Валерий якоби ледяной дом. Ледяной дом императрицы анны иоанновны. «Хватит это терпеть!»

Невский проспект. "Паперть" место работы уличных художников. ... Невский проспект. Башня Городской Думы.




В.И.Якоби Ледяной дом. 1878 г., холст, масло/ Художник Валерий Якоби в своей картине «Ледяной дом» также обратился к одному из самых, пожалуй, печальных эпизодов русской истории и рассказал об истории шутовской свадьбы в так называемом Ледяном дворце. Картина переносит зрителя в страшные времена правления царицы Анны Иоанновны, которая вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков писал: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".

Вот и эта «шутка» императрицы была более чем жестокой, ведь предназначался ледяной дом для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. Построен он был на масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Все внутреннее убранство, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и слона перед домом были вылиты изо льда. Брачное ложе для новобрачных также было устроено на ледяной кровати. Свадебные торжества были пышными, поистине «ярмарочными», в них принимала участие сама императрица Анна Иоановна, а также представители многочисленных народностей России в национальных костюмах.

По окончании пира устроенного в манеже Бирона, новобрачные снова были отвезены в ледяной дом, где их заперли до утра. Художник Якоби рассказал об этом курьезном, но абсолютно реальном историческом факте: утром шутовская процессия, явилась приветствовать «молодоженов», оставленных на ночь в Ледяном доме и чуть не замерзших, ведь зима в тот год была поистине лютая... Н.Крылова


Ф.С.Журавлёв. Перед венцом 1874 г., холст. Масло.Данное полотно, как и многие другие картины Журавлева, изображает драматичный и «закулисный» мир 19 века, отраженный в многочисленных пьесах Островского. Перед зрителем разворачивается очередная любовная драма - юная невеста в рыданиях сидит на коленях.

Брак по расчету - нередкое явление в те времена. Вот и этой юной барышне уготована роль жены нелюбимого ею человека. Скорее всего, ее будущий муж богат и весьма знатен, но, увы, стар и неприятен ей. Тем не менее, выгодный брак куда удобнее родителям невесты, которые решили таким образом значительно поправить и без того их шаткое положение в обществе.

Стены дома украшены ликами святых - родители невесты глубоковерующие люди. Отец невесты приготовился к благословению дочери на брак, держит в руках икону, но сейчас стоит в растерянности и наблюдает за ней, не понимая, какие действия от него требуются.

Мать невесты стоит позади отца. В руках ее блюдо со свежеиспеченным хлебом и солью для новобрачных. Ситуация поставила родителей невесты в крайне неловкое положение: на их лицах растерянность и удивление.

На заднем плане зритель видит жениха и его родственниц. Задержанные ожиданием они решили войти наконец в двери комнаты. Заметно перешептывание между гостями - такое событие привлекло слишком много негативного внимания. Заметно и состояние жениха - он крайне недоволен происходящим здесь и готов вот-вот сорваться с места, чтобы не наблюдать этого позора.

Зритель может предположить, что исход этого события не предвещает ничего хорошего ни для невесты, ни для ее родителей. Скорее всего, такое поведение невесты разозлило жениха не на шутку. Это событие могло даже расстроить предстоящее бракосочетание, избавив девушку от печальной участи стать женой нелюбимого, однако, дурная слава лишь добавила бы проблем ей и ее семье.


Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного/ Из книге «Русская историческая живопись» (Москва. 1962 г.) так описан эпизод, изображённый на картине:
Исторический эпизод 1433 г. - характерный для феодальных усобиц на Руси конца XV века (странно, почему написано «конца века», ведь 1433 г. Был ближе к началу). За Московский великокняжеский престол велась длительная и жестокая борьба между Московским великим князем Василием Васильевичем Тёмным и князем Юрием Дмитриевичем Галицким. На свадебном пиру Василия Тёмного его мать Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с сына князя Юрия Галицкого - Василия Косого и тем оскорбляет его и его брата Дмитрия Шемяку. Пояс этот принадлежал Дмитрию Донскому и был захвачен сыновьями Юрия Галицкого не по праву. Инцидент на свадьбе Василия Тёмного послужил поводом к новым военным столкновениям.

Однако в журнале «Всемирная Иллюстрация» №721 (1882 год) история, показанная на картине художника, описывается несколько по иному. Там не сказано, что Василий Косой владел этим поясом незаконно, возможно, вся эта история с поясом Дмитрия Донского была придумана, чтобы скрыть обыкновенный факт грабежа:

София Витовтовна срывает пояс с Василия Косого.
к картине П.И. Чистякова [инициалы «П.И.», вероятно, приведены в журнале по ошибке, автором картины является Павел Петрович Чистяков (1831-1919)]

По кончине великого князя Василия Дмитриевича, хотя сыну его Василию было не более десяти лет от роду, однако мать его София Витовтовна, митрополит Фотий и приближённые бояре требовали, чтобы братья покойного признали его великим князем. Порядок престолонаследия не был в то время ещё упрочен, и потому князь Юрий Дмитриевич, как старший в роду, не соглашался уступить прав своих и грозил Василию войной. Войны, однако, не было: после разных переговоров обе стороны пришли к тому, что решились передать дело о великокняжеском престоле на суд хана. Несмотря на то, этот договор оставался без исполнения в течении нескольких лет. Только в 1431 году, когда возникли вновь раздоры, оба князя поехали в орду. Здесь хан постановил решение в пользу Василия, благодаря интригам и красноречию московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского, защищавшего его интересы.
Эта услуга оказала такое влияние на юного великого князя, что он обещал своему защитнику жениться на его дочери, но мать Василия воспротивилась выполнению этого обязательства и обручила сына на княжне Марье Ярославовне, внуке сподвижника Донского Владимира Андреевича Храброго. Раздражённый боярин уехал в Галич к Юрию и стал подбивать его к войне.
«Между тем, - говорит Карамзин, - сыновья Юриевы: Василий Косой и Дмитрий Шемяка, дружески пируя в Москве на свадьбе великого князя, сделались ему неприятелями от странного случая, который на долгое время остался памятным для московитян. Князь Дмитрий Константинович Суздальский некогда подарил нареченному зятю своему Донскому золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными камнями. Тысяцкий Василий в 1367 году, во время свадьбы Донского, обменял этот пояс на другой, гораздо меньшей цены, и дал сыну Николаю, женатому на Марии, старшей дочери князя Суздальского. Переходя из рук в руки. Сей пояс достался Василию Юрьевичу Косому и был на нём в час свадебного великокняжеского пиршества. Наместник ростовский, Пётр Константинович, узнал оный и сказал о том матери Василия Софии, которая обрадовалась драгоценной находке и, забыв пристойность, торжественно сняла пояс с Юрьевича. Произошла ссора: Косой и Шемяка, пылая гневом, бежали из дворца, клялись отомстить за свою обиду и немедленно, исполняя приказание отца, уехали из Москвы в Галич».
Это оскорбление послужило поводом к ряду междоусобный войн, первая из которых кончилась разбитием и взятием в плен великого князя. Великокняжеский престол занял Юрий, а пленник получил в удел Коломну, где. Впрочем, княжил недолго, так как, успел собрать вокруг себя приверженцев, заставил дядю уступить ему Москву. Второй период междоусобий закончился ослеплением Василия Косого, а третий - ослеплением самого великого князя, который в 1446 году был нечаянно захвачен в Троицко-Сергиевской лавре воинами Шемяки.
Таковы были результаты этого снятия пояса. Художник весьма удачно изобразил этот момент. На лице Софьи Витовтовны видна только радость находки и удовольствие унизить ненавистных племянников, но она и не предвидит тех бедствий, которыми придётся поплатиться за эту вспышку; зато в искажённых от злобы и оскорбления чертах Косого и Шемяки можно прочитать, что обида эта не пройдёт без отмщения.


А.Д. Литовченко. 1875 г. холст, масло. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.Вполне вероятно, что переговоры Баусу удались, так как, согласно историческим свидетельствам, в Лондоне началась подготовка невесты к отъезду в Россию, а саму Мэри Гастингс при английском дворе стали величать «царицей Московии». Федор Писемский, встречавшийся в Лондоне с племянницей королевы, с восторгом описывал русскому царю прелести молодой знатной иностранки.
Английский коммерсант Джером Горсей, проживавший в те времена в Москве и тесно общавшийся с Иваном Грозным, впоследствии в своих «Записках о России» говорил, что Борис Годунов вошел в сговор с боярином Богданом Бельским, чтобы расстроить брак царя с Мэри Гастингс и аннулировать все договоренности с англичанами. В марте 1584 года Иван Грозный внезапно скончался (по другой версии — его убили изменники-приближенные), и его брак с племянницей английской королевы так и не состоялся.
А если бы в XVI веке русский государь успел породниться с британской короной?.. Как могли бы развиваться русско-английские связи? Стали бы более прочными отношения между двумя странами? Увеличилось бы количество визитов русских в Британию, а англичан — в Россию?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Но — история не любит сослагательного наклонения.
Несмотря на то что приход к власти Бориса Годунова сопровождался анти-английскими настроениями, сам он, став впоследствии русским государем, не утратил интереса к сильной и просвещенной Англии. Но, желая с ней дружественного союза, не был склонен к чрезмерным уступкам в ее торговле на территории России.
В 1602 году Борис Годунов отправил в Лондон «детей боярских» Никифора Олферьева, Сафона Жохова, Казарина Давыдова и Федора Костомарова «для науки розных языков и грамотам». По окончании учебы молодые люди в Россию не вернулись, несмотря на неоднократные требования царских властей. Двое из них после обучения обустроились в Ост-Индии, один — в Ирландии, а Никифор Олферьев принял англиканскую веру и осел в Англии.


И.Е. Репин. Холст, масло, 1901 год. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года/ Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников - Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев - Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.

В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал.


Фронтон дома Максимовых.1888 г. Село Валки, Нижегородской губернии.

История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву - это целый значительный пласт человеческой культуры. И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видением кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере, поражают своей таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки. В истории нашей страны, в ее хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль. "Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста - сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой", - писал один из первых исследователей народного искусства В. С. Воронов*.

Продолжение следует:

О 10-летнем правлении Анны Иоанновны мало лестных отзывов, она любила развлечения и празднества, на которые не жалела денег. Вспомните только ее пышную коронацию. При этом часто забавы императрицы были довольно жестоки по отношению к подданным. Так, князя Михаила Голицына, который за границей женился на итальянке и посмел перейти в католичество, государыня превратила в одного из своих многочисленных дворцовых шутов.

За то, что попытался скрыть свою жену в Немецкой слободе и вероотступничество, Голицын подвергался постоянным унижениям. Во дворце у него было свое лукошко, где новоиспеченный шут «высиживал яйца». На пирах он должен был угощать гостей квасом, за что его прозвали Квасником. Кроме того, в его обязанности входило сносить постоянные оскорбления и насмешки придворных, «он же не смел задевать никого, не смел даже сказать какого-либо невежливого слова тем, которые издевались над ним». Положение бывшего князя было ужасным, но императрице было все мало, и она решила женить на Голицыне свою любимую шутиху-калмычку Авдотью Буженинову. Та как-то пожаловалась Анне Иоанновне, что уже не молода, а замуж хочется. И вот эту кривоногую, некрасивую карлицу уготовили в невесты родовитому жениху.

Свадебный поезд. (Pinterest)


Императрица с энтузиазмом взялась организовывать свадьбу. Планировался грандиозный маскарад, главными участниками которого должны были стать представители разных народов, населявших Российскую империю. Государыня издала несколько указов для подготовки к торжеству. Было приказано «выбрать в Казанской губернии из татарского, черемисского и чувашского народов каждого по три пары мужеска и женска полы пополам и смотреть того, чтобы они собою были не гнусные, и убрать их в наилучшее платье со всеми приборы по их обыкновению, и чтоб при мужеском поле были луки и прочее их оружие и музыка, какая у них употребляется…». Такие же указы были направлены и в другие губернии, в Москве приказали найти «восемь баб молодых и столько ж мужей их, умеющих плясать, которые б собою были не гнусны, …из пастухов шесть человек молодых людей, которые бы умели на рожках играть».

Заведовал организацией Артемий Волынский. Под его руководством был составлен подробный церемониал маскарадного шествия, разработаны рисунки костюмов. Свадебный поезд должен был проследовать по всем главным улицам города и мимо царского дворца. Поскольку свадьба была наказанием за принятие католичества, то вся процессия стала как бы насмешкой над чужой верой. Во главе шествия был римский бог Сатурн на колеснице, запряженной оленями, затем астрологический символ Полярной звезды в коляске на восьми журавлях, четыре пастуха верхом на коровах и играющие на рожках, затем колдуны, потешная «гвардия» жениха в вывороченных шубах и верхом на козлах, музыканты с волынками, рылями, балалайками, за ними сани, запряженные быками или собаками, в которых ехали гости и ряженные в национальных костюмах разных народностей. Были там и Бахус, верхом на бочке, и сатиры, и Нептун, бросавший в толпу мерзлую рыбу, различные скороходы. Жениха и невесту же посадили в железную клетку на слона, их сопровождали арапы, помощники на верблюдах, ряженые жрецы и купидоны. 150 пар представителей народов России были одеты в парадные национальные костюмы, тем самым как бы являя богатство и единство огромной империи.


Проект Ледяного дома. (Pinterest)


Участвовал в «дурацкой свадьбе» и Василий Тредиаковский. Возможно, так императрица хотела наказать его за связи с католиками. Он в маске и потешном платье должен был сочинить для жениха и невесты «шутовскую проповедь». Накануне торжества, Тредиаковского привезли для участия в подготовке к свадьбе, избили и приказали написать приветствие для праздника:

Здравствуйте женившись дурак и дура,
еще и б***чка, то-та и фигура.
Теперь-то прямое время вам повеселится,
теперь-то всячески поезжанам должно бесится,
кваснин дурак и буженинова бяядка
сошлись любовно, но любовь их гадка…

После этого его два дня держали под стражей, а затем, 6 февраля 1740 года отправили на «дурацкую свадьбу».


Жених и невеста в клетке на слоне. (Pinterest)


Для торжества императрица приказала построить на Неве Ледяной дом. Зима была очень суровая, на улице стояли 30-градусные морозы. Но императрицу мало волновало то, как жених и невеста будут венчаться во льдах. Здание достигало 60 метров в длину, 6 — в высоту и 5 — в ширину. Фасад украшали ледяные скульптуры, у ворот стояли ледяные дельфины, которые извергали горящую нефть. Был даже построен ледяной слон в натуральную величину, «сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что… ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал». В доме были гостиная, буфет, туалет, спальня. Для строительства привлекли архитектора Петра Еропкина и академика Георга Крафта.

После венчания был пир, а вечером Квасника-Голицына и шутиху Авдотью отправили в их дворец на ледяное брачное ложе, да приставили караул, чтобы те не сбежали. Холод был лютый, по злой задумке императрицы новобрачные должны были за ночь замерзнуть, однако утром их нашли живыми. Говорят, Авдотья подкупила стражников и пронесла во дворец теплые вещи.


Свадьба в Ледяном доме. (Pinterest)


Забава императрицы вызвала негодование как в Российской империи, так и по всему миру. Издевательство над шутами сочли низким, а огромные траты на бесполезный праздник неоправданными. Но императрицу мало волновало чужое мнение. Правда, «дурацкая свадьба» оказалась ее последней жестокой потехой. Через полгода императрица умерла. Авдотья же родила Голицыну двоих детей, но спустя пару лет после свадьбы скончалась от последствий переохлаждения. Голицыну был отменен унизительный титул шута и возвращена часть земель и имущества. Вскоре после смерти жены-шутихи он вновь женился.

Смышленая калмычка Дуня

Известно, что особым расположением у Анны Иоанновны пользовались шутихи калмычка Авдотья Буженинова, Мать Безножка, Дарья Долгая, Акулина Лобанова (Кулема-дурка), Баба Матрена (мастерица сквернословить), Екатерина Кокша, Девушка Дворянка, а кроме них еще карлицы, татарчата, калмычата, арабки, персиянки, монахини, разные старухи, называвшиеся сидельницами. Экзотичная Калмычка Дуня была наиболее заметной среди всех. А потому была немало наделена вниманием монаршей персоны.

Обычно, едва проснувшись, императрица велела звать шутих, которые обязаны были без умолку болтать и кривляться перед нею. Дуня это исполняла, по некоторым сведениям, забавнее других шутих, ввиду того, что была очень проницательной и артистичной и чувствовала, что нужно государыне. Со времен Арапа Петра I при русском дворе часто были кудрявые арапчата, калмычата и прочие «инородцы». Царям подражала богатая аристократия. Держать в семье в качестве воспитанника, компаньона или просто преданных вышколенных слуг экзотической наружности считалось очень престижным, наподобие породистой собаки.

Правительственный Манифест 1737 г. по поводу переписи крестьян и разночинцев узаконил закрепощение трудового калмыцкого народа, черной кости. Один из пунктов Манифеста дозволял лицам всех сословий и званий покупать калмыков, крестить их и держать у себя без всякого платежа подушных денег. После, в 1744 г., последовало разъяснение: «Калмыков, которые приходят и просятся на волю безо всякого письменного вида от помещиков, за такое своевольство наказывать батогами, потому что они, стало быть, уже равно яко их крепостные». Торговля калмыками начала открыто производиться на рынках ближайших к Калмыцкой степи городов и сел.

Нойоны воровали и отбивали друг у друга целые семьи. Люди продавались за ничтожную цену. По всей видимости, калмычку поставил ко двору устроитель необычного праздника, кабинет-министр Артемий Петрович Волынский. Он начинал свою блестящую карьеру посланником в Персии и там вкусил экзотику Востока. Затем, будучи генерал-губернатором Астраханской и Казанской губерний, он продолжил свое изучение этнографии поволжских народов. Авдотью Волынский взял в услужение не ребенком, а уже взрослым, сложившимся человеком, судя по тому, что она в его богатом доме играла главную роль «барской барыни». Это означает, что она, как барыня, имеет власть над всеми слугами, но в то же время - «барская», то есть принадлежит хозяйке дома, законной супруге главного властелина. Так через Волынского калмычка Авдотья Ивановна и попала в приживалки Императрицы.

Любвеобильный Шут Голицын

Князь Михаил Алексеевич Голицын приходился внуком Василию Васильевичу Голицыну, всемогущему фавориту царевны Софьи Алексеевны. После её низвержения в 1689 году Василий Голицын, лишенный чинов и поместий, был сослан вместе с сыном Алексеем сначала в Каргополь, а потом на Пинегу, в деревню Кологоры (верстах в 200-х от Архангельска). Михаил Алексеевич родился за год до этих трагических событий. Отец его вскоре умер, и молодой Голицын провёл своё детство и юность под надзором своего знаменитого деда.

Лучшего воспитателя и пожелать было невозможно. Князь Василий был образованнейшим человеком России: знал несколько европейских языков, владел также латынью и греческим, был начитан в древней истории, искушён в дипломатии и политесе. Словом, образование Михаил получил самое что ни на есть европейское (впоследствии, посланный Петром I в заграничное обучение, слушал лекции в Сорбонне). Однако военно-административными талантами он не блистал и дослужился всего лишь до майора.

После смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, Голицын, будучи за границей, страстно влюбился в красавицу Лючию (итальянку, дочь трактирщика), на 20 лет моложе его, которая согласилась стать его женой, но с условием, что он примет католичество, пусть и тайно. Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел. В 1732 году, уже при императрице Анне Иоанновне, молодые вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам.

Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и перемену религии, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе.Однако же мир не без добрых людей: нашёлся какой-то завистник, который донёс на Голицына. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку, а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков».

В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом, за что получил он прозвище Квасник. В исторической литературе бытует мнение, что от унижения Михаил Алексеевич тронулся умом, что, однако, не подтверждается сохранившимися образцами его остроумия, из которых видно, что князь за словом в карман не лез.

Вообще штатных дураков при императрице было пять. У каждого из них в приемных покоях Анны Иоанновны стояло по лукошку, на которых они должны были высиживать яйца. Шестое гнездо определили для Голицына. Большего унижения нельзя было и измыслить. Ведь теперь его лишили не только чинов и поместий, но чести и даже имени: поставленный разливать и подавать гостям квас, он получил прозвище Квасник. Так, Квасником, он именовался даже в официальных документах.

Свадьба шута Квасника и калмычки Дуни

По повелению государыни к шутовской свадьбе в Петербург со всей России были доставлены «по два человека обоего пола всех племен и народов». Приехало аж 300 человек! Тем же высочайшим волеизъявлением замечательный русский архитектор, автор генерального плана Санкт-Петербурга Петр Михайлович Еропкин взялся чертить проект будущего Ледяного дома. Так что, хотя поводом для строительства послужил каприз императрицы, велось оно всерьез - основательно, по всем правилам архитектуры...Из церкви свадебный поезд отправился прямиком в Ледяной дом, где молодым надлежало провести первую брачную ночь.Посреди Невы возвели голубой дворец изо льда. Рядом с ним - ледовые дельфины и слон, изрыгающие попеременно то воду, то огонь (горела подожженная нефть).

Внутри дворца - мебель, очаг с горящими (опять-таки политыми нефтью) ледяными дровами. Ледяные свечи, цветы, столовые приборы и угощения! Все, на что только падает взор, - все с искуснейшим мастерством вырезано из прозрачного льда. Все, включая кровать, на которой молодым предстояло провести первую брачную ночь.Судя по тому, что морозы в тот год стояли жуткие - до минус 30 градусов, это самое ложе должно было стать их могилой. Бегство исключалось: во дворец жених с невестой ехали на импровизированном слоне, заключенные в железную клетку. В дверях же Ледяного дома специально поставили караульных, чтобы дураки не вздумали бежать. По замыслу императрицы, шуты должны были победить холод своими горячими объятиями.

Свита, состоявшая, по словам очевидца, из вотяков, мордвы, черемис, самоедов и прочих малых народов, ехала на оленях, собаках и свиньях. На Неве, между Зимним дворцом и Адмиралтейством, для молодых был возведен «Ледяной дом» - творение искусное и адское одновременно. Фасад этого здания был 16 метров в длину, 5 метров в ширину и около 5 метров в высоту. В опочивальне висели ледяные занавески; матрас, одеяла и подушки тоже были изо льда. В гостиной стояли ледяные часы и даже еда в столовой была вырезана изо льда и выкрашены натуральными красками. Горели намазанные нефтью ледяные дрова и свечи...

И весь этот «спектакль» был прихотью одной единственной дамы - царицы, скучающей в своих покоях.Как именно они пережили эту страшную ледяную ночь - неизвестно. Легенды гласят, будто находчивая и дипломатичная от природы Дуня Буженинова подкупила караульных и сумела раздобыть теплую одежду и одеяла. Тем самым спасла от смерти себя и мужа.Калмычка от рождения была приспособлена к суровым условиям. За жемчужное ожерелье, свадебный подарок царицы, она выменяла у стражников тулуп. Всю ночь она кутала и отогревала князя своим дыханием. Тепло женского преданного сердца растопило лед отчаянья.

Наутро, когда их вызволили из хрустальной могилы, она деловито сказала мужу: «А теперича, батюшка, пойдем в покои, да попаримся, как следует, в баньке». Писали, что именно она и вывела «шута» Квасника- Голицына из депрессивного униженного состояния. Придворные побаивались ее острого языка и перестали плескать квасом ему в лицо, как было прежде.

«А ничего зазорного, князюшка, мой свет. Стало быть, служба у нас такая...», - говорила она

И он воспрял духом, хотя до этого почти был почти на грани безумия.

Родила детей и умерла

Как пишут историки «однако даже полусумасшедший бывший князь был очень выгодной партией для придворной инородки Бужениновой. В 1740 году ей исполнилось 30: по тем временам - почти старуха. Так что Авдотья Ивановна шла под венец с большой охотой...».

Взошедшая на престол Анна Леопольдовна запретила нечеловеческие "забавы" над шутами: звание придворного шута было упразднено... Голицыну вернули титул и некоторое имущество.

Буженинова, как законная супруга, отправилась с ним в родовое имение Архангельское.Князю Голицыну новые власти возместили стоимость конфискованного имения. Он обрел свободу и родовое имя.

Я понимаю, что не пара теперь тебе...«, - говорила было Авдотья.

Перестань. Мы же по-настоящему, перед Богом и людьми обвенчаны, - отвечал князь.

С Бужениновой, ставшей после замужества княгиней, они жили безбедно и в согласии в родовом имении Голицыных. Однако здоровье княгини Авдотьи Ивановны, надорванное на шутовской службе, начало пошаливать. Князь Голицын безуспешно возил жену за границу, окружил почестями, исполнял все ее прихоти...

В Архангельском, в музее, хранились супружеские портреты первых хозяев роскошного, художественно оформленного русского поместья. Рядом с вальяжным барином в атласном розовом камзоле и напудренном парике сидит маленькая, совсем простая, «беспородная» азиатка. И тем не менее, она по праву занимает почетное место в галерее высокородных предков князя, и между супругами, писали историки, было незримое внутреннее единство. В 1742-м, сразу после рождения второго сына, Авдотья Ивановна скончалась... А что до Голицына, то он прожил еще 35 лет. И умер в 90, по уверениям современников, находясь в здравом уме и твердой памяти...

В 1725 году умер Петр Великий. Два года после него процарствовала его любимая жена Екатерина I. Еще три года управлял страной его юный внук - Петр II. Ему было 11 лет, когда он вступил на российский трон, и всего 14 лет, когда умер в Москве, заразившись оспой. А в 1730 году на русском престоле появилась вторая женщина - императрица Анна Иоанновна. Дочь старшего брата Петра I - Иоанна. Отзывы современников о ней разноречивы. Но все сходятся на том, что она жестока, коварна и сумасбродна. Ее фаворит и доверенное лицо - курляндский герцог Эрнст Бирон, не менее жестокий, властолюбивый и хитрый человек.

Внешний вид царицы вызывал суровую оценку - преимущественно женщин. Вот что писала о ней ее современница княжна Ксения Долгорукова: "...Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет - всех головой выше и чрезвычайно толста!" И действительно, двухметрового роста, восьмипудовая племянница Петра Великого, со следами оспин на лице (рябая!), могла быть "отвратна взору!"

Анна Иоанновна вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков пишет: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".

Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе. Немало времени царица любила проводить со своим фаворитом Бироном и среди своих приживалок и шутов. А между приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов - при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!

Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.

Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута - Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".

Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.

Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве - между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.

Дом был собран с изяществом - это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину - примерно пять метров и вышину - около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной - гостиная и буфет, в другой - туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это - сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.

На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами - к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон - ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".

А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли - два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда - стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой - обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.

Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые - на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.

После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.

После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.

Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул - из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.

Дальнейшую судьбу Ледяного Дома один из современников картинно описывает так: "Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться".

О Ледяном Доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда "при жестокой стуже" можно строить. Поливая льдины водой можно их "сплачивать". Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и "способом помазания нефтью" - огонь производить, и при том из "онного стрелять".

Но раздавались и разумные, скорбные, осуждающие слова. Вот как описывает "глупейшее позорище" один из просвещенных людей того времени. "В истории с Ледяным Домом я вижу верх сумасбродства! Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную и ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и надсмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные?! Забавляя народ, не надо развращать народные нравы!"

Эти полные гнева и правды слова справедливы не только для чудовищного "увеселения" с Ледяным Домом, но, к сожалению, и для многих других фактов истории Государства Российского!
И. Меттер
Рассказ опубликован журнале


В русской истории есть потрясающие легенды о любви.
Связана эта давняя легенда с именем князя Михаила Алексеевича Голицына, жившего во времена правления Анны Иоанновны, племянницы Петра Великого.

Вот мнение о царице её современницы, княжны Ксении Долгоруковой:

«..Престрашного она была взору. Отвратное лицо имела. Так велика была, когда между кавалеров идет — всех головой выше и чрезвычайно толста!" Но не только внешне страшна была Анна Иоанновна.
Её деятельность ознаменовалась ссылками, казнями, доносами, сомнительного рода увеселениями, в которых первое место занимал фаворит Бирон и многочисленные приживалки и шуты.

Валерий Иванович Якоби (1834-1902) «Ледяной дом»1848

В конце своего правления, лютой зимой 1740 года, Анна Иоанновна, не зная, как ещё развлечь себя, объявила о невиданном еще представлении - «ледяной свадьбе». Женихом был назначен князь Квасник-Голицын; в супруги ему была выбрана уродливая калмычка Авдотья Буженинова, прозванную так за любовь к буженине.

Михаил Алексеевич Голицын родился в Москве, в семье князя Алексея Васильевича Голицына и Марии Исаевны, урождённой Квашниной. Приходился внуком Василию Голицыну, известному фавориту царевны Софьи. В 1689 году вместе с дедом и отцом был отправлен в ссылку, вначале в г.Каргополь, а позже в деревню Кологоры (примерно в 200 верстах от г.Архангельска). Получил хорошее домашнее образование под руководством деда.

После смерти последнего, семья была возвращена из ссылки. Впоследствии, Михаил посылался Петром I за границу на обучение, слушал лекции в Сорбонне. После находился на военной службе, вышел в отставку в чине майора. В 1729 году, сразу после смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, пятидесятилетний князь,оставив в России двух детей, отправился путешествовать за границу, чтобы развеять своё горе.
Во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения, да так влюбился, что поменял веру ради женитьбы на ней. Это была любовь, ради которой Голицын перешёл в католическую веру.
Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел.
В 1732 году супруги с маленькой дочерью вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам. Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и смену вероисповедания, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе. Но на него всё-таки донесли императрице. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку (есть версия - выслали из страны), а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков»-шутов.
В 1732—1740 гг. — придворный шут, носивший с 1737 г. прозвище «Квасник» (В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом).
Но и этого наказания ей показалось мало. Она решила его женить на одной из ее приживалок, некрасивой калмычке Авдотьи Ивановне, носившей фамилию Бужениновой, устроив свадьбу «самым курьёзным образом». По «высочайшему повелению» был построен на Неве дом изо льда, в котором должны были венчаться «шут» и шутиха.


Ледяной дом и шутовская свадьба в нем в царствование Анны Иоанновны. Гравюра. Не позднее 1740.

Ледяной дом - одна из своеобразнейших забав императрицы Анны Иоанновны, была придумана камергером А. Д. Татищевым.

Специальная маскарадная комиссия под председательством кабинет-министра А. П. Волынского избрала для постройки "Ледяного дома" место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом [еще в 1733 г. была выстроена на Неве ледяная крепость; постройки изо льда, в смысле курьезов, встречались и в западной Европе].Под ее наблюдением и был выстроен дом, исключительно из плит чистого льда, положенных одна на другую и для связи политых водою; он имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот — два дельфина, из пасти которых била горящая нефть.
Кровля дома украшена была статуями. Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда.
По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах; вблизи помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою.
Внешний вид дома и подробное описание его дает С. Н. Шубинский, в книге: "Исторические очерки и рассказы" (СПб., 1893, стр. 121-126).

ЛЕДЯНОЙ ДОМ
1. Фасад Ледяного дома и вид шутовской свадебной процессии. 2. Разрез левой комнаты (лицевая сторона). 3. Разрез левой комнаты (задняя сторона). 4. Разрез правой комнаты (лицевая сторона). 5. Разрез правой комнаты (задняя сторона). 6. План Ледяного дома: a, a, a — ледяная решетка; b — крыльцо; P — сени; R - правая комната; Q — левая комната; f — главные ворота; g, h — задние ворота; m, n, k, l — окна; c — задняя дверь; r, s — пирамиды. 7. Дельфин, извергающий нефть.

По именному высочайшему повелению, к потешной свадьбе вызваны были в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов, ее населяющих: набралось до 300 человек, получивших от "маскарадной комиссии" местные национальные одежды и музыкальные инструменты.

6 февраля 1740 г. отпразднована была свадьба в "Ледяном доме".Жениха с невестой посадили в клетку, водруженную на слона.Зрелище невиданное для Петербурга. "Молодую пару" отправили в Ледяной дворец, чтобы они там провели свою первую брачную ночь.
Свадебная свита, состоявшая, по словам очевидца, из вотяков, мордвы, черемис, самоедов и прочих малых народов, ехала на оленях, собаках и свиньях в «Ледяной дом» - творение искусное и адское одновременно.

В. А. Нащокин (1707—ок.1761) в своих «Записках» оставил описание этой свадьбы:

Да тогож 1740 году была куриозная свадьба. Женился князь Голицын, который тогда имел новую фамилию Квасник, для которой свадьбы собраны были всего государства разночинцы и разноязычники, самаго подлаго народа, то есть Вотяки, Мордва,Черемиса, Татары, Калмыки, Самоеды и их жёны, и прочие народы с Украины, и следующие стопам Бахусовым и Венериным, в подобном тому убранстве, и с криком для увеселения той свадьбы. А ехали мимо дворца. Жених с невестою сидел в сделанной нарочно клетке, поставленной на слоне, а прочий свадебной поезд вышеписанных народов, с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, следовал на оленях, на собаках, на свиньях.


Валерий Иванович Якоби (1834-1902) «Ледяной дом» фрагмент

В опочивальне висели ледяные занавески; матрас, одеяла и подушки тоже были изо льда. В гостиной стояли ледяные часы и даже еда в столовой была вырезана изо льда и выкрашены натуральными красками. Горели намазанные нефтью ледяные дрова и свечи...
По правую сторону от дома стоял в натуральную величину ледяной слон, на котором верхом сидел ледяной персиянин; рядом на земле стояли две ледяные персиянки. Очевидец рассказывает:

«Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил».

Когда все разместились за праздничными столами, «карманный Ея Величества стихотворец» Василий Тредиаковский – ещё одна невольная жертва этой бесчеловечной потехи, огласил заказанные ему свадебные вирши....
На ночь у дверей «ледяного дома» встал караул, чтобы молодые не сбежали из отведённых им покоев.

Голицын и Буженинова чудом пережили студеную ночь на ледяной кровати и вышли наутро живыми из этого ледяного ада (литературное предание гласит, что Авдотья Ивановна, подкупив стражу, раздобыла полушубок и тем самым спасла себя и мужа от смерти).
Однако Авдотья Ивановна после этого долго хворала и два года спустя умерла после рождения второго сына Алексея.
Так жестоко наказан и унижен был князь Голицын за свою любовь. Такие были нравы…
Но благодаря его любви человечество увидело Ледяной дворец, который по праву можно было бы назвать одним из чудес света.

Смерть императрицы Анны Иоанновны освободила Голицына от его шутовских обязанностей. Новая государыня Анна Леопольдовна запретила «нечеловеческие поругания» над «дураками», навсегда уничтожив в России позорное звание придворного шута.

Михаил Алексеевич оставил столицу и перебрался сначала в родовое Архангельское, а после смерти Бужениновой – в купленное им имение в Костентинково. Здесь он женился на Агрофене Алексеевне Хвостовой, от которой прижил трёх дочерей.

Голицын прожил в Костентинково ещё целых 35 лет. Он умер в 1778 году, 90 лет от роду.
В борьбе за человеческое достоинство и личное счастье победа осталась на его стороне.

Голицын М.А. после смерти, был похоронен в с.Братовщина, расположенном под Москвой, по старой Троицкой дороге, ведущей из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, Ярославль и далее на север в Архангельск. Историк-этнограф И. М. Снегирёв сообщал, что на церковной паперти Братовщины видел надгробный камень князя, вросший в землю и отмеченный полустертой надписью.



Что еще почитать