Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.
Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.
В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и
Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.
Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:
Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:
На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:
Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.
Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:
Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:
Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:
В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".
Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").
Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.
В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:
Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:
Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.
Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.
Выделяют следующие наречия:
Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.
Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.
Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).
Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:
Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.
После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.
Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.
После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.
Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.
Задание №16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Формулировка задания: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
Согласованное обособленное определение.
Любые обособленные определения в виде словосочетаний или отдельных слов выделяются запятыми, если
Причастный оборот стоит после определяемого слова | Ребёнок,заснувший у меня на руках , внезапно проснулся. |
Причастный оборот стоит и до, и после определяемого слова, если это местоимение | Расстроившаяся из-за сына , она никак не могла взять себя в руки. |
Причастный оборот стоит доопределяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение | Пораженная новостью , мать медленно опустилась на стул. (почему? по какой причине?) |
Два и более согласованных определения, стоящие после определяемого слова | Ребёнок, сытый и довольный , заснул у меня на руках. |
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово -местоимение | Он, сытый , быстро заснул..Сытый , он быстро заснул. |
Запомните: не обособляются причастия и прилагательные, которые входят в состав составного сказуемого. Пример: Домой пошел он грустный и усталый .
Несогласованное обособленное определение
Несогласованные определение выраженные косвенными падежами имен существительных, чаще всего относятся к именам собственным и личным местоимениям, обозначают добавочное сообщение и обособляются, если
Обособленное обстоятельство
Обстоятельство обособляется на письме, если выражено:
Примечания.1. Не выделяются запятыми фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сломя голову, затаив дыхание, сложа руки и т.п . (Петя работал в школьной мастерской спустя рукава). 2. Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий, например: дыша, стоя, нехотя, молча. Они обычно употребляются в конце предложения. (Попрощались молча).
Обособленное приложение. Приложение – особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное либо местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица. Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения,если
Они относятся к личному местоимению | Он, отличный врач , очень помог мне. |
Являясь распространенными, находятся после существительного | Мойбрат, отличный врач , лечит всю нашу родню. |
Если приложение «оторвано» от определяемого слова | Дверь открыл сыннаших соседей, пятилетний малыш . |
определяемое слово -существительное с пояснительными словами | Он увидел своего сына, малыша , и улыбнулся. |
Любое приложение, если стоит после определяемого слова – имени собственного | Мишка, сын соседа , отчаянный сорванец. |
выражены именами собственными и служат для уточнения или пояснения | А устроил пожар сын соседа, Мишка , отчаянный сорванец. |
стоят перед определяемым словом – именем собственным и при этом выражается добавочное обстоятельственное значение | Архитектор от Бога , Гауди не мог построить обычный собор. |
Обособленные дополнения. Дополнение - второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным.
Дополнения обособляются:
в любом месте предложения дополнения с предлогами несмотря на, невзирая на, начиная с, исходя из, исключая, включая, благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, за неимением, в силу, кроме, за исключением, помимо, в связи с, вместо, нарядус и др. | Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга. |
если находятся в середине перед глаголом-сказуемым (обратный порядок слов). | Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась. |
Обороты с союзом кроме обособляются , если имеют значение исключения из общего контекста предложения (предлог кроме синонимичен предлогу за исключением ) | В комнате, кроме (= за исключением) небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели. |
НЕ обособляются, если
Обособленные обстоятельства выражаются деепричастиями или деепричастным оборотом.
1. Мать, строго поглядев на дочь, вышла из комнаты.
2. Река, набегая на глинистый берег, исчезала за поворотом.
3. На противоположном берегу, вспыхивая, мелькали огни.
4. Террасу окружали раскидистые деревья, заслоняя отдыхающих от солнца.
5. Приехав ранним июльским утром в этот курортный городок, мы с другом отправились к знаменитому озеру.
6. Ожидая неприятного разговора, мальчик робко вошел в комнату.
7. Рыжий пес, подойдя к маленькой девочке, лизнул ей щеку.
8. Открыв чемодан, пассажир что-то торопливо искал.
9. Вскопав грядки, школьники посадили разные цветы перед зданием школы.
10. Вернувшись домой, дочь легла спать.
Для начала разберёмся, что такое предложение, а что такое обособленное обстоятельство. Предложением является группа связанных между собой слов или одно слово, заключающее в себе определенный смысл. Обстоятельство - это такой член предложения, который отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? и так далее. Обособленным обстоятельством называется обстоятельство, ограниченное запятой или запятыми.Чаще всего обособленными обстоятельствами являются деепричастный оборот или отдельное деепричастие.
Простые предложения - это предложения, содержащие в себе только одну грамматическую основу. Такие предложения с обособленными обстоятельствами нередко принимают за сложные предложения из-за присутствия запятых. Но нужно уметь различать обособленные обстоятельства от другой грамматической основы.
В сложносочиненных предложениях каждая часть имеет равную ценность, и эти части соединены между собой сочинительными союзами.
В сложноподчинённом предложении выделяется главная часть и одна или несколько придаточных.
Цели
. Обобщение, систематизация и
углубление знаний учащихся по теме урока,
отработка навыка выделения знаками препинания
деепричастного оборота.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
Орфография: основные случаи слитного и дефисного
написания имен существительных.
Оборудование .
1) Запись на доске:
– тема урока;
– лексическое значение слов: метаморфизм, персонификация;
– предложения для анализа;
– выходные данные книг для самостоятельного чтения.
2) Таблица «Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».
3) Карточки для самостоятельной работы учащихся.
ХОД УРОКА
Мы продолжаем повторять основные
случаи слитного и дефисного написания имен
существительных.
Прочитайте записанные на доске слова, вспомните
основные правила слитного и дефисного написания
существительных, объясните правописание слов.
1) Великодушие, тысячелетие, языкознание; 2) микротема, авансцена, псевдонародность; 3) пятидневка, времяпрепровождение; 4) пол-одиннадцатого, пол-линейки, пол-Чаплыгина, полдекабря, полугодие; 5) филфак, вуз, Госдума; 6) генерал-лейтенант; ученый-лингвист, революционер-демократ; 7) вице-президент, экс-чемпион, унтер-офицер; 8) северо-восток, юго-запад, норд-вест.
Первая группа слов – слова с
соединительными о, е
. Соединительная гласная о
пишется после основ на твердый согласный (языко
знание
),
е
– после основ на мягкий согласный, шипящий
и ц
(тысяче
летие
).
Вторая группа слов подчиняется правилу: «Слова с
начальными словообразовательными иноязычными
элементами псевдо-, микро-, аван-, авиа-, кино-,
био-, теле-, фото-
и другими пишутся слитно».
Слитно пишутся слова с первой частью,
употребленной в форме именительного падежа (время
препровождение
)
или в форме родительного падежа (пятидневка
).
Слова с первой частью полу-
пишутся слитно (полугодие
);
слова с первой частью пол-
пишутся слитно,
если она находится не перед: гласной, л
,
прописной буквой.
Все сложносокращенные слова и аббревиатуры
пишутся слитно. Этому правилу подчиняются слова
пятой группы: филфак, вуз, Госдума
.
Сложные существительные, обозначающие
профессию, специальность, звание, должность,
научную степень, пишутся через дефис, например:
генерал-лейтенант, ученый-лингвист
.
Пишутся через дефис и слова с начальными
иноязычными элементами вице-, экс-, камер-,
унтер-, штаб-
.
Через дефис пишутся наименования промежуточных
стран света, русские и иноязычные (северо-восток,
норд-вест
).
– Как вы понимаете значения следующих слов:
Авансцена – в состав слова входит словообразовательный элемент аван- (от франц. avant – «перед») – передняя открытая часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал.
Псевдонародность – псевдо ... – первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (от греч. pseudos – «ложь»).
Вице-президент – вице -... Первая часть сложных слов в значении «заместитель, помощник».
Экс-чемпион – экс -... Первая составная часть сложных слов, обозначающая: бывший, утративший прежнее положение.
– Запишите слова под диктовку учителя,
графически выделяя орфограмму.
– Возьмите ручку с зеленой пастой. Проверьте
работу. Сверьте свои записи с записью слов на
доске. Если допустили ошибки, исправьте их, а дома
еще раз поработайте над «своими» орфограммами.
(Учитель контролирует самопроверку учащихся.)
– Хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы
слитного, раздельного и дефисного написания –
самые сложные в русской орфографии. Именно в этом
разделе много колеблющихся, противоречивых
написаний. Действует большое количество правил,
вследствие чего одно и то же слово может
подпадать под разные правила и толковаться
двояко.
Вот почему необходимо обращаться к специальному
словарю «Слитно или раздельно?». (Показываю
словарь.) Советую поближе познакомиться со
словарем, с принципом его построения и почаще
заглядывать в него.
А сейчас запишем в тетрадь полное название и
выходные данные: Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П.,
Чельцова Л.К
. Слитно или раздельно? (Опыт
словаря-справочника.) Под ред. Д.Э. Розенталя. М.:
Сов. энциклопедия, 1972.
– Продолжаем пополнять словарную копилку. С этой целью обратите внимание на следующую запись на доске:
Метаморфизм (от греч. meta – «пере», morphe – «форма» – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо. (Метаморфизм художественного мира Есенина.)
Персонификация (от лат. persona – «лицо» и facere – «делать») – олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе. (В басенных персонажах, например, с помощью персонификации воплощаются отдельные человеческие качества.)
– Обратите еще раз внимание на толкование и правописание слов, проговорите их орфографически и запишите в тетрадь.
– Обратимся к теме урока: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами». Повторим, обобщим и углубим наши знания. Слово – Колыханову Роману. Рома напомнит основные сведения по теме. А затем Русанова Елена расширит, углубит наши знания. (Выступают подготовленные учащиеся, на доску вывешивают таблицы с материалами своих сообщений.)
1. Правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Обособляются |
Не обособляются |
1. Деепричастия с зависимыми словами, а также два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу: 1) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако , золотит его . 2) От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая , движутся полки . (М. Лермонтов) 2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола: 1) Пошумев , река успокоилась . 2) Грохот, не умолкая , катится дальше. 3) Степь побурела и задымилась, подсыхая . |
1. Деепричастия с зависимыми словами, превратившиеся в устойчивые обороты речи, ставшие цельными выражениями (спустя рукава, сломя голову, не переводя дыхания, засучив рукава и т.п.): 1) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). 2) Мальчик бежал сломя голову (быстро). Но: Отец, засучив рукава , тщательно вымыл руки . 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа действия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шел не торопясь (медленно). 2) Мальчик читал книгу лежа . 3. Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия: 1) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь . 4. Деепричастия с зависимыми словами, тесно по смыслу сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голову . (Здесь важно не то, что старик сидел, а что он сидел с опущенной головой.) |
– Поработаем над закреплением теоретических знаний.
Задание 1 . Прочитайте записанное на доске предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор.
(Это предложение соответствует
схеме:
. Прямая
речь стоит после слов автора, поэтому перед
прямой речью ставим двоеточие, саму прямую речь
заключаем в кавычки.
Слова автора осложнены одиночным деепричастием,
оно обособляется, так как сохранило значение
глагольности и выступает в функции
второстепенного сказуемого, указывая на время
действия.
Деепричастие отделяется от союза и
запятой,
так как союз и
соединяют два однородных
сказуемых.)
Задание 2 . Запишите предложение под диктовку учителя, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.
2)
(Это сложносочиненное предложение, запятая перед союзом и отделяет одно простое предложение от другого: = –, и – =. Простые предложения в составе ССП осложнены деепричастными оборотами, мы их обособим, так как обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому.)
Задание 3 . Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения.
– Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Запишите его в тетрадь, расставьте знаки препинания, объясните графически, затем и устно их расстановку. (Деепричастный оборот раскинув ветви отделяется от союзного слова что запятой, так как деепричастный оборот можно отделить от союзного слова и переставить в другое место.)
Задание 4 . У каждого из вас на партах лежат карточки больших размеров (альбомный лист, на одной стороне которого написано предложение, на другой нарисована иллюстрация – пейзаж). Прочитайте записанные на них предложения. Дайте им характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом.
(Это предложение со словами автора и прямой речью. Прямая речь состоит из двух простых предложений, между ними ставим запятую. Слова автора осложнены обособленным деепричастным оборотом скинув шапки и обособленными однородными деепричастиями молясь и вздыхая .)
(Деепричастный оборот, стоящий после
сочинительного или подчинительного союза либо
союзного слова, отделяется от него запятой (такой
деепричастный оборот можно переставить в другое
место предложения).
Не выделяются запятыми фразеологические
обороты, в состав которых входят деепричастия (не
смыкая глаз, затаив дыхание, скрепя сердце
и
т.п.).
5) Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
6) Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
7) Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
8) Клен ты мой опавший, клен
заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
9) И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
10) На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
11) Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне...
12) Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
13) И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.
14) Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».
15) И, спокойно вызов принимая,
Вижу я, что мне одно и то ж –
Чтить метель за синий цветень мая,
Звать любовью чувственную дрожь.
16) Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.
17) И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.
18) Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
19) Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?
20) Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
21) И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок.
22) Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
23) А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
24) До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
25) В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
26) И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
27) Неуютная жидкая лунность,
И тоска бесконечных равнин, –
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
28) И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.
29) Хорошо лежать в траве зеленой
И, впиваясь в призрачную гладь,
Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный,
На себе, уставшем, вспоминать.
– Посмотрите записанные в тетрадях
предложения. Строки какого поэта звучали сегодня
на уроке? (Записанные предложения –
поэтические строки С.А. Есенина.)
– Как вы думаете, почему Есенин часто использует
в своих стихотворениях деепричастия и
деепричастные обороты? Какова роль деепричастий
и деепричастных оборотов в речи? (Деепричастный
оборот – сжатая, лаконичная и очень
выразительная форма. С.А. Есенин часто использует
в своих стихотворениях деепричастия и
деепричастные обороты, так как они позволяют
«дорисовывать» движение, сделать поэтическую
речь выразительной, динамичной. Природа в лирике
поэта одушевлена, он использует прием
метаморфизма. В сравнении с придаточными
обстоятельственными деепричастный оборот более
сжат, хотя придает высказыванию книжный
характер.)
– Прочитайте следующие предложения. Определите
способ выражения обособленных обстоятельств:
А. Деепричастный оборот.
Б. Одиночное деепричастие.
В. Имя существительное с предлогом.
1. В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользнул тонкий
И скрылся за холм в полях.
(С.Есенин)
2. Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
(С.Есенин)
3. Кроме книг, здесь был лишь письменный стол.
– Мы немало сегодня написали и прочитали поэтических строк С.А. Есенина, в которых встречали деепричастия и деепричастные обороты. А почему мы не встретились с синтаксическими конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами? (Такие синтаксические конструкции характерны для научного и официально-делового стиля, придают речи канцелярский оттенок.)
Задание 1 . Посмотрите еще раз записанные в тетрадях поэтические строки С.А. Есенина, найдите деепричастия, выпишите их в отдельную строчку и разберите их по составу.
Задание 2 . Назовите морфологические признаки деепричастия молясь .
Задание 3 . Назовите и охарактеризуйте звуки, которые обозначают указанные учителем буквы:
Задание 4 . Составьте и запишите предложения с данными оборотами, дополнив их при необходимости (описаниями природы, сравнениями).
– Прочитайте следующие предложения. Укажите характер ошибки.
1) Спрыгнув с трамвая, у пассажира
слетела калоша
.
2) Подходя к лесу, мне стало холодно
.
Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения, он может стоять в его начале, в середине, в конце. Это положение не соблюдено в первом предложении. В нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему.
– Как можно исправить данное
предложение?
(Действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и
добавочное действие, обозначенное
деепричастием, должны быть произведены одним и
тем же объектом речи, иначе это приводит к
грамматическим ошибкам.)
Прочитайте второе предложение. В нем тоже допущена ошибка. Если главное предложение является безличным, деепричастный оборот может употребляться только в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом. Например: Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель свободной минуты .
Подобные ошибки часто встречаются в речи. Понаблюдайте за речью других людей – это поможет вам самим избежать ошибок.
И еще советую познакомиться с книгой И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Занимательная стилистика», которая в занимательной и доступной форме расскажет о «секретах» использования слов, их сочетаемости, о правилах и тонкостях употребления грамматических форм и гибких синтаксических конструкций. Знакомство с материалами этой книги расширит ваши знания в области русского языка и поможет вам повысить свою речевую культуру.
На следующем уроке мы выделим время для анализа предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, будем вести разговор о конструкциях с предложными сочетаниями несмотря на, в случае ... и др. Будем работать с правилом «Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами». Поэтому дома необходимо повторить соответствующий теоретический материал:
1) «Обособленные обстоятельства,
выраженные существительными с предлогами».
2) «Правописание производных предлогов».
3) Упр. 387 (Розенталь Д.Э
. Русский язык. 10–11-е
кл.: Учебное пособие для общеобразовательных
учебных заведений. М.: Дрофа, 1995).
Индивидуальное задание. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка», составьте тематический словарь «Деепричастные обороты в составе фразеологизмов». Подготовьтесь к выступлению.
1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) / Под. ред. Д.Э. Розенталя. М.: Сов. энциклопедия, 1972.
2. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А . Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / Под ред. В.В. Иванова. М.: Просвещение, 1983.
3. Словарь русского языка в 4 томах. / Академия наук СССР. Институт языкознания. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1957.
4. Есенин С.А. Избранное / Сост., предисл. и примеч. Ю.Л. Прокушева. М.: Просвещение, 1986.
5. Макурина Л.В. Русский язык. 11-й класс. Урок за уроком: Книга для учителя. М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. С. 38–42.
6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8–10-х классов. М.: Просвещение, 1988.
7. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. 10–11-е классы: Методическое пособие. СПб.: Паритет, 2002. С. 45–48.
§1. Обособление. Общее понятие
Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.
Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:
Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .
Обособленные определения делятся на:
Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.
(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
(несогласованное обособленное определение)
Согласованное определение
Согласованное обособленное определение выражается:
Примечание:
Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:
Он, сытый, быстро заснул.
Несогласованное определение
Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:
Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.
Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:
Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.
Структура определения
Структура определения может быть различной. Различаются:
1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:
Она, взволнованная, не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)
Взволнованная, она не могла заснуть.
(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)
2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:
Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.
Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:
Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.
(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)
3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:
Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.
(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)
Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:
Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.
Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.
Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением
Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что
, придаточным предложением условия с союзом если
, придаточным уступки с союзом хотя
.
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи
: если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:
Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.
(добавочное значение причины)
Даже заболевшая, мать ходила на работу.
(добавочное значение уступки)
Таким образом, для обособления важны различные факторы:
1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.
Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:
1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;
2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.
Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:
Он, отличный врач, очень помог мне.
Отличный врач, он очень помог мне.
Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.
Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:
Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.
Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:
А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.
Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.
Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.
(почему? по какой причине?)
Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:
В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.
Примечание:
Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:
В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.
Примечание:
Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.
Скоро Новый год - любимый праздник детворы.
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.
Сравнительные обороты обособляются:
1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:
2) с союзом как и :
Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.
Сравнительные обороты не обособляются , если:
1. носят фразеологический характер:
Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.
2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:
Мы ходим как по кругу.
(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )
3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :
Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.
4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:
Сад был как лес.
О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.
Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:
Мы засиделись допоздна, до самой ночи.
Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.
Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
1) с помощью союзов: то есть, а именно :
Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.
2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Вконтакте
mstone.ru - Творчество, стихи, подготовка к школе