Даги наезжают на калмыка. Что тут сказать? Отлично понимаю калмыков. Калмыкия: степная многонациональность

"Кажется, начинается", - вот единое мнение тех, кто знаком с ситуацией, которая складывается в последние годы в самой южной из русских областей, Астраханской. История этих мест полна войны и взаимного истребления. Когда-то в этих местах стояла столица Золотой Орды, Сарай-бату. Кочевые народы в Волжской дельте часто сменялись. Аланы, гунны, савиры, болгары и хазары приходили на эти земли, тесня друг друга и принося новые верования, культуру, язык.

С XVI в., времени Иоанна Грозного, низовья Волги вошли в состав Руси. Наряду с покорением Казани, данный шаг явился частью проекта единого русского дома, крепко стоящего на берегах морей и включающего в себя основные торговые пути, по тем временам, главным образом, пути водные. С тех пор Астраханские земли последовательно и кропотливо утверждались в роли русских земель: на них закладывались новые крепости и станицы, обустраивались дорожные тракты и почтовые станции. Большое участие в освоении края приняло казачество. Взаимоотношения с местными племенами, которые русские именовали единым словом "татары", складывались не всегда гладко, но в конце концов "межнациональные мир и стабильность" в границах Русского государства к общему удовлетворению восторжествовали.

В 1630 г. вблизи дельты Волги появились переселенцы из Восточной Сибири - калмыки (тогда их называли монголами). Дважды, в 1642 г. безуспешно попытавшись взять укрепленную Астрахань, они в конце концов отступили в степи к западу от Волги. Де-факто населяя земли, относящиеся к ведению Русских царей, они были приведены к присяге на верность Российскому престолу в XVIII в. Однако, во все это время не вызывает сомнений, что Астраханский край принадлежит России и осваивается русскими. Особый южно-русский этнос, сложившийся из переселенцев разных веков - солдат, беглых крепостных, вольных работников, казаков - стал характеризовать Нижнюю Волгу, заложил основание местных традиций.

Большую роль для края играла православная миссия. Татары, калмыки, киргизы (нынешние казахи), в значительной мере воспринимали русских как поклонников "русского Бога". Проповедь же Евангелия раскрывала для них Христа как Бога милостивого и совестного, обещающего покровительство всем народам. К началу ХХ в. заметная часть калмыков и татар принимает крещение - нынешнее убеждение в том, что в этих народах имеет исключительное хождение буддизм и ислам является вредным и ложным.

С 1917 г. основы межнациональной политики в регионе претерпели резкие изменения. Навязчивый интернационализм, возведенный в ранг государственной политики, делает русских "одними из" народностей, населяющих край. Как и во многих других местах, насильственной перекройке подверглись административные границы. В частности, получила в свое распоряжение широкий коридор с выходом к Волге в районе Цаган-Амана Калмыцкая автономная республика. Как и повсюду, систематически нарушалась пропорция между городским и сельским населением, в русскоязычных семьях снижалась рождаемость. К началу 1990-х годов, время распада СССР и возникновения северокавказских локальных конфликтов, Астраханская область уже представляла собою типичный депрессивный регион, хотя природно-климатические факторы, запасы недр и история вполне могли сделать и всегда делали ее территорией выдающихся перспектив и особенного изобилия.

Первая и вторая чеченские кампании, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе привели к тому, что в Астрахань и окрестности хлынул поток легальных и нелегальных переселенцев. Под шумок разговоров о демократии коренное русское население стало выдавливаться из сел и степных стоянок. Естественная убыль русских начала с лихвой восполняться за счет приезжих чеченцев, даргинцев, казахов. При этом последние не скрывают своих претензий на астраханские земли. В условиях экономической разрухи и хаоса сложилась характерная в целом для Юга страны ситуация: активными предпринимателями, хозяевами местных сельскохозяйственных и промышленных производств, торговых предприятий являются "лица кавказской национальности"; их интересы отстаивают милиция и органы власти, в то время как рядовые русские оказываются на положении, хотя и большинства, но большинства бесправного и безжалостно эксплуатируемого.

Долгое время критическая ситуация в области замалчивалась. А между тем чеченская, дагестанская, казахская диаспора продолжали усиливаться. Этническое лобби проникло во власть - зятем бывшего, ныне покойного губернатора А.Гужвина стал влиятельный чеченец; под контроль чеченцев перешла торговля в городе, включая исторический Татар-базар, на котором с некоторых пор среди торгующих перестали появляться татары. В окрестностях Астрахани положение становилось и того острее: в некоторых населенных пунктах доля нацменьшинств оказалась сопоставима с русскими; астраханские села поделились на "чеченские", "казахские", "калмыцкие"; в органы власти оказались избраны представители некоренных народов или лица, отстаивающие интересы последних. Противостояние между русским населением и приезжими приобрело хронический характер. В мечетях, которые плодятся в городах и весях подобно грибам после дождя, развернули свою деятельность проповедники ваххабитского толка. Руководители самопровозглашенной Чечни, лидеры боевиков, неоднократно высказывались в том смысле, что рассматривают Астраханскую область обязательной частью пресловутого Кавказского халифата.

Факт постоянного обострения положения, тем не менее, замалчивался. Между тем, стычки между соседями по типу "дробовик против "Калашникова"", как та, что в течении нескольких дней держала в напряжении с. Пришиб Енотаевского района и разрешилась только с прибытием на вертолете подразделения спецназа, эпизодически вспыхивали в разных местах, не предаваясь широкой огласке. Однако, в оперативных сводках МВД и ФСБ стали все чаще фигурировать сообщения об обнаружении крупных партий оружия, вплоть до переносных ракетных зенитных комплектов, на степных дорогах, чабанских становищах и в домах у чеченцев.

Нынешний инцидент в с. Яндыки Лиманского района, где в античеченском погроме приняло участие более 300 человек, только выводит на поверхность комплекс проблем, существующих уже очень давно. Места компактного поселения кавказцев - это территория почти безраздельного и бесконтрольного их хозяйничанья. 17 кладбищенских крестов, в т.ч. и памятник на могиле калмыка, снесенных чеченской молодежью - это наглядная иллюстрация к тому, что творится на землях, некогда целиком и полностью принадлежавшим коренным русским жителям, астраханцам. Неуклонная архаизация отношений, угрозы, произвол и насилие, погружение в почти полный феодализм - вот что ожидает тех, кому выпала нелегкая доля жить по соседству с т.н. "кавказскими беженцами" .

В этой связи примечательно, что организованный отпор чеченском экспансии способны оказать лишь другие этнические диаспоры - те же калмыки. Русское население, как и русская власть, увы, перестают выступать фактором, определяющим обстановку. Наоборот, оно становится заложником "разборок", затеянных новыми хозяевами края. В нерешительности региональных властей прослеживается также и полная их неспособность противодействовать мощному кавказскому лобби. В село Яндыки в настоящий момент введены подразделения МВД численностью в 1500 чел. Похоже, в ближайшее время границы "антитеррористической операции" могут разрастись на соседние регионы, включая и Астраханскую области. Если это случится, никаких военных и полицейских сил не хватит для того, чтобы полностью охватить территорию нестабильности.

Немаловажно и то, как реагируют на происходящее публичные чеченские политики: Алу Алханов, Умар Джабраилов и пр. Они в один голос... отрицают межнациональный характер конфликта. По их мнению, убийство калмыка и последовавшее за этим массовое побоище - это обычная хулиганская выходка. Другими словами, их позиция заключена в том, чтоб при любых обстоятельствах выгораживать соплеменников и не допускать огласки проблем, возникающих в связи с "ползучей экспансией" чеченцев на Юге России .

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка” .

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в России живут более 183 тысяч калмыков. Основная часть – на территории национальной республики, расположенной в Северном Прикаспии. Являясь единственным народом Европы, исповедующим буддизм, калмыки веками сохраняют традиционный уклад жизни и самобытную культуру степных кочевников. И некоторые факты из истории данного этноса способны по-настоящему шокировать.

Очень воинственные

Калмыки – потомки представителей ойратских племен монгольского народа, которые мигрировали на юг России из Джунгарии (Центральная Азия) на рубеже XVI-XVII веков. Эти люди всегда считались очень воинственными, вся их история – практически не прекращающиеся столкновения с соседями, стычки с вооруженными отрядами тюркоязычных народов, захватнические набеги.

Киргизы, татары, казахи, башкиры, ногайцы были вынуждены практически постоянно противостоять калмыкам, которые не случайно вошли в пятерку самых воинственных народов мира, уступив лишь новозеландским племенам маори, гуркхам из Непала и даякам с острова Калимантан.

Верность русскому царю

Свою присягу российской короне калмыки подтверждали в боях. Так, в 1778 году они в составе армии Александра Васильевича Суворова разгромили крымских татар. В следующем году представители монголоязычного народа защищали русские крепости в Приазовье от набегов кабардинцев, затем участвовали в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Кроме того, калмыки жестоко подавляли все попытки ногайцев, башкир и казахов добиться права на национальное самоопределение.

Единственным народом, с воинами которого предпочитали не сталкиваться в бою гордые чеченцы, являлись именно калмыки – прирожденные кавалеристы, чья легкая конница наводила ужас на врагов своими стремительными атаками.

Красноармейская свастика

Примечательно, что с древних времен одним из религиозных символов, почитаемых калмыками, является свастика. Она даже «украшала» военную форму красноармейцев, служивших в национальных частях. Приказ об утверждении такого опознавательного знака 3 ноября 1919 года подписал командующий Юго-Восточным фронтом Василий Иванович Шорин.

Солдаты и офицеры Калмыцкой дивизии носили нарукавные нашивки в виде красного ромба, в центре которого была изображена желтая свастика с надписью «РСФСР». В самом верху этого необычного знака располагалась пятиконечная звезда.

Вероятно, руководство Красной Армии при разработке символики национальных частей учло тот факт, что в буддийской религиозной традиции свастика имеет исключительно позитивное значение.

Калмыцкий легион СС

Гражданская война разделила калмыцкий народ, советскую власть поддержали далеко не все жители юга нашей страны. Было немало людей, сохранявших верность российской короне и считавших своим долгом борьбу с коммунистами. Небольшая часть калмыков перешла на сторону немецко-фашистских захватчиков, которые пообещали им освобождение от «красной тирании».

И хотя большинство представителей этого народа защищали СССР с оружием в руках, совершая настоящие военные подвиги, были и такие, которые влились в ряды вермахта. Это позволило фашистским пропагандистам объявить о создании Калмыцкого легиона СС. Нацисты утверждали, что многие народы СССР поддерживают их борьбу против коммунистов.

Как пишет доктор исторических наук Уташ Борисович Очиров, в период оккупации на стороне вермахта сражались около 3 тысяч калмыков, это были и кавалеристские эскадроны, и сельские отряды ополченцев, и местные полицаи.

В результате в декабре 1943 года решением советского правительства весь народ был депортирован в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, что стало настоящей национальной трагедией.

Лечат герпес огнем

Несмотря на приверженность буддизму, калмыки сохраняют древние верования, основанные на шаманизме. Эти люди поклоняются огню. Его считают универсальным средством для освобождения от всякого негатива: порчи, сглаза. До сих пор здесь принято лечить герпес и другие кожные заболевания двумя способами: прижиганием раскаленным металлом; окуривание дымом.

Согласно официальной медицине, эти методы не могут повлиять на возбудителей герпеса и другие микроорганизмы, а ожоги – это в любом случае вред здоровью.

Впрочем, калмыки настолько поклоняются огню, что они его и «поят», и «кормят». Открывая бутылку с любым алкогольным напитком, эти люди обычно брызгают несколько капель в огонь, тем самым задабривая древнее божество. А во время религиозных праздников, свадеб, похорон и других важных событий совершается жертвоприношение, когда в огонь бросают кусочки бараньего жира и три вида костей этого животного.

И «поят», и «кормят» огонь исключительно мужчины. Причем делают это только правой рукой.

Запекают мясо в навозе

Калмыцкие чабаны придумали блюдо, которое готовится на открытом воздухе. Оно называется «кюр». Мясо барана режут на мелкие кусочки, добавляют специи и соль. Все это помещают в желудок животного, который затем зашивают.

Готовят кюр в яме, куда предварительно закладывают навоз и поджигают. Огонь раскаляет землю, а потом в еще не остывшую золу чабаны закапывают бараний желудок со всем его содержимым. Иногда сверху еще и разводят костер.

Мясо медленно печется при невысокой температуре, пропитываясь специями и солью. В зависимости от времени года и других обстоятельств (погода, возраст животного, наличие костра сверху) кюр готовится от 10 до 24 часов.

Все, кто пробовал, утверждают, что это очень вкусно.

Потеряли нетленного ламу

Калмыки утратили нетленные останки местного ламы, которого называли Кекш Бакш, хотя настоящее имя этого буддийского религиозного деятеля по преданию было Шивн Давг. Он умер в районе калмыцкого поселка Яшкуль в середине XIX века.

Согласно рассказам местных жителей, труп ламы Кекш Бакш покоился в специальной усыпальнице до 1929 года. Его останки сохранялись нетленными, что поражало многочисленных паломников. Люди поговаривали о необычных исцелениях, которые происходили у саркофага.

В один прекрасный момент решено было создать специальную комиссию, которая должна была исследовать тело ламы. А комиссию входили партийные руководители и даже врач, ведь в народе считалось, что лама не умер, а впал в особый транс и однажды проснется. Не желая религиозной шумихи, местные атеисты куда-то вывезли останки человека, почитавшегося святым. И теперь неизвестно, что с ними стало.

Покойников оставляли в степи

Особая традиция захоронения покойников, распространенная среди калмыков вплоть до начала ХХ века, возникла еще во времена шаманизма. Они просто оставляли трупы в степи, немного в стороне от мест кочевых стоянок и жилищ.

Дело в том, что у монгольских племен издревле не было времени на погребение усопших. Особенно в ходе военных походов. Конница постоянно перемещалась, то преследуя врагов, то ускользая от них. Какие уж тут похоронные обряды?

Впрочем, ритуал воздушного погребения был принят у многих народов, исповедующих шаманизм. Так хоронили своих родственников представители некоторых народов Сибири и Северной Америки, дабы душа покойного беспрепятственно отправлялась на небо.

Оригинальной архитектуры просторное здание Национального музея Калмыкии явилось бы пределом мечтаний для доброй половины подобных учреждений Москвы. Оно открылось в 2009 году, в рамках празднования 400-летия добровольного вхождения калмыков в состав России.

Заслугой строительства здания музея, как и других украшающих калмыцкую столицу достопримечательностей, явилась бурная преобразовательная деятельность прежнего президента Кирсана Илюмжинова. Не вдаваясь в вопрос, какие деньги были затрачены и откуда они брались, все же нужно признать, что за период правления Илюмжинова Элиста из богом забытого провинциального захолустья стала красивым и оригинальным туристическим центром, посмотреть который приезжают не только приверженцы буддизма, но и простые обыватели из других регионов России. Из Волгограда, Астрахани и Ставрополя много людей едет в «мировую столицу шахмат» отдохнуть на выходные.

Возвращаясь к музею, надо сказать, что извечная беда – нехватка выставочных площадей, для калмыцкого «храма истории и культуры» теперь явно неактуальна. Как я убедился впоследствии, продуманная внутренняя планировка, просторные залы, профессионально поставленное освещение и образцово сделанные экспозиции – делают элистинское учреждение одним из лучших (если не самым лучшим) из многочисленных провинциальных музеев России, виденных автором.

К сожалению, до закрытия оставалось уже немного времени, но нам показать экспозицию в ускоренном темпе взялась одна из научных сотрудниц музея. Из-за нехватки времени осмотром отдела природы и еще кое-чем пришлось пожертвовать.

Подробно описывать экспозицию музея нет возможности, но надо признать, что сделана она на очень высоком научно-методологическом уровне. История, этнография, современные события, связанные с превращением Элисты в мировую «шахматную столицу», - все показано доходчиво, комплексно и связно, без китча и эклектики.

Калмыки (этноним восходит к тюркскому слову «отделившиеся») были некогда частью обширного западномонгольского этноса ойратов, частично проживающих и сейчас в Монголии и Западном Китае. Ойраты к началу XVII века образовали Джунгарское ханство, последнюю крупную кочевую империю в истории. Часть ойратов - джунгар постепенно перекочевала в начале-середине XVII века на Северный Кавказ и приняла российское подданство. В 1771 году калмыки в большей части откочевали с Кавказа обратно в Западный Китай и Западную Монголию, оставшиеся стали предками современного этноса.

В экспозиции музея история была подробно отражена. А на одном из стендов с копией золотой пайцзы (знака власти) Чингиз-хана в центре была показана структура старейших калмыцких субэтнических групп: дербетов, торгутов, хошоутов, зюнгаров (бузавы образовались уже из них в XIX веке).

Деление на эти, и более мелкие родоплеменные группы до сих пор очень важную роль играет в жизни калмыков. «Мы все хорошо знаем свое происхождение, к какому из ойратских племен принадлежали наши предки», - пояснила схему научная сотрудница.

Подробно рассказывалось в музейной экспозиции о деятельности выдающегося ойратского религиозного и политического деятеля Зая-Пандита Намкхай Гьямпцо, при котором буддизм школы гелуг стал общеойратской религией. Зая-Пандита особо знаменит тем, что создал в 1648 году новый алфавит «ясное письмо», благодаря чему у ойратомонголов возникла общедоступная письменная культура.

- «Грамотность у калмыков была всеобщей. Каждый отец по закону обязан был обучить сыновей грамоте. Если выяснялось, что взрослый сын неграмотен, то отец должен был заплатить хану специальный штраф «три тройки»: три верблюда, три коня и три быка. Это для простых людей было неподъемно, легче было сыновей выучить», - комментировала наша спутница стенд, посвященный просветительской деятельности Зая-Пандита.

Само собой много в экспозиции музея рассказывалось о службе калмыков России, особенно об их участии в Отечественной войне 1812 года. Есть в экспозиции копия древнего, когда-то привезенного из Монголии калмыцкого желтого знамени, с которым калмыцкие полки в 1814 году вошли в Париж.

Надо отметить, что и в XVIII веке калмыки очень помогали России в борьбе за Кавказ. Так в народной памяти и калмыков, и кавказцев осталась кровопролитная битва в районе нынешних Ессентуков (на калмыцком «ессен тук» - «девять знамен»), когда объединенное лучшее войско кавказских народов было разбито представителями девяти родов калмыков. «После этой битвы, - как рассказывала мне сотрудница музея, - было достигнуто соглашение о взаимном нейтралитете, о котором помнят до сих пор, как «притчу о калмыцком чае».

В этнографическом отделе запомнилась выставленная традиционная калмыцкая плеть. В свое время меня интересовало, почему калмыки, переняв часть традиционной кавказской одежды: носимый под черкесской «бешмет», - по калмыки «бешмюд», - не переняли обычая носить кинжал. Причину я понял, когда увидел калмыцкую плеть: полуметровая оплетенная кожей рукоять, со здоровенным, грамм под 300, серебряным набалдашником переходила в метровую, если не больше, плетеную из кожи «рабочую часть», сантиметра четыре толщиной у основания. На конце плети было утолщение, скорее всего со свинцовой гирькой. С такой плетью в качестве «личного оружия» умелому бойцу был не страшен не только поясной кавказский кинжал «кама», но и винтовка со штыком.

Заметив мой интерес к данному предмету калмыцкого бытового обихода, научная сотрудница пояснила: «Плеть была обязательной принадлежностью нашего костюма. Все калмыки имели плети, взрослый мужчина без нее на людях не появлялся. У женщин и детей были свои особые плоские плети. По виду, форме и отделке плети можно было безошибочно определить родовую принадлежность калмыка и его социальное положение. К сожалению, в 1912году царские власти запретили калмыкам носить плети в общественных местах».

Вскоре мы прошли в зал, посвященный Отечественной Войне и послевоенной калмыцкой истории. В центре зала была экспозиция оружия, с нечасто встречающимся наших музеях английским пулеметом «Брен», у стен в стеклянных шкафах были показаны образцы формы кавалерийских казачьих частей Красной армии, где служило много калмыков. Но главным центрирующим экспозицию элементом оформления зала был портрет Басана Бадьминовича Городовикова, героя Советского Союза, видного военного и политического деятеля, впоследствии многолетнего руководителя Калмыцкой АССР.

Тут надо вспомнить, что калмыки, как и некоторые северокавказские народы были депортированы в 1943 году. А вернуться на родину они смогли только во второй половине 50-годов. (1.) КАССР была восстановлена в 1958 году. Но судя по оформлению музейного зала, советский период истории для калмыков является «хорошим временем», а коммунистический глава республики Басан Городовиков сохранил о себе добрую память.

В зале Отечественной Войны беседа с сотрудницей музея постепенно перешла на тему войн недавних. Калмыки всегда были хорошими воинами, показали они это и во время военных действий в Чечне. Это признавалось и противостоящей российским войскам стороной, к калмыкам было особое уважительное отношение. Сотрудница музея рассказывала: «Калмыков, если те ранеными в плен к чеченцам попадали, часто отпускали. Кавказцы нас калмыков очень сильно уважают. Даже к русским из Калмыкии у них другое отношение. Вот был в девяностые годы такой случай. Два грузина возили девушек в Чечню»… Заметив мой недоуменный взгляд, сотрудница музея совершенно спокойно, словно речь шла о чем-то для всех очевидном, уточнила: «Они возили девушек в Чечню на заказ. Кололи шприцом снотворное. Так вот у нас стояла русская девушка ловила попутную машину, чтобы уехать домой, они ее в машину посадили, потом усыпили и привезли заказчику в Чечню. А он узнал, что она из Калмыкии и отказался ее брать. Сказал, чтобы ее «отвезли туда, где взяли». Грузины доставили «добычу» к ставропольской границе и высадили. Девушка пешком дошла до российского блокпоста, милиционеры посадили ее в попутную машину до Калмыкии, и она вернулась домой».

Послесловие.

На этом рассказе я решил закончить повествовательную часть своих записок. Конечно, можно было бы и дальше описывать последующие прогулки по Элисте, рассказать о втором посещении Казанского собора и беседах с русскими элистинцами, но я посчитал, что это слишком затянет повествование.

Но необходимо сделать некоторые выводы и изложить некоторые аналитические размышления. Калмыкию я посетил впервые, но нельзя сказать, что все было для меня новым. С калмыками мне приходилось много общаться во время учебы в Ростове-на-Дону, среди них у меня много друзей и хороших приятелей. Близкая моя студенческая подруга, русская, родилась и выросла в Элисте. Так что о степной республике и населяющих ее людях я имел уже кое-какое представление. Но все же только личное посещение Элисты дало возможность понять многие ранее неясные моменты.

В Калмыкии для меня интересовал прежде всего «русский вопрос»: как живется русским рядом с кавказскими потомками Чингиз-хана. Первых русских элистинцев,- двух веселых молодых людей на скутере, - я увидел сразу после того, как вышел из привезшего меня из Ставрополя автобуса. Впоследствии русские лица встречались постоянно, с частотой примерно «один на десять». И из наблюдений со стороны и из непосредственного общения с людьми я сделал для себя вывод: особых проблем в совместном проживании русских и калмыков нет. Не только в плане наблюдающегося на Кавказе «конфликта цивилизаций», но и в обыденно-бытовом отношении.

Но русских в Калмыкии становится все меньше, они массово уезжают, прежде всего молодежь. Причины эмиграции экономические. В полностью дотационной республике, - где с советских времен практически не было промышленного производства, лишь сельское хозяйство и переработка его продукции, - там как-то реализовать себя русским очень трудно. Особенно если учесть родовую и клановую солидарность калмыков. Калмыки народ по гумилевски пассионарный: жесткий, прагматичный, целеустремленный и напористый. «Бабского, - по определению Бердяева, - начала русской души», - то есть слезливой сентиментальности, попыток оправдывать и жалеть даже лютых врагов, - у калмыков нет и в помине. В душе калмык, как и казак-славянин это, прежде всего, воин. С соответствующим отношением к жизни, в том числе в бытовых и профессиональных делах. Калмыцкое спокойствие и невозмутимость в любой момент могут смениться яростью и агрессией. И горе тому, на кого эта агрессия будет направлена. За невозмутимым лицом буддиста в любой момент можно увидеть атакующего воина Чингиз-хана.

Однако русские с калмыками все же уживаются не одну сотню лет. Причем достаточно неплохо уживаются. Элиста основывалась в середине 19-го века как селение русских крестьян-переселенцев. Все 150 лет своего существования никаких серьезных межнациональных конфликтов она не знала. Во время Революции и Гражданской войны русские крестьяне-земледельцы и калмыки-скотоводы не только не конфликтовали, но даже организовывали совместные органы власти, как красной, так и белой ориентации. (2.)

Но сейчас русским в Калмыкии жить трудно. В отличие от кавказских республик у них даже «социально-экономической ниши» в виде профессий требующих хорошего уровня образования. Специалистов высокой квалификации хватает и среди «титульной национальности».

В национальном характере калмыков существует своеобразный «культ образованности». Причем не формальной: «Чтобы в галстуке ходить и с красной папкой», - а реальной, с целью получить в итоге хорошую профессиональную подготовку. Как рассказывала мне пожилая русская элистинка: «Здесь настоящий культ образованности. Еще в школе калмыки начинают готовить детей к поступлению в ВУЗ. Самая бедная семья не жалеет денег на репетиторов, и делает все чтобы дети пришли в институт с хорошим объемом знаний, а потом получили полноценные для будущей профессии знания».

Однако «культ образованности» порождает и специфические проблемы. Не только русская, но и калмыцкая молодежь уезжает из родной республики. Найти приличную работу и полноценно реализовать себя на родине очень трудно, особенно образованным молодым специалистам. Калмыки-врачи, учителя инженеры, агрономы, ветеринары все чаще и чаще работают в Астрахани, Ставрополе, Волгограде или, само собой, в Москве.

Среди калмыков существует большой слой довольно рафинированной «старого образца» интеллигенции, с сильной ориентацией на «классическую» русскую культуру. Калмыки вне русского культурного пространства себя не мыслят. У них нет и в помине никаких попыток в этом плане, в отличии от республик Северного Кавказа, противопоставить себя России. Между собой на улицах Элисты калмыки, даже подростки говорят на очень хорошем, почти литературном русском языке с легки акцентом, скорее даже выговором. Старая русско-языковая культура (кстати, подобное я наблюдал у русских Львова и лезгин Дербента) присуща всем калмыкам, не только интеллигенции.

В небольшой стотысячной Элисте есть и государственный русский драмтеатр, спектакли его хорошо посещаются. Работает небольшой, но хорошего уровня университет, в котором есть философская династия Биткеевых, их работы по буддологии очень уважаемы в мировом научном сообществе.

Довольно высокий уровень образования населения с ориентацией на « высокую культуру» порождает и ряд своеобразных проблем. Разрушается традиционный жизненный уклад. Все меньше калмыков желает жить так, как жили предыдущие поколения. Вдали от сел и городов, изо дня в день, созерцая степь и пасущихся стада. Люди хотят и что бы их дети ходили в хорошие, со спортзалами школы, чтобы бы дома был интернет. Но где все это брать в степи?

Сейчас идет явный отток населения из отдаленных районов Калмыкии в места, где есть «цивилизация»: столицу Элисту, более-менее крупные населенные пункты, или просто в села прилегающие к федеральным автотрассам. А в покидаемые калмыками отдаленные степные районы идет наплыв мигрантов из предгорных республик Кавказа. «Пришельцам с Юга», чабанам-скотоводам интеллигентские «экзистенциальная тоска» и «скука провинциального бытия» незнакомы. Не нужны им библиотеки, хорошие школы и интернет. Нередки среди новопришедших и такие, кто не считает важным давать своим детям даже навыки письма и чтения… «Что нужно, и когда нужно, прочитает мулла».

Что бы как-то исправить такое положение власти Калмыкии уже хотят звать на ПМЖ ойратов-кочевников из Китая и заселять ими степные районы. Для российских калмыков это более приемлемый вариант, нежели ползучая аннексия их степей «южными россиянами».

Хотя в отличии от Восточного Ставрополья и Северного Дагестана, правовая ситуация в Калмыкии пока еще контролируется. В республике нет проблемы терроризма, нет со стороны «гостей» проявлений «старинных горских обычаев», почему-то принимаемых в нетолерантной России за «беспредел». Правда, был случай в соседней Астраханской области, в селении Яндыки. Там южные гости немного порезвились на православном кладбище, на нанесенную русским обиду отреагировали калмыки .

Но все же в общении с жителями Элисты, и русскими и калмыками чувствовалась тревога по поводу «южной проблемы». Правовое положение в соседнем восточном Ставрополье становится все более неопределенным, там все постепенно сползает к хаосу. Поэтому калмыки обоснованно боятся за свое будущее. Не раз доводилось слышать, причем в совершенно будничном ключе, фразы типа «мы скоро станем границей России».

Примечание.

1. В отличии от других обвиненных в сотрудничестве с гитлеровцами и выселенных народов, калмыки не используют тему депортации в качестве «пропагандистской дубинки», позволяющей «бить по глазам» Россию и русских. Выселение народов 1943-1944 годов в плане пропаганды очень удобно: любые современные зверства в отношении русских, этнические чистки и даже практику рабовладения всегда можно объяснить «кровоточащей раной в сердце народа пережившего страшное злодеяние 1944 года». Зарубежные политики и исследовали, такие как Анатоль Ливен, совершенно спокойно оправдывают «кровоточащей раной памяти» все зверства совершенные и совершаемые над русскими в некоторых кавказских республиках. Однако побывавшие в депортации, но не педалирующие эту тему калмыки явно «портят картину». Они не озлоблены на русский народ и Россию, и даже являются, может по своим прагматическим соображениям, но явными российскими патриотами.

2. 14 мая 1918 года состоялся «Съезд объединенного русско-калмыцкого населения Астраханского и Черноярского уездов» председателем которого был избран врач Эренжен Хара-Даван. Сын нищих калмыков батрачивших у феодала-соплеменника, Хаара-Даван окончил Малодербетовскую начальную улусную школу, за способности был направлен за казенный счет в Астраханскую гимназию, по окончании которой, опять же за казенный счет в Петербургскую Военно-Медицинскую академию. Получив диплом врача, вернулся на родину и работал по специальности. Во время Гражданской войны поддержал Белое движение и ушел в эмиграцию. В 1928 году в Белграде вышла его насквозь евразийская книга «Чингиз-хан».

Вкратце. В мирную Элисту нагрянули молодые дагестанцы-борцухи. "Расшалившихся" дагов представляете? Задирали, домогались, глумились над буддийскими святынями и т. д. Самый бравый борцуха помочился на статую Будды в центре города и ударил статую Будды ногой в нос, от изобилия интеллекта выложив "подвиг" в соцсети...
Дагестанские онижедети явно не видели доселе калмыков и не понимали, что такое калмык в ярости - в праведной ярости. Элиста вскипела моментально.

...В центре Элисты произошел конфликт между местными жителями и дагестанцами. Поводом для него стало поведение одного из гостей, прибывших на турнир по вольной борьбе имени Городовикова. Инцидент произошел в ночь на субботу, 2 апреля. Очевидец происшествия рассказал корреспонденту «Российской газеты», что молодой человек, гуляя по городу, совершил акт вандализма. 22-летний спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддистский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды. Своим поступком он поделился в социальных сетях. Поведение спортсмена спровоцировало массовые беспорядки. Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, и тому пришлось извиниться. Поведение борца вызвало настоящее возмущение местных жителей, которые заставили его встать на колени. Дальнейшее развитие конфликта пресекла прибывшая к месту происшествия полиция. Из-за этого инцидента турнир по вольной борьбе пришлось отменить. Зачинщик конфликта был задержан и доставлен в отделение полиции. (Lenta.ru)

...совершил акт вандализма по отношению к статуе Будды. Более того, борец выложил видеозапись случившегося в Интернет. Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, вытащили его на улицу, поставили на колени и заставили публично извиниться. Спортсмен произнес слова извинения, но тут же изобразил неприличный жест. Дальнейшее развитие конфликта пресекла прибывшая к месту происшествия полиция. Сейчас дагестанский спортсмен задержан, а соревнования отменены из-за случившегося. Кстати, любопытная деталь: команда, в которой состоял задержанный спортсмен, не была официально заявлена в борцовском турнире и прибыла в Калмыкию по собственной инициативе. Разбирательство случившегося продолжается. В Калмыкию уже выехали министр спорта и премьер-министр Дагестана. (Kalmykia-online.ru)

...виной конфликта между дагестанцами и калмыками стала видеотрансляция в известной социальной сети Periscopе, которая велась гостями в момент экскурсии по степной столице. На данный момент видеозапись изъята из общего пользования. Судя из обсуждений в интерне, спортсмены нелестно отзывались о памятниках архитектуры с религиозным значением. (Riakalm.ru)

...Дагестанский спортсмен задержан, его скандальная видеозапись удалена из Интернета. Остальные дагестанские и чеченские спортсмены из пяти команд в сопровождении сотрудников полиции срочно покинули регион. (Nazaccent.ru)

"Не дали порвать) я из Элисты, у нас тут обычно уже лет 5-10 как все относительно спокойно, поэтому этот случай на слуху сейчас у всех. Хотел уточнить, что на памятник он помочился не в храме, там бы его охранники сразу скрутили и скандал был бы громче, а на улице, недалеко от Пагоды в самом центре города. Наша молодежь весьма организована, и реакция не заставила себя ждать. Гостиниц у нас немного и как узнали об этом нахальстве собрались и поехали чтобы наказать наглеца. По рассказам вместе с полицией, ФСБ, нашими пацанами и дагами было около 100-200 человек. Для мегаполиса такие собрания людей не остаются не замеченными, а для нашей маленькой Элисты в одном месте - это Овер дохуя народу) говорят, что тренер поставил его на колени и заставил извиняться, а этот мудила еще что то огрызался. Вообщем если бы не полиция, был бы эпичный Мега махач, и я уверен, что наши пацаны за такое дело отбили бы желание дагестанцам приезжать в Калмыкию на очень долгое время. И кстати, хочу заметить, что я пишу пацаны, а не конкретно "калмыки" потому что навешать пиздюлей этому кретину, я уверен, хотели не только калмыки(у нас многонациональная республика), и дело тут было бы даже не в религии, а просто в неуважении к твоему дому. А неуважение будь ты калмык, русский или чеченец в любом случае вызовет ответную реакцию. И этот даг выбрал не лучшее место где показывать свою " крутизну") потомки Чингисхана - не лучший вариант, за счёт кого можно было бы самоутвердиться). З.Ы: сам русский, с уважением отношусь ко всем, но свое отношение к данной ситуации высказал выше. "
"Надеюсь его накажут. Но в Дагестан ему дорога закрыта, ибо в Дагестане его накажут в стократ сильнее, после того как из-за него лично пришлось извиняться второму лицу республики. "



Что еще почитать