сидоровым с одной основы на другую, можно выделить «Персея и Андромеду» Рубенса. За 30 лет работы в Эрмитаже (1858-1888) им было паркетировано около 30 картин, дублировано более 200 и переведено около 15 картин с различных основ.

Младший брат Михаил Сидорович Сидоров (1843-1912), поступивший в Эрмитаж в 1865 году и с 1888 по 1912 год исполнявший обязанности реставратора по механической части, также проводил все основные операции по технической реставрации живописи. Среди наиболее известных переводов Михаила Сидорова такие шедевры живописи, как «Сельский праздник» Д. Тенирса, «Битая дичь» Я. Веникса, «Гений Александра I» Виже-Лебрен, «Св. Екатерина с книгой» Б. Луини, «Портрет великой княжны Марии Павловны» В. Боровиковского, «Портрет И. Шувалова» А. Ротари, «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» Г. Доу, «Итальянский пейзаж» К. Дитриха, «Портрет Екатерины II» Д. Левицкого…

В 1912 году после смерти Михаила Сидорова реставратором по технической части Эрмитажа стал Николай Александрович, сын Александра Сидорова, поступивший в Эрмитаж в 1886 году.

В первой четверти XX столетия в технической реставрации в музее принимали участие сын М.С. Сидорова Исидор Михайлович (1906-1914) и сыновья Н.А. Сидорова Николай Николаевич (1918-1931) и Сергей Николаевич (1919-1934).

Таким образом, методы и принципы технической реставрации, разработанные в начале XIX века Митрохиным, нашли свое развитие в деятельности петербургских реставраторов вплоть до конца первой четверти XX века.

Художники-реставраторы петербургских музеев второй половины XIX века отказываются от произвольных прописок по авторской живописи произведения.

В 80-х годах редактор журнала «Российская библиография» Е.Ф. Буринский, разрабатывая эффект цветоделения в фотографии (усиление контрастов), доложил в Академии наук об освоении цветоделительного метода. В 1894 году при помощи этого метода Буринским были восстановлены тексты рукописных документов эпохи Дмитрия Донского, найденные в Кремле в 1845 году. Возможность фотографии проникать сквозь верхние слои живописи, не разрушая их, явилась еще одним видом оптико-физических исследований живописи, принятых на вооружение искусствоведением и реставрацией. В конце XIX – начале XX века техника этого вида исследований была значительно усовершенствована.

Продолжая разрабатывать цветоделительную способность фотографии, применяя многократное увеличение экспозиции с использованием плотных светофильтров, А. Углов в Петербурге впервые провел фотографирование иконы, покрытой почерневшей олифой. В результате на окончательном отпечатке выявилась поверхность живописи, как бы полностью обнаженная от закрывающего ее слоя. В это же время А.А. Поповицкий, совмещая цветоделительный метод Буринского, способ «обзором» В.И. Фаворского и химическое усиление контраста негативов, сумел проникнуть сквозь грунт картины, переводимой реставратором Эрмитажа Н.А. Сидоровым, и выявить различные подписи и рисунки.

Постепенно методы технико-технологического анализа начинают все больше проникать в область исследования произведений искусства. Преимущество эмоционально-интуитивного методов проведения искусствоведческого анализа, основанного на высокой духовной культуре исследователя и глубоком знании фактических материалов, сохраняется и по сей день. Оно позволяет как искусствоведу, так и реставратору сохранить элемент творчества в своей работе.

5-1. Реставраторы Эрмитажа братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы

5-1. Реставраторы Эрмитажа братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы.

5-2. Рубенс Питер Пауль «Персей и Андромеда», около 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-2. Рубенс Питер Пауль «Персей и Андромеда», около 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-3. «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, 1490-1491 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-3. «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, 1490-1491 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-4.«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Подпись А. Сидорова на тыльной стороне.

5-4. «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Подпись А. Сидорова на тыльной стороне.

5-5. «Мадонна Конестабиле» Рафаэль, 1502—1504 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-5. «Мадонна Конестабиле» Рафаэль, 1502—1504 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-6. Рафаэль. «Мадонна Конестабиле». Тыльная сторона.

5-6. Рафаэль. «Мадонна Конестабиле». Тыльная сторона.

5-7. Рафаэль. «Мадонна Конестабиле». Прорисовка контуров картины с тыльной стороны после удаления А. Сидоровым авторского грунта.

5-7. Рафаэль. «Мадонна Конестабиле». Прорисовка контуров картины с тыльной стороны после удаления А. Сидоровым авторского грунта.

5-8. «Явление Христа народу» Александр Иванов, 1837—1857 гг. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва.

5-8. «Явление Христа народу» Александр Иванов, 1837—1857 гг. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва.

5-9. «Вакх» Рубенс Питер Пауль, 1638-1640 гг. Холст (перенесено с дерева), Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-9. «Вакх» Рубенс Питер Пауль, 1638-1640 гг. Холст (перенесено с дерева), Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-10. «Вакх» Рубенс Питер Пауль. Подпись Н.А. Сидорова на тыльной стороне.

5-10. «Вакх» Рубенс Питер Пауль. Подпись Н.А. Сидорова на тыльной стороне.

5-11. «Вакханалия» Рубенс Питер Пауль, Около 1615. Холст (переведена с дерева), масло. Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

5-11. «Вакханалия» Рубенс Питер Пауль, Около 1615. Холст (переведена с дерева), масло. Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

5-12. «Поцелуй украдкой» Жан-Оноре Фрагонар, 1787-1789. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-12. «Поцелуй украдкой» Жан-Оноре Фрагонар, 1787-1789. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-13. «Грешница» Генрих Ипполитович Семирадский, 1873 г. Холст, масло.

5-13. «Грешница» Генрих Ипполитович Семирадский, 1873 г. Холст, масло.

5-14. «Сельский праздник» Давид Тенирс Младший, 1640-е. Холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

5-14. «Сельский праздник» Давид Тенирс Младший, 1640-е. Холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

5-15. «Гений Александра I» Элизабет-Луиз Виже-Лебре, 1814 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-15. «Гений Александра I» Элизабет-Луиз Виже-Лебре, 1814 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

5-16. «Портрет великой княжны Марии Павловны» Владимир Лукич Боровиковский, 1804, холст, масло, Коллекция Гатчинского Дворца Музея.

5-16. «Портрет великой княжны Марии Павловны» Владимир Лукич Боровиковский, 1804, холст, масло, Коллекция Гатчинского Дворца Музея.

5-17. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». Левицкий Дмитрий Григорьевич, 1783 г. Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

5-17. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». Левицкий Дмитрий Григорьевич, 1783 г. Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

5-18. Д.Г. Левицкий. «Екатерина II – законодательница». Подпись М.С. Сидорова на тыльной стороне.

5-18. Д.Г. Левицкий. «Екатерина II – законодательница». Подпись М.С. Сидорова на тыльной стороне.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру