(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Реставрация станковой и масляной живописи в России. Начало XX-го века.



Реставрация станковой и масляной живописи в России. Часть 7. Начало XX века.


Первым из московских художников, ознакомившихся с основами технической реставрации, был А.К. Федоров (1875-1937). Работая в качестве столяра в Третьяковской галерее с 1897 года, он «ощупью вклевывался в дело реставрации картин, которое в Москве было бедно мастерами. В большей своей части это были доморощенные знахари и иконники, традиционно перенимавшие «рукомесло» друг от друга». Отметив склонность Федорова к реставрации масляной живописи, Игорь Эммануилович Грабарь в 1913 году рекомендовал командировать его в Петербург в Академию художеств «в целях поднятия квалификации на научной основе». В течение 1913-14 годов Федоров обучался в Петербурге технической и художественной реставрации живописи под руководством Д.Ф. Богословского, реставратора Академии художеств и Эрмитажа. Вернувшись в Москву, Федоров первым из московских реставраторов претворил на практике и развил «методику Митрохина». По словам Грабаря он «до 1917 года был единственным реставратором в Москве по технической части».

У истоков развития художественной реставрации в Москве стояли и такие мастера, как Д.Н. Арцыбашев, М.К. Юхневич, И.К. Крайтор и Д.Ф. Богословский. Крупнейшими собраниями масляной живописи здесь в начале XX века являлись Третьяковская галерея и Румянцевский музей.

Одним из реставраторов-любителей, ставшим постепенно высоким профессионалом, в галерее московского Румянцевского музея был художник-самоучка Д.Н. Арцыбашев, который с 1875 года в течение 33 лет состоял при собрании в качестве «вольнотрудящегося реставратора». Только в 1906-1908 годах им было отреставрировано 610 картин музейного собрания. Он проводил в музее все основные работы по консервации и реставрации живописи. По инициативе Д.Н. Арцыбашева в 1906 году в галерее – впервые в России – было начато конвертирование наиболее ценных полотен. С лица картины закрывались стеклом, с тыльной стороны затягивалось коленкором. В 1900 году в штате Румянцевского музея была введена новая должность консерватора картинной галереи, на которую был принят выпускник московского Училища ваяния, живописи и зодчества М.К. Юхневич. Сначала он занимался копированием картин музейного собрания и постепенно овладел реставрационными навыками. Когда в 1908 году Арцыбашев уволился, на его должность был назначен Юхневич. В 1912 году он отправился в Мюнхен и в Лондон, где под руководством Кинкелина и Буттери изучал реставрацию и метод Петтенкофера (способ регенерации лаков). Сравнивая метод Петтенкофера с контактным восстановлением спиртовым тампоном, Н.К. Рерих в 1899 году в своих лекциях говорил: «Воздействие спиртных паров – самое первое и целесообразное средство оживления картин». В 1912 году Юхневич провел регенерацию 19 картин из собрания музея. Результаты превзошли все ожидания. На 5 до того неизвестных картинах появились даты, монограммы и подписи. Сообщения о работах Юхневича печатают в эти годы все московские газеты. В «Новом времени» появляются статьи и фотоснимки с работ реставратора. Проводя работы по регенерации лаковых пленок, Юхневич чередовал их с расчистками картин. Он же ввел обязательное фотографирование всех работ до, в процессе и после реставрации с описанием состояния картины и проведенной работы.

С 1913 по 1919 год в Москве проводил реставрационную деятельность в Третьяковской галерее художник-реставратор Эрмитажа Д.Ф. Богословский. Впервые его пригласили в связи с порезом картины И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын».

Очень интересен сам план проведения реставрационных процессов. Исходя из этого плана, видно, как много места уделялось фотофиксации на всех стадиях работы. Подобное отношение к реставрации иллюстрирует уже совсем новый научно-исследовательский подход к реставрации.

19 июня 1913 года в газете «Голос Москвы» появилась следующая заметка: «В картинной галерее Румянцевского музея начата реставрация картин новым для России способом – «сухими» спиртными парами, изобретенными химиком М. Петтенкофером и применяющимися за границей довольно широко. Между прочим, этот способ применяет в Москве художник Ив. Крайтор уже 8 лет. Он реставрировал собрание портретов практической академии наук, а также частных коллекций. По исследованиям Крайтора применение этого способа к картинам с потрескавшимися красками и отлетающим грунтом требует крайней осторожности – такие картины необходимо предварительно консервировать с изнанки. К картинам, писанным одним из видов водяной темперы и крытых альбуминным лаком, этот способ совершенно не применим, при регенерации картин, исполненных лессировками на лаке, с которых нельзя снять лак, не повредив живописи, он незаменим. Принцип ванны химика Петтенкофера усовершенствован г.Крайтором так, что он комбинирует летучие пары бензола, ацетона, эфира и др.»

Реставраторам того времени недоставало высокоразвитой техники проведения исследования реставрируемых произведений.

Лаборатории Д.И. Киплика при Академии художеств, В. Вайсенбергера при Эрмитаже и музее Александра III, лаборатория В. Щавинского начали изучение красок и их соединений. В Германии проводят широкую программу химических и физических исследований живописи, микроскопическое и микрохимическое исследование срезов картин. В 1905 году Освальд писал: «Микроскопическое исследование позволяет, как бы смотреть через плечо художника во время его работы, в то время как обычное созерцание картины позволяет видеть лишь последний штрих, нанесенный самим художником или кем-нибудь из последующих поколений».

В 1910-1915 годах начинаются первые работы по изучению участков невидимых спектров. В 1911 году Р. Вуд в Англии сделал первую фотографию в отращенных ультрафиолетовых лучах. В 1912-1914 годах В.И. Фаворский и С.М. Потапов в России впервые применили ультрафиолет в судебной экспертизе. С начала 20-х годов ультрафиолетовые лучи начинают использоваться для изучения живописи.

Первая мировая война, нанесшая огромный урон культурному наследию Европы, оказала отрицательное воздействие и на развитие реставрации. С 1914 года реставрационная деятельность практически замирает.

Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после пореза.

7-1. Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после пореза.

7-2. Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после реставрации.

7-2. Илья Ефимович Репин «Иван Грозный и его сын Иван». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент после реставрации.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру