Что таоке гянджа. Кировабад - оскверненный город детства. Климат и погодные условия

Чем дольше путешествуешь, тем лучше начинаешь разбираться в людях, или даже чувствовать их. Но, прежде, чем подключится интуиция, мы проходим определенный опыт. Свою дозу опыта насчет азербайджанцев мы получили в тот день, когда собирались съездить в сторону Города Гянджа (старое название Кировабад) .

Как обычно, после , мы вывернули на главную дорогу, что шла в Гянджу. В самом городе “автостопить” мы не стали, решив пройти пешком пару километров.

Азербайджанский чай на обочине.

Вот что мне нравится в Азербайджане, так это открытость местных, которые завидев туристов на дороге, машут им рукой, дабы те присоединились и выпили с ними чаю. Такое случалось не раз и с нами, но сейчас утренние улицы были еще слишком безлюдны. Мы прошли довольно большое расстояние, и подумали передохнуть за одним из пустующих уличных столиков. Сверху лежала доска с раскрытыми нардами, и у меня внутри невольно снова вспыхнуло желание, научиться в них играть. Да, я не умею играть в нарды, а в Азербайджане в них играют чуть ли не на каждом углу, потягивая горячий чай из фигурных стаканчиков.

Я и не думал, что это может быть кафе, пока к нам не вышел низкорослый дядечка. Русских в Азербайджане готовы увидеть в самую последнюю очередь, поэтому, не сказав ни слова, он ушел обратно в кафе и вынес оттуда поднос с чаем и конфетами, поставив его перед нами. Я сразу замотал головой, и открыл было рот сообщить, что он ошибся и мы ничего не заказывали. Мужчина все понял по моим глазам еще до того, как сорвалось первое слово, и быстро приложил указательный палец к своим губам, показывая, что он знает, что делает, не стоит компрометировать его при посторонних людях. “Посторонними” оказались еще пара человек, которые подошли с противоположной стороны дороги поглазеть на туристов.

То есть, мы так поняли это было чисто азербайджанское угощение и я просто ответил “спасибо”, после чего интерес к нашим персонам возрос в разы, так как все, кто нас окружил, изначально думали, что мы немцы. По лицу хозяина было видно, что он безумно рад снова видеть русских у себя на родине, поэтому он расположился рядом и что-то неторопливо вспоминал из своей советской молодости, попутно узнавая, куда мы держим путь.

Азербайджанец оказался очень приятным собеседником, так что мы даже задержались дольше положенного, а когда объявили о своих намерениях двигаться дальше, он с тяжелым сожалением вздохнул и долго не мог проститься. Его слова о том, что “было бы здорово, если бы мы остались” или “приезжайте обязательно после Гянджи, приглашу вас в гости, с семьей познакомлю” настолько запали в душу (честное слово, на тот момент мы ни сколько не думали возвращаться тем же путем), что в голове уже автоматически начал выстраиваться обратный путь по этой же дороге. Мы сказали, что подумаем, и если получится, то вернемся обязательно.

Достопримечательности города Гянджа.

Город Гянджа является вторым по площади в Азербайджане, после , конечно же. Об особенных местах я не слышал, но вроде там имелась парочка симпатичных мечетей и один бутылочный дом.

С погодой нам только не повезло, весь день на небе висели серые скучные тучи, поэтому и фотографии особыми красками не отличаются. Уже на въезде в город нас встретил памятник известному поэту Низами Гянжеви в группе с оригинальными по архитектуре столбами-изваяниями. Кстати, а вот попрошаек (в виде цыган) я видел только здесь, в Баку их нет.

Нашей задачей было – выбраться в центр Гянджи, где и располагалось большинство достопримечательностей.

Самый-самый центр – это площадь с администрацией по центру и музеем Гейдара Алиева справа.

Буквально через дорогу стоит академия наук с любопытными торсами.

Бюстами это уже не назвать.

Первой достопримечательностью была Джума мечеть , ее еще называют мечеть шах Аббаса, так как она была построена в его годы правления. И возвел ее астроном Шейх Бахауддин, который “спрятал” в мечети маленький секрет. Вся мечеть построена из красного кирпича, но с западной стороны есть один белый кирпич, на который ровно в полдень должен падать солнечный луч. Проверить мы это не смогли, ибо погода не позволяла.

Внутрь меня тоже не пустили, хотя это понятно, в шортах (пусть и ниже колена) в действующую мечеть вход строго запрещен,это вам не Буддизм.

Зато совсем рядышком находится еще одна небольшая достопримечательность – Усыпальница Джавад-Хана .

Усыпальница, не смотря на свою средневековую архитектуру, была воздвигнута в 2005 году и названа именем воина и правителя, который погиб при взятии Гянджи в начале 19 века.

Где-то в городе, в самом его центральных улиц спряталась одна из новых достопримечательностей – Бутылочный дом . Название очень говорящее для самого обычного частного дома. А все потому, что в строительстве этого необычного здания использовалось около 50 тыс. стеклянных бутылок, которые хозяин и архитектор дома Ибрагим Джафаров собирал мешками по ресторанам и кафе. Из стеклянных донышек бутылок наверху выложено название города Гянджа. Сам хозяин был участником Великой Отечественной войны и таким вот образом решил увековечить память о погибших в то нелегкое время.

Так как дом частный, то о входе туда не может быть и речи, а на фасад может полюбоваться любой прохожий или турист.

Город Гянджа нам понравился, здесь оказалось очень чисто, везде плитка, урны, цветы, клумбы, памятники, фонтаны, сюда и самолеты летают, можно попробовать поискать даже дешевые авиабилеты из Москвы в Гянджу . А вот это место меня просто поразило, как думаете, что это?

Знакомство с азербайджанским менталитетом.

Как известно, по городу гулять хорошо, но спать там негде (я имею ввиду, нам негде). Времени еще пяти вечера нет, а в голове всплывает утреннее азербайджанское приглашение. Раз так все удачно сложилось, то почему бы не принять приглашение нового знакомого, у азербайджанцев в гостях мы еще не были. Сказано – сделано, едем обратно до Мингечауера, хорошо, что я запомнил, перекресток, где нам выходить.

Знакомый мужичок сидел в компании еще двух мужчин. Оказалось, что один из них и есть настоящий хозяин кафе, а первый просто ему помогал, так как у самого по соседству стоит маленькое помещение шиномонтажа. Любопытная ситуация, получается нас он угостил бесплатно совсем не за свой счет, но вот об этом, к сожалению, я подумал только сейчас, когда пишу эту статью.

Завидев нас, утренний знакомый как-то не сильно обрадовался нашему возвращению. А вот настоящему боссу мы были интересны больше, так как он сам жил какое-то время в России, в частности в Москве, пока с дуру не продал там свой бизнес, чтобы переехать на родину, о чем на данный момент сильно сожалел. По-русски он говорил прекрасно, даже используя русский “сленг” и юмор, видать очень долго прожил у нас.

Мы так увлеклись разговором с ним, что я совсем забыл про нашего старого знакомого, который приглашал нас в гости, а когда я посмотрел туда, где он должен был сидеть, то его не было. Я решил, что он вышел по делам не надолго. Но и через 20 и 40 минут он не появился. Тогда я спросил у бизнесмена, куда пропал его друг, на что тот спокойно ответил “уехал домой”.

Мдааааа, вот вам и азербайджанское гостеприимство, ушел “по-английски” и как умело, что никто не заметил. По-началу мне стало обидно, что доверившись мужику, нам пришлось изменить маршрут. Я рассказал всю ситуацию бизнесмену, тот ухмыльнулся по-бывалому и решил скрасить нашу участь стаканчиком азербайджанской окрошки.

Да, именно стаканчиком, у них окрошка – это зелень с огурцами, залитая кислым таном (кисломолочный напиток). В отличие от первого, этот мужик оказался более благородным и не стал обещать того, чего не мог сделать. Мы попрощались с ним и решили до заката хотя бы успеть добраться в , который значился в нашем плане путешествия. Единственным минусом его, правда, было то, что он слишком туристический. Но все покажет время.

Делаем выводы.

Не смотря на то, как поступил азербайджанец, который пригласил нас в гости, а потом исчез, я не держу на него обид, хоть и расстроился по-началу. Я все никак не мог понять, зачем говорить и обещать то, чего выполнить не можешь? Мы ведь не навязывались, да и за язык его никто не тянул, вот зачем это?!

И только в завершение путешествия по Азербайджану я понял, что некоторые азербайджанцы поступают так не потому, что хотят сделать пакость, это у них такой менталитет. Сразу оговорюсь, присуще это не всем азербайджанцам, далеко не всем, но у некоторых в той или иной степени проскакивает желание “показать себя с лучшей стороны”. Изначально они рассчитывают на скромность приглашаемого и начинают показывать всю широту своей души, совершенно не ожидая, что он может согласиться. Возможно, у них так не принято, я не буду утверждать, но когда приглашаемый вдруг дает согласие, то тут начинается самое настоящее шоу а-ля “как выкрутиться из сложившейся ситуации и при этом не упасть в глазах собеседника”.

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %
Гянджа - второй по величине город в Азербайджане.

Основные сведения

Расположен у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Центр исторической области Арран. В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветполь, в 1918-1935 годах возвращено название Гянджа, но в 1935 году переименован в Кировабад (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа. Железнодорожная станция на линии Баку - Тбилиси; аэропорт.

Гянджа, как административная территория, включает в себя 2 района в городе (Кяпазский - 178 500 жителей, Низаминский - 164 500 жит.,) и посёлок городского типа Аджикент, с соответствующими органами местного самоуправления.

Население

Динамика роста населения:
1897 - 33,6 тыс. жителей
1939 - 99 тыс.
1959 - 136 тыс.
1972 - 195 тыс.
2003 - 302 тыс.
2004 - 320 тыс.


История

Возникновение города

Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на великом шёлковом пути. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Происхождения названия города связано с пехлевийским словом - гандз («Джанза» - у арабов, «Гяндза» - у грузин), что обозначало - клад, сокровище, место хранения урожая.

Джума-мечеть (мечеть шаха Аббаса), 1606.

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.). В начале VII в и в VIII веков Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII века город был превращён в арену битв между арабами и хазарами. Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х века Гянджа, находившаяся под властью Саларидов, стала столицей Шаддадитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.

В середине XI века Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 год двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века Фадлун III, правитель шаддадитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, Гянджа стала вассалам Грузии и была ею до вторжение монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Атабеков Азербайджана Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что её изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Гянджинское ханство

Одним из ханств, зародившихся в начале XVIII века в Азербайджане Гянджинское ханство. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Он проводил самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор. В этот период царская Россия старалась захватить новые земли, расширить рынки сбыта, придавая большое значение Азербайджану из-за его стратегического и экономического положения. Учитывая хорошее местоположение Гянджинского ханства, территорию его можно было бы использовать как оплот армии для объединения других ханств Азербайджана. Командование русской армии считало Гянджу "ключом к северным провинциям Персии". Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз обращался к Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

20 ноября 1803 года Цицианова через Тифлис направился в сторону Гянджи с войском (более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. Поняв, что овладеть крепостью будет трудно, после определенной подготовки, 3 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Её окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). В 1805 году царское правительство официально ввело комендантский метод правления. С этого времени вся военная, имущественная и финансовая власть была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Гяндже был создан окружной суд. С целью усиления контроля над населением города в 1824 году в Гяндже было создано полицейское ведомство. Население было недовольно этим ведомством, его методом правления. Комендантская система была ликвидирована в 1840 году. Гянджа как уезд вошла в состав Грузинско-Имеретийской губернии и там была учреждена должность главы уезда. В 1868 году была создана Елизаветпольская губерния. Город Гянджа стал столицей Елизаветпольской губернии.

В первой русско-персидской войне 1804-1813. Персидская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Гейче на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис. В октябре 1813 года Персия был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана. С 1868 года Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии. В 1883 году связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век

По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524, переселённых туда после Гюллистанского мирного договора во время переселения армян из Персии, под покровительством посла России в Персии Грибоедова). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. В июне 1918 года Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха, 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы, которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы, армянское население было вынуждено покинуть город.

Климат

Среднегодовая температура - +13,4 C°
Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

Как добраться

До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

Аэропорт Гянджи

Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

Поиск авиабилетов в Гянджу

Транспорт

Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

Погода в Гяндже

Кухня и рестораны

В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

Магазины

Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

Гостиницы

Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

  1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
  2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

Джума-мечеть

Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

Усыпальница Джавад-хана

Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

Русская церковь

Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

Бутылочный дом

А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

Гянджа - это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 - снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку - Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа - весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов - «Джанза», а у грузин - «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад - огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 - 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен - около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 - 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже - единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола - 2,7 метра, диаметр - 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она - несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса - Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время - точность абсолютная.

Чеяк-Хамам - это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом - прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи - Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами - поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Фотографии:



Что еще почитать