Кто такой царь мидас в мифологии, чем знаменит. Мидас - царь Фигии Мифы древней греции мидас краткое содержание

По преданию, первый царь Фригии Гордий основал город Гордион, ставший столицей этого государства. В храме Зевса в Гордионе, Гордий поставил свою повозку, привязав её к алтарю верёвкой из кизилового лыка. Верёвку он завязал очень хитрым узлом (гордиевым узлом), так. что ни один человек его развязать не мог.
У Гордия был приёмный сын Мидас, который после его смерти стал править Фригией.

Никола Пуссен. Мидас перед Бахусом.

Однажды по фригийской земле, с весёлой компании вакханок, в сопровождении своего воспитателя Силена, путешествовал Дионис (или Бахус). И захмелевший Силен заблудился в лесу. Там его нашли и привели к Мидасу. Мидас узнал воспитателя Диониса, в честь столь высокого гостя был устроен пир. Затем Мидас отправил гонцов к Дионису с доброй вестью, что цел и невредим его воспитатель. В награду Дионис предложил Мидасу любой дар, какой тот ни пожелает. И Мидас, не долго думая, попросил весёлого бога, чтобы всё, к чему он ни прикоснётся, обращалось в золото. Дионис тот час же исполнил пожелание Мидаса. Мидас решил проверить дар: прикоснулся к ветке дерева - та позолотела, взял в руки камень - он превратился в золотой самородок. Пришел Мидас в свой дворец и, по такому случаю, решил закатить пир. Но как только Мидас брался за еду или питьё, они тот час же превращались в золото. Мидас, испугавшись умереть с голода, побежал к Дионису и попросил взять назад этот дар. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол, дар превращать всё в золото у него пропал, а река с той поры стала нести в своём течении крупицы золота.
На основе этого мифа итальянский сказочник Джанни Родари написал сказку «Король Мидас». Вот окончание этой сказки:

.....
Пришла пора ложиться спать. Король Мидас коснулся подушки и превратил ее в золото, тронул простыню, матрац – и вот уже вместо постели лежит груда золота, твердого-претвердого. Не очень-то поспишь на таком ложе. Пришлось королю провести ночь в кресле с поднятыми кверху руками – чтобы ничего не коснуться ненароком. К утру король смертельно устал, и едва рассвело, побежал к волшебнику Аполло, чтобы тот расколдовал его. Аполло согласился.
– Хорошо, – сказал он, – но будь внимателен. Колдовство пройдет ровно через семь часов и семь минут. Все это время ты ничего не должен трогать, иначе все, чего ты коснешься, превратится в навоз.
Король Мидас ушел успокоенный и стал следить за часами, чтобы не тронуть что-нибудь раньше времени.
На беду, часы его немного спешили – каждый час перебегали вперед на одну минуту. Когда прошло семь часов и семь минут, король Мидас открыл дверцу своего автомобиля и сел в него. Сел и оказался в большой навозной куче. Потому что не хватало еще семи минут до конца колдовства.

Никого вам не напоминает этот Мидас? Лично мне он напоминает деятелей из «Единой России»: практически всё, к чему они прикасаются. превращается в навоз.

Царь Мидас - герой ещё одного мифа.
Однажды Аполлон и Пан устроили музыкальное состязание. Аполлон играл на кифаре, а Пан - на свирели. Судья состязания присудил победу Аполлону, но Мидас высказал своё «особое мнение», что ему больше понравился Пан. И разгневанный Аполлон наградил Мидаса ослиными ушами. Чтобы приближенные не видели этой «награды», Мидас надел шапку (фригийский колпак), которую не снимал. Эту «награду» увидел брадобрей Мидаса, когда делал своё дело.


Ж. Энгр. Мидас и его брадобрей.

И, ни в силах сохранить эту тайну, брадобрей вырыл ямку, и, прошептав туда: «У царя Мидаса ослиные уши», засыпал её землей. На этом месте вырос тростник, который шепотом рассказал об этой тайне, так что она разошлась по всему свету. «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» . (Лк. 8, 16-17).

Археологи Пенсильванского университета проводили раскопки Гордиона, столицы Фригии. Раскопав гробницу одного из Мидасов, правившего в VIII в. до н.э., учёные обнаружили латунь – красивый желтый сплав меди с цинком, очень похожий на золото. По мнению археологов, именно латунь произвела большое впечатление на современников и поэтому родился миф о царе, превращавшем все в золото.

Мидас был страстным поклонником бога вина , не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.

Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов . Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его просьбу. Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался - и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.


Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал непрошеным свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и . Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.

Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник прошелестел посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.


Предания о Мидасе звучат настолько сказочно, что многие столетия в нем видели всего лишь мифический персонаж. А между тем еще «отец истории» Геродот, а за ним и ряд других историков упоминали о Мидасе как о реально существовавшем правителе. И вот в прошлом столетии была найдена надпись ассирийского царя Саргона И, относящаяся к 717 - 715 гг. до н. э., в которой царь Мидас из фригийского Гордиона (в ассирийской транскрипции Мида) предстает бесспорно исторической личностью. Во Фригии сохранилась скальная гробница с богата украшенным фасадом, которую традиционно называют «могилой Мидаса» (к востоку от нынешнего города Кютахья). Археологи нашли и Гордион, столицу царя Миды. Итак, Мидас из Гордиона действительно существовал. Тогда чем объяснить, что он стал героем сказочных преданий? История с золотом, скорее всего, отражает богатство этого царя; блеск золота издавна возбуждал человеческую фантазию. Но сегодня найдено объяснение и рассказу об ослиных ушах Мидаса. В развалинах Гордиона нашлись монеты с именем и изображением Мидаса: вместо короны на голове у него с ослиной головы вместе с ушами. Таким образом, у него действительно были ослиные уши, правда, не на голове, а на шапке; правил Мидас в конце 8 в. до н. э. Его матерью явно была не богиня Кибела (просто в давние времена монархи любили подчищать свою родословную), но отцом вполне мог быть Гордий, который, по-видимому, тоже реально существовал.


Легенды о Мидасе передаются, как правило, как два отдельных, независимых рассказа. Первая из них относится к числу древних мифологических притч о «проклятии золота», вторая - к самым распространенным сказочным сюжетам в мире. Немецкий исследователь Леман-Ницше насчитал в общей сложности двадцать восемь «национальных версий» этого сюжета (греческую, римскую, но также и армянскую, сербскую, ирландскую, марокканскую, персидскую, монгольскую, индийскую и др.), причем он принимал в расчет только фольклорные варианты. Это значит, что сюда не вошли авторские обработки этого сюжета, такие, например, как широко известная в Чехии поэма Гавличека-Боровского «Король Лавра» (1870) или пьеса Врхлицкого «Мидасовы уши» (1890).

Овидий использовал историю Мидаса в своих « ». Древнейшие изображения Мидаса на вазах относятся к концу 7 в. до н. э. Из европейских мастеров следует прежде всего упомянуть Скьявоне («Мидасов суд», середина 16 в.) и Пуссена («Мидас и Вакх», ок. 1630). Оперу «Царь Мидас» написал в 1931 г. Кемпф.

«Мидас и Медуза: самый короткий роман»


Стали нарицательными выражения с именем Мидаса: «брадобрей Мидаса» (не умеющий хранить тайны), «мидасов суд» (суд невежды), «мидасовы уши» (о глупости или о невежестве, которые нельзя скрыть).

«Намеряся писать Мидасов суд
Хотел с тебя списать я уши для Мидаса»
- И. А. Крылов;

С. Цвейг: «…как царь Мидас, он захлебнулся собственным золотом» («Открытие Эльдорадо») - здесь образ Мидаса, погибающего от волшебного дара превращать все в золото.


Робот-боксер Мидас из фильма «Живая сталь» (Real Steel) 2011 года.


· сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Еще ребенку Мидасу муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее богатство (Цицерон, “О прорицании” I 36). Когда к Мидасу привели связанного Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Ael. Var. hist. III 18 со ссылкой на Феопомпа). Вариант: Мидас сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Paus. I 4, 5; Xenoph. Anab. I 2. 13). В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тог снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.

Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Паном (вариант: Марсием, Hyg. Fab. 191) и признал Аполлона побежденным. Вариант: судьей был Тмол, который присудил первенство Аполлону, а Мидас предпочел Пана. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами, которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса, увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в земле и шепнул туда: “У царя Мидаса ослиные уши!”,- и засыпал ямку. На атом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Ovid. Met. XI 85-163). Возможно, Мидас почитался первоначально как спутник Диониса (или Кибелы, Diod. III 58) и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант мифа о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой Азия.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИДАСА. Гордий, первый царь Фригии и отец Мидаса, в начале своей жизни был простым землепашцем*. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел подослан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказание, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.

2. ДАР ДИОНИСА. Когда Мидас был еще ребёнком, ему приснилось, будто бы муравьи сносили ему в рот пшеничные зерна. Мудрецы растолковали этот сон так, что Мидас станет очень богатым человеком. Унаследовав после своего отца Гордия царскую власть, Мидас предпочитал жить в сельской местности, не очень обременяя себя государственными заботами. В то время по земле странствовал бог виноделия Дионис с огромной свитой из сатиров и вакханок. При нем находился также и его воспитатель Силен, сын бога Пана. Дионис к нему был очень привязан, поскольку Силен знал бесчисленное множество сказок и занимательных историй. Когда Дионис научил людей возделывать виноградники и изготовлять вино, первым, кто по достоинству оценил этот продукт, был Силен, который после этого уже никогда, что называется, «не просыхал» и таким «непросохшим» представлен на всех скульптурах и картинах. Единственным изображением трезвого Силена является, пожалуй, скульптура Лисиппа (IV в. до н. э.), где Силен изображен с младенцем Дионисом на руках.
Этот Силен ухитрился отстать от процессии, забрел в сад, принадлежавший царю Мидасу, и там благополучно уснул. Работники, пришедшие утром в сад, увидели Силена, связали его гирляндами цветов и привели к Мидасу, который в течение пяти дней оказывал ему самый радушный прием, Силен же в это время рассказывал Мидасу разные забавные истории. Затем Мидас доставил Силена к Дионису, который в награду пообещал исполнить любое его желание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он ни прикоснется, превращалось в золото. Когда Дионис выполнил это пожелание, Мидас увидел, что ему грозит смерть от голода, так как в золото превращалась и пища, как только он касался ее. Тогда он взмолился Дионису, чтобы тот снял с него чары, и бог повелел ему искупаться в реке Пактол. После того, как Мидас сделал это, он утратил полученный дар, а река Пактол стала золотоносной.

3. ОСЛИНЫЕ УШИ. Мидас учился музыке у самого Орфея, посвятившего его в свои мистерии. Поэтому Мидас считал себя весьма искушенным в музыкальном искусстве и, когда происходило музыкальное состязание между богом Аполлоном и богом Паном, оказался в числе зрителей. Судьей соревнования был Тмол, бог одноименной горы. Когда этот судья присудил победу Аполлону, Мидас громко выразил свое несогласие с таким решением и тут же стал объяснять всем желающим его слушать, почему у него другое мнение. За это Аполлон наделил его ослиными ушами, но сначала никто не узнал об этом, так как на нем была надета высокая фригийская шапка. Цирюльнику, который подстригал его и видел его уши, Мидас запретил под страхом смерти рассказывать кому-либо о том, что он видел. Но цирюльник очень мучился из-за того, что не мог никому сказать об этой тайне, и тогда пошел к реке, вырыл на берегу ямку, прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши» и потом засыпал эту ямку землей. Однако на том месте вырос говорящий тростник, который, как только дул ветер, сообщал всем, кто мог слышать: «У царя Мидаса ослиные уши». Так, тайна Мидаса оказалась всем известной. Узнав об этом, Мидас приказал казнить цирюльника, а затем выпил яд и умер.

______________
* Имя Го"рдий (точнее, Го"рдиас) принадлежало в древности многим Фригийским царям из династии, прекратившей свое существование в VI веке до н. э. Первым царем с таким именем по преданию и был отец Мидаса. В русском языке это имя трансформировалось в «Горде"й».

==============
Иллюстрация: Франс Флорис. Состязание Аполлона с Паном (XVI век).

Однажды веселый бог Дионис шел из Фракии во Фригию. Дорога вела к горным долинам Тмола, где рос виноград, а дальше к Пактолу, воды которого еще не блистали тогда золотым песком. Сопровождала Диониса толпа юных вакханок и сатиров, но не было среди них старшего, которого звали Силеном. Опьяненный вином, он попал в розовый сад фригийского царя Мидаса, где схватили его фригийцы и, связав ему руки сплетенными цветами, привели к царю. Узнал царь Мидас веселого спутника Диониса и ласково принял его. Десять дней и ночей угощал царь Мидас Силена, а на одиннадцатый утром привел его к Дионису. Обрадовался Дионис, увидев своего друга Силена, и обещал Мидасу исполнить любое его желание. Стал Мидас просить бога Диониса наградить его таким даром, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось бы в чистое золото. И исполнил Дионис желание царя Мидаса.
Обрадовался Мидас такому дару и решил испытать, исполнил ли и вправду свое обещание Дионис. Отломил он дубовую ветку - и вдруг в руке у него оказалась ветвь золотая. Поднял с земли он камень, и камень тоже стал золотым. Всякое яблоко казалось ему сорванным в саду гесперид - а яблоки были там все золотые. В золотой поток обращалась вода, которой мыл он руки. Ликует царь Мидас от такого счастья. И вот велел он приготовить себе роскошный обед. Стоит на столе блюдо с жареным мясом, белый хлеб и вино. Но только хочет Мидас поднести ко рту кусок хлеба, превращается хлеб в золото, становится золотом мясо, и вино, смешанное с водой, тоже становится золотым. Испугался Мидас, не ожидал он такой беды. Богач, он становится беднее нищего, хочет бежать от своего богатства, к которому он так стремился. Его мучит голод, томит его жалсда, но за свою жадность к золоту наказан Мидас.
Обратился он с мольбой к Диониса чтоб сжалился он над ним, простил бы его и избавил от этой золотой напасти.
Выполнил Дионис мольбу раскаявшегося Мидаса и взял назад свой губительный дар. Он велел ему пойти к реке Пактол и, дойдя до самых ее истоков, погрузиться в ее воды и омыть тело в пенистых волнах, обещая, что не останется тогда и следа от золота, которого он так домогался.
Исполнил Мидас совет Диониса и потерял свою силу обращать все, к чему ни прикоснется, в золото, но с той поры стала река Пактол нести золотой блестящий песок, что ложится весной на лугах.
Стало с тех пор царю Мидасу ненавистно богатство, и зажил он бедно и просто. Он бродил по полям и лугам и стал почитателем Пана, бога лесов и полей. По однажды пришла на царя Мидаса новая напасть, и не мог он расстаться с ней уж до самой смерти.
Однажды осмелился Пан состязаться в музыке с самим Аполлоном. А дело происходило на горе Тмол, и бог той горы был избран в судьи. Он уселся на своем почетном месте, вокруг него стояли, слушая музыку, нимфы, а с ними и царь Мидас.

Начал бог Пан играть на своей флейте, и слушал его с наслаждением Мидас. Но вот выступил затем увенчанный лаврами лучезарный бог Аполлон и стал играть на кифаре.
Очарованный игрой Аполлона, бог горы Тмол признал его тотчас победителем.
И все с ним согласились. Только один царь Мидас был не согласен со всеми и назвал судью несправедливым. Разгневался на неразумного царя Мидаса лучезарный Аполлон и решил его наказать. Он вытянул уши царя Мидаса в длину, покрыл густой серой шерстью, наделил гибкостью и подвижностью. И навсегда остались у царя Мидаса ослиные уши. Стало стыдно Мидасу, и ему пришлось закрывать их пурпурной повязкой. И только от одного брадобрея, который всегда стриг ему волосы и бороду, не мог он скрыть своих ослиных ушей, но строго-настрого запретил ему разглашать эту тайну.
Но брадобрей, боясь рассказать о том людям, отправился на берег реки, вырыл в земле ямку и шепнул в нее: «А у царя Мидаса ослиные уши», - и закопал затем ямку. И вскоре на том месте, где была закопана тайна, вырос густой тростник, и под ветром зашептали листья друг другу: «А у царя Мидаса ослиные уши».
Так люди узнали тайну Мидаса.



Что еще почитать