(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Лепнина из гипса (гипсовая лепнина)



Гипсовая лепнина

Новое - это хорошо забытое старое – эта фраза относится не только к миру высокой моды, но и к модным интерьерным тенденциям. Гипсовая лепнина не раз совершала свой «виток» в истории роскоши. Еще древние египтяне использовали свойства гипса (легкость, прочность, эластичность) в строительстве и медицине. Сохранившаяся античная греческая и римская лепнина представляет выдающиеся шедевры того времени и стала эталоном для последующих архитектурных стилей.

До наших дней дошли барельефы, выполненные из гипса, на которых изображены сцены из жизни богов, исторические события и жанровые зарисовки, которые отражают культуру того времени.

Настоящий расцвет лепнины из гипса, ее триумф – эпоха барокко, для которой характерны размах роскоши, плавные и сложные криволинейные формы богато украшенного лепного декора, масштабные ряды колонн, изобилие скульптур на фасадах домов и в интерьерах (атланты, кариатиды, маскароны, амуры, ангелочки, гирлянды из фруктов). Родоначальник этого стиля – великий итальянский архитектор, скульптор, живописец и поэт Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), его основные архитектурные работы – библиотека Лауренциана (1524 г.) во Флоренции, с 1546 г. архитектор собора Святого Петра в Риме, оформление Капитолийского холма (1536-1538 гг.).

В России лепнина из гипса при возведении зданий стала повсеместно применяться с началом строительства Петербурга. Шедевры гипсового лепного декора создавались подлинными мастерами, которые обладали большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала. Особенно отчетливо белый рельеф гипсовой лепки смотрится на голубых (Воронцовский дворец, Крым), желтых (Юсуповский дворец, Крым), розовых и нежно-зеленых оттенках стен. Ажур лепных изделий, обрамляя окна, арки, камины, потолочные карнизы, создает настроение интерьера, наполняет его жизненной силой.

Гипсовая лепнина популярна и сейчас, неся атмосферу великолепия, благородной солидности и тонкого королевского вкуса. Мастеров, способных воплотить эту атмосферу и сохранить тонкую грань между стилем и кичем, не много. В нашей компании работают подлинные художники-лепщики, работы которых украшают не одно здание. Их искусные руки способны воплотить и задумку архитектора, и воссоздать по фотографии лепной декор интерьера, скульптурную композицию или охотничий трофей – все возможно!

Работы наших лепщиков-реставраторов просто ювелирны. При воссоздании гипсовой лепнины исторических интерьеров в ГАБТ пришлось буквально по небольшим остаткам вновь собирать былое великолепие. Лепной декор с позолотой Круглого зала поднимался из руин благодаря профессионализму наших мастеров.

Поверхность готовых гипсовых изделий легко окрашивается: можно использовать краску одного тона или нанести сложный рисунок, например, создавать имитацию поверхности металла, камня или дерева – там, где нет возможности использовать эти материалы или выполняя замысел автора интерьера. Но чаще используется натуральный цвет гипса – он подчеркивает тончайшие детали рельефа гипсовых изделий, придавая им воздушность, легкость. Благодаря особенностям этого материала изделия из гипса смотрятся пластично, граница света и тени кажется плавной.

Гипс – природный материал, а гипсовые вяжущие порошкообразные материалы, получаемые из него путем термической обработки и измельчения, имеют уникальное свойство – при затворении водой (50-70 % от массы гипса), образуется пластичное тесто, из которого умелые руки мастеров создают свои шедевры. Полученные изделия из гипса быстро схватываются и набирают твердость и прочность, которая повышается по мере высушивания.

Применяя гипс, следует учитывать следующее:

  1. При затворении гипс всыпать в воду при непрерывном перемешивании;
  2. Энергичное смешивание вести не более 2 мин. (с замедлителями схватывания 3 мин.);
  3. Не применять гипса в местах, подвергающемуся постоянному увлажнению;
  4. При изготовлении гипсовых отливок в формы учитывать, что гипс при твердении увеличивается в объеме на 0,3-1 %, благодаря чему проникает в мельчайшие рельефы формы, позволяя добиться, порой необходимой ювелирной точности и тонкости отливки.

Общая интерьерная композиция создается из отдельных повторяющихся или оригинальных гипсовых отливок, которые могут быть и простые, такие как карнизы, плинтусы, наличники, так и сложные: капитель колонны, растительный орнамент, маскароны и т.д. Некоторые гипсовые элементы создаются лепщиками нашей компании в единственном экземпляре.

Изначально всю лепнину изготавливали только в ручную (от слова «лепить» и произошло ее название) и многое зависело от мастерства лепщика, но талантливых мастеров было немного, поэтому, для изготовления поточных изделий, стали использовать шаблоны и формы.

С помощью шаблона можно сделать тяги прямых и криволинейных форм. Элементы декора, которые можно выполнить с помощью шаблона прямолинейных тяг: карнизы, пояски, гурты, наличники, филенки, сандрики, кессоны и русты. Шаблон для такой тяги состоит из доски, которой придается определенный профиль или лекала и салазок. Криволинейные тяги: архивольты и обрамления арок, розетки, криволинейные кессоны, наличники окон, своды, ниши, капители и базы круглых колонн выполняют с помощью специального шаблона (воробы), который изготавливают из доски заданного профиля, полозка и радиусной рейки.

Для производства лепнины методом отливок, используют формы: металлические, деревянные или силиконовые. Металлические или деревянные формы применяют, если будущая отливка имеет, в общем, прямолинейные контуры и небольшие закругления. Для выполнения сложных отливок криволинейных форм с поднутрениями, выступающими частями, скульптур, бюстов, капителей колонн и т.д. используют силикон. Прежде чем делать форму изготавливают модель будущей отливки. Она может быть из гипса, глины или пластилина, так называемый скульптурный эскиз. На этом этапе работы очень многое зависит от мастерства художника-лепщика, от его фантазии, опыта работы и, конечно, пожеланий заказчика. В нашей компании работаю виртуозы своего дела, способные создать уникальные шедевры гипсовой лепки.

Сложную модель заливают силиконом для получения формы, для дальнейшего изготовления отливок. После высыхания, гипсовая отливка легко вынимается из формы. Фрагменты лепного декора изготавливаются в необходимом количестве и крепятся на поверхность, образуя задуманный рисунок.

К несомненным достоинствам лепнины из гипса относится:

  • Гипс – натуральный экологически чистый материал – не вызывает аллергических реакций;
  • Лепные изделия из гипса, при необходимости, легко реставрируются, при этом используется тот же материал;
  • Возможность изготавливать как несложные изделия, так и выполнять индивидуальные проекты;
  • Гипс обладает высокими термо- и звукоизоляционными свойствами;
  • Лепной гипсовый декор придает интерьеру завершенность;

  • Гипс природный регулятор микроклимата в помещении благодаря его естественным особенностям – он «дышит» водой.


1. Античные барельефы, выполненные из гипса.
1. Античные барельефы, выполненные из гипса.
2. Плавные и сложные криволинейные формы богато украшенного лепного декора.
2. Плавные и сложные криволинейные формы богато украшенного лепного декора.
3. Интерьер библиотеки Лауренциана. Италия, Флоренция.
3. Интерьер библиотеки Лауренциана. Италия, Флоренция.
4. Купол Собора Святого Петра. Италия, Рим.
4. Купол Собора Святого Петра. Италия, Рим.
5. Капитолийский холм. Италия, Рим.
5. Капитолийский холм. Италия, Рим.
6. Интерьер Воронцовского дворца. Лепной декор. Голубая гостиная. Украина, Крым. 6-1. Интерьер Воронцовского дворца. Лепной декор. Голубая гостиная. Украина, Крым.
6. Интерьер Воронцовского дворца. Лепной декор. Голубая гостиная. Украина, Крым.
7. Интерьер Юсуповского дворца. Гипсовая лепнина. Украина, Крым.
7. Интерьер Юсуповского дворца. Гипсовая лепнина. Украина, Крым.
8. Лепка из гипса на фоне розовых стен. 8-1. Лепка из гипса на фоне розовых стен.
8. Лепка из гипса на фоне розовых стен.
9. Лепка из гипса на фоне нежно-зеленых стен.9-1. Лепка из гипса на фоне нежно-зеленых стен.
9. Лепка из гипса на фоне нежно-зеленых стен.
10. Охотничьи трофеи. Гипсовая отливка.
10. Охотничьи трофеи. Гипсовая отливка.
11. Ажур гипсовых лепных изделий обрамляет арку окна.
11. Ажур гипсовых лепных изделий обрамляет арку окна.
12. Круглый зал ГАБТ. Воссозданная гипсовая лепнина исторических интерьеров.
12. Круглый зал ГАБТ. Воссозданная гипсовая лепнина исторических интерьеров.
13. Ажурный лепной декор потолка.
13. Ажурный лепной декор потолка.  
14. Утраты лепного гипсового декора.
14. Утраты лепного гипсового декора и их восстановление.
15. Воссоздание по фотографии головы ангела.
15. Воссоздание по фотографии головы ангела.
16. Памятник Георгию Победоносцу в рабочем цехе.
16. Памятник Георгию Победоносцу в рабочем цехе.
17. Деревянная модель прямолинейной формы.
17. Деревянная модель прямолинейной формы.
18. Сложная модель из пластилина.
18. Сложная модель из пластилина.
19. Цех по производству изделий из гипса.
19. Цех по производству изделий из гипса.



Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру