(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

Новый камень. Декор из искусственного камня и натурального. Архитектурный декор, стеклофибробетон, лепной декор и реставрация. Архитектурное проектирование.

Наши объекты



Где купить всех марок бетон по цене в Харькове ниже чем у конкурентов, узнайте по ссылке.



> Оселковый искусственный мрамор: изготовление, монтаж, технологии реставрации искусственного мрамора.



В зависимости от применяемых материалов и методов обработки, изготовляется большое количество различных искусственных мраморов. К наиболее распространенным видам относятся мраморы оселковый и утюжный.

Оселковый искусственный мрамор представляет собой окрашенную гипсовую массу, затворенную клеевой водой, нанесенную на основание и доведенную до зеркального глянца путем шлифовки и полировки. Облицовка искусственным мрамором может быть либо в виде сплошных бесшовных покрытий, либо в виде отдельных плит. Тонировка искусственного оселкового мрамора может быть: под малахит, ляпис-лазурь, мрамор Давалинский, мрамор Шрошинский, мрамор Биюк-янкольский и т.д.

1. Материалы, рецептура для изготовления искусственного мрамора.

А) Гипс

Гипс для оселкового мрамора применяется формовочный, удовлетворяющий требованиям стандарта. Основные требования:

  • тонкость помола; гипс должен без остатка проходить через сито в 64 отв/см ². На сите в 900 отв/см ² остатка должно быть не более 10 %;
  • гипс крупного помола непригоден;
  • цвет гипса должен быть белым;
  • гипс не должен содержать примесей песка (проверяется кипячением 5-7 мин . 3 навесок гипса, объемом в 50 см ³ в 10 %-ной соляной кислоте; отсутствие осадка указывает на отсутствие песка);
  • гипс должен быть свежеобожженным и нормально сухим.

К внешним признакам, практически определяющим качество формовочного гипса, относятся:

  • высушенная гипсовая отливка на стекле по затвердении (со стороны стекла) должна иметь глянцевую поверхность и не оставлять отмелки;
  • через 1-1,5 час. после затвердения гипсовая отливка должна ломаться с треском;
  • при затворении водой, через 5-6 мин. должно ощущаться разогревание смеси;
  • при затворении небольшого количества гипса, консистенции густой сметаны, он не должен оседать на дно, вода от него не должна отслаиваться.

При изготовлении массы гипс, как правило, засыпается в воду, а не наоборот. Вода должна быть чистая.


Б) Замедлители схватывания

Количество замедлителя определяется практически с таким расчетом, чтобы не дать схватиться гипсу до накладывания щитов, на которы приготовляется масса, на облицовываемую поверхность. Лучшим замедлителем является клей примерно в количестве 1-2 % от взятой воды. Клей растворяется в воде до засыпания гипса. Время, требующееся на накладку, зависит от количества щитов и объема работ и в среднем равно 1-1,5 час.

Пропорции других замедлителей (извести и буры) также устанавливают опытным путем. Буры берут приблизительно 1-2 % от гипса. Известь перед смешиванием с гипсом разводится до консистенции известкового молока.


В) Краски

Для изготовления искусственного мрамора могут применяться краски минеральные природные и искусственные и органические, отвечающие требованиям стандарта. Краски должны быть свободны от посторонних примесей, иметь большую красящую способность и быть светоустойчивыми. При смешении с гипсовыми растворами краски не должны резко понижать их механическую прочность. Перед употреблением сухие краски следует просеивать через контрольное сито 3600 отв/см ². Количество краски для светлых тонов примерно равно 5 %, для темных – 10 % от веса гипса.

2. Инструмент и инвентарь.

А) Инструмент

Для приготовления массы и накладки ее применяются сита с 900 и 625 отв/см ², совки, ковш, кельма, лейка, ведра.

При острожке применяются: царапка, шерхебель, цинубель, цикля, отборник, стамеска, нож, кисти, губка.

Для шлифовки и полировок применяются оселки из шлифованного камня, вделанного в гипсовую обойму. В качестве шлифовальных камней применяются мягкие мелкозернистые песчаники с зерном крупностью в 0,15-,2 мм и сланцы. Твердость последних определяют в некоторой степени по их цвету. Сероватый шифер обладает большей твердостью, чем шифер темных тонов. В качестве полировочных камней применяются оселки из кремнистого сланца, а также твердые и плотные породы кремнистого состава, некристаллического сложения. Цвет их может быть черный, серый, красный и бурый. По своему составу кремнистые сланцы могут приближаться к глинистым сланцам или к кварцитам сланцевого происхождения. При отделке поверхности искусственного мрамора выбор шлифовальных и полировочных камней имеет огромное значение. Из многих разновидностей глинистых и кремниевых сланцев для шлифовочных и полировочных работ обычно применяются пять видов камней, с постепенно повышающейся твердостью и изменяющейся структурой, от крупной до мелкозернистой: Печора, шифер «первый», шифер «второй», оселок «зеленый» и оселок «черный».

В качестве измерительного инструмента применяются: весок, правила, угольник, метр.


Б) Инвентарь

Верстаки применяются длиной до 3,5 м, шириной в 1-2 м, высотой 0,6-0,8 м, верстак для составления колера, должен иметь гладкую поверхность. Верстак для составления массы снабжен наклонными желобами и щелями для удаления клеевой воды. Для укладки мрамора применяются щиты дощатые размерами 1,0х0,7 м или гибкие маты из брусков, размерами в зависимости от вида облицовываемой поверхности: стены, пилястра, колонны и т.п.

3. Подготовка основания.

Искусственным мрамором облицовывают каменные, бетонные и деревянные поверхности. В зависимости от основания для грунта применяются растворы цементные (цемент:песок = 1:3; 1:4), смешанные (известь:цемент:песок = 1:1:5) или гипсовые (гипс:песок = 1:2).

Облицовка деревянных поверхностей выполняется, как правило, по проолифенной сетке Рабитца, с отступом от поверхности на 5-6 см. раствор для грунта желательно делать с примесью шерсти (гипсовый искусственный мрамор возможно выполнять как по деревянной поверхности, так и по дранке с войлоком при условии, если эти основания достаточно прочны и лишены зыбкости). В остальном требованию к подготовке поверхностей под облицовку искусственным мрамором аналогичны требованиям при декоративных штукатурках.

Не допускается приступать к подготовке основания:

  • при отклонении поверхности грунта от горизонтали или вертикали более чем на 0,2 % высоты и длины;
  • при недостаточно шероховатой поверхности грунта;
  • при неполном затвердении цементного раствора грунта (на полное затвердение требуется от 15 до 30 дней в зависимости от марки цемента);
  • при температуре ниже 3 º С.

4. Приготовление гипсовой смеси для мрамора оселкового.

Оселковый искусственный мрамор подготавливается двумя способами: насыпным и лопаточным.

При насыпном способе окрашенный в сухом состоянии гипс насыпается на особые щиты, уложенные на мокром верстаке, где пропитывается клеевой водой; полученная масса на этих же щитах переносится к месту укладки.

Лопаточный способ заключается в смешении окрашенного в различные цвета гипсового теста и накладывании этой разноцветной массы на поверхность стены лопаткой с последующей шлифовкой и полировкой поверхности. Сухое смешивание (окрашивание) гипса рационально производить механизмами (дезинтеграторы, шаровые мельницы, растворомешалки); при небольшом объеме работ можно эту операцию осуществлять на верстаке вручную, методом просеивания.

Сухие смеси заготавливаются для каждого колера (основной фон, прожилки, переходные тона) и хранятся в ларях.


А) Насыпной способ

Окрашенный сухой гипс насыпается на верстак горизонтальными чередующимися слоями разных колеров: сначала цвета фона, затем цвета прожилок, затем переходного цвета и повторно в таком же порядке. Толщина слоев от 0,5 до 5 см в зависимости от рисунка текстуры мрамора. Расположение слоев и толщина их не должны носить закономерного характера (рис. 1а).

Затем на чистый деревянный щит (рис. 1б), установленный на «мокрый верстак», укладывают промоченную в клеевом растворе мешковину так, чтобы ее края немного свисали. Плоским железным совком, ведя им горизонтально по поверхности верстака, набирают порцию приготовленной сухой смеси и осторожно переносят ее на деревянный шит, покрытый мешковиной. При пересыпании смеси совок ставится почти под прямым углом к плоскости щита, чтобы слои цветной смеси легли по возможности перпендикулярно к поверхности щита (рис. 1б и 2). Толщина уложенной сухой смеси должна быть вдвое больше запроектированной толщины мрамора.

Поверхность смеси легко разравнивается стальной кельмой и рейкой (рис. 3), покрывается мешковиной и поливается клеевым раствором (1-2 %-ной концентрации в количестве 1 ведра на 1м² поверхности. Точная дозировка клеевого раствора, т.е. отношение клея к воде, устанавливается в каждом отдельном случае) из лейки равномерно, несильной струей. Полировка производится до насыщения и появления сверх смеси клеевого раствора.

После пропитки смеси клеевым раствором верхняя мешковина снимается. Для проверки, достаточно ли пропитана смесь, ее прорезают лопаткой в различных местах. Излишек раствора, выступивший поверх гипсовой массы, присыпают сухим гипсом и получившуюся сметанообразную массу осторожно снимают кельмой через 5-6 мин (рис. 4).

Перед укладкой гипсовой массы на стене устанавливают маяки из гипсового раствора, по которым и выравнивается плоскость облицовки. Готовую гипсовую массу вместе со щитом накладывают на облицовываемую поверхность, предварительно обмазанную жидким гипсовым раствором (рис. 5); находящаяся на щитах мешковина способствует тому, чтобы тестообразная масса легко отделялась от щита.

Накладка щитов производится снизу вверх. Первый щит упирают нижним концом о пол и насколько возможно быстро и сильно прихлопывают к подготовке (рис. 6). Затем снимают щит и мешковину и разглаживают гипсовую массу стальной лопаткой с целью удаления зажатого между массой и подготовкой воздуха. В местах вспучивания делают проколы.

При нанесении массы на криволинейные поверхности применяют специальные гибкие щиты-маты (рис. 7), из узких деревянных планок, скрепленными тесьмами. Эти маты с заготовленной массой подносят на твердых щитах к месту работ, и накладка массы производится, как и с твердых щитов. Благодаря гибкости матов гипсовая масса плотно охватывает криволинейные поверхности. При работе необходимо обращать внимание на спайку гипсовой массы в местах соединения щитов. Для получения рисунка трещин с заполнением другого цвета или рисунка с резкими контрастами применяют надламывание массы во время ее схватывания с последующей заливкой трещин окрашенным гипсовым раствором (консистенция раствора жидкотекучая с содержанием воды до 70-75 % от веса гипса).

При светлых тонах искусственных мраморов рекомендуется в местах сопряжения щитов делать искусственную разрезку, разбивая всю поверхность на отдельные камни; накладка щитов ведется в шахматном порядке.


Б) Способ под лопатку

Для имитации естественного мрамора – тонкого рисунка с частыми и тонкими прожилками и с превалирующим основным тоном – пользуются лопаточным методом производства искусственного мрамора, который отличается от насыпного лишь измененным методом приготовления тестообразной массы и процессом накладки.

Окрашенный гипс замешивают (отдельно для каждого колера) на клеевом растворе до консистенции теста и укладывают на щит плотно сложенными полосками, когда требуется получить рисунок мрамора с прожилками или же в пласт основного цвета вдавливают комья других замесов (просушенные и раздробленные), когда требуется получить конгломераты и брекчии. Заготовленный таким образом рисунок с помощью кельмы накладывается по частям на облицовываемую поверхность так, чтобы верхняя сторона мрамора, заготовленная на щите, оставалась лицевой стороной поверхности.

Для получения в текстуре оселквого мрамора отдельных включений тесто, окрашенное в соответствующий колер, припудривается сухим гипсом через сито с крупными отверстиями и вновь припудривается. Полученная крошка добавляется в рабочую массу.

От рабочей массы, заготовленной для прожилок из слоев разноцветного теста, отделяют лопаткой продолговатые куски (3х15 см) и укладывают ребром на стену, располагая слои прожилок перпендикулярно к покрываемой поверхности. Куски прожилочной массы разбрасывают по поверхности, а между ними укладывают массу основного колера. Дальнейшая обработка такая же, как и при насыпном способе.

5. Обработка мраморных поверхностей.

А) Острожка

Перед началом работ проверкой по маякам и отбивкой шнурами определяют толщину слоя поверхности, подлежащего острожке. Острожка, т.е. вскрытие рисунка (текстуры), производится после схватывания наложенной на поверхность массы, т.е. через 1,5-2 часа (рис. 8). Первоначально производится грубая острожка царапкой не вполне затвердевшей поверхности; при более сильном затвердении применяется шерхебель. В углах и затесненных местах острожка делается отборниками и стамесками.

Вторая (чистая) острожка после окончательного затвердения поверхности производится цинубелем (рис. 9); при этом поверхность тщательно выверяется правилом по маякам. Одновременно вырезаются слабо схватившиеся места и раковины.


Б) Грубая шлифовка

По получении правильной поверхности ее двукратно шлифуют «печорой» или пемзой, чем достигается матовая фактура. При первой шлифовке обрабатываемую поверхность, смоченную губкой слабым клеевым раствором (0,4-0,5 % клея в воде), протирают «печорой» до удаления следов острожки и царапин; после этого поверхность шпаклюют.

Назначение шпаклевки – закрыть поры на поверхности и уплотнить ее. В тазике или ведре жидко затворяют клеевым раствором сухую смесь основного фона, оставленную специально для этой цели; смесь наносят на поверхность кистью-ручником.

Влага наносимой шпаклевки впитывается в поверхность в течение 40-50 мин, затем избыток массы снимается деревянным шпателем и снова поверхность покрывается шпаклевкой. Эта операция повторяется 3-4 раза, пока не будут закрыты все поры. После шпаклевки через 2-3 дня поверхность вторично шлифуют Печорой; снимают, главным образом, следы шпаклевки.

При смачивании поверхности следует следить за тем, чтобы образовавшийся при обработке Печорой шлямм стекал с поверхности и не наволакивался на шлифующую поверхность Печоры. До приступа к работе Печору предварительно прочищают на мелкозернистом карборундовом круге.

После шлифовки, когда достигнута однородная, без крупных царапин поверхность, ее тщательно промывают водой от шлямма при помощи губок. Вначале поверхность смачивается насыщенной губкой, а затем протирается сухой отжатой.


В) Тонкая шлифовка

Грубо отшлифованная поверхность сушится в течение 2-3 суток (естественная сушка), затем смачивается клеевым раствором и снова шлифуется оселком № 1 (рис. 10). После этого поверхность тщательно промывается губкой, вновь шпаклюется, немного просушивается, покрывается 6-7 %-ным раствором столярного клея (проклеивается), шлифуется оселком № 2 и № 3. каждому процессу шлифования предшествует шпаклевка. При шлифовке поверхность все время обмывается губкой.


Г) Полировка

Обработкой оселком № 3 («зеленый» оселок) заканчивается процесс шлифовки искусственного мрамора: должна быть достигнута гладкая поверхность без раковин, с достаточной уплотненностью и с заполнением пор в верхнем ее слое.

Процесс полировки начинается с обработки поверхности зеленым оселком № 3, причем предварительно поверхность покрывается клеевым раствором и просушивается; после этого поверхность снова покрывается клеевым раствором и через один день полируется «черным» оселком № 4.

В случае необходимости процесс полировки черным оселком с предварительной проклейкой, пока полируемая поверхность не получит зеркального блеска.

С целью добиться окончательной закупорки мельчайших пор искусственного мрамора и предохранить его таким образом от воздействия влаги и загрязнения производится лощение мрамора. Поверхность покрывается воском, разведенном в скипидаре или бензине, и сильно втирается сперва холщевой тряпкой, затем фланелью досуха. Состав восковой мастики – скипидар : воск по весу = 1 : 1 или 1 : 2.

Лощение можно производить также путем протирания поверхности мрамора небольшим количеством растительного масла с последующей натиркой ее мастикой из воска, мыла и бензина.

6. Требования по приёмке работ.

По тону и рисунку искусственный мрамор должен соответствовать принятому образцу. Облицовка должна плотно схватиться по всей площади с подготовкой, что проверяется простукиванием.

Толщина намета искусственного мрамора – не менее 1 см; поверхность его должна быть плотной и гладкой, без царапин, иметь зеркальный блеск и отражать окружающие предметы; при наложении правила во всех направлениях не должно быть просвета. Кроме того, поверхность должна соответствовать заданной конфигурации, что проверяется с помощью угольников, лекал и шаблонов.

При создании интерьеров, подобных дворцовым, специалисты компании «Новый Камень» с большим профессионализмом используют при отделке помещений оселковый мрамор, там, где это предусмотрено замыслом архитектора. Изделия из искусственного оселкового мрамора придают индивидуальность, изящество и красоту интерьерам. Этот материал широко использовался еще с петровских времен и наша реставрационная компания «Новый Камень» имеет большой опыт при воссоздании исторических интерьеров, в том числе и с использованием технологии воссоздания искусственного мрамора.

Инструмент и инвентарь, используемый при изготовлении искусственного оселкового мрамора.

Рис. 1. Инструмент и инвентарь, используемый при изготовлении искусственного оселкового мрамора.


Технология нанесения гипсовой смеси.

Рис. 2. Технология нанесения гипсовой смеси.

Пилястры выполнены по технологии искусственного оселкового мрамора.

Пилястры выполнены по технологии искусственного оселкового мрамора.


Изящная отделка потолка оселковым мрамором.

Изящная отделка потолка оселковым мрамором.


Реставрация (ремонт и восстановление) оселкового мрамора.

Восстановление блеска

В тех случаях, когда мрамор не поврежден, но поверхность его потеряла блеск, ее сначала очищают от пыли и грязи, а затем шлифуют, шпаклюют и полируют с окончательной отделкой поверхности.

Реставрация оселка путём устранения небольших царапин, трещин и выщербин.

Все поврежденные места поверхности искусственного оселкового мрамора расшивают и зашпаклевывают. Для шпаклевки подбирают состав вяжущего и пигментов так, чтобы зашпаклеванные места не отличались по цвету от реставрируемого мрамора. Для этого сначала изготовляют образец мрамора с полной отделкой и сравнивают его с реставрируемым мрамором. При совпадении сухие смеси для приготовления шпаклевочного состава готовят из такой же композиции, как и для образца. В некоторых случаях бывает целесообразно расширить и зашпаклевать узкие трещины смесью другого тона, чтобы придать им вид прожилок. После заделки всех поврежденных мест поверхность искусственного мрамора шлифуют, полируют и отделывают. Реставрированные места не должны быть заметны на общей поверхности мрамора, поэтому шлифовать, шпаклевать и полировать нужно не только реставрируемое место, а всю поверхность оселкового мрамора, ограниченную швами, поясками, кромками и т.д.

Устранение значительного числа царапин, глубоких трещин или значительных выщербин. Последующая полировка восстановленного оселкового мрамора.

Такие повреждения не могут быть удалены только одним шлифованием мрамора. В этом случае, если позволяет толщина мраморного слоя, производят острожку (срез) всей поврежденной поверхности и дальше выполняют все процессы по отделке мрамора, как при его изготовлении.

Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру