Формы интеграции общего и дополнительного образования детей: анализ положительных и отрицательных сторон. Интеграция дополнительного и общего образования Модели интеграции общего и дополнительного образования детей

Системе дополнительного образования в России – 95 лет. С гордостью заявляю, что почти 40 лет СОШ № 56 связывает с Домом детского творчества им. В. Дубинина тесная дружба и плодотворное сотрудничество.

Не зря сказал Министр образования и науки РФ Д. Ливанов: «Система дополнительного образования – один из факторов развития, в том числе инновационного, не только всей системы образования, но и всей нашей страны».

Рассматривая особенности развития системы российского образования на современном этапе, следует выделить тенденцию усиления интеграционных процессов в этой сфере. Внедрение новых государственных стандартов предъявляет более высокие требования к подготовленности современного выпускника, что невозможно осуществить без создания особого образовательного пространства учебного заведения. Иными словами, создание такого образовательного пространства требует интенсивного перехода современного учреждения на новый формат образования – компетентностный.

Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование личностных, предметных и метапередметных компетенций обучаемого, что крайне сложно сделать без активного взаимодействия с системой дополнительного образования.

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечивает условия:

– эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– успешного жизненного и профессионального самоопределения;

– развития разносторонних способностей разных категорий детей;

– формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся овладевает целым рядом интегрированных умений:

– способностью ориентироваться в различных предметных областях знания;

– эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

– развивать основы критического, творческого, продуктивного мышления;

– способностью к продуктивному творчеству и др.

Активное взаимодействие с системой дополнительного образования дает возможность уделять особое внимание элективным курсам и факультативам, кружкам, студиям, работающим в условиях общеобразовательной школы. Элективные курсы, являясь межпредметными (ориентационными) курсами, предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза «личностного знания» и знаний по ряду предметов.

В этой связи в нашей школе была спроектирована многоуровневая интеграционная модель подготовки современного выпускника школы . Создание такой модели предполагало интеграцию не только уровневую, предметную, программную, а также интеграцию с дополнительным образованием и другими социальными институтами.

Такая модель предполагает необходимость интегрировать различные уровни образования : (дошкольное образование, начальное общее образование, среднее общее образование), а также внутрипредметную, межпредметную и транспредметную интеграцию образования в современной школе.

Транспредметная интеграция – это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером транспредметной интеграции могут служить различные интегрированные программы, факультативные и элективные курсы, творческие лаборатории, кружковая деятельность и другие направления, реализуемые в учебной и внеурочной деятельности школы № 56.

Можно обозначить ряд основных принципов, на основе которых разрабатываются и реализуются интегрированные программы общего и дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы; принцип личностной значимости, принцип адаптивности, принцип творческой направленности, принцип коллективного характера и принцип индивидуальной заинтересованности и др.

Основное и дополнительное образование – это звенья одной цепи – к такому выводу коллектив нашей школы пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения положительных результатов недостаточно загрузить учителей и учащихся работой кружков, недостаточно работать по разрозненным планам работы каждого педагога. Необходимо создать систему планомерной работы всех структурных звеньев образовательного учреждения.

Хотелось бы остановиться на некоторых примерах интеграции общего и дополнительного образования в условиях нашей школы.

Занятия в фольклорном коллективе (руководитель Г.И. Попова) формирует у участников процесса не только предметные компетенции по русскому языку, литературе, истории, но и универсальные учебные действия, метапредметные компетенции. Участие в конкурсах, фестивалях способствует развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных компетенций, воспитанию креативности, социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Примером транспредметной интеграции является интегрированный элективный курс «Психология общения» (руководитель Е.В. Чуб) в 10-11 классах, включающий в себя блоки «Основы психологии межличностного общения» и «Семьеведение».

В рамках таких интегрированных курсов успешно реализуются инновационные модели и технологии обучения. Распространенным методом обучения становятся предлагаемые для решения учащимся метапредметные проблемные ситуации :

- Case Problem Method (кейс-проблем метод) - метод решения практической ситуации;

- Case Incident Method (кейс-инцидент метод) - случаи-инциденты;

- Case Study Method (кейс-стади метод) - остросюжетные случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление;

- Stated - Problem - Method (стади-проблем метод) - экспертное обсуждение.

Данные технологии, основанные на разборе реальных или мнимых ситуаций межличностного общения, направлены:

· на выявление возможных причин возникающих проблем межличностного взаимодействия;

· поиск конструктивных путей разрешения конфликта;

· выявление сущности ситуаций неопределенности и неоднозначности в процессе общения и т.п.

Еще одним из примеров транспредметной интеграции может служить работа Объединения «Экология» (руководитель Н.Е. Турилова).

Программа «Экология» рассчитана на 2 года. В объединении «Экология» занимаются 3 группы обучающихся: старшая – учащиеся 8-9-х классов и младшие группы – 3 «В» класс.

Реализация программы осуществляется по следующим блокам :

  • Изучение основ экологии.
  • Участие в организации и проведении экологических инициатив:

Акция «Посади дерево».

Ежегодное участие в международных днях наблюдения птиц.

Ежегодное проведение акции «Поможем птицам».

Успешное участие в XIV межшкольном экологическом фестивале детских экологических объединений г. Новосибирска «МЭФ-2014».

Победа на конкурсе экологических плакатов «Мир Экологии».

Интеллектуальный турнир «Знатоки родной природы».

Участие в конкурсе ежегодном городском конкурсе детской экологической фотографии «ЖИВОЙ ВЗГЛЯД».

Выпуск экологических листовок к экологическим праздникам.

Туристический слет воспитанников ДДТ им. В. Дубинина.

Участие во Всероссийском открытом конкурсе исследовательских и творческих работ «Шаги в науку».

Работа в ботаническом саду ведется по направлениям: растениеводство, защита растений, цветоводство и др.

Члены объединения «Поиск» систематически проявляют себя в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности, соревнованиях по стрельбе, в районных соревнованиях «Победа», «Аты-баты». Они участники экспедиций «Поиск МГиВ» по поиску, подъему и перезахоронению останков воинов, павших в годы ВОВ под Ленинградом; ежегодного лыжного ледового перехода по Оби по Оби; операции «Память» по уходу за могилами, павших в годы ВОВ и захороненных на сибирской земле.

В условиях перехода на новые образовательные стандарты интеграция общего и дополнительного образования положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательного интереса, критического мышления обучающихся.

В процессе активного участия в различных факультативах, кружках, студиях, элективах у обучаемых развиваются не только предметные и личностные компетенции, но и метапредметные, позволяющие им стать более успешными на следующих ступенях образования.

Интеграция дополнительного и общего образования.

Вывод по результатам своей работы.



Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях.

– неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.

Проблема интеграции дополнительного и общего образования решается при проведении занятий дополнительного образования в школе № 5 Комсомольска-на-Амуре «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» (занятия посещают учащиеся 8 – 10-х классов).

Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в рамках общеобразовательной школы был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же кто, и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.

На примере некоторых учеников можно проследить логическую взаимосвязь между результатами получения знаний и навыков на занятиях в «Мастер-классе» и обучении в общеобразовательной школе.

Занятия «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» являются по своей сути дополнением и более углубленным не только практическим, но и теоретическим к предмету общеобразовательной школы «Технология».

По программе «Технология» в учебное время отводятся часы на проектную деятельность. Однако, при работе в рамках учебного процесса имеются трудности при работе с учащимися, относящимися к категории неуспевающих. Работа носит назидательный характер. Но так как учитель технологии он, же педагог дополнительного образования, то и элементы проектной деятельности имеет смысл вносить в процесс дополнительного образования «Мастер-класс».

При занятиях на «Мастер-классе» был применен (и применяется до сих пор) такой педагогический инструмент, как мини-проект. Отличительной чертой мини-проекта от проекта является его объем, а именно более «сжатая» форма. На второй год после начала работы с мини-проектами учащиеся, относящиеся к категории «слабоуспевающие» достигли уровня позволяющего принять участие в научно-практической конференции школьного научного общества. Явилось это следствием личной мотивации при занятиях на «Мастер-классе» и переходе мотивации и на отношение к учебе в рамках общеобразовательной школы.

Так же одной из причин успехов в учебе учащихся явилось наличие и неоспоримое проявление межпредметных связей между различными предметами общеобразовательной школы.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то празвитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам.

Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением их основного образования, способствует развитию способностей и интересов школьников, формированию у них высоких гражданских и нравственных качеств, помогает жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся. Поэтому на современном этапе приоритетной задачей деятельности школы в целом и отделения дополнительного образования детей в частности является создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс развития социальной активности школьников. Отсюда важно создать в школе образовательную среду, способствующую формированию мотивационно-целевого, инструментального и оценочно-прогностического компонентов социальной активности школьников. Одним из основных факторов, определяющих формирование мотивационно-целевого компонента социальной активности учащихся нашей школы, является их активное участие в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением, а также в системе внеурочной воспитательной и спортивной работы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 26” Предгорного муниципального района Ставропольского края использует систему дополнительного образования с 1989 года и сегодня является культурно-образовательным центром поселка, основой его социокультурной среды.

Сегодня в школе создалось такое культурно-образовательное пространство, которое позволяет назвать сельскую школу культурно-образовательным центром посёлка. Фактически школа работает в режиме “Школа-комплекс”. Наряду с аттестатами об образовании учащиеся получают документ о музыкальном образовании, имеют возможность развивать и расширять свои творческие способности в кружках дополнительного образования. В этом - наше конкурентное преимущество перед другими школами Предгорного муниципального района.

Развитие разнообразных форм взаимодействия школы с различными социальными партнерами является основным фактором формирования ее образовательной среды. Обобщение опыта работы с социальными партнерами по различным направлениям легло в основу разработки программы развития школы, основной целью которой стало создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению доступности качественного образования, становлению и развитию социальной активности учащихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Эта же цель является основной и для программы развития системы эстетического воспитания, которая составлена на период с 2005 по 2010 годы.

Анализ проблем и возможностей школы в совокупности с ценностными ориентирами педагогического коллектива позволили определить следующие приоритетные направления развития школьной системы дополнительного образования детей:

Обеспечение доступности дополнительного образования для всех категорий учащихся;
повышение качества дополнительного образования детей;
повышение социальной активности учащихся через предоставление им дополнительных образовательных услуг;
создание условий, способствующих сохранению здоровья всех участников образовательного процесса;
развитие материально-технической базы дополнительного образования детей.

Реализация данных направлений на базе школе стала возможной после присоединения филиала музыкальной школы к общеобразовательной в 1989 году. Это позволило педагогическому коллективу расширить возможности развития творческих способностей учащихся, успешно решать вопросы воспитания духовной культуры, создать условия для самовыражения и самореализации личности ребёнка.

Обучение на эстетическом отделении ведется по 3-м уровням:

1-й уровень – обязательное изучение предметов эстетического цикла: ритмики, музыки, ИЗО, МХК, риторики. Первый уровень обучения является основным творческим фундаментом для дальнейшего развития личности. Этот уровень эстетического воспитания прививает интерес к искусству, развивает интеллектуальный уровень учащихся, раскрывает уровень духовного восприятия окружающего нас мира, дает прекрасные условия педагогам в изучении и развитии природных задатков уч-ся для последующего их привлечения на занятия 2-го уровня.

2-й уровень - занятия в творческих коллективах по выбору и желанию учащихся: хоровое отделение, фольклорные группы, музыкальные кружки, хореография, вокально-инструментальный ансамбль, духовой и шумовой оркестры.

Многоуровневое построение эстетической работы в школе является надежной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся с возможностью его дальнейшего развития.

Задачи 2-го уровня – создать оптимальные условия для реализации потребностей детей в творческой деятельности.

На 2-м уровне широко привлечены возможности культурных центров Кавминвод: Дом-музей М.Ю.Лермонтова, Кисловодская государственная филармония, концертный зал Шаляпина.

3-й уровень – индивидуальные и групповые занятия в объеме программы музыкальной школы и музыкальной студии (по классу фортепиано, баяна, аккордеона, гитары). Этот уровень эстетического обучения и воспитания позволяет выйти на конечный результат. Учащиеся, выполнившие программу музыкальной школы и студии в ходе индивидуальных и индивидуально-групповых занятий, по итогам обучения сдают экзамен и получают документ, свидетельствующий о музыкальном образовании.

Таким образом, в школе создана целостная система образования и воспитания, основанная на принципе интеграции общего и дополнительного образования по двум образовательным областям: искусство и гуманитарные дисциплины.

На данный момент в МОУ СОШ № 26 реализуется 20 программ дополнительного образования по 7 направлениям. Количество детских творческих объединений – 42. Сегодня в школе обучается 403 ученика, из них на эстетическом отделении

По программе музыкальной школы и студии --- 20% учащихся;

В кружках эстетического направления --- 40% учащихся.

Дополнительное образование детей в школе ориентировано на углубление и расширение их знаний по предметам, входящим в учебный план основного образования. В отделении реализуется ряд дополнительных образовательных программ, призванных поддерживать углубление профильных предметов, а также расширять базовые предметы, компенсируя тем самым недостаточность времени на их изучение в основном учебном плане.

Направленность Название программы Кол-во групп
11. Военно-патриотическая Школа выживания 1
22. Физкультурно-оздоровительная Баскетбол Волейбол 2 2
33. Художественно-эстетическая Хоровое пение

Шумовой оркестр

Духовой оркестр

Вокально-инструментальный ансамбль

Изостудия

Малая скульптура

Издательская деятельность

Фигурная обработка древесины

Конструирование и моделирование одежды

Школьный театр начальной школы

5
44. Научно-техническая Компьютерное моделирование 1
55. Социально-педагогическая Юный пешеход

Все цвета кроме чёрного.

4
66. Естественнонаучная Экология

Химия и охрана окружающей среды

1
77. Одаренные дети Одарённые дети

Развивающее обучение для дошкольников

2
Итого: 20 42

Без музыки не проживу и дня… Под таким девизом проходят занятия на эстетическом отделении. С гордостью можно сказать, что такая школа единственная в районе. Гордостью школы является духовой оркестр под руководством Отличника культуры СССР Ульмасова Зафара Рахмаджановича. На базе нашей школы проходят конкурсы педагогического мастерства “Учитель года”, районные и краевые семинары, концерты.

Среди участников детских творческих коллективов есть призёры и лауреаты районных, зональных и краевых конкурсов:

1-ое место в региональном джазовом фестивале “Джаз на КМВ – 2008” в двух номинациях: сольное пение, духовой оркестр

1-е место в VII краевом конкурсе джазовой музыки “Весенний блюз”

Призовые места в зональной олимпиаде по теории музыки

1-ое место в открытом вокальном конкурсе “Весёлые нотки”

Социальный заказ общества определил проблему формирования личности на принципах культурологических ценностей. Эту проблему можно реализовать только через развитие ребёнка в различных видах деятельности, общения, бытия.

В нашей школе существует система организации досуга учащихся, которая включает в себя сеть кружков, детских объединений, а также круг различных мероприятий.

Одним из направлений эстетического воспитания является издательская деятельность школы. Общая цель данной работы с учащимися: способствовать эстетическому воспитанию школьников, развивать творческие способности в области русского языка и литературы, создавать условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Газета для детей и взрослых “Школьные вести” начала издаваться с сентября 1999 года. В мае 2006 года наша школа принимала участие в Первом открытом фестивале детских СМИ “На 45-ой параллели” в двух номинациях: “Лучшая газета” и “Лучшая публикация”. Два наших корреспондента стали лауреатами фестиваля в номинации “Лучшая публикация”. Первый выпуск альманаха “Созвездие” состоялся в 2002 году. Выпуски альманахов предваряет большая кропотливая работа учителей школы и учащихся. Определяется тема, редакционная коллегия, содержание, рубрики, собирается и редактируется материал, производится компьютерный набор, форматирование. В ноябре 2006 года на шестом Ставропольском педагогическом фестивале “Талант-2006” в г. Невинномысске школа представляла свой опыт работы на Фестивале школьных изданий и СМИ.

В 2008 году творческий коллектив кружка “Малая скульптура (лепка из соленого теста)” под руководством учителя истории Весниной Т.Н. занял первое место в краевом конкурсе технического творчества, посвященном Году семьи.

Реализация программ патриотического, трудового, экологического воспитания проходит через деятельность детского объединения “Надежда”, в котором действуют творческие коллективы ТОШ, ЮИД, “Юные экологи”, “Зарничник”, Спортландия”. На счету ребят из объединения ЮИДД много побед. С 1998 года команда ЮИДД школы занимает призовые места

Размеры пришкольного учебно-опытного участка позволяют заниматься опытнической работой, селекционированием, выращиванием сельскохозяйственной продукции. Таким образом, учащиеся школы имеют возможность овладеть практическими навыками сельскохозяйственного труда.

Приоритетным направлением деятельности школы является совершенствование системы работы, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Большой спортивный зал, военно-спортивный городок, стадион, 6 спортивных площадок, тир- всё это свидетельствует о том, что в школе есть все условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Действуют спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, шахматный клуб, организованные совместно с администрацией школы и ДЮСШ Предгорного района. Спортивные достижения наших ребят известны не только жителям посёлка, но и всему Предгорному району.

Здоровьесбережение учащихся - это Дни здоровья, спортивные праздники и соревнования, туристические походы, уроки здоровья и динамическая пауза в начальной школе, это летнее оздоровительное учреждение, детские площадки по месту жительства.

Средняя школа № 26 является центром работы с населением. В просторном и уютном актовом зале собираются граждане поселка для решения житейских вопросов. Здесь же проводятся предвыборные агитационные мероприятия, встречи с депутатами, а также мероприятия местного значения: сходы граждан, традиционный День пожилого человека и День матери, встречи представителей военкомата с допризывной и призывной молодёжью, праздничные концерты.

Ведущие идеи и специфика школы неразрывно связаны с главной целью педагогической деятельности - воспитанием толерантной, творчески развитой, гуманитарно-ориентированной личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Эта цель позволила определить основные принципы профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, учитывающие образовательные потребности обучающихся и их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:

Принцип гуманизации (утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью);

Принцип культуросообразности (создание развивающей среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося);

Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

Принцип социокультурной открытости образования (уважение норм и традиций разных культур, открытость изменяющемуся миру; поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства: родителей, учащихся, учителей и др.); развитие социального партнерства.

Цель педагогической деятельности, а также принципы ее реализации и связанные с этим убеждения педагогического коллектива позволяют сформулировать миссию школы: обеспечение воспитания социально-активной личности с устойчивой нравственной позицией, способствующей процветанию своего Отечества.

2005 году - начало реализации Программы развития школы и программы развития системы эстетического воспитания “Дополнительное образование и развитие творческого потенциала учащихся в учебной деятельности”.

Цель программы - создание и укрепление прочных и обоснованных обоюдных связей между основным и дополнительным образованием учащихся и как конечный результат - интеграция основного и дополнительного образования.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: разработка системы интеграции программ основного и дополнительного образования детей, а также технологии использования учащимися знаний и умений, полученных ими на уроках, в их внеурочной деятельности и наоборот.

Социальный эффект от реализации программы состоит в ликвидации разрыва между основным и дополнительным образованием.

Интеграция общего и дополнительного образования детей подразумевает тесную связь и взаимодействие. Основная цель – это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам – личностям:
- уровень личности ребенка – формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка на дополнительное образование;
- уровень педагога – формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции;
- уровень органа управления – формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления.
2. По образовательный пространствам:
- уровень предмета – формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета;
- уровень комплексной образовательной программы – формирование межпредметных связей, оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами;
- уровень учреждения дополнительного образования – формирование образовательного пространства учреждения, формируется в виде программы учреждения.
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию:
- внутренняя интеграция - создание вариантов интеграции в рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом;
- внешняя интеграция - создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы).

Формы сотрудничества УДО и школы
 создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей;
 проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
 создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
 проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
 организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.

Дополнительное образование дополняет образовательное пространство школы до его целостности.
Пространства взаимодействия»:
 интегрированные уроки (уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.), элективные курсы, предпрофильную подготовку;
 предметные кружки, факультативы, школьные научные общества;
 концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования и другие массовые мероприятия,
 и др.

Целеполагание должно осуществляться на основе исследования социального заказа
Социальные заказчики:
 дети и их родители;
 государство в лице органов управления образованием (министерство, отделы, департаменты, управления образованием), органов власти (правительства, администрации и т.д.);
 организации, учреждения, предприятия в лице учреждений образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные училища, вузы, другие УДО), учреждений и предприятий иных сфер деятельности, общественные организации.

Технологии управления процессом интеграции
Интегрированная программа
Интегрированные программы можно классифицировать по разным основаниям.
По субъектам деятельности можно выделить 3 вида программ:
 совместной деятельности педагогов (взрослых);
 совместной деятельности детей;
 совместной деятельности детей и педагогов разных объединений.
Интегрированная программа
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.
По масштабу деятельности:
 внешнего сотрудничества;
 внутреннего сотрудничества.
По целям и задачам:
 одноцелевая (целевая);
 многоцелевая.
По содержанию:
 однонаправленная;
 комплексная.
По системообразующему фактору:
 учебно-предметной ориентации;
 проблемно-тематические («сквозные»).

Потеряйло Светлана
Интеграция общего и дополнительного образования

КГУ «Дом детского творчества» акимата Федоровского района

Доклад :

«Интеграция общего и

дополнительного образования »

Составитель Потеряйло Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования .

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,

то есть почву, на которой растут и процветают

таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.

Генрих Нейгауз

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ , оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека .

Изучив инструктивно-методическое письмо, а в частности особенности школах Республики Казахстан меня привлекло то, что, особенностью дополнительного образования детей в общеобразовательных школах республики Казахстан обусловлены необходимостью более тесной интеграции общего среднего и дополнительного образования .

Инновационный характер изменений содержания и технологий в современной школе в значительной степени может быть усилен за счёт дополнительного образования , характер которого предполагает свободу выбора видов деятельности, высокую мотивированность обучающихся, а, значит, и реальное творческое самовыражение личности. В условиях введения образовательных стандартов нового поколения актуальность включения дополнительного образования детей в структуру основных общеобразовательных программ связывается с необходимостью усиления вариативной составляющей образования , способствующей практическому приложению знаний, умений и навыков, полученных в школе, стимулированию познавательной мотивации учащихся.

Интеграция начального , основного и общего среднего образования и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Необходимость развития данного направления основывается на идее сохранения единого образовательного пространства .

В процессе организации обучения на школьном уроке возможно использование технологий, присущих системе дополнительного образования . Это комплексные занятия, учебные проекты, дискуссионные технологии, игры. Они, как правило, предполагают выход за рамки самого урока, предусматривая самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность учащихся непосредственно под руководством учителя. В то же время школьный урок получает продолжение в процессе реализации дополнительной образовательной программы как на уровне расширения и углубления содержания материала, так и за счет отработки отдельных элементов содержания школьного урока в разнообразных формах внеурочной деятельности.

Учителя-предметники могут вести кружки, секции, студии, клубы по интересам , спортивные секции, подготовительные курсы, организовывать познавательные, конкурсные, развлекательные программы, экскурсии и др. по своему профилю во внеурочное время. Например, я работаю учителем технологии в школе. За один час урока мы проходим только азы прикладного искусства, а на кружке воспитанники раскрываются полностью. Они выбирают понравившуюся им технику (бисероплетение, газетоплетение, декупаж, пошив казахских национальных изделий и др.) делают работу аккуратно, развивая при этом усидчивость, терпение, эстетику оформления изделия. Готовят школьные и районные выставки, участвуют, со своими работами в конкурсах занимают призовые места, дарят свои изделия родным и близким, тем самым экономят домашний бюджет в приобретении подарков. Таким образом , для обеспечения полного охвата занятостью детей во внеурочное время, в том числе в субботний день, необходимо эффективно использовать потенциал учителей-предметников.

Еще одна особенность обновления содержания образования это переход на 5-дневную учебную неделю. У учащегося увеличивается свободное время. Основой организации учебно-воспитательного процесса в субботний день должно стать дополнительное образование .

1) создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей образования и более успешного освоения его содержания;

2) осуществление «ненавязчивого» воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

3) ориентацию учащихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др., на реализацию своих способностей в организациях дополнительного образования детей ;

4) компенсацию отсутствия тех или иных учебных курсов, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного пути , конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

В условиях реализации общенациональной идеи «Мгілік Ел» проводимая учителями школ и педагогами дополнительного образования работа должна быть направлена на формирование человека образованного , обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу своего народа.

Важно, чтобы наши дети воспитывались в духе национальной идеологии, культурных традиций. Идеологическая составляющая должна присутствовать во всех проводимых мероприятиях

Учителям и педагогам дополнительного образования рекомендуется активно обращаться к методическому фонду республиканских выставок, использовать выставочный материал в профессиональной деятельности.

Педагогам детских фольклорных коллективов школ продолжать работу по изучению национальных особенностей и традиций казахстанского народа, сохранению и развитию региональной фольклорной традиции : песенной, танцевальной, народных промыслов и т. д. На занятиях особые акценты необходимо делать на разъяснении учащимся гуманистических ценностных ориентиров : почитание женщины-матери, уважение к старшим, трудолюбие, стремление жить в гармонии с социумом и природой и др.

Педагогам школьных объединений театрального творчества особое внимание следует уделить поиску драматургического материала высокого нравственного содержания, учитывая современные тенденции развития детского театрального творчества, развитию интерактивных видов театра .

Педагогам школьных кружков и объединений изобразительного и декоративно-прикладного творчества надо продолжить работу по развитию культуры творчества, воспитанию чувства прекрасного.

Как показывает практика, мощным механизмом духовно-нравственного просвещения являются занятия изобразительным искусством , хореографией, музыкой. Структура ряда самостоятельных конкурсов и выставок могла бы быть объединена общей идеей представления «Через искусство – к миру и взаимопониманию» . За 2017-2018 учебный год я как руководитель кружка провела школьные конкурсы по следующим номинациям :

1) «Национальные традиции и обряды» (участники конкурса представили описание и продемонстрировали национальные обряды, а также рассказали о традициях своего народа); Получили грамоты

2) «Декоративно-прикладное творчество «Храм традиций» (в конкурсной программе данной номинации приняли участие авторы творческих работ (мягкая игрушка, вышивка, лоскутное шитье, вязание, декупаж, бисер, резьба по дереву и т. д.). Так участники были награждены грамотами и благодарственными письмами

3) «Блюда национальной кухни» этот конкурс мы с воспитанниками запланировали провести 28 апреля в преддверии празднования 1 мая дня единства народов Казахстана

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования , а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся , то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования , которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка . Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные , но и иные социальные потребности детей. Дополнительное образования детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе.



Что еще почитать