(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

Статьи > Исчезнувшие исторические монументы и памятники архитектуры



Церковь Троицы в Сыромятниках


На следующий год, летом 1933 г., ее и снесли, а так называемый центральный вокзал так и остался в проекте. На месте церкви св. Троицы в Сыромятниках нелепый скверик.
Церковь Тихвинской Божьей Матери на Бережках


В Дорогомилове, на краю его, стояло старое здание церкви Тихвинской Божьей Матери.
Церковь архидьякона Стефана за Яузой


О церкви св. Стефана осталось очень немного сведений.
Церковь Спаса Преображения в Наливках


...солдаты-нехристи и наливали себе, сколько хотели, отсюда, мол, и пошло название «Наливки». Считалось также, что в этих местах находился винный двор и «стояли шатры, в коих наливали и отпускали вино».
Церковь Спаса Преображения в Спасской


Эта церковь дала название целой слободе – Спасской. Она находилась недалеко от линии укреплений Земляного города, и главной ее улицей была Большая Спасская, обязанная своим именем той же церкви.
Церковь святого Никиты в Старых Толмачах


На месте церкви решили строить жилой дом для милиционеров, и в 1931 г. церковь св. Никиты сломали.
Церковь Покрова в Голиках


Сломали церковь Покрова в Голиках в 1931 г., и теперь тут просто пустое место.
Церковь святых Петра и Павла в Петровско-Разумовском


Церковь святых апостолов Петра и Павла разрушили в 1930 г.
Церковь святого Николая чудотворца в Гнездниках


Главный престол церкви был посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, а придельные храмы – св. Дмитрию Ростовскому и св. Николаю чудотворцу.
Церковь святого Николая чудотворца на Ямах


Почему-то именно колокольня Николоямской церкви не понравилась коммунистическим хозяевам Москвы, которую они сломали значительно раньше самой церкви, в 1928 г. Церковь же жила еще почти тридцать лет, но, правда, в искалеченном виде
Церковь святых Космы и Дамиана «Старого» и «Нового»


Интересно было бы узнать, почему рядом, на одной и той же улице стояли две церкви – «Старая» и «Новая», - освященные в память одних  и тех же святых – Космы и Дамиана? Помогут ли найти ответ на этот вопрос жития?
Церковь Казанской Божьей Матери


Это была большая церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери, выстроенная в византийском стиле на углу Якиманки и Калужской площади. Проект грандиозного храма принадлежал архитектору Н.В. Никитину.
Церковь святого Николая, что в Столпе


Что же касается истории, то необходимо сказать, что в приходе этой церкви жили два непримиримых врага – Артамон Сергеевич Матвеев  и Иван Михайлович Милославский, дома которых стояли рядом друг с другом напротив церкви.
Георгиевский монастырь


Что за необходимость была разрушать церкви бывшего Георгиевского монастыря? Обычная отговорка – «мешают уличному движению» - здесь не работает: церкви стояли в глубине квартала. Их просто разрушили, и по сути дела, ничего, за исключением типового здания школы, на их месте не построили.
Церковь Иоанна Предтечи в Казённой


Казенная слобода в XVII в. была одной из самых больших в Москве -  в ней в 1639 г. насчитывалось 164 двора, в 1680 г. – 275 дворов, а также две церкви: Иакова апостола в Яковлевском переулке и Иоанна Предтечи на Земляном валу.
Церковь святых Иоакима и Анны


Москвичам было трудно произносить такое мудреное имя, как Иоаким, и в быту оно сокращалось до удобного Якима, - от имен святых Якима и Анны произошло название одной из главных улиц Замоскворечья – Большой Якиманки, переименованной в улицу Димитрова, болгарского коммуниста, чей памятник почему-то поставили в начале этой улицы.
Церковь Воскресения Христова в Гончарах


Особенно жаль эту церковь: уж очень хороши были ее стройные шатры, поставленные рядком на низком четверике. Буквально на пальцах можно было еще тогда пересчитать на Руси трехшатровые церкви – в Угличе, Вязьме, Москве, вот, пожалуй, и все. Особой любовью к прекрасному, видно, обладали жители Гончарной слободы, раз они выстроили у себя такие церкви, как эта и Успенская поблизости, украшенная изразцами. Да и неудивительно – ведь гончары не просто бездушные ремесленники, они тонко чувствовали красоту.
Церковь святого Василия Кесарийского


Само название улицы – Тверская-Ямская – говорит о том, кто тут жил. Возможно, еще в начале XVI столетия в этих местах, на важной дороге, соединяющей Москву с Тверью и Новгородом, были поселены царские ямщики, обязанные возить путешествующих и почту. Первое документальное упоминание о слободе относится к 1566 г., а папский посол Антоний Поссевин в 1581 г. упоминает слободу как уже застроенную и заселенную.
Церковь Спаса Преображения в Чигасах


Еще одно необыкновенное московское название – Чигасы! Долго можно было бы гадать по поводу происхождения этого слова, если бы не сохранилось известие о том, что тут в XV  в. был монастырь и что игумен этого монастыря по прозвищу (или по имени?) Чигас построил в нем Спасопреображенскую церковь. Сведения эти содержатся в Софийской летописи под 1483 г.: «заложи церковь кирпичну Спас святы за Яузою игумен Чигас».
Церковь Воскресения Словущего в Таганке


В 1790 г. она «за ветхостью» была разобрана и выстроена вновь; автором ее, по сведениям М.И, Александровского, знатока московской церковной истории и архитектуры Москвы, был знаменитый архитектор Матвей Казаков.
Симонов монастырь


Симонов монастырь был одним из самых красивых московских монастырей архитектуры Москвы не только потому, что его постройки являлись гордостью русской архитектуры, но и из-за его живописного расположения на крутом берегу Москвы-реки, на виду всего города.
Армянская церковь Воздвижения Креста Господня


Москва издавна была многонациональным городом. Она находилась на пересечении важных торговых путей, соединявших страны Востока с Западной Европой. В Москве жили и имели свои конторы и склады купцы из многих стан, и среди них важную роль играли армянские купцы, которые, по мнению некоторых исследователей, обосновались в Москве с XIV столетия.  Но армяне особенно часто стали приезжать со второй половины XVII в. – тогда в Москве поселяются не только армянские купцы и духовенство, но и ремесленники, а Москве и под Москвой заводятся фабрики.
Казанский Головинский монастырь


Этот монастырь был одним из последних, основанных в Москве.
Церковь Благовещения на Бережках


Интересно отметить, что эта церковь, находящаяся так далеко от древнего центра города, была, однако, одной из самых старых церквей в архитектуре Москвы.
Преображенское. Церковь.


Село Преображенское имело богатое прошлое, и имя его навсегда записано в русской истории.
Скорбященский монастырь


Так же как и Головинский Казанский монастырь, Скорбященский был еще совсем молод – он основан в конце XIX в.
Церковь святых Адриана и Натальи


Можно представить, с какой «осторожностью» и «бережностью» отнеслись большевики к этому чуду русского искусства и ремесла, когда они взялись за разрушение церкви. В июле 1936 г. во всю силу работала чугунная баба, безжалостно сокрушая и изразцы и все здание.
Церковь святого Харитония Исповедника в Огородной слободе


В самом центре Огородной слободы, среди домишек, огородов и садов слобожан стояла приходская церковь, освященная во имя иконы Владимирской Божьей Матери, но известная более как Харитоновская – по приделу. Впервые о церкви, которая тогда, вероятно, помещалась в маленьком деревянном здании, было записано в приходной патриаршей книге 1618 г. Ее начали перестраивать или, скорее, строить заново в середине XVII в.
Церковь святого Пимена в Старых Воротниках


Название этого урочища – Воротники – с ударением на втором слоге – произошло от его насельников, воротников, живших тут отдельной слободой. Они служили государеву службу, охраняя десятки ворот в нескольких московских крепостях, - Кремле, Белом и Земляном городах. Живя в слободе, воротники занимались также и ремеслом, и торговлей, и огородничеством.
Красные ворота


Уникальным памятником обладала архитектура Москвы – старейшими в России Триумфальными воротами. Да еще какими! Барочными, постройки середины XVIII в. – произведением самого Дмитрия Ухтомского, знаменитого московского архитектора.
Дом в Большом Казенном переулке


В центре усадьбы Татищевых стоял двухэтажный каменный дом с колонным портиком. Он вел свою родословную из глубокой старины: возможно, что он был выстроен в середине XVIII в. на основе еще более старого здания.
Церковь святого Панкратия


Церковь св. Панкратия стояла в тихом, спокойном переулке, который по церкви назывался Панкратьевским. В XVIIв. в окрестностях этого переулка находилась Панкратьевская, или Новая слобода, которая была частью Сретенской сотни, как говорили тогда, «а тянет в Усретенскую сотню». В этой слободе были земли, данные князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому: «то место велеть ему пахать и владеть по сей данной до тех лет, покамест на тех местах жильцы будут».


Страстная площадь


Рассказ о кощунствах, творимых большевиками на многострадальной московской площади и архитектуры Москвы, начну с Страстного монастыря.
Церковь Трех Святителей


Вместе с изумительными Красными воротами, украшавшими одноименную площадь в продолжение почти 200 лет, исчезла и церковь Трех Святителей, стоявшая у края ее, у начала Садовой-Черногрязской улицы, где сейчас разбит чахлый скверик.
Церковь святого Николая чудотворца, что в Драчах


Первое летописное известие о существовавшем здесь монастыре содержится в сообщении о большом московском пожаре 1547 г., когда огонь дошел «до Николы до Драчевского монастыря».
Сухарева башня


«Кому же из русских, даже не бывших в Москве, неизвестно название Сухаревой башни?» - так начинает рассказ о ней автор одного из самых интересных московских путеводителей XIX века И.К. Кондратьев. И действительно, Сухарева башня была известна всей России – как Кремль с его Иваном Великим и соборами, как Красная площадь с Василием Блаженным, Сухарева башня стала символом стольного града. нигде, ни в одном русском городе не было ничего ей подобного – это было уникальное сооружение.
Церковь святого Николая чудотворца в Мясниках


К этой маленькой церкви в 1705 г. пристроили обширный храм во имя Сошествия св. Духа и тогда же построили высокую колокольню. По рассказам москвичей, новую церковь выстроили по плану царя Петра Алексеевича, который сам, якобы, наблюдал за строительством. Другая легенда утверждает, что храм выстроил некий думный дьяк, мучимый грехом непочтения к своему отцу.
Тверская улица


В каждом городе есть своя главная улица.
Церковь святого Дмитрия Солунского


Известный русский искусствовед В.В. Згура писал в 1920-х годах о церкви св. Дмитрия Солунского в архитектуре Москвы: «построена несомненно хорошим архитектором; колокольня шатровая, архаичная по типу».
Церковь святого Георгия на Красной горке


Церковь святого Георгия Победоносца – одна из старейших в Москве, ее название – «что на Красной горке» - донесло до нас очарование седой старины архитектуры Москвы.
Дом Кологривовых на Тверском бульваре


Один из самых интересных архитектурных образцов московского ампира разрушили большевики на Тверском бульваре – особняк, выстроенный в начале XIX в. дворянами Кологривовыми.
Часовня Святого Пантелеймона


Из-за стен Китай-города, если смотреть на них с Лубянской площади, этаким гигантом смотрелось высокое сооружение, с измельченным сложным лепным декором, увенчанное куполом на высоком барабане, прорезанном узкими окнами. Можно было подумать, что перед зрителем большая соборная церковь, однако это была всего-навсего часовня.
Церковь Знамения на Знаменке


В 1931 г. порушили еще одну церковь на Знаменке -  ту, от которой улица получила свое название – церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Церковь Воздвижения Креста на Воздвиженке


Часто горела Москва, но такого ужасного пожара, как в 1547 г.,  люди не помнили. В полдень 21 июня поднялась буря и начался пожар. ..
Охотный ряд


Историк Москвы П.В. Сытин так писал об Охотном ряде советского периода: 
«В центре Москвы, между улицей Горького и площадью Свердлова, высятся два новых многоэтажных здания: гостиница «Москва» и Дом Совета Министров СССР. Широкий проезд между ними, достигающий 60 м, залит асфальтом и по обеим сторонам обсажен деревьями. Это – часть запроектированной большой магистрали, которая пройдет от площади Дзержинского до Ленинских гор. И только название ее – Охотный ряд – напоминает о далекой старине».

Никитский монастырь


Этот монастырь дал название всей улице, которая до переименования в улицу Герцена в 1920 г., называлась Большой Никитской.
Арбатская площадь


Еще до принятия документа, направленного на тотальное разрушение Москвы – так называемого генерального плана 1935 г. – Арбатская площадь подверглась перестройке: уютная, зеленая, красивая, она начала уничтожаться.
Малый Николаевский дворец


Рядом с Чудовым монастырем стояло небольшое уютное здание с изящной угловой полуротондой. Это был так называемый Малый Николаевский дворец.
Церковь святого Николая чудотворца «Большой крест»


Одной из наиболее серьезных утрат следует считать снос церкви Николы «Большой крест» значение потери и для архитектуры Москвы и для русского и мирового искусства невосполнимо.
Иверские ворота и часовня


Вместе с Китайгородской стеной исчезла и замечательная Воскресенская, или Иверская башня. Она погибла раньше, чем остальная стена, ибо башня стояла на пути полных энтузиазма масс, широкими, неудержимыми потоками рвущимися на Красную площадь свидетельствовать беспредельное обожание вождям, во время праздничных демонстраций. Кроме того, узкие ворота башни с трудом пропускали могучую военную технику Страны Советов, должную устрашать мир дважды в год.
Церковь святого Николая чудотворца Стрелецкого


Старинная московская улица Знаменка (название которой было восстановлено после переименования ее в 1925 г. улицу Фрунзе) немало претерпела в советское время: на ней когда-то стояли три незаурядных памятника московского зодчества – церкви Знамения (от нее улица и получила свое имя), Николы Стрелецкого и св. Тихона, уже на Арбатской площади. Рядом с последней на улице находилось несколько интересных жилых домов, а в Крестовоздвиженском переулке была целая коллекция выдающихся архитектурных памятников Москвы XVII и XVIII вв.
Церковь Владимирской Божией Матери


Вместе со стеной Китай-города, с Никольской или Владимирской крепостной башней уничтожили и изящную небольшую церковку, уютно устроившуюся у самой башни. Ее забавная главка вся, как еж, ощетинившаяся колючками, выглядывает на многих фотографиях архитектуры старой Москвы из-за высокой стены Китай-города.
Никольский греческий монастырь


Никольский монастырь – один из самых древних в Москве. Первое упоминание в летописи о нем относится к 1390 г. Тогда он уже существовал и даже назывался «Старым». Под этим годом летописей сообщал, что новопоставленный митрополит Киприан «облечеся в святительный сан… у Николы у Старого, и поиде во град Москву».
Церковь святых Константина и Елены


Церковь действительно стояла под горою, на подоле, как раз у кремлевской стены и совсем близко от проездных ворот башни, которая так и называлась – Константино-Еленинская. При Дмитрии Донском, эта башня носила название Тимофеевской по стоявшему неподалеку двору окольничьего Тимофея Воронцова-Вельяминова – через нее проходили великокняжеские войска на битву с Мамаем на Куликовом поле.
Церковь Благовещения


Легенда повествует о чудесном явлении иконы на стене башни, названной Благовещенской.
Церковь святой Троицы в Полях


Долгая история была у этой церкви, история, начавшаяся в седые времена, когда церковь стояла совсем рядом с пустым полем за пределами города. С тем самым полем, на которое в древности выходили тяжущиеся доказать свою невиновность.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках


Эта церковь стояла на углу Петровки и Столешникова переулка – там, где сейчас небольшая площадь, то сплошь заставленная автомобилями, то кафе с дрожащими стульями, на которых, опасливо присев, торопливо насыщались «гости столицы» - ходоки по московским магазинам.
Памятник Михаилу Скобелеву


В центре города Москвы, на Тверской, напротив здания Моссовета, (до революции резиденции генерал-губернатора) уютно устроилась маленькая площадь, часть которой занята сквером с фонтаном. Это – Советская площадь, названная так в 1918 г. (вероятно, это было первым переименованием в Москве, так сказать, первой ласточкой целого шквала переименований, обрушившегося на город в 20-х и 30-х г.г., в период развития строительства советской архитектуры)
Казанский собор (Москва)


Красная площадь – место, священное для всякого русского, место, овеянное славными и горькими воспоминаниями долгой и трудной истории России. Каждое здание на ней хранит память о событиях, происходивших за сотни лет ее существования, каждое здание – памятник непреходящего значения.
Залы Большого Кремлевского Дворца и Оружейная палата


Не пощадили «преобразователи» нашей жизни и уникальные залы Большого Кремлевского Дворца ради того, чтобы проводить свои съезды и сессии именно в древнем Кремле. Они решили сломать два зала Кремлевского дворца и на их месте устроить новый зал заседаний. Выбор пал на те залы, окна которых выходили на Москву-реку – Андреевский и Александровский.
Зарядье, Москва (район Китай-города)


Не только отдельные здания, памятники архитектуры и истории исчезали под варварской рукой, не только разрушались комплексы зданий, такие как многие московские монастыри, но советской властью стирались с лица земли и целые районы Москвы. Так было уничтожено Зарядье.
Церковь Ржевской Божьей Матери у Пречистенских ворот


Исторический экскурс в историю Пречистенки.


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру