(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Архитектурный словарь терминов и определений: составитель В. Г. Власов, Д - О



Архитектура. Словарь терминов. Буквы Д - О.


А-Г

П-Я


Д

ДВУСВЕТНЫЙ ЗАЛ (см. зал), парадное помещение, зал с высотой стен в два этажа (не разделенных перекрытием) и двумя рядами окон. “Вторым светом” называют верхний ярус стен и окон.

ДЕАМБУЛАТОРИЙ (франц. deamboulatoire, от лат. deambulatio — обход), в западноевропейской архитектуре романского и готического периодов — обходная галерея за главной апсидой. Ранняя форма названия — амбулаторий (см. также хор).

ДЕКАСТИЛЬ (греч. dekastylos, от deka — десять и stylos — опора, колонна), храм с десятью колоннами на переднем и заднем фасадах (ср. гексастильный храм).

ДЕКУМАНУС И КАРДО (лат. decumanus — относящийся к десятой части, десятинный, от decem — десять и cardo — дверная петля, крюк), в Древнем Риме декуманусом называли запасной вход в военный лагерь, распланированный в форме правильного четырехугольника. Вход находился с тыльной стороны, у помещений десятой когорты легиона. Затем так же стали называть межу, линию, проведенную с запада на восток при разбивке лагеря. Другую линию, под прямым углом к первой, протянувшуюся с юга на север, называли кардо. Многие античные, а затем и средневековые европейские города возникали на месте древнеримских военных лагерей. Поэтому их регулярная планировка, ориентированная по сторонам света, часто сохраняла наименования главных магистралей: декуманус и кардо (ср. гипподамова система).

ДЕНТИКУЛЫ (лат. denticulus — зубчик), ряд небольших прямоугольных выступов под карнизом, тягой или гейсоном здания. Другое название — “сухарики”. Согласно теории происхождения архитектурных форм из начальной деревянной конструкции, дентикулы воспроизводят торцы тесно расположенных реек, поддерживающих кровлю.

ДЕСЮДЕПОРТ (франц. dessus-de-porte — “то, что над дверью”), в интерьере здания — декоративная панель, рельеф, живописное панно, расположенные над дверным проемом и связанные с ним общим обрамлением. Десюдепорты появились в архитектуре Франции в XVII в. (ср. люнет; панель; трюмо).

ДЕТИНЕЦ (др.-рус. дътиньць), в древнерусской архитектуре — внутренняя часть крепости, где во время вражеской осады скрывали женщин и детей, отсюда название (ср. кремль; цитадель).

ДИАСОМА (греч. diasoma, от dia — через и soma — тело), в древнегреческом театроне — проход, разделяющий места для зрителей по полукругу, параллельно орхестре.

ДИАСТИЛЬ (лат. diastylus, от греч. diastello — ставить врозь, разделять; dia — через и stylos — опора, колонна), в античной архитектуре, по канону Витрувия (см. триада Витрувия), тип храма с широко расставленными колоннами при интерколумнии (расстоянии между осями соседних колонн), равном трем нижним диаметрам — эмбатам — колонны (ср. пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

ДИГЛИФ (греч. diglyphos — “двоерез”), редкий элемент фриза дорического ордера не с тремя, а с двумя вертикальными выступами и желобком между ними.

ДИОНИСИЙСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ, древнейшее братство строителей, члены которого участвовали в мистериях (таинствах) в честь бога Диониса. Знания, которые они хранили в тайне от непосвященных, называли архитектоникой. Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во главе которых стоял мастер — прообразы позднейших масонских братств и ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, приравненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооружений древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Соломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в Индии.

ДИПИЛОН (греч. dipylon — “двойные ворота”), в древнегреческой архитектуре — двое ворот, связанных продольными стенами. Прообраз средневековых барбаканов. Если враг берет первые ворота, то оказывается в западне — замкнутом пространстве с высокими стенами. Дипилонские ворота находились в древних Афинах.

ДИПТЕР (греч. dipteros — двукрылый, от di — двойной и pteron — крыло), в античной архитектуре — тип храма “окрыленного”, окруженного со всех сторон не одним, как в периптере, а двумя рядами колонн.

ДОДЕКАСТИЛЬ (от греч. dodeka — двенадцать и stylos — колонна, опора), в античной архитектуре — тип здания с двенадцатью колоннами на переднем и заднем фасадах.

ДОЛЬМЕН, см. мегалиты.

ДОМ, ДОМУС, см. собор.

ДОНЖОН (франц. donjon, от лат. dominium — владение), в западноевропейской средневековой архитектуре — высокая, отдельно стоящая башня. Ее строили внутри крепостных стен, на открытом пространстве. Если враг врывался в крепость, ее защитники укрывались в донжоне — “последнем владении”. Вход в башню находился на втором ярусе, а приставную лестницу убирали внутрь. Как и беффруа, донжон — символ независимости и свободы средневекового города.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР (от греч. dorikos — по наименованию племени), один из ранних ордеров античной архитектуры. Его название и развитие связано с завоеванием Греции племенем дорийцев в XIII — XII вв. до н. э. Дорийцы, или доряне, пришли в Грецию с севера, из районов, богатых лесом, и имели навыки строительства из дерева. Однако в каменистой Элладе строительного леса было мало, и им пришлось возводить свои храмы из камня. Согласно одной из версий происхождения дорийской архитектуры, первые каменные постройки воспроизводили деревянные конструкции (см. мегарон). Для дорического ордера характерны мощные, тесно поставленные колонны, состоящие из отдельных каменных барабанов, широкие капители из двух частей: каменной “подушки” — эхина и квадратной плиты — абаки. Архитрав составляли из отдельных каменных плит, которые из-за хрупкости материала — известняка — не могли быть длинными: каждый блок опирался концами на соседние колонны. Поэтому колонны приходилось ставить очень близко (см. пикностиль). Таковы сохранившиеся руины древних дорийских храмов в Пестуме (Южная Италия), Сегесте, Селинунте, Акраганте (о. Сицилия; конец VII — VI в. до н. э.). Отличительной особенностью греко-дорического ордера является фриз из чередующихся триглифов и метоп с рельефами, скульптурные композиции в треугольных фронтонах двускатной кровли. Тяжелую каменную кровлю поддерживали изнутри двухэтажные колонны, поставленные в два ряда. Колонны имеют вертикальные желобки — каннелюры (от 16 до 24), в отличие от каннелюр конического ордера, они не имеют дорожек (перемычек) и соприкасаются, образуя острые ребра, что усиливает игру светотени. Яркая раскраска концентрировалась в верхней части здания, на фоне неба. Несущие части (колонны) обычно оставляли без окраски, а фриз расписывали: триглифы ярко-синей краской, фон метоп — красной, капители и рельефные детали — добавляя позолоту, зеленую краску, и подчеркивали контуры черным. Главное отличие дорийского стиля в архитектуре заключается в ясной расчлененности (см. тектоника), ритмичности, выразительности мощного, сурового, но одновременно нарядного облика храма. Типичные соотношения частей композиции дорического ордера: 2 : 1, 3 : 2.

ДОРМИТОРИЙ (лат. dormitorium — спальня), в средневековых монастырях — спальное помещение монахов. Французское название — дортуар (франц. dortoir — спальня), древнерусское — одрины. Монастырская трапезная называется рефекторием.

ДОУГУН (кит. dougoun — выступ), в традиционной архитектуре Китая, Японии, Кореи — ступенчатая консоль сложного профиля, поддерживающая сильный вынос кровли характерного вогнутого силуэта с приподнятыми углами. Доугуны расписывали яркой красной краской с позолотой и украшали фигурами драконов — символом дождя (ср. гоу).

ДРОМОС (греч. dromos — бег), в древних захоронениях — галерейных и купольных гробницах — крытый коридор, узкий сводчатый проход в погребальную камеру.

“ДЫНЬКА”, в древнерусской архитектуре XV — XVII вв. — декоративный элемент, шарообразное утолщение в средней части столбов, колонок порталов, наличников окон. Продольные полосы (нарезы) делают такой элемент похожим на дыню, отсюда название. В отличие от “гирьки”, он имеет не иностранное, а русское происхождение, поскольку повторяет в камне приемы резьбы по дереву.

ДЬЯКОННИК (от греч. diakon — слуга, помощник), в русском православном храме ризница, особое помещение, обычно в южной апсиде (при наличии трех апсид алтарной части), где хранятся церковные облачения и утварь (см. также триконх).

ДЯНЬ (кит. dang — зал), в средневековой архитектуре Китая — большое здание, храм, дворец с высокой изогнутой кровлей. Внутри обычно имеется большой зал. К типу “дянь” относится императорский дворец Запретного города в Пекине.

Ж

ЖЕМЧУЖНИК — орнамент в виде ряда круглых или овальных элементов (ср. бусы; овы). Русское название — перлы.

ЖЕРТВЕННИК, см. алтарь; храм.

ЖИКОВИНА (от жук), в древнерусской архитектуре — фигурная кованая дверная петля.

З

ЗАБУТОВКА, см. бут.

ЗАКОМАРЫ (др.-рус. комора, от греч. kamara — свод), в древнерусской архитектуре — наружные полукруглые завершения прясел (плоскостей стен, расчлененных по вертикали выступами — лопатками). Соответствуют сводчатому перекрытию внутри здания. Обычно древнерусский храм разделен двумя рядами опорных столбов на три нефа. Соответственно этому фасады храмов делятся вертикальными лопатками на три части и имеют три закомары вверху. Отсюда выражение “позакомарные перекрытия”. Декоративные подобия закомар, не связанные с конструкцией сводов, называют кокошниками.

ЗАЛ, ЗАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО (франц. salle, др.-инд. saja — тень, защита), обширное помещение, имеющее примерно равные размеры в длину, высоту и ширину. В отличие от удлиненных базиликальных построек, зальные являются результатом эволюции композиции крестово-купольных храмов либо базилик без трансепта с нефами одинаковой высоты (см. также двусветный зал).

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ, клинчатый камень, которым замыкают, “запирают” кладку арки в верхней центральной точке. Благодаря боковому распору камни клинообразной формы держатся сами собой, однако выкладывают арку снизу вверх, используя деревянные кружала (подпорки). Замковый камень устанавливают последним, и он прочно “запирает” всю конструкцию. Функциональное значение замкового камня подчеркивают размером, выдвижением вперед, декорируют орнаментом, скульптурным маскароном.

ЗАСТРЕХ (ст.-слав. страха — крыша), в русской деревянной архитектуре — бревно, положенное вдоль нижнего края кровли, держится на курицах (деревянных крюках). Застрех выдалбливают внутри таким образом, что в его углубление вставляют тесины кровли. Одновременно такое бревно выполняет функцию “водотечника” — по нему стекает дождевая вода с крыши (ср. гаргуйль; доугун; сима).

ЗВОННИЦА, колокольня. Иногда то же, что звон — верхняя площадка, или ярус (“ярус звона”), башни-колокольни. В отличие от западноевропейской архитектуры, на Руси звонницы чаще строили не в виде башен, а в форме стенок с проемами для подвески колоколов. Проемы делали разного размера в зависимости от тона колокола. Звонницы ставили отдельно либо связывали с объемом храма.

ЗЕМЛЕБИТНЫЕ СТРОЕНИЯ, см. глинобитная, или землебитная, техника.

ЗЕРКАЛО, в архитектуре зеркалом называют любую плоскость, ограниченную профилированной рамой, багетом, например среднюю часть плафона. Свод, имеющий в центральной части плоскую поверхность, как бы срезанный плоскостью, называют зеркальным (ср. ламбри; панно; план; падуга; трюмо).

ЗИККУРАТ (аккадск. zic-curat — “небесная вершина”), тип архитектурного сооружения Древней Месопотамии (IV — I тысячелетия до н. э.). Ступенчатая башня с наружными лестницами, в которой соединялись функции обсерватории, храма и мемориального сооружения. Зиккуратом была знаменитая Вавилонская башня (XII — XI вв. до н. э.) из семи ступеней общей высотой 91 м. Основание башни сохранилось. Похожие постройки возводили в древней Америке. Родственными сооружениями являются египетские мастабы и пирамиды.

ЗОДЧИЙ (др.-рус. зьдъчии — гончар, каменщик, от зьдъ — каменная стена), на Руси строил сооружения из камня, в отличие от плотника — мастера построек из дерева. Зодчий — то же, что тектон (см. архитектоника; архитектура; стереотомия; тектоника).

ЗОФОР (греч. zoophoron — “несущий изображения животных”, от zoon — зверь и phero — несу), в античной архитектуре — фриз ионического ордера, сплошная полоса рельефа, опоясывающая здание в верхней части, над архитравом. Вначале на нем изображали мифологические существа, отсюда название. “Зофорный фриз” используют также в зданиях коринфского и композитного ордеров.

ЗУЛЛА (араб. zulla — тень, навес), затененное внутреннее пространство мусульманской мечети (ср. наос; целла). Перед зуллой находится сахн — открытый двор (ср. атриум).

И

ИЗОДОМИЯ (от греч. isos — равный и domos — дом, жилище), техника каменной кладки из одинаковых квадров, значительных по размеру. Характерна для архитектуры древней Греции (см. тектоника; стереотомия).

ИЗОМЕТРИЯ (от греч. isos — равный, одинаковый и metron — мера), способ изображения какого-либо объекта на плоскости, в котором соединяется фронтальная проекция с видом бокового фасада и плана (вида сверху) под углом 45°. Такой способ изображения часто используют в архитектурном проектировании (ср. аксонометрия).

ИМПЛЮВИЙ (лат. impluvium — водосбор), в атриуме древнеримского дома — небольшой четырехугольный бассейн, находящийся под таким же отверстием в кровле — комплювием. Служит для сбора дождевой воды, хозяйственных нужд, создает уют и прохладу.

ИМПОСТ (франц. imposte, итал. imposta, от лат. impono — возлагаю, ставлю), камень, плита, находящаяся между пятой арки, свода и вертикальной опорой — столбом, пилоном, колонной. Вначале в архитектуре Византии и романских храмах Западной Европы импосты использовали для того, чтобы уравнивать по высоте колонны, взятые из разных античных построек. Капитель, которая имеет дополнение в виде импоста (четырехгранной усеченной пирамиды наверху), называется импостной капителью.

ИНКРУСТАЦИОННЫЙ СТИЛЬ (итал. incrustazione, от лат. in-crustare — облицовывать), техника облицовки зданий мелкими плитками мрамора различной окраски и формы. Создает на поверхности построек причудливый пестрый узор из прямоугольников, квадратов, ромбов и полос. Этот стиль сложился в архитектуре Итальянского Возрождения главным образом во Флоренции и других городах Тосканы в конце XIV — XV в. на основе древнеримских традиций и восточных влияний.

ИНСУЛА (лат. insula — остров), древнеримский многоквартирный жилой дом. Инсулы строили с III в. до н. э. Здания от трех до шести этажей имели внутренние дворы. Первые этажи отводили для торговых лавок — таберн.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ (лат. intercolumnium — “междустолпие”), расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, портике. Измеряется по осям колонн. Интерколумний является одним из модулей при пропорционировании сооружения и во многом определяет характер здания. Другим модулем служит эмбат (диаметр основания колонны; см. также диастиль; пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

ИНТЕРЬЕР (франц. interieur — “внутренний свет”, из лат. intra — внутри), в архитектуре — вид изнутри на любой объект, противоположно значению экстерьер — вид снаружи (ср. план; плафон; фасад). В более узком значении — внутреннее пространство здания со всем убранством и элементами отделки.

ИНТРАДОС (исп. intrados — вступление), в испанской архитектуре — внутренняя поверхность свода или арки.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР (лат. ionica — по названию племени ионийцев), один из трех основных древнегреческих ордеров архитектуры (ср. дорический ордер; коринфский ордер). Его название и основные особенности связаны с арийским племенем ионян, или ионийщев, пришедших в Грецию с Востока и сохранивших в своем образе жизни, вкусах и строительных традициях элементы пластического, мягкого, живописного вос-точного искусства. Поэтому, в отличие от сурового дорийского стиля, ионийскую архитектуру считают воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля. Для этого стиля, расцвет которого относится к VI — V вв. дон. э., характерны стройные колонны с каннелюрами, имеющими дорожки (промежутки) и закругления вверху и внизу, капитель с двумя завитками — волютами — по сторонам. Между волютами находятся ионики (санскр. ioni — “женский источник”) — орнамент из яйцеобразных форм (см. овы), чередующихся со стрельчатыми элементами. Фриз ионического ордера не имеет триглифов и метоп, он украшен сплошной лентой рельефов (см. зофор). Количество каннелюров на колоннах больше, чем в дорическом ордере (24 или 48), углы треугольного фронтона декорируются акротериями. Колонны обычно имеют профилированную базу. Пропорциональный строй определяется отношением 3 : 2.

ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos — лошадь и dromos — бег), тип сооружений в Древней Греции. Площадка для конных состязаний, окруженная местами для зрителей.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, переломная эпоха в развитии искусства конца XV — начала XVI в. В архитектуре ознаменовалась обращением к античному наследию и переосмыслением архитектурных композиций Древнего Рима, в первую очередь ордерной системы. Архитектура Итальянского Возрождения включает два основных периода: флорентийский (вторая половина XV в., или кватроченто, — “четырехсотые годы”) и римский (начало XVI в., или чинквеченто, — “пятисотые годы”). Французское название эпохи — Ренессанс. Флорентийский период, или тосканское Возрождение, отмечен влияниями средневековых традиций (см. инкрустационный стиль) и новаторской деятельностью Ф. Брунеллески, впервые в итальянской архитектуре соединившего римскую арку с арабским приемом опоры арок непосредственно на капители колонн (см. аркада). Крупнейшим теоретиком архитектуры был Л. Б. Альберти. Римский период начался с деятельности Д. Браманте — автора первого проекта храма Св. Петра в Риме. В архитектуре Итальянского Возрождения разработаны новые типы зданий: палаццо (городской дворец), центрический храм (см. ротонда), загородная вилла, а также композиционные приемы (см. лоджия). По-особенному складывалось развитие архитектуры в других городах Италии, например в Венеции (см. палладианство). Благодаря творчеству Д. Браманте, Рафаэля, А. Палладио в XVI в. в Италии были созданы основы архитектуры Классицизма, но уже с середины XVI в., прежде всего в творчестве Микеланджело, формируется стиль Барокко, другие зодчие склоняются к Маньеризму. Итальянское Возрождение включает в себя различные традиции, тенденции развития, художественные направления и стили. Следовательно, словосочетание “Итальянское Возрождение” не является названием стиля, а только обозначает определенную историческую эпоху.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ОКНО, арочное (полуциркульное) окно, разделенное на три части вертикальными перемычками. Такие окна использовали в архитектуре Северной Италии в XVI — XVII вв. Итальянское окно является характерным элементом архитектуры русского Классицизма второй половины XVIII — начала XIX в. (ср. брамантово окно; венецианское окно; палладиево окно; серлиана; термальное окно; французское окно).

К

КАБЛУЧОК, профиль, или облом, иначе — обратный гусёк. Профиль двойного S-образного изгиба, имеющий выпуклый полуовал наверху и вогнутую часть — выкружку — внизу, напоминает форму каблука, отсюда название (см. также сима).

КАВАЛЬЕР (польск. kawaliera, итал. cavalliere, от лат. cavo — пещера, грот), в средневековой крепости — внутреннее оборонительное сооружение, боевая площадка, огороженная стенами либо возвышающаяся над бастионами. Иногда то же, что бартизана, башенка на углу бастиона.

КАВЕДИУМ (лат. cavedium — углубление, от cavus — пустой), часть древнеиталийского дома, внутренний дворик под открытым небом. Большие дворы называли атриум (см. также кортил; мегарон; перистиль). В римском театре каведиум — ряды мест для зрителей.

КАЗИНО (итал. casino — домик, от лат., итал. casa — дом, жилище), в архитектуре Италии — небольшой дом, городской дворец. Большие дворцы называют палаццо (см. также вилла).

КАЛИММАТИИ (греч. kalymmatos — покрывало), в древнегреческой архитектуре — углубления, образующиеся между перпендикулярно пересекающимися балками перекрытия. Вначале эти углубления закрывали плитками из терракоты или мрамора. Позднее, к примеру в архитектуре Рима, такую конструкцию имитировали в кирпиче или цементе, а квадратные углубления оставляли открытыми и стали называть их лаквеариями, или кессонами (ср. кассета).

КАЛИПТЕРЫ (греч. kalipteros — “покрышки”), в древнегреческой архитектуре — узкие желобчатые черепицы кровли из терракоты или мрамора. Двускатные (коринфские) или полукруглые (лаконские) в поперечном сечении, располагались рядами, прикрывая стыки плоских черепиц — солен, по которым стекала дождевая вода. Торцы калиптеров у края кровли закрывали антефиксы.

КАЛЬДАРИИ (лат. calidarium, от calida — теплая вода), помещение в древнеримских термах зал с бассейном для горячей воды. Перед ним располагались бассейны с холодной — фригидарий — и с умеренно теплой водой — тепидарий.

КАМАРА (греч. kamara — свод, крыша), в древнерусской архитектуре — сводчатое перекрытие (ср. закомары; комара).

КАМЕНАРЬ (ст.-слав.), каменщик.

КАМОРА (искаж.), камера, низкое сводчатое помещение (ср. комара).

КАМПАНИЛА (итал. campanile, от лат. сатрапа — колокол), в традиционной архитектуре Италии — колокольня, круглая или квадратная башня, стоящая обычно отдельно с южной стороны храма (см. также торраццо).

КАМПАНУЛА (лат. campanula — колокольчик), редкое название “вазы капители” или других профилей, расширяющихся кверху, напоминающих по форме перевернутый колокол.

КАМПО, КАМПЬЕЛЛО (от лат. сатро — площадь, поле), в средневековой архитектуре Италии — площадь перед церковью. Маленькая площадь — кампьелло.

КАНДЖУРЫ (инд. kandjuro — арка), в мусульманской архитектуре Индии и стран Ближнего Востока — ряд декоративных арочек-бойниц, похожих на европейские мерлоны или машикули, забранных ажурными решетками из мрамора.

КАНКЕЛЛА (ср.-греч. kankella — решетка, загородка), в ранней византийской архитектуре — решетчатая перегородка, отделявшая алтарную часть храма от наоса. Позднее появился темплон, а в западноевропейской архитектуре — леттнер.

КАННЕЛЮРЫ (франц. cannelure — желобок, от лат. саппа — тростник, прут), вертикальные желобки, располагающиеся рядами вдоль ствола колонны фуста. В древнегреческой архитектуре каннелюры маскировали горизонтальные швы между отдельными каменными барабанами, из которых составляли колонны. Они придают колонне стройность, подчеркивая вертикальное действие сил в архитектурной конструкции. Каннелюры различаются по форме и количеству в дорическом и ионическом ордерах. В коринфском и композитном ордерах используются “встречные каннелюры”, “вкладыши”, или багет, — выпуклые валики, заполняющие вертикальные углубления колонны примерно на одну треть высоты от основания (ср. гофры).

КАНТОРИЯ, см. кафедра.

КАПЕЛЛА (итал. cappella, от лат. сареге — вмещать), небольшое помещение, церковный придел, частный алтарь, молельня (см. амбулаторий). В ином значении — малая церковь, часовня.

КАПЕЛЬНИК, см. гутты; слезник.

КАПИТЕЛЬ (нем. Kapitell, от лат. capitellum — головка), часть ордера — верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна оформляется базой.

КАПИЩЕ (ст.-слав., из тюрк. кар — стан, колода), языческий жертвенник, обычно в виде поставленных в круг камней (ср. алтарь; кромлех).

КАПЛИЦА (польск. kaplica, из ср.-лат. capella; см. капелла), в архитектуре Восточной Европы — небольшая католическая часовня, капелла, усыпальница.

КАРАВАН-САРАИ (из перс. karvan — “цепочка верблюдов” и sarai — дворец), в мусульманской архитектуре — постоялый двор, обнесенный постройками для торговцев и паломников.

КАРДО, см. декуманус и кардо.

КАРЕ (франц. саrrе — четырехугольник), в архитектуре — планировка зданий замкнутым четырехугольником вокруг внутреннего двора (см. курдонер; циркумференция).

КАРИАТИДА (греч. karyatis — “каштановая”, карийская), в архитектуре — опора в виде женской фигуры, держащей на голове “кару” — тяжесть каменного перекрытия (см. антаблемент). По одной из версий, название происходит от изображений пленных женщин г. Карии в Пелопоннесе (Греция). Жители города заключили союз с персами против Греции и должны были пронести на головах корзины с дарами в знак наказания (ср. атлант; теламон).

КАРКАС, см. конструкция; ордер; фахверк.

КАРНИЗ (нем. Karnies, от итал. cornice, лат. coronis — венчающий, загнутый), венчающая часть здания, выступ, край кровли. Его утилитарная функция — отводить сток дождевой воды от стены. Эстетическая — зрительно завершать композицию здания, отделяя ее от неба (ср. гаргуйль; доугун; застрех; падуга; сандрик; сима; тяга).

КАРТУШ (франц. cartouche — сверток, рулон, от итал. carta — бумага), декоративный мотив в виде полуразвернутого рулона бумаги. На нем чаще всего помещают даты, надписи.

КАCCETA (итал. cassetta — ящичек), в архитектуре — углубления квадратной формы, образующиеся от пересечения балок перекрытия под прямым углом. То же, что калимматии. Такие же углубления на внутренних поверхностях арок и сводов называют кессонами (ср. артесонадо).

КАСТЕЛЛО (итал. castello, от лат. castra — укрепление, лагерь), замок, крепость.

КATOЛИKOH (греч. katholikon — главный), в поздней античности — основное помещение храма, то же, что наос, у римлян — целла. В средневековье — собор, здание кафедральной церкви.

КАУПОНЕ (итал. caupone — кабак, пивная), в итальянском средневековье — гостиница, дом приюта (ср. отель).

КАФЕДРА (греч. kathedra — место сидения), в античности и раннем средневековье -— кресло, трон. Позднее — возвышение, трибуна для проповеди в христианском храме. В больших соборах воздвигали две кафедры, по сторонам главного нефа. Другие названия — лекториум, пульпит. Возвышение или балкон для певчих называют канторией (от лат. cantare — петь).

КВАДР (итал. quadro, от лат. quadrum — четырехугольник, квадрат), правильно отесанный крупный каменный блок в виде параллелепипеда для кладки стен. Имеет не только технологическое, но и тектоническое значение. Например, в Древней Греции каменные квадры служили модулем в архитектуре зданий, определяли их характер. Швы между квадрами подчеркивали членения. Древние римляне строили из кирпича, и их архитектура имеет совершенно иной вид (ср. руст, рустовка).

КВАДРАТУРА (лат. quadrature — “придание квадратной формы”), в античности — прием декоративной мраморной облицовки или росписи стен, создающий иллюзию продолжения архитектуры в воображаемом пространстве. Название происходит от часто повторяющихся мотивов обрамлений, проемов прямоугольной формы.

КВАДРИФОЛИИ (лат. quadrifolium — четырехлистник), храм крестово-купольного типа, четыре “ветви” которого завершаются апсидами. Греческое название — тетраконх. Другое значение термина — декоративное обрамление в виде четырехлистника, образованного наложенными друг на друга под углом квадратами с закруглением четырех углов. Мотив, характерный для архитектуры средневековья и Итальянского Возрождения.

КВАТРОЧЕНТО, см. Итальянское Возрождение.

КЕЛЬМА (нем. Kelle), древний инструмент каменщиков в виде небольшой лопатки с изогнутой под прямым углом рукояткой. В средневековье — одна из эмблем масонов, атрибут подмастерья.

КЕЛЬЯ (др.-рус. келиа, от ср.-греч. kellion, из лат. cella; см. целла), маленькая комнатка, жилое помещение монахов,

КЕНОТАФ (греч. kenotaphion — “пустая могила”), мемориальное сооружение, надгробие над символическим захоронением.

КЕССОНЫ (франц. caisson), углубления квадратной формы на внутренних поверхностях арок и сводов (см. калимматии; кассета; лаквеарии; ширинка).

КЁШК (тур. kosk — дозор, вахта), в архитектуре стран Среднего Востока — сторожевая башня. То же, что в западноевропейской архитектуре донжон (см. также киоск).

КИВЕР (польск. kiwior — тюрбан, шлем), в архитектуре Барокко стран Восточной Европы XVII — XVIII вв. — вычурное перекрытие, соединяющее элементы купола, шатра и шпиля.

КИВОРИИ (лат., из греч. kiborion — стручок египетского боба), в античности — сосуд в форме стручка. В средневековье — дарохранительница, реликварий в форме ящика. Затем, с XII — XIII вв., навес над престолом в храме, обычно на четырех колоннах. То же, что балдахин, сень.

КИМАТИИ (греч. kymation — волна), в античной архитектуре — изогнутый профиль, облом S-образного изгиба, декорированный различными орнаментальными мотивами. Его разновидности — гусёк, каблучок, сима.

КИОСК (нем. Kiosk, из тур. kosk; см. кешк), в мусульманской архитектуре — купольный павильон, венчающий башню, минарет.

КИРИДЗУМА (япон. kiridzuma), в традиционной архитектуре Японии — конек кровли, украшенный резным орнаментом.

КИРХА, КИРКА (верх.-нем. Kirche — церковь), в странах Северной Европы — приходская протестантская церковь.

КЛАССИЦИЗМ (нем. Klassizismus, от лат. classicus — образцовый, примерный), художественное направление, ориентированное на рациональное композиционное мышление, нормы ясности, целостности, простоты, уравновешенности, тектоничности, статичности и замкнутости формы. В большинстве случаев в качестве образца выбирается искусство античной классики. В истории архитектуры нормы Классицизма сложились в эпоху Высокого Возрождения в Италии (начало XVI в.; см. Итальянское Возрождение), программно в качестве художественного направления были оформлены в искусстве Франции второй половины XVII в. Поэтому западноевропейская архитектура классицизма второй половины XVIII в. (“вторая волна” Классицизма) называется Неоклассицизмом. В Италии, Франции, Германии, России художественное направление Классицизма порождало в различные исторические периоды разные историко-региональные художественные стили классицистической архитектуры.

КЛЕТЬ, КЛЕТСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ст.-сла. клъть — кладовая, амбар), в русской деревянной архитектуре клеть — прямоугольная или квадратная в плане постройка, образованная срубом — уложенным друг на друга венцами бревен, связанными по углам. Клетской называют церковь в форме сруба с приделами (прирубами).

КЛОСТЕР (нем. Kloster, от лат. claustrum — запор, засов), монастырь.

КЛУАТР (франц. cloitre — закрытый, от лат. claustrum — запор, засов), в западноевропейской средневековой архитектуре — внутренний двор монастыря, со всех четырех сторон окруженный стеной или крытыми галереями (ср. атриум; каведиум; кортил; курдонер).

КОКОШНИК (от кокошь — курица), в древнерусской архитектуре — килевидные завершения стен в виде ряда арочек с заострениями наверху, напоминающими женские головные уборы кокошники. В отличие от закомар, кокошники имеют не конструктивное, а декоративное значение.

КОЛИЗЕЙ (лат. Colosseum, от Collis Isaeum — “холм Исиды”), шедевр древнеримской архитектуры, амфитеатр рода Флавиев, римских императоров. Постройка начата в 72 г. императором Веспасианом, а закончена в 80 г. его сыном Титом. Название, вопреки традиционному мнению, происходит не от слова “колоссальный”, “исполинский”, а от названия находившегося неподалеку святилища богини Исиды. Колизей представляет собой гигантский эллипс (188 х 156 м) высотой 57 м. Это самый крупный из римских амфитеатров, руины которых сохранились в разных городах. Наружное кольцо Колизея оформлено суперпозицией — последовательностью “римских архитектурных ячеек”. Первый ярус — дорического ордера, второй — ионического, третий — коринфского. Четвертый ярус с пилястрами коринфского ордера надстроили во II в.

КОЛОКОЛЬНЯ, см. звонница; кампанила.

КОЛОННА (франц. colonne, от лат. columna — круглый столб), часть ордера, вертикальная опора, поддерживающая перекрытие — антаблемент, свод, арку. Внизу имеет базу, в верхней части — капитель. В отличие от столбов, пилонов прямоугольного сечения или плоских пилястров, лопаток, колонной принято называть опоры круглого сечения. Полуколонна или трехчетвертная колонна — соответственно колонна, отступающая от стены на половину или на три четверти своего диаметра (ср. атлант; кариатида; теламон; триумфальная колонна). Ряд колонн называется колоннадой (ср. периптер; перистиль; портик).

КОЛУМБАРИЙ (лат. columbarium — голубятня), древнеримские подземные захоронения — камеры с нишами для установки урн с прахом умерших. Название является эвфемизмом (заменителем слов, которых древние римляне из суеверия стремились избегать).

КОМАРА, KOMОPA (др.-рус, из греч. kamara — свод), в древнерусской архитектуре — сводчатое помещение, подклет (ср. закомары). Иначе — камара, камора.

КОМПАРТИМЕНТ (франц. compartiment, от лат. соmраrаrе — соединять), в архитектуре — часть внутренних помещений, соединенных в анфиладу и выделенных на фасаде здания отдельным объемом, например в виде ризалита или бельведера.

КОМПЛЮВИЙ (лат. compluvium — водосток), четырехугольное отверстие в кровле древнеримского атриума или каведиума, под которым находится имплювий — бассейн для сбора дождевой воды.

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР (итал. composite, лат. соmpositum — составной, сложный), ордер, разработанный в архитектуре Древнего Рима на основе коринфского. В стремлении к большей пышности, помпезности, нарядности строители взяли за основу кампанулу (“колокол”) коринфской капители, декорированной листьями аканта, и добавили к нему волюты (завитки) капители ионического ордера, а также различные скульптурные детали. Композитный ордер отличается от ионического и коринфского еще более стройными пропорциями.

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, сочетание), художественно-образный тип структуры. “Организм”, в котором все элементы связаны образным смыслом. Архитектурная композиция рождается на основе переосмысления строительной конструкции (см. ордер).

КОНЁК, в деревянной архитектуре славян — длинное бревно, уложенное вдоль гребня кровли и скрепляющее ее скаты. То же, что князевая слега. Сверху для прочности придавливается охлупнем. Иногда коньком называют только фигурную часть комля бревна, вырезанного в форме головы коня или птицы (см. также шелом).

КОНСОЛЬ (франц. console, от лат. consolidare — поддерживать), архитектурная деталь в виде выступающей, поддерживающей конструкции. Иногда имеет форму волюты (см. также кронштейн; супорт).

КОНСТРУКЦИЯ (лат. constructio — построение), функциональный тип структуры. “Механизм”, в котором все элементы связаны для выполнения определенной утилитарной функции (см. ордер; триада Витрувия; ср. композиция).

КОНТРАКЦИЯ (лат. contractio — стягивание, сжатие), прием сближения колонн, расположенных у углов здания, отступление от геометрической правильности ради усиления, подчеркивания зрительной целостности композиции. Частный случай курватуры.

КОНТРФОРС, см. Готика, готический стиль.

КОНХА (греч. konche — воронка, раковина), полукупол (перекрытие в четверть сферы). Используется для полуцилиндрических в плане частей здания — ниш, эдикул, апсид.

КОРАБЛЬ, см. неф.

КОРДЕГАРДИЯ (франц. corps de garde — корпус охраны), то же, что гауптвахта или караульня. Комната или отдельное здание для военного караула. Непременная часть дворцового архитектурного ансамбля.

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, наряду с дорическим и ионическим один из трех классических древнегреческих ордеров архитектуры. Отличается пышной капителью, декорированной листьями аканта. Название от г. Коринфа в Греции. Согласно легенде, древнегреческий мастер Каллимах однажды увидел могильный холм, на котором, по обычаю, стояла плетеная ивовая корзина для приношений, накрытая мраморной плитой. Сквозь корзину со временем проросли листья аканта. Каллимаху так понравился этот мотив, что, вернувшись в мастерскую, он сделал подобную капитель (см. также композитный ордер).

КОРОБОВЫЙ СВОД, см. свод.

КОРТИЛ (итал. cortile — двор), внутренний дворик итальянской виллы или палаццо (ср. атриум; каведиум; курдонер; перистиль).

КОСТЁЛ (польск. kosciol, через нем., из лат. castellum — укрепление), здание католической церкви в странах Восточной Европы. В средневековье церкви укрепляли как замки, отсюда название (ср. каплица).

КОТТЕДЖ (англ. cottage — сельский дом), небольшой частный дом, характерный для традиционной английской архитектуры.

КРАББЫ (нем. Krabbe, от krabbeln — барахтаться, копошиться), декоративный мотив готической архитектуры в виде причудливо изогнутых листьев или бутонов, располагающихся рядами по карнизам, тягам, ребрам пинаклей, фиал, вимпергов. Издали производят впечатление “ползущих”, отсюда название (ср. крестоцвет; кроссы).

КРАЙСГАНГ (нем. Kreisgang — круговой ход), обходная галерея вокруг центральной апсиды средневекового храма. То же, что амбулаторий, деамбулаторий. По-польски — кружганок. Не путать с кройсгангом.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ, в архитектуре — главная, “красивая” линия, вдоль которой располагаются фасады домов, образуя улицы и проспекты.

КРЕМАЛЬЕРЫ (франц. cremaillere — крюк для подвешивания котла над очагом), в западноевропейской архитектуре — то же, что мерлоны, машикули — закрытая галерея с бойницами в верхней части крепостных стен.

КРЕМЛЬ (др.-рус. кремникъ, крома, кромъ, от комль — корневище ствола дерева), древнерусское укрепление, вначале — круг (ср. кромлех) из вертикально поставленных бревен комлем вниз и заостренным концом вверх, отсюда название. Иначе — частокол (ср. акрополь; детинец; вышгород; цитадель).

КРЕПИДА, КРЕПИДОМА (греч. krepidoma, от krepis — башмак, основание), в древнегреческой архитектуре — основание, фундамент здания. То же, что стереобат (ср. подиум).

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЕ ХРАМЫ, тип архитектурного сооружения, христианского храма, представляющего собой в плане равносторонний греческий крест с купольным перекрытием средокрестия. Он складывался в архитектуре Византии в VI — IX вв. на основе центрических построек типа ротонды. В отличие от построек удлиненного плана, в виде латинского креста (см. базилика), крестово-купольные, или центрические, храмы не имеют ясно выраженного нефа и трансепта — эти помещения называют “ветвями креста”, которые заканчиваются апсидами (см. триконх; тетраконх). Подобная композиция получила распространение в архитектуре древней Армении, Грузии, Руси.

КРЕСТОВЫЙ СВОД, см. свод.

КРЕСТОЦВЕТ (нем. Kreuzblume), декоративный элемент архитектуры готического стиля. Розетка, распускающийся цветок с четырьмя лепестками, напоминает крест. Имеет символическое значение “процветшего креста”. Крестоцветы венчают шпили, фиалы, вимперги. В перевернутом положении отмечают точку пересечения нервюр сводов.

КРЕЩАТАЯ ЦЕРКОВЬ, в русской деревянной архитектуре — здание, центрический храм типа “восьмерик на четверике” (восьмигранный сруб на кубическом основании) с перекрытиями, образованными пересекающимися под прямым углом “бочками”, что придает всей композиции крестообразный вид. Столбы, опоры, имеющие в поперечном сечении вид креста, называют крещатыми. Такие опоры характерны для интерьеров древнерусских каменных храмов.

КРИПТА (лат., из греч. krypta — подземелье, тайник), в средневековых храмах — помещение, расположенное под алтарной частью или средокрестием. Используется для хранения мощей святых или особо ценных реликвий, которым посвящен храм (ср. ризница; сакристия).

КРОИСГАНГ (нем. Kreuzgang — крестовый ход), немецкое название монастырского двора. То же, что клуатр.

КРОМЛЕХ (от бретонского crom — круг и lech — камень), один из видов мегалитических сооружений древности (III — II тысячелетия до н. э.). Ряд больших камней, поставленных по кругу. Английское название хендж (др.-англ. henge — забор). Наиболее известен Стоунхендж (“висящий в воздухе”) в Южной Англии.

КРОНВЕРК (нем. Kronwerk — “коронная работа”), фортификационное сооружение, укрепление из бастионов, образующее звездчатый план (отсюда название).

КРОНШТЕЙН (нем. Kragstein — выступающий камень), то же, что консоль.

КРОССЫ (др.-нем. krosses — крючки, шипы), элементы готического орнамента в виде почек, шипов, расходящихся в стороны наростов, похожих на краббы.

КРУЖАЛА, временные деревянные приспособления, лекала, которые используют при выкладке арок и сводов.

КРУЖГАНОК, см. крайсганг.

КУБИКУЛА (лат. cubicula, от cubare — спать, лежать), в древнеримском доме — спальная комната. Позднее — небольшая ниша в стене здания.

КУБОВАТАЯ КАПИТЕЛЬ, капитель, типичная для средневековой архитектуры. Представляет собой шар, стесанный гранями по четырем сторонам, что придает такому объему “кубоватый” вид.

КУВУКЛИЯ (ср.-лат. cubuclia; см. кубикула), алтарная сень, киворий, надгробная часовня.

КУПОЛ (франц. coupole, из лат. cuppula — бочонок), криволинейное перекрытие. В отличие от свода, куполом правильнее называть его внутреннюю поверхность (ср. глава; кивер; конха; маковка).

КУРВАТУРА (лат. curvatura — кривизна), один из приемов классической архитектуры, заключающийся в намеренном отступлении от геометрической правильности ради более цельного зрительного впечатления и компенсации оптических искажений (см. контракция; энтасис).

КУРДОНЕР (франц. cour d'honneur — “двор чести”, парадный двор), парадный двор, площадь перед дворцом в классической французской архитектуре. Обычно огорожена боковыми флигелями, оградой с воротами (см. также каре; клуатр; патио; циркумференция).

КУРИЦЫ, в деревянной архитектуре славян — концы еловых брусьев, вытесанных вместе с корневищем, которое загибается в виде крюка и поддерживает водотечник — желоб, идущий вдоль нижнего края кровли (см. также конёк; охлупень; слега; тес; шелом).

КУРТИНА (франц. courtine — занавеска), в архитектуре крепостей — участок стены между двумя соседними башнями или бастионами.

Л

ЛАВРА (греч. labra — “построенная из камня”), в Византии — церковная постройка, обнесенная каменной стеной. Позднее — крупный монастырь.

ЛАГИ (от ст.-слав, лагать, укладывать), горизонтальные брусья деревянной конструкции.

ЛАКВЕАРИИ, ЛАКУНАРИИ (лат. laquearia, lacunaria, от lacus — впадина), в древнеримской архитектуре — квадратные углубления, аналогичные древнегреческим калимматиям. Позднейшее название — кессоны (ср. локули; лоток; ширинка).

ЛАМБРИ, см. панель.

ЛАНЖЕРОН (франц. langeron, от langer — пеленать), горизонтальная балка строительной конструкции, тяга.

ЛАНТЕРНА (лат., итал. lanterna — лампа), небольшая башенка, “фонарик” на вершине купола. Через ее оконные проемы освещается подкупольное пространство.

ЛАТЕРАРИЙ (от лат. later — кирпич, плитка), каменщик, мастер кирпичной кладки.

ЛАТОМУС (лат. latomus, из греч. lathomos — каменотес), средневековое название каменщика (ср. аппаратор; латерарий; масон; стереотомия; тектоника).

ЛЕКТОРИУМ (ср.-лат. lectorium, от лат. lectio — собирание, выбор, чтение вслух), в раннехристианских базиликах — кафедра, трибуна или две кафедры, расположенные по сторонам хора перед алтарем. С одной читали Евангелие, с другой — Апостол (ср. амвон; леттнер; пульпит).

ЛЕМЕХ (от ломить, ломлю), деревянное покрытие глав, кровли. Тесаная дощечка из осины с зубчатым краем. Каждую дощечку прибивали кованым гвоздем (ср. гонт; тес; черепица).

ЛЕТТНЕР (нем. Lettner, от Letter — буква, писание), в соборах средневековой Германии — поперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хора — восточной части, примыкающей к алтарю (ср. канкелла; лекториум). С трибуны леттнера читали библейские тексты (отсюда название), в центре возвышается Триумфальный крест. Английское название подобного сооружения — скрин (ср. амвон; кафедра).

ЛИЕРНА (франц. lierne — связка), в архитектуре французской Готики нервюра (ребро свода), соединяющая щелыги (верхние точки) боковых (щековых) арок (ср. ожива).

ЛИЗЕНА (итал. lisena, из греч. lissos — полоска), в западноевропейской средневековой архитектуре — плоский и узкий вертикальный выступ, полоска наподобие пилястры, как правило, без базы и капители. То же в древнерусской архитектуре — лопатка (ср. скарп; тения; тяга).

ЛИСТЕЛЬ (франц. listel), ободок, поясок, обрамление, кант (ср. чембия).

ЛИТОСТРОТЫ (лат., из греч. lithostroton — мощенный камнем), античные мозаичные полы из разноцветных кусков мрамора (ср. паркетри).

ЛОДЖИЯ (итал. loggia, от лат. logeum — помост), галерея, открытая с одной стороны, обычно с главного фасада, оформленного аркадой. В отличие от балкона и эркера, она не выступает за пределы объема здания. Наиболее часто лоджии использовали архитекторы Итальянского Возрождения.

ЛОКУЛИ (лат. loculi — местечко), ящичек, ларец, в древнеримской архитектуре — небольшие ниши.

ЛОПАТКА (родств. ладонь, лопасть), в древнерусской архитектуре — вертикальный узкий и плоский выступ на стене здания. В отличие от пилястры, не имеет базы и капители. Отражает расположение опор внутри здания. Близкое понятие — лизена. Часть плоскости между соседними лопатками называют пряслом стены.

ЛОТОК, часть свода, представляющая собой вогнутый треугольник, образующийся от рассечения поверхности свода диагональными ребрами — нервюрами.

ЛЮНЕТ (франц. lunette, от лат. lunatus — лунообразный), часть стены в форме сегмента, полумесяца, ограниченная сверху полуциркульным архивольтом, а внизу — горизонтальным карнизом или сандриком (ср. десюдепорт; закомара; кокошник; фронтон).

М

МАВЗОЛЕЙ (греч. mausoleion), мемориальное сооружение, надгробие. Название по имени правителя Карии (Малая Азия) Мавсола (правил в 377 — 353 гг. до н. э.). Для его захоронения в г. Галикарнасе возвели грандиозное сооружение, одно из семи чудес света (не сохранилось).

МАЗАР (араб, mas'ar — место паломничества), в мусульманском искусстве — надгробие праведника, мемориальное сооружение.

МАКОВКА (от мак — растение с округлой зерновой коробочкой), навершие, глава, верхняя часть купола.

МАНСАРДА (франц. mansarde), чердачное помещение, используемое под жилье. Название от фамилии французского архитектора Франсуа Мансара (1598 — 1666), который строил по французской традиции дома с высокими кровлями и мансардными (в русском лексиконе — слуховыми) окнами.

МАНЬЕРИЗМ (итал. manierismo — вычурность, манерничанье), течение, которое развивалось в архитектуре Италии во второй половине XVI в., позднее в других странах, иногда параллельно со стилем Барокко. Возникло на основе достижений архитектуры Итальянского Возрождения конца XV — начала XVI в. Архитекторы-маньеристы, в отличие от мастеров Барокко, не привносили в композицию зданий какие-либо новшества, иные принципы формообразования, а лишь варьировали, усложняли и причудливым образом сочетали старые мотивы, отсюда название.

МАРТИРИЙ (лат. martyrium, из греч. martyrion — свидетельство, поручительство), мемориальное сооружение, памятник в честь первых христианских мучеников.

МАСВЕРК (нем. Masswerk — “работа по разметке, чертежу”), готический орнамент из геометрических элементов: прямых линий, кругов, дуг. Такой орнамент предварительно вычерчивали с помощью линейки и циркуля, отсюда название (ср. астверк).

МАСКАРОН (итал. mascherone, от лат. masculus — мужской), декоративный элемент в архитектуре в виде маски — мужской, женской, головы зверя. Маскаронами часто декорируют замковые камни архивольтов и наличников окон.

МАСОН (ст.-франц. macon — каменщик), средневековый каменщик, строитель готических соборов (ср. аппаратор; латомус). Средневековые франкмасоны (франкск. franc macon — свободные каменщики) объединялись в строительные артели, члены которых были обязаны хранить секреты мастерства (ср. диони-сийские архитекторы). Позднее были преобразованы в тайные общества — масонские ложи.

МАСТАБА (араб. mastaba — скамья), древнейшая форма египетских надгробий — прямоугольное сооружение с наклонными стенками, напоминающее скамью. Под мастабами располагались подземные погребальные камеры. Прообраз египетских пирамид (ср. зиккурат).

МАСШТАБНОСТЬ (от нем. Mass — мера и Stab — линейка), отношение величины объекта, в частности здания, к росту человека.

МАШИКУЛИ (франц. machicoulis, от ст.-франц. machcol — “бить в голову”; итал. macchia — укрытие и франц. coulissa — подвижный), в средневековой архитектуре — закрытая галерея в верхней части крепостных стен, выступающая на консолях, имеющая бойницы и люки в полу, через которые во время осады защитники крепости выливали на осаждающих кипящую смолу и бросали камни (ср. гибеллиновы зубцы; кремальеры; мерлоны).

МЕГАЛИТЫ (от греч. megas — большой и lithos — камень), древние сооружения переходного времени от каменного к бронзовому веку (III — II тысячелетия до н. э.). К мегалитам (“большим камням”) относят менгиры (вертикально поставленные камни), дольмены (от бретонск. daul-maen — “стол-камень”) — сооружение из двух вертикальных камней и положенной на них горизонтальной плиты (прообраз стоечно-балочной конструкции; см. ордер). Более сложной композицией являются камни (менгиры), поставленные по кругу, с дольменами внутри (см. кромлех; Стоунхендж; циклопическая кладка).

МЕГАЛОМАНЫ (от греч. megas — большой и mania — страсть), архитекторы французского Неоклассицизма второй половины XVIII в., которые вдохновлялись постройками Древнего Рима и создавали проекты гигантских сооружений.

ИЕГАРОН (греч. megaron — большой зал), архаический тип древнегреческого жилого дома (III — II тысячелетия до н. э.). Представляет собой прямоугольное помещение с очагом в центре и отверстием в кровле для дыма (см. атриум). Стены мегарона складывали из сырцовых (необожженных) кирпичей, а вынос соломенной кровли поддерживали деревянные столбы (чтобы предохранить стены от размокания во время дождей). Древнегреческие мегароны считают прообразом каменных храмов — периптеров (см. также античная архитектура).

МЕДРЕСЕ (араб. madr'asa — место учения), в мусульманской архитектуре — комплекс зданий учебного заведения второй ступени. Представляет собой квадратный или прямоугольный двор с айванами и галереями.

МЕЗОНИН (итал. mezzanino, от mezzano — средний), полуэтаж, надстройка над средней частью дома — над центральным ризалитом или портиком (ср. бельведер; мансарда). В архитектуре русского Классицизма мезонином чаще называют верхнюю часть фасада здания, подчеркнутую балконом, пересекающим колоннаду портика несколько выше середины. То же в интерьере антресоль; в древнерусской архитектуре — полати.

МЕНАЖЕРИ, МЕНАЖРИ (франц. menagerie — зверинец), парковый увеселительный павильон с клетками для зверей. Небольшой загородный дворец с парком и зверинцем (ср. вольер; монбижу; монплеэир; шарбоньер; эрмитаж).

МЕНГИР (от бретонского men — камень и hir — длинный), один из видов мегалитических сооружений, вертикально поставленный камень высотой до 5 — 7 м.

МЕРЛОНЫ (франц. merlon, от итал. merlo — выступ, зубец), в архитектуре средневековых крепостей — часть парапета между амбразурами. Образует зубцы, за которыми укрываются защитники крепости. Зубцы иногда прорезают узкими щелевидными бойницами (ср. гибеллиновы зубцы; кремальеры; канджуры; машикули).

МЕТОПА (греч. metopon — “пространство между глазами”, переносица), элемент фриза дорического ордера, промежуток, квадратная плита, заполняющая пространство между триглифами. Декорируется рельефом или росписью.

МЕЧЕТЬ (от араб, masdzid al Jamii — пятничное, или соборное, моление), здание, предназначенное для совместной молитвы мусульман. Название появилось в X в. Мечеть представляет собой большой двор, огороженный стенами. По углам высятся башни минареты. По внутренней стороне двора располагаются айваны. Снаружи мечети оформляются входным порталом (см. пештак).

МИНАРЕТ (тур. minara, от араб. manara — маяк), в мусульманской архитектуре — башня, предназначенная для муэдзина, призывающего мусульман на молитву в мечеть. Верхняя часть минарета называется киоском и имеет форму ротонды.

МИНБАР (араб. mimbar — трибуна), трибуна, кафедра для чтения Корана и проповеди в соборной мечети. Устанавливается справа от михраба.

МИХРАБ (араб. michr'ab, от makoraba — “направление молитвы”), ниша в стене мечети, обозначающая киблу — направление на Мекку, священный город мусульман.

МОДЕНАТУРА (итал. modanatura, от modano — образец, модель), в архитектуре — профилированные накладные архитектурные детали, которые формуют отдельно из гипса (ср. мулюра).

МОДИЛЬОН, МОДУЛЬОН (итал. modiglione, от modo — образ, способ), архитектурная деталь, консоль, или кронштейн, волютообразной формы (см. волюта), поддерживающая выносную плиту венчающего карниза здания (ср. мутулы).

МОДУЛЬ (лат. modulus — мера, единица измерения), наименьшая и неделимая величина, которая принимается за единицу при расчете пропорций здания. В архитектуре модулем считают эмбат (диаметр основания колонны), размер абаки, ширину триглифа, размер кирпича или диаметр купола (сторону квадрата подкупольного пространства).

МОНБИЖУ (франц. monbijou — “моя драгоценность”), парковый увеселительный павильон, малый дворец.

МОНОПТЕР (греч. monopteros — однокрылый), в древнегреческой архитектуре — тип круглого в плане здания без несущих стен наоса (внутреннего помещения), кровля которого поддерживается только колоннами (ср. ротонда; толос). Храмы с колоннадами древние греки называли “окрыленными” (ср. периптер).

МОНПЛЕЗИР (франц. monplaisir — “мое удовольствие”), парковый увеселительный павильон, малый дворец (ср. вольер; менажери; монбижу; шарбоньер; эрмитаж).

МУКАРНЫ (араб. mukam'as — украшенные лепниной), в арабской и испано-мавританской архитектуре — декоративные ячейки сводов, ниш, михрабов, интрадосов. Мукарнат — сталактитовый свод (см. сталактиты).

МУЛЮРА (франц. moulure — литье, отливка), в архитектуре — “лепные детали”: рельефы, волюты, маскароны, обломы, которые на самом деле отливают в форму из жидкой смеси гипса с различными наполнителями.

МУРОЛЬ (через польск. murol, от лат. murus — стена), древнерусское название каменщика, зодчего. Отсюда также — муровать, замуровывать.

МУТУЛЫ (лат. mutuli — моллюски, ракушки), плоские выступы прямоугольной формы, расположенные под выносной плитой карниза, венчающего здание. Типичный элемент дорического ордера. Плоскости мутул украшены гуттами (“каплями”) — тремя параллельными рядами по шесть “капель” в каждом ряду.

МЮНСТЕР (нем. Munster, от ср.-лат. monasterium — монастырь), старинное название католического монастыря, монастырской церкви или капеллы.

Н

НАЛИЧНИК (от лик, лицо), обрамление оконного или дверного проема.

НАОС (греч. naos — домик, жилище), в древности — святилище, деревянный ящик, в котором хранили статуэтку божества. Позднее в классической архитектуре Древней Греции — центральное помещение храма, в котором находилась статуя. Переднюю часть именовали пронаосом, позади наоса располагались адитон и опистодом. В средневековье — неф.

НАРТЕКС, НАРФИК (греч. narthex — емкость, коробочка), пристройка с западной стороны храма. В раннехристианских базиликах — поперечная галерея у западной оконечности нефа. К нартексу примыкал атриум. То же в русской архитектуре — притвор.

НЕБО, в русской деревянной архитектуре — дощатый потолок в форме усеченной пирамиды, закрывающий часть внутреннего объема шатра, венчающего здание церкви. “Небо” расписывали орнаментом и изображениями Вседержителя, архангелов и евангелистов.

НЕКРОПОЛЬ (греч. nekropolis — город мертвых), кладбище, ансамбль монументальных надгробий, стел, статуй (ср. колумбарий; кенотаф; мастаба).

НЕОКЛАССИЦИЗМ (от греч. neos — новый; см. Классицизм), историко-региональный стиль Классицизма, получивший распространение в Италии и Франции во второй половине XVIII в. (в этих странах классицистический стиль возникал не впервые, отсюда название). В русской архитектуре этот же период принято именовать Классицизмом (неоклассическое течение в России сформировалось в начале XX в.).

НЕПОЛНЫЙ ОРДЕР, см. ордер.

НEPBЮPA (франц. nervure — ребро, складка, от лат. nervus — жила), элемент каркасной конструкции готического свода. Ребро, которое принимает на себя вес перекрытия и передает его через систему аркбутанов на наружные опоры — контрфорсы. Между нервюрами находятся облегченные распалубки свода. Нервюру иногда неточно называют гуртом (нем. Gurt — пояс, подпруга). Гуртовый свод представляет собой сплошную кладку из клинчатых камней. В ином значении гуртами именуют горизонтальные междуэтажные тяги — выступающие профили (ср. лиерна; ожива).

НЕФ (франц. nef, от лат. navis — корабль), главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды с перекрытием — конхой, а в западной — нартексом, или притвором. Поперечная часть храма, образующая крестообразный план, именуется трансептом. Неф обычно делится вдоль на три части двумя рядами колонн на главный и два меньших боковых нефа (как правило, вдвое уже и ниже центрального). Пересечение нефа и трансепта называют средокрестием (ср. наос; хор).

НИМФЕИ (греч. nymphaion), в Древней Греции — храм, святилище или алтарь нимф, низших божеств природных стихий.

НИША (франц. niche, от лат. nidus — гнездо), углубление в стене здания. Бывает прямоугольной или полукруглой в плане, с арочным перекрытием — конхой (ср. аркосолий; апсида; кувуклия; экседра). В архитектуре Классицизма в нишах устанавливали статуи, вазоны, скульптурные бюсты.

О

ОБЕЛИСК (греч. obeliskos, от obelos — вертел, клин, клинок), монумент в виде сужающегося кверху каменного столба. Обелиски, по-египетски — техен (“солнечный луч”), появились в искусстве Древнего царства (около 2500 г. до н. э.). Обелиск символизирует священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло родившееся из первозданного океана Солнце. В дальнейшем обелиски символизировали мощь фараонов. Их устанавливали попарно перед пилонами храмов.

ОБЛОМ, в архитектуре — чертеж, изображение архитектурной детали в разрезе — поперечном сечении. То же, что профиль.

ОВЫ (лат. ovum — яйцо), элемент античного орнамента, состоящего из чередующихся яйцеобразных форм (с заострением книзу и срезанных наверху) и стрельчатых элементов (ср. ионик).

ОДЕОН (греч. odeion, от ode — песня), в Древней Греции — небольшое круглое или овальное в плане здание для музыкальных состязаний. В отличие от театронов, одеоны имели перекрытие типа толоса.

ОДРИНЫ (от др.-рус. одръ — настил, ложе), спальное помещение монастыря (см. дормиторий).

ОЖИВА (франц. augive, от ср.-лат. augere — поддерживать, укреплять), характерный конструктивный элемент архитектуры французской Готики. Диагональная арка крестового свода (образуемого пересечением двух полуцилиндрических сводов под прямым углом). Такая арка несет на себе всю тяжесть перекрытия (отсюда название). В отличие от боковых (щековых) стрельчатых арок, диагональные (ожива) всегда были полуциркульными.

ОЙКОС (греч. oikos — дом, жилище), в Древней Греции — небольшой частный дом или одно из помещений такого дома (ср. мегарон).

ОКТАГОН (греч. oktagonon — восьмиугольник, от okto — восемь), восьмиугольное в плане здание. Восьмигранными строили баптистерии. В русской архитектуре — восьмерик.

ОКТАСТИЛЬ (от греч. okto — восемь и stylos — колонна, опора), тип древнегреческого храма, имеющего на переднем и заднем фасадах по восемь колонн.

ОПЕОН (греч. opaion — отверстие), круглое отверстие в перекрытии здания, в частности в щелыге купола. В ранней античности такие отверстия устраивали для выхода дыма от очага (см. мегарон), позднее оно имело символическое значение (см. Пантеон).

ОПИСТОДОМ (греч. opisthodomos — заднее помещение), в древнегреческом храме — помещение, расположенное за наосом и отделенное от него стеной. Иногда между наосом и опистодомом располагалось еще одно помещение — адитон. Вход в опистодом находился с задней стороны храма. Римское название — постикум.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от лат. огаге — говорить, молить), католическая молельня, особое помещение при храме для молений и песнопений либо небольшая церковь, капелла, часовня.

ОРДЕР (нем. Order, от лат. ordin — строй, порядок), художественный образ строительной конструкции. В классической архитектуре ордер сложился на основе переосмысления, художественного преображения стоечно-балочной конструкции: вертикальной опоры и горизонтального перекрытия. Поэтому основными частями ордера считаются несущая (колонна, пилон, пилястра) и несомая части. Несомая часть называется антаблементом, который состоит из архитрава, фриза и венчающего карниза здания. Неполным ордером называют композицию, в которой колонны не имеют пьедестала (пьедестал ввели древние римляне, до этого в древнегреческих ордерах пьедесталы не применяли). Антаблемент также может быть неполным (без фриза) или облегченным (без архитрава). В частях и членениях ордерной композиции выражены зрительные силы, создающие образ мощи, устойчивости или, напротив, легкости. Они не совпадают с действием сил строительной конструкции (см. абака; архитектура; Готика). Поэтому в широком смысле ордером называют также композиции, в которых может не быть колонн (“ордер стены”, или астилярный, от греч. a-stylos — “бесколонный”), но выявлена внутренняя логика строения: основание, несущая и венчающая части. Эту логику подчеркивают мелкие детали: рустовка, тяги, сандрики, наличники оконных и дверных проемов. В этом смысле понятие ордерности (почти то же, что логичности) сближается с понятиями тектоники, качеств тектоничности формы и архитектоники. В архитектуре Древней Греции сложились три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Древние римляне подняли колонны на пьедесталы, добавили тосканский ордер (близок дорическому) и композитный (или сложный, составной). Каноническую систему архитектурных ордеров разработал древнеримский архитектор Витрувий (см. триада Витрувия). Определенная последовательность разных ордеров в одной композиции называется суперпозицией (см. также “римская архитектурная ячейка”). Колонны, которые охватывают по высоте два или более этажей по фасаду здания, называют колоссальным или большим ордером.

ОРТОСТАТ (греч. orthostatos — “прямопоставленный”), в архаических постройках — вертикально поставленный камень. Ряд таких камней, поставленных на узкую сторону, образует цоколь здания, фундамент постройки либо облицовку нижней части стены.

ОРХЕСТРА (греч. orchestra, от orcheomai — плясать), в древнегреческом театроне — круглая площадка, окруженная зрительскими местами. На этой площадке выступал хор. Возвышение позади орхестры именовали скеной. Название возникло оттого, что вначале на орхестре находился жертвенник и проводились дионисийские мистерии в честь бога Диониса.

ОСПЕДАЛЕ, см. отель.

ОСТРОГ (др.-рус. острогь — плетень, изгородь, от острый), древнее укрепление, деревянная изгородь, ограда из заостренных кольев (см. кремль; цитадель).

ОТЕЛЬ (франц. hotel, от лат. hospitium — приют), в архитектуре Франции — городской особняк, частный дом. В Италии родственное слово “оспедале” (ospedale) означает приют, дом призрения, госпиталь.

ОТЛИВ, в древнерусской архитектуре — прием заглубления верхней части прясла стены по отношению к нижней. В результате возникает небольшой наклонный уступ, сдвиг в глубину, который и называют отливом.

ОХАБЕНЬ (др.-рус. охабень, от охабить — охватить), предместье, то, что охвачено наружным кольцом городских стен. Близко понятию посад. В ином значении — ограда, то же, что острог.

ОХЛУПЕНЬ (др.-рус. охлупь, от хлупь — хвост птицы), в деревянной архитектуре славян — бревно, которое укладывали вдоль гребня кровли и которым прижимали сверху конёк. Другое название — шелом. В упрощенной конструкции кровли охлупень, или шелом, отсутствует и его конструктивную функцию выполняет конёк, или князевая слега.

ОЧЕЛЬЕ (от чело — лоб, передняя часть), в деревянной архитектуре славян — фронтон избы или фронтон наличника окна.


Источник: Власов В.Г. Архитектура. Словарь терминов. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: lib.uni-dubna.ru. Все права сохранены.


А-Г

П-Я





Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру