Начало славных дел петра. Россия на рубеже XVII – XVIII веков Начала славных дел Петра. Воссоединение украины с россией

«Урок Пётр 1» - Алексей Семенович Шеин. 2. Оцените значимость представленных характеристик о Петре I. 6. Сподвижники Петра I. Федор Алексеевич Головин. Подвердите свой ответ отрывком из данного текста. Троице-Сергиев монастырь. 1. Борис Петрович Шереметев. 5. Петр Андреевич Толстой. План урока. Вопросы: Какое впечатление произвел русский царь Петр на европейских женщин?

«Культура эпохи Петра» - В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ведомости». План урока. Реформа в области быта. Образование за границей боярских детей. Портрет ПетраI И. Никитин. Развитие науки. Реформы в образовании. В 1701 г в Москве открылась Навигацкая школа, где изучались практические дисциплины. Арифметика Л. Магницкого.

«Россия при Петре Первом» - Европу. Становление абсолютной монархии. годы жизни Петра Первого. Отставание России от Запад-. План исследования. ной Европы. Азовское и Черное моря. Цель исследования. 2. Ослабление международного. Угроза. 27 июня 1709 г. - Полтавская битва. в России. 2.Экономические преобразования. Потери независимости.

«Царь Пётр» - Утро стрелецкой казни. 5. 10. В 1695 г. состоялся первый поход Петра против турок на Азов. В Амстердаме Петр жил четыре месяца. Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра. Петр I Алексеевич. 3. Одновременно в Воронеже началось строительство флота.

«Эпоха Петра Великого» - Школа математических и навигацких (морских) наук (1701 год). Екатерина Великая. Дворяне. Морская академия. Эпоха петра великого 1672-1725. Морской флот при петре великом. Солдаты. Кораблестроение. Шпандарт. Пётр в Туле. Полтава. Предистенция. Пётр за работой. Императрица Елизавета. Сухаревская башня.

«Детство Петра» - 1661-1682гг. Наталия Нарышкина. Алексей Михайлович. Медный всадник. Великое посольство 1697-1698гг. Свадьба Петра 1689г. Азовские походы. Генеалогическое древо. О, мощный властелин судьбы! Стрелецкое восстание 1682г. Петр. 1662-1696гг. Софья. Федор. Стрелецкое восстание 1698г. Мария Милославская. Софья в изгнании.

Всего в теме 19 презентаций

Дать представление учащимся о детстве Петра;

  • Охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя;
  • Ознакомить сначалом правления Петра, его первыми преобразованиями;
  • Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ;
  • Использование краеведческого материала.
  • Оборудование урока:

    • Карта “Россия XVIII века”, Приложение 7 ;
    • Схемы “Детство Петра”; “Первые преобразования Петра I”;
    • Презентация к уроку “Начало славных дел Петра”
    • Мультимедийный проектор.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Изучение новой темы.

    Вступительное слово учителя:

    Итак, действительно сегодня мы приступаем к изучению нового периода российской истории – периоду, когда Россия периживает серьезные политические, экономические, культурные изменения. Как сказал наш знаменитый русский поэт XIX в. А.С.Пушкин:

    О, мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной
    НА высоте уздой железной
    Россию поднял на дыбы! Медный всадник

    О какой великой личности сказаны эти слова? Приложение 1.

    Действительно, этот период истории тесным образом связан с личностью царя Петра I, его характером, его представлением о России.

    Как мы с вами уже выяснили, цель нашего урока – познакомиться с условиями формирования личности Петра, его первыми шагами, как царя, как преобразователя. Приложение 1.

    Конечно, говоря о том, что Петр изменил страну кординально, нельзя забывать, что истоки преобразования следует искать в тех процессах, которые происходили в России в XVII в.

    Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период. Докажите мне, что XVII век подготовил преобразования в России, которые воплотил в жизнь Петр. (Ответы учащихся)

    1. Экономика:

    а) специализация с/х – рост территории, различные природные условия: черноземный центр и среднее поволжье производили товарный хлеб, в то время как север, сибирь потребляли привозной хлеб;

    б) развитие торговли – на основе растущей специализации мелкотоварного производства (и с/х) начинается складываться всероссийский рынок, торговые связи устанавливались по всей стране; принятие новоторгового устава – 1653 г., повышение пошлины с иностранных купцов, защита русского купечества;

    в) появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры появились в металлургии (1636 - голландец А.Виниус основал железоделательный завод, выпускал пушки и ядра.

    2. Оформление абсолютизма (основы):

    а) утверждение самодержавия (Соборное уложение – титул “Самодержец”);

    б) утрачивают значение Земские соборы (1653 г.);

    в) уменьшение роли боярской думы (малая дума);

    г) Тайный приказ;

    д) окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя;

    е) возрастает роль дворянства.

    3. Социальная сфера:

    а) отмена местничества (1682 г.);

    б) закрепощение крестьян (1649 г.);

    в) указ о белых и черных слободах.

    4. Культура:

    а) обмирщение, разрушение религиозного сознания;

    б) литература: новые жанры (сатира, драма, поэззия), Симеон Полоцкий – русская поэзия;

    в) зодчество: возводятся жилые дома;

    г) изо: превращение иконописи в живопись (Симон Ушаков – “Спас Нерукотворный”, “Насаждение древа государства Российского” - произведение на светский сюжет); начало портретной живописи (изображение Алексея Михайловича, князя М.В.Скопина-Шуйского). Портрет-парсуна (сочетание портрета с плоскостным изображением);

    е) рукописная газета “Куранты”.

    5. Развитие связей с Европой.

    Итак, мы вместе с вами выяснили, что именно XVII в. заложил основы реформ XVIII в.

    Действительно, Россия уже не могла больше оставаться в изоляции – рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и привести к сближению с европейскими странами. Действия Петра чаще всего были жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих правителях – Алексее Михайловиче, Федоре, царевне Софьи.

    Даже юношеское знакомство Петра с европейскими обычаями стало возможным благодадаря активному привлечению иностранных специалистов на русскую службу. Петр, правда, в отличие от других, радикально и решительно решал проблемы, вкладывал всю свою энергию.

    Когда вы завершали знакомство с историей XVII в., то обращали внимание на то, что перед Россией стояли проблемы, которые так и не были решены предыдущими правителями. Эти серьезные задачи необходимо было решать. Обратимся к документу. Знаменитый русский историк В.О.Ключевский так же задумывался над проблемами, которые тормозили развитие страны.

    Работа с документом:

    “Задачи, которые стояли перед Россией” (В.О.Ключевский, “Русская история”, Приложение 2 .

    Вот такие проблемы необходимо будет решать тому правителю, который станет главой государства в конце XVII века.

    Вопрос учащимся:

    Мы с вами знаем, что характер человека закладывается в детстве. Поэтому на формирование личности будущего царя большое влияние оказали его детские годы. Что вы знаете о детских годах Петра? Приложение 1.

    Петр – сын Алексея Михайловича от второго брака Натальей Нарышкиной. Родился 30 мая 1672 г. От первого брака с Марией Милославской родилось 13 детей, среди которых были Федор, Иван и Софья. Приложение 1. В 1676 г. Алексей михайлович умер, передав престол сташему из сыновей – Федору Михайловичу, юноше болезненному и хилому. Федор правил недолго – в конце апреля 1682 года он умер. На совете высших сановников государства трона решается не в пользу следующего по старшинству сына А.М. – Ивана, а 10-летнего Петра. Это неожиданное решение вызвано как активными интригами Нарышкиных, вошедших вслед за молодой царицей во дворец, так и тем обстоятельством, что живой, здоровый мальчик много выигрывал в сравнении со своим старшим братом Иваном, как бы несшим на себе черты вырождения. Возможно, что осознание этого факта, помимо политической борьбы, повлияло на ответственное решение Боярской думы нарушить традицию передачи трона по прямой мужской нисходящей линии от старшего к младшему. Приложение 1

    Однако группировка Нарышкиных недооценила противника. Милославские во главе с властной. честолюбивой царевной Софьей сумели возбудить недовольство стрельцов и с их помощью 15 мая 1682 года совершить кровавый переворот. Приложение 1. На престоле утвердился триумвират: к Петру присоединился Иван, а сопровительницей на правах регенши была провозглашена Софья – стиуация для Петра в политическом смысле вполне тупиковая. Приложение 1. Вдовая царица Наталья Кирилловна со всеми домочадцами выехала из Кремлевского дворца и поселилась в Преображенском. Все эти события, совершавшиеся независимо от воли и желаний Петра, стали как бы фоном начальных лет жизни будущего реформатора России, и они же определили многое из того необычайного, что впоследствии составило его яркую индивидуальность. Кремль XVII века – мир условностей, традиций, замкнутая система, в целом мало способствовашая развитию индивидуальности. А Петр как бы оказался выброшенным из этой системы. Он появлялся на церемониях, но чувство ненависти, исходившее от родственников по отцу, еще больше отдаляло его от русской старины. И так, Петр I был возведен на трон 10-летним мальчиком в 1682 г. Но последующие события, связанные со стрелецким бунтом, установлением двоевластия и практически приходом к власти царевны Софьи (в качестве регента) привели ктому, что Петр не был допущен к власти. Его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он не получал хорошего образования – но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знакомиться с европейской наукой. Это очень важное обстоятельство: рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода – Кукуй, своеобразная модель Европы. Петр познакомился с соседями, иностранцы стали его друзьями и учителями. Зачитывается документ: Н.Костомаров “Сочинения, т. 3”. Приложение 1. Приложение 3

    Ребята, как вы думаете, почему Петр так любил военное дело? (Ответы учащихся)

    Да, все мальчики любят играть в войну, но у Петра была серьезная причина. В детстве, как мы отмечали, Петр пережил восстание стрельцов, были убиты его родственники, могли убить его самого. Видимо, создавая потешные полки, он заботился о своей безапасности.

    Обращение к схеме. Приложение 1.

    В 1689 г. Петр женился на боярыне Лопухиной. Приложение 1. По обычаям того времени это означало, что царь стал совершеннолетним и мог править самостоятельно. Но Софья не захотела отдавать власть, она начала подговаривать стрельцов поднять восстание против Петра. Но патриархальные традиции сыграли против регентшы: факт нахождения женщины во главе государства люди того времени не принимали. Да и противников у Софьи было достаточно. С помощью “потешных” полков петр арестовал Софью и заключил в Новодевичий монастырь. Теперь Петр стал правителем России, хотя формально его соправителем до 1696 г. являлся Иван, который по слабости здоровья на власть никогда не претендовал. Приложение 1.

    После свержения Софьи власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр сразу не стал принимать непосредственного участия в управлении страной – он продолжал заниматься потешными войсками, строил небольшие суда на Переяславском озере, веселился и пировал с друзьями. Даже после рождения сына Петр не стал жить по правилам русской старины – он мечтает о русском флоте, о европейских обычаях, о превращении своей страны в современную державу. Но долгое время он не принимал никакх решительных мер. Правда, знакомиться со своми владениями начал: в 1691 году он побывал в Архангельске (показать на карте). Здесь он впервые вышел в открытое море. И это ему очень понравилось!!! Корабли стали судьбой Петра, были сним во сне и на яву (сон Петра, стр. 21, Е. Анисимов). Приложение 6 .Это первое важное событие, котрое повлияло на становление Петра Наверно, здесь Петр принял решение строить флот. Но Белое море полгода сковано льдами, и царь обратил внимание на Азовское море. Азов для России того времени практически недоступен, это часть Османской империи – значит, чтобы строить флот, надо отвоевать Азовское море у Турции. Важным вторым событием того времени становятся Азовские походы. Приложение 1.

    Вопрос учащимся: Каковы причины победы?

    Учитель: Ребята, у меня к вам возник вопрос следующего характера. Мы с вами по карте проследили ход войск Петра к Азову. Какой город посетил Петр по дороге? Что вы можете об этом рассказать? Приложение 1.

    Учитель: Итак, Петр вышел к Азову, но это не означало победы России над Турцией, в одиночку воевать было сложно. Нужны союзники.

    С/р с документом: Н.И.Павленко “Великое посльство”, стр. 27–33. После прочтения пункта беседа по вопросам Приложение 1. Приложение 4 .

    1. Когда состоялось Великое посольство?

    2. Какова цель Великого посольства?

    3. Кто возглавлял посольство?

    4. Почему Петр поехал под чужим именем?

    5. Какие страны посетило Великое посольство?

    6. Каково значение посольства?

    Учитель: Пока Петр был за границей, в 1698 г. В Москве произошло восстание стрельцов. Они хотели вернуть к власти Софью. Петр поспешил в Москву. Восстание было подавлено до его приезда. Но Петр лично учавствовал в казнях стрельцов. Он расформировал стрелецкие полки, объявил первый в истории России рекрутский набор – отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной армии. Началась подготовка к войне со Швецией, (при рассказе обращение к картине В.Сурикова “Утро стрелецкой казни”) Приложение 1.

    Обращение к схеме Приложение 1.

    III. Закрепление.

    Приложение 1.

    Ученики по схемам повторяют изученный материа, тестирование. Приложение 5

    Вывод (должны сделать сами ученики): решающее влияние на формирование личности Петра I оказало его общение с иностранцами из Немецкой слободы. Под влиянием общения с ними Петр решил реформировать Россию, чтобы поставить страну вровень с европейскими государствами.

    IV. Выставление оценок.

    В презентации по истории на тему «Пётр 1» вы найдете информацию о важных этапах жизни Российского Императора, его роли в реформировании государства.
    Начало правления Петра Великого приходится на конец 17 – начало 18 века, период, когда в России господствовало крепостничество, промышленность отставала в развитии от западных стран. Государство было экономически слабым и уязвимым в военном плане. Назревала необходимость срочных социально-экономических и политических перемен. С целью преодоления отсталости страны Петром 1 было положено начало разрешения накопившихся в государстве проблем.

    Эпоха Петра Первого связана с преобразованием России в империю и превращением ее в мощное военное государство. 18 век стал веком модернизации практически всех сфер общественной жизни. Изменения коснулись экономики, политики, культуры, образования. Также Петром были осуществлены радикальные реформы в военной и социальной сфере, в системе управления страной. Государство стало активно вмешиваться в экономику. Петр Первый, безусловно, сыграл очень важную роль в истории России.

    Данная презентация будет полезной для урока истории учащимся начальных и старших классов.

    Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию «Пётр 1» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

    Презентация Пётр 1
    Детство
    Семья
    Образование

    Увлечения
    Начало правления Петра
    Царствование
    Реформы Петра 1

    Титул императора
    Наследники Петра 1
    Смерть и наследие

    1 слайд

    ТЕМА УРОКА: «НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРА» То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечном был работник. А.С. Пушкин

    2 слайд

    Цели урока: 1. Ознакомиться с общественно-политической атмосферой, сложившейся в России к началу XVIII века; 2. Проследить влияние личностных характеристик Петра I на его последующую реформаторскую деятельность. 3. Сравнить социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и России к началу XVIII века.

    3 слайд

    Лист экспертной оценки Я знал(а) Я умел(а) Я узнал(а) Мои выводы _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

    4 слайд

    Пётр I Великий (1672 – 1725) Царь с 1696г. Первый российский император с 1721г. Художник Бенуа Коффр

    5 слайд

    6 слайд

    Реформа – спланированное государственной властью изменение порядков в экономической, общественной, политической или культурной жизни страны. Регент – временный правитель, в руках которого находится государственная власть до момента достижения законным государем совершеннолетия. Словарная работа

    7 слайд

    Политическая обстановка в России в конце 17 – начале 18 века Супруги Мария Милославская Дети Алексей умер в 16 лет Фёдор – наследовал престол 1676-1682гг. Не имел наследников Иоанн – наследовал престол 1682-1696гг. Не имел наследников Марфа София (Милославская) Стрелецкие бунты: I. 1682г. II. 1689г. Екатерина Мария Феодосия Пётр 1682г. – на престоле вместе с Иоанном. Наталия Феодора 2. Наталия Нарышкина Двойной трон – Иван и Петр регентша Отец Петра I Алексей Михайлович

    8 слайд

    После смерти ____ году царя ____ новыми правителями стали малолетние ____ и ____. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры ____. В _____ году царевна ____ свергнута, ____ скончался в ___ году и _____ стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием _____ стал поход в ____ году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

    9 слайд

    После смерти 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Пётр и Иван. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры Софьи. В 1689 году царевна Софья свергнута, Иван скончался в 1696 году и Пётр стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

    10 слайд

    Детство и юность Петра – будущего царя России Детство Отрочество Юность В 3 года на именины получает подарок – сабельку – испытал огромную радость. Отец приказал собрать ровесников Петра, сделать «детское» оружие, учить солдатской науке. 4 года – смерть отца. Дьяк Никита Зотов учил читать и писать по-русски, истории всеобщей и отечественной, делать рисунки исторических происшествий. 10 лет – Петр – царь России. Козни сестры Софии, стрелецкие бунты. 12 лет – начало дружбы с женевским дворянином Лефортом и порутчиком Францем Тиммерманом. Создание «потешного войска» из 50 человек, одетых по-европейски, изучение военно-математических наук под руководством Гордона 17 лет – в доме прадеда Никиты Романова находит лодку – английский бот. Любимое занятие – плавание на боте. 1692 г. – первая яхта в г.Переяславле, построенная своими руками. Смелость Воля Любовь к оружию Любовь к военной славе Любовь к живописи Любовь к Отечеству Интерес к истории, которая учит царствовать Интерес к новым знаниям Осознание личных заслуг и достоинств для гордости Грубость, неуважение к себе, к людям Хорошее физическое развитие Преодоление боязни воды Желание сделать Россию великой морской державой

    11 слайд

    Сравнение социально-экономического и политического развития стран Западной Европы и России к началу XVIII века I.Западная Европа: Развитие капиталистических отношений в экономике а) банки; б) биржи; в) мануфактуры. 2. Постепенное разрушение аграрного общества. 3. Начало формирования демократических институтов: а) Голландия – республика б) Англия – конституционная монархия в) Появление первых политических партий – тори и виги 4. Разрушение сословного строя.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ТЕМА УРОКА: « НАЧАЛО СЛАВНЫХ ДЕЛ ПЕТРА» То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечном был работник. А.С. Пушкин

    Цели урока: 1. Ознакомиться с общественно-политической атмосферой, сложившейся в России к началу XVIII века; 2. Проследить влияние личностных характеристик Петра I на его последующую реформаторскую деятельность. 3. Сравнить социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и России к началу XVIII века.

    Лист экспертной оценки Я знал(а) Я умел(а) Я узнал(а) Мои выводы _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

    Пётр I Великий (1672 – 1725) Царь с 1696г. Первый российский император с 1721г. Художник Бенуа Коффр

    ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Реформа – спланированное государственной властью изменение порядков в экономической, общественной, политической или культурной жизни страны. Регент – временный правитель, в руках которого находится государственная власть до момента достижения законным государем совершеннолетия. Словарная работа

    Политическая обстановка в России в конце 17 – начале 18 века Супруги Мария Милославская Дети Алексей умер в 16 лет Фёдор – наследовал престол 1676-1682гг. Не имел наследников Иоанн – наследовал престол 1682-1696гг. Не имел наследников Марфа София (Милославская) Стрелецкие бунты: I. 1682г. II. 1689г. Екатерина Мария Феодосия Пётр 1682г. – на престоле вместе с Иоанном. Наталия Феодора 2. Наталия Нарышкина Двойной трон – Иван и Петр регентша Отец Петра I Алексей Михайлович

    После смерти ____ году царя ____ новыми правителями стали малолетние ____ и ____. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры ____. В _____ году царевна ____ свергнута, ____ скончался в ___ году и _____ стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием _____ стал поход в ____ году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

    После смерти 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали малолетние Пётр и Иван. Однако фактически власть оказалась в руках из сестры Софьи. В 1689 году царевна Софья свергнута, Иван скончался в 1696 году и Пётр стал единоличным правителем Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов. Вставьте в текст пропущенные имена и даты, пользуясь опорной схемой

    Детство и юность Петра – будущего царя России Детство Отрочество Юность В 3 года на именины получает подарок – сабельку – испытал огромную радость. Отец приказал собрать ровесников Петра, сделать «детское» оружие, учить солдатской науке. 4 года – смерть отца. Дьяк Никита Зотов учил читать и писать по-русски, истории всеобщей и отечественной, делать рисунки исторических происшествий. 10 лет – Петр – царь России. Козни сестры Софии, стрелецкие бунты. 12 лет – начало дружбы с женевским дворянином Лефортом и порутчиком Францем Тиммерманом. Создание «потешного войска» из 50 человек, одетых по-европейски, изучение военно-математических наук под руководством Гордона 17 лет – в доме прадеда Никиты Романова находит лодку – английский бот. Любимое занятие – плавание на боте. 1692 г. – первая яхта в г.Переяславле, построенная своими руками. Смелость Воля Любовь к оружию Любовь к военной славе Любовь к живописи Любовь к Отечеству Интерес к истории, которая учит царствовать Интерес к новым знаниям Осознание личных заслуг и достоинств для гордости Грубость, неуважение к себе, к людям Хорошее физическое развитие Преодоление боязни воды Желание сделать Россию великой морской державой

    Сравнение социально-экономического и политического развития стран Западной Европы и России к началу XVIII века I .Западная Европа: Развитие капиталистических отношений в экономике а) банки; б) биржи; в) мануфактуры. 2. Постепенное разрушение аграрного общества. 3. Начало формирования демократических институтов: а) Голландия – республика б) Англия – конституционная монархия в) Появление первых политических партий – тори и виги 4. Разрушение сословного строя.

    II . Россия: 1.Низкий уровень развития промышленности. 2.Несформированный Всероссийский рынок. 3.Аграрный характер общества. 4.Затрудненный культурный обмен с другими странами. 5.Отсутствие флота и выхода к морям.

    Выводы урока: В начале XVIII века Россия значительно отставала от Западной Европы в экономическом развитии. Отсутствие флота и выхода к Чёрному и Балтийскому морям тормозило культурное, политическое и экономическое взаимодействие со странами мира. Начало XVIII века в России время Петра I – великого реформатора.

    Домашнее задание. 1 уровень – общеобязательный § 16 стр.161 – 165 2 уровень – для учащихся, углубленно изучающих историю составить кроссворд на тему «Детство и юность Петра» 3 уровень - по желанию – реферат «Пётр – великий реформатор» Список литературы для самостоятельного изучения. Энциклопедия «АВАНТА» история России XVIII век; Павленко Н.И. «Пётр Великий»; Буганов В.И. «Пётр Великий и его время».

    Самодержавною рукой, Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. А.С. Пушкин Пётр I был предан России, верил в её гигантские возможности, а сам считал себя находящимся на службе государству, как остальные подданные. Потомки также должны любить Россию.




    Что еще почитать