Какие существуют доказательства исторического развития растений. Доказательства исторического развития растений. Изменения в строении организма

Многообразие существующих ныне и живших ранее на Земле растений является результатом эволюционного процесса. Современная классификация растительных организмов дает представление не только об их исключительном разнообразии, но и позволяет проследить пути становления тех или иных систематических групп растений. Все растения по строению вегетативного тела можно разделить на низшие (слоевцовые) и высшие растения. К низшим растениям относят бактерии и актнномицеты (условно), водоросли и лишайники. К высшим растениям относятся давно вымершие псилофиты и ныне живущие мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.
Доказательствами исторического развития растений являются палеонтологические находки их ископаемых остатков. Среди них можно назвать строматолиты - многослойные образования из остатков древних примитивных водорослей, обитавших в морях и океанах, отпечатки гигантских папоротников, хвощей и плаунов, обнаруженных в залежах каменного угля и торфяниках, многочисленные споры и пыльца в почвенных отложениях разного геологического возраста.
Самые первые растительные организмы - бактерии и сине-зеленые водоросли - возникли в архейскую эру около 3 млрд лет назад. Об этом свидетельствует наличие земных пород органического происхождения, к которым относятся известняк, мрамор. Это были одноклеточные прокариотные организмы, широко распространенные в морях и океанах, способные к автотрофному (хемо- и фототрофному) питанию. Благодаря их жизнедеятельности в первичной атмосфере появился кислород. Первые автотрофные эукариоты появились около 1,5 млрд лет назад. Это были предки современных одноклеточных водорослей, от которых произошли многоклеточные виды водорослей. Возникновение процесса фотосинтеза в архейскую эру положило начало разделению всех живых организмов на растения и животные. С появлением первых зеленых растений - водорослей - начался процесс образования и накопления на Земле органического вещества.
В протерозойскую эру господство сине-зеленых водорослей сменяется активным развитием зеленых, в том числе и многоклеточных. Усложнялось строение их вегетативного тела, увеличивалась площадь поверхности, что способствовало более продуктивному фотосинтезу. Крупные многоклеточные водоросли получили широкое распространение в кембрийском периоде палеозойской эры. К палеозойской эре причисляется и выход растений на сушу. Это произошло в конце силурийского периода, когда в результате горообразовательных процессов возникли материки. Выход зеленых водорослей на сушу был приурочен к литоральной зоне морей и океанов, к условиям переменного увлажнения. Первыми настоящими сухопутными растениями принято считать псилофиты - ныне вымершую группу. В связи с сухопутным образом жизни они приобрели новые качества: для защиты от изменчивых условий наземной среды их защищали покровные ткани с устьицами; механические ткани выполняли опорную функцию; появились примитивные проводящие ткани. Псилофиты представляли собой переходные от низших к высшим растениям формы. Дальнейшее их распространение на суше было подготовлено жизнедеятельностью прокариотных организмов (сине-зеленых водорослей, бактерий) и грибов, сформировавших первичный почвенный покров.
Каменноугольный период - господство папоротникообразных, которые имели ряд преимуществ перед псилофита-ми: развитую корневую и проводящую системы, лист, как эффективный орган фотосинтеза. И хотя в размножении папоротникообразные были еще тесно связаны с водой, так как в их жизненном цикле имелись жгутиковые стадии, то они сформировали обширные леса на огромной территории тогдашних материков, создали плодородный почвенный покров, обогатили атмосферу необходимым для развития животных кислородом. К этому же периоду относится и появление принципиально новой группы растений -семенных папоротников, которые известны лишь в виде ископаемых остатков. Это были прямые предки современных голосеменных растений. Возникновение семени определило дальнейший прогресс высших растений: во-первых, наличие семени делало половой процесс совершенно независимым от наличия воды, во-вторых, семя защищало находившийся внутри него зародыш от неблагоприятных воздействий внешней среды, в-третьих, семя содержало запасные питательные вещества, необходимые для начальных стадий развития зародыша.
В пермском периоде палеозойской эры влажный климат сменился сухим, что привело к гибели гигантских папоротников, древовидных хвощей и плаунов, а также семенных папоротников. Жизнестойкими оказались лишь древние голосеменные растения, просуществовавшие до конца мезозойской эры. Голосеменные перешли к принципиально новому типу оплодотворения: половые клетки стали у них развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка не соприкасалась с внешней средой, а попадала к яйцеклетке, проходя внутри пыльцевой трубки. Это способствовало альнейшему завоеванию суши, а приспособление семян к ереносу ветром и водой помогало быстро заселять новые -рритории.
Дальнейшее усложнение репродуктивных органов растений привело к возникновению цветка, ставшего универ-альным приспособлением к более, чем у голосеменных, ффективному процессу опыления. Завязь покрытосемен-ых защищает семяпочку, семена развиваются внутри пло-а, который служит им и защитой, и источником питатель-ого материала. Покрытосеменные быстро завоевали зем-ую поверхность и даже освоили водные местообитания в илу своей выносливости в разных климатических и почвенных условиях. Благодаря естественному отбору цветки покрытосеменных приобрели самый широкий спектр приспособлений к опылению. Большую роль в их развитии сыграла одновременная эволюция насекомых-опылителей, астоящее время - это господство покрытосеменных, хотя е исчезли с лица земли и голосеменные, и споровые астения. Значительное большинство цветковых сосредоточено в тропических широтах. Это преимущественно древесные породы. В субтропических и умеренных широтах они распространены наряду с хвойными, а в северных шпротах уступают им по распространению.
Хозяйственная деятельность человека наносит суще-твенный ущерб богатству и разнообразию растительного ира. Охрану растений необходимо вести по разным направлениям: это и сохранение их естественных местообитаний, и запрет на сбор и использование в хозяйственной деятельности многих редких и исчезающих видов, и создание заповедников и заказников, где обеспечивается сохранение растений в их естественных условиях.

Поздняков Алексей Петрович

г. Санкт-Петербург

«Доказательства исторического развития растений»

I. Проверка знаний.

Вопросы №1

    Время возникновения планеты Земля? (5 млрд.)

    Время возникновения первых живых организмов? (2,5 – 3 млрд.) Но это были доклеточные формы жизни – мелкие микроскопические комочки слизи.

    Время возникновения первых одноклеточных организмов? (1,5 – 2 млрд.)

    Как питались первые живые организмы?

    Место возникновения живых организмов?

    Укажите какой тип питания возник первым: гетеротрофный или атотрофный?

    При каких изменениях в строении клетки появилась возможность перейти к автотрофному типу питания?

    Что такое фотосинтез?

    Какие изменения в Космосе произошли после возникновения процесса фотосинтеза? (атмосфера)

    Место возникновения многоклеточных организмов, как растительных, так и животных? (вода)

Вопросы №2

    Назовите организмы, давшие начало первым многоклеточным водорослям.

    Какие изменения на Земле повлекли за собой необходимость выхода на сушу? (колебания земной коры, приливы и отливы, осушение)

    Назовите самую древнюю группу растений, первыми вышедших на сушу.

    Назовите приспособления в строении первых наземных растений, помогавшие им жить на суше.

    Назовите организмы, которые, вероятно, произошли от псилофитов?

    Какой климат был на Земле во время господства папоротникообразных? (влажный)

    Почему воздух обязательно должен быть влажным?

    Назовите организмы, давшие начало покрытосеменным растениям.

    Какие особенности строения обеспечили покрытосеменным растениям господствующее положение на Земле?

Проверка д/з

Псилофиты – первые наземные растения, жили 420-400 млн. лет назад. Вымерли. Росли по берегам водоемов. Зеленые. Многоклеточные.

Не было еще органов, были ризоиды.

Были ткани: покровная (кожица), проводящая (древесина, луб)

Размножение спорами.

Работа с таблицей на доске.

Изменение условий существования

Изменения в строении организма

Истощение питательных веществ в первичном океане

Хлорофилл (фотосинтез) атмосфера

Колебания земной коры

Ткани (выход растений на сушу)

Теплый и влажный климат

Органы (расцвет папоротникообразных)

Смена климата

Семя (семенные папоротники –> голосеменные)

II. Доказательства эволюции

Работа с текстом *89

    Какая наука доказывает, что растительный мир эволюционировал?

    Что такое окаменелости?

    Что такое отпечатки?

    Их значение для науки?

    Почему араукарию, гинго, древовидные папоротники мы теперь называем живыми ископаемыми?

III . Д/з *89,90, подготовиться к с/р по теме.

Разделы: Биология

Цели:

  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
  • провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие учеников, настрой на работу.

II. Постановка целей и задач урока.

– Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака (слайд 1)

Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!

Прочитайте эти строчки внимательно еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы.
  2. Человек-это часть природы.
  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы.
  4. Человек, деревья, трава – это всё живые организмы.
  5. Единство происхождения животных и растений.

Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?

– А вас эти вопросы волнуют?

– А какие именно?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

– Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них.Расставьте слова основные , развития, мира, этапы, растительного , записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока. (Приложение 1 )

(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (слайд 2)

И перед всеми нами встают общие задачи: (слайд 3)

  • Определить основные этапы развития растений;
  • Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
  • Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
  • Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

– Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике.

Проверка знаний учащихся проводится дифференцированно, с учётом уровня подготовки. Учащиеся со средним и низким уровнем подготовки работают на карточках (Приложение 2 и Приложение 3 соответственно).

Ученики с более высоким уровнем подготовки работают вместе с учителем:

Выдан гербарий: 1 ряд – водоросли и мхи, 2 ряд – мхи и папоротники, 3 ряд – папоротники и голосеменные растения.

Задание: Сравните отделы растений. Где они обитают? Укажите их отличия в строении. Как размножаются? Как питаются? Какие из растений более прогрессивны?

Приготовьте карточки. Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный – (+) (Приложение 4 )

Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

  • водоросли – голубой цвет;
  • мхи – зеленый цвет;
  • папоротники – коричневый цвет;
  • голосеменные – желтый цвет;
  • все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен. (папоротники, коричневый)
  2. Хлорелла. (водоросли)
  3. Подсолнечник. (покрытосеменные)
  4. Ель. (голосеменные)
  5. Сфагнум. (мхи, зелёный)
  6. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (все)
  7. Сформировали на Земле месторождения каменного угля (папоротники)
  8. Орган размножения – шишка. (голосеменные)
  9. Исключительно наземные, чаще вечнозёлёные (Голосеменные)
  10. кукушкин лён (мох)
  11. Улотрикс. (водоросли)
  12. Ламинария (водоросли)
  13. Органы размножения: пестик и тычинка.(покрытосеменные)
  14. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.(папоротник)
  15. Орляк. (папоротники)

– Кто не сделал ни одной ошибки – оценка “5”, до 3-х ошибок – “4”, свыше 3-х – “3”.

Это можно делать на листах и сразу сдать (Приложение 4)

Работа с таблицей №1 (слайд 4)

– Что можете сказать, глядя на эту табличку?

– А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира.)

– А что такое “эволюция”? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. – Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

– Где приходилось слышать вам это слово?

– А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

– Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так – “Эволюция растительного мира”.

IV. Объяснение нового материала.

– Итак, повернем стрелки часов назад. (учитель крутит стрелки часов, вместо цифр у которых термины)

Крутим стрелки часов, и повторяем термины: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы .

Ученик: 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, – из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни. Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека. Но, давайте предположим, кто они – эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты
  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
  • Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

Наши познания мы будем записывать в таблицу (лежит на столах) (Приложение 5 )

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ – кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ученик: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза . А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. – Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами , т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. – Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный , пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет. В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

– Продолжим заполнение таблицы.

– С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение. Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ученик: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному. Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад. Это самая древняя группа наземных растений – псилофиты и риниофиты. Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

Занесем эти сведения в таблицу.

– Обратить внимание кто такие риниофиты. Это растения, которые жили на суше, но тем не менее были похожи на водоросли.

А ещё где мы можем использовать это значение – риниофиты?

– Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы №1 (слайд 4).

Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

Ответ ученика:

– Риниофиты стали предшественниками растений Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни. Достигли расцвета папоротникообразные в каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

Запишем в табличке следующий этап развития растений.

Физминутка.

Если верно приседаете, не верно – руки вверх.

  • Риниофиты – первые наземные растения.
  • Жизнь впервые зародилась на суше. (нет)
  • Папоротники – наземные растения. (да)
  • Первыми на Земле появились безъядерные клетки) (да)

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

Ученик: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу.

– 120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Ученик: Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые. Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

Завершим составление нашей таблички.

Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле» (слайд 5)

Физминутка для глаз:

Когда верно открываете глаза, не верно – зажмуривайте.

  • Оплодотворение голосеменных по прежнему сильно зависит от воды. (нет)
  • Голосеменные полностью сухопутные растения (Да)
  • Покрытосеменные ничем ни отличаются от голосеменных (нет)
  • Покрытосеменные возникли около 120 млн лет назад.(да)
  • Голосеменные возникли около 10 млн лет назад. (нет)

А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?

Ответ ученика: Палеоботаника – это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох. (слайд 6)

По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

– Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?” И пытливый ум находит эти ответы (Слайд 7)

Работа с учебником стр. 260 (методы изучения древнейших растений).

Разделом какой науки является палеоботаника. Что это за наука?

V. Закрепление.

VI. Домашнее задание.

параграф 58, вопросы устно. (слайд 8)

Итог урока, оценки

Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Эксперимент затянется на миллионы лет (цивилизованному обществу от роду не более 10 тысяч лет), а машину времени скорее всего так и не изобретут. Как же добывается истина в этой области знания? Как подступиться к животрепещущему вопросу "Кто от кого произошёл"?

Современная биология накопила уже много косвенных свидетельств и соображений в пользу эволюции. У живых организмов имеются общие черты - похожим образом протекают биохимические процессы, есть сходство во внешнем и внутреннем строении и в индивидуальном развитии. Если эмбрионы черепахи и крысы на ранних стадиях развития неотличимы, то не кроется ли в этом подозрительном сходстве намёк на единого предка, от которого в течении миллионов лет произошли эти животные? Именно о предках современных видов поведает палеонтология - наука об ископаемых остатках живых существ. Интересные факты, дающие пищу размышлениям, предоставляет биогеография - наука о распространении животных и растений.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ
Морфологические
Эмбриологические
Палеонтологические
Биохимические
Биогеографические

1. Биохимические доказательства эволюции.

1.Все организмы, будь то вирусы, бактерии, растения, животные или грибы, имеют удивительно близкий элементарный химический состав.

2.У всех у них особо важную роль в жизненных явлениях играют белки и нуклеиновые кислоты, которые построены всегда по единому принципу и из сходных компонентов. Высокая степень сходства обнаруживается не только в строении биологических молекул, но и в способе их функционирования. Принципы генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот едины для всего живого.

3.У подавляющего большинства организмов в качестве молекул-аккумуляторов энергии используется АТФ, одинаковы также механизмы расщепления сахаров и основной энергетический цикл клетки.

4.Большинство организмов имеют клеточное строение.

2.Эмбриологические доказательства эволюции.

Отечественные и зарубежные ученные обнаружили и глубоко изучили сходства начальных стадий эмбрионального развития животных. Все многоклеточные животные проходят в ходе индивидуального развития стадии бластулы и гаструлы. С особой отчетливостью выступает сходство эмбрионального стадий в пределах отдельных типов или классов. Например, у всех наземных позвоночных, так же и у рыб, обнаруживается закладка жаберных дуг, хотя эти образования не имеют функционального значения у взрослых организмов. Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

3.Морфологические доказательства эволюции.

Особую ценность для доказательства единства происхождения органического мира представляют формы, сочетающие в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Существование таких промежуточных форм указывает на то, что в прежние геологические эпохи жили организмы, являющиеся родоначальниками нескольких систематических групп. Наглядным примером этого может служить одноклеточный организм эвглена зеленая. Она одновременно имеет признаки, типичные для растений и для простейших животных.

Строение передних конечностей некоторых позвоночных несмотря на выполнение этими органами совершенно разных функций, в принципиальных чертах строение сходны. Некоторые кости в скелете конечностей могут отсутствовать, другие - срастаться, относительные размеры костей могут меняться, но их гомология совершенно очевидна. Гомологичными называются такие органы, которые развиваются из одинаковых эмбриональных зачатков сходным образом.

Некоторые органы или их части не функционируют у взрослых животных и являются для них лишними - это так называемые рудиментарные органы или рудименты . Наличие рудиментов, так же как и гомологичных органов, тоже свидетельство общности происхождения.

4. Палеонтологические доказательства эволюции.

Палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. В этом отношении интересна эволюция лошадей. Изменение климата на Земле повлекло за собой изменение конечностей лошади. Параллельно изменению конечностей происходило преобразование всего организма: увеличение размеров тела, изменения формы черепа и усложнение строения зубов, возникновения свойственного травоядным млекопитающим пищеварительного тракта и многое другое.

В результате изменения внешних условий под влиянием естественного отбора произошло постепенное превращение мелких пятипалых всеядных животных в крупных травоядных. Богатейший палеонтологический материал - одно из наиболее убедительных доказательств эволюционного процесса, длящегося на нашей планете уже более 3 миллиардов лет.

5. Биогеографические доказательства эволюции.

Ярким свидетельством происшедших и происходящих эволюционных изменений является распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Сравнение животного и растительного мира разных зон дает богатейший научный материал для доказательства эволюционного процесса. Фауна и флора Палеоарктической и Неоарктической областей имеют много общего. Это объясняется тем, что в пролом между названными областями существовал сухопутный мост - Берингов перешеек. Другие области имеют мало общих черт.

Таким образом, распределение видов животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.

Островные фауна и флора.

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют флора и фауна островов. Состав их флоры и фауны полностью зависит от истории происхождения островов. Огромное количество разнообразных биографических фактов указывает на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов.



Что еще почитать