Орфоэпический разбор слова что. Орфоэпический разбор методическая разработка по русскому языку на тему Что такое фонетический и орфоэпический разбор слова

  1. Затранскрибируйте слово, соблюдая правила орфоэпии. При наличии допустимых вариантов литературного произношения выберите стилистически нейтральный вариант или рекомендуемый словарями в качестве нормы, но в таком случае сошлитесь на источник информации.
  2. Охарактеризуйте ударение.
  3. Выделите такие особенности произношения, определяемые фонетической системой русского языка, которые специфичны для литературного языка в отличие от диалектов, просторечия (напр.: взрывной характер [г ], мягкость [ч ] и др.).
  4. Выделите (если это наблюдается в слове) особенности произношения, определяемые не фонетической системой, а орфоэпической нормой. Сформулируйте соответствующее орфоэпическое правило, желательно со ссылкой на источник информации (словарь, учебник, монографию, интернет-ресурс…).
  5. Дайте транскрипцию и полную характеристику каждого из допустимых вариантов произношения: хронологическую, стилистическую, по сфере распространения, по происхождению.

Образцы орфоэпического разбора слова

МОЛ Ó ЧНАЯ (каша)

  1. [М Λ Л Ó Ч’ Н Ъ J Ъ]
  2. Ударение падает на второй слог, оно неподвижное.
  3. В первом предударном слоге на месте «о» произносится [Λ] (аканье ), наблюдается мягкость [ч ’]. Такое произношение определяется фонетической системой литературного языка, развившегося на основе среднерусских говоров.
  4. В данном варианте (стилистически нейтральная младшая норма) не определяется фонетическими закономерностями произношение [ъ ] в последнем слоге после мягкого « j » в заударной позиции. Фонетический закон редукции предполагает [ь ] во второй слабой позиции после мягкого согласного, а [ъ ] произносится в соответствии с орфоэпическим правилом произношения окончаний прилагательных женского рода и местоимений. Такое произношение окончаний считается характерным для жителей, например, Самары; в более быстрой речи москвичей фиксируется и признается далеко не всеми исследователями.
  5. [М Λ Л О́ Ш Н Ъ J Ъ] – «старшая норма», характерная для старомосковского просторечия и господствовавшая в литературном произношении в XIX и первой половине XX века. Произношение [шн] на месте фонем <чн> на стыке корня и суффикса или двух суффиксов в настоящее время сохранилось как старшая, стилистически отмеченная (одновременно подчеркнуто элитарная и разговорная) норма для ряда слов (БУЛО [ШН ] АЯ, ЯИ [ШН ] ИЦА , ПРАЧЕ [ШН ] АЯ и др.).

СОНЕТ

  1. [С Λ Н Э́ Т].
  2. Ударение падает на 2-ой слог, оно неподвижно.
  3. В первом предударном слоге на месте гиперфонемы <а/о>, обозначенной буквой «о», произносится [Λ] в соответствии с фонетическим законом редукции (аканье ).
  4. Только орфоэпической нормой определяется особенность, распространяющаяся на ряд заимствованных слов: сочетание твердого согласного звука с гласным переднего ряда [Э]: [НЭ] НЕБО – [н’э́бъ]). Колебания в произношении подобных сочетаний при заимствовании иноязычных слов происходят от ряда причин.
  • В русском языке действует закон слогового сингармонизма: артикуляция слога-слияния (согласный + гласный) настолько слитная, что мягкость согласного заставляет продвинуться вперед даже гласный среднего или заднего ряда.
  • В древнерусском языке главным в этом слоге-слиянии был гласный, поэтому в исконно русских морфемах и до сих пор перед гласным переднего ряда [Э] встречаются только мягкие согласные; исключением являются лишь непарные твердые ж, ш, ц (например, в словах «жемчуг», «шесть», «цель»). Теперь «власть» в слоге перешла к согласным: согласная фонема может быть твердой или мягкой независимо от гласной, поэтому в новых для русского языка морфемах (т. е. заимствованных) твердость согласного перед [Э] допускается русской фонетической системой, но противоречит нашим привычкам.
  • Западноевропейские согласные (романских и германских языков) русскими людьми на слух воспринимаются обычно как твердые, но стоящий за этим согласным [э], в соответствии с нашими привычками, должен сочетаться с мягкими согласными. Если в иностранных языках, откуда мы заимствуем слово (например, «сонет» из итальянского) нет противопоставления рядов твердых и мягких согласных, подобного нашему, то нам каждый раз приходится решать, к какой группе отнести данный звук: к твердым или мягким.
  1. [С О Н Э́ Т]
  2. В этом варианте произношения не действует характерное для литературного языка аканье: [о ] в первом предударном не редуцируется по правилам произношения иноязычного слова. Вариант стилистически отмеченный (свойственен книжному, торжественному стилю), имеет ограниченное употребление (в речи старшего поколения, в сценической речи), является «старшим», отражает ранний этап фонетического освоения данного слова.

Орфоэпический разбор текста

  1. Затранскрибируйте текст, соблюдая правила орфоэпии.
  2. Найдите в нем слова, в произношении которых допустимы варианты.
  3. Разберите каждое из этих слов по схеме орфоэпического разбора слова.
  4. Определите, как стилистическая окраска данного текста может повлиять на выбор произносительных вариантов.
  5. Если в тексте есть слова, в произношении которых часто делаются ошибки, прокомментируйте их.

Образец разбора

Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то будочника-часового, то бронзовый памятник полководцу, поблескивающий от дождя, то капитель колонны, украшенную неувядающими листьями аканта.

[бΛгро́вый св’э́т/ ужэ́ зъгΛра́лс’ъ в_о́кнъγ двΛрцо́ф/ и_па́дъл вн’и́с/ ф_т’ьмнΛту́/ вырыва́́јъ из’_н’И Э јо́ то_бу́дъшникъ ч’И Э сΛво́въ/ то бро́нзъвыи па́м’ьтн’ик пълкΛво́ц:у/ пΛбл’о́скивъјуш’:ий Λд_дΛжд’а́/ то къп’итэ́л’ кΛло́н:ы/ укра́шън:ују н’ьув’И Э да́јуш’:им’и л’и́с’т’јьм’и Λка́нтъ//]

[бΛгро́вый ]

1) ударение на 2 слоге, неподвижное;

2) в первом предударном слоге на месте гиперфонемы <а/о>, обозначенной буквой «а», произносится [Λ] (аканье );

3) произношение [ый ] в окончании прилагательных (и всех слов, изменяемых по этому типу) м. р. ед. ч. им. п. противоречит фонетическому закону редукции, в соответствии с которым фонема <о> (большо́й, просто́й, седьмо́й) в заударном слоге (вторая слабая позиция) подвергается редукции 2-ой степени и поэтому должна быть представлена звуком [Ъ]; произношение [ый ] соответствует стилистически нейтральной младшей норме, возникшей под влиянием орфографии, где написание -ый отражает церковнославянскую традицию.

4) [бΛгро́въй ], – произношение [ЪЙ ] в окончании прилагательных соответствует старшей орфоэпической норме, которая в настоящее время считается стилистически отмеченной и имеющей ограниченное употребление в речи старшего поколения; в то же время такое произношение соответствует фонетическому закону редукции (см. выше);

5) аналогичные варианты произношения: [бро́нзъвыи ] и [бро́нзъвъи ].

[св’ э́т]

3) ассимиляция согласных по твердости-мягкости в настоящее время не является фонетическим законом и сохраняется ограниченно только в сочетаниях двух зубных согласных, хотя и здесь признается не всеми исследователями; отсутствие ассимиляции согласных по твердости-мягкости считается младшей нормой, стилистически нейтральной и не ограниченной в употреблении;

4) [с’в’ э́т] – ассимиляция согласных по твердости–мягкости соответствует старшей орфоэпической норме, стилистически отмеченной и ограниченной в употреблении; такое произношение порождено устаревшим фонетическим законом и сохраняется ограниченно в речи людей старшего поколения, а также в просторечии;

5) аналогичные варианты произношения возможны в словах [ф’_т’ ьмнΛту], [в’н’ и́с], [па́м’ьт н’ ик], [пΛб л’ о́скивъјуш’:ий].

[зъгΛра́лс’ъ]

  • ударение на 3 слоге, неподвижное;
  • ъ гΛ ра́лс’ъ] произношение гласных в 1 и 2 безударных слогах определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • [зъгΛра́лс’ъ ] – произношение в последнем безударном слоге гласного звука, условно обозначенного [Ъ], противоречит фонетическому закону редукции ([Ь] после мягкого согласного) и определяется орфоэпической нормой произношения фонемы <а> в заударной позиции в конце слова; аналогичный случай в слове [вырыва́́јъ ];
  • [зъгΛра́лс ъ] – твердое произношение [с] в возвратном аффиксе является орфоэпическим вариантом, стилистически отмеченным и имеющим ограниченное употребление в сценической и торжественной речи, в речи старшего поколения.

[из’_н’И Э јо́]

  • ударение на третьем слоге, окончании, подвижное (ср. «к ней»);
  • произношение гласной фонемы в I предударном слоге определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • ассимиляция согласных по мягкости ([з’н’]) определяется фонетическим законом, почти утратившим силу для всех сочетаний согласных, кроме сочетания двух зубных; впрочем, судя по разноречивым оценкам исследователей, ассимиляция зубных согласных сохраняется не во всех регионах;
  • [из’_н’Э И јо́] – орфоэпический вариант, имеющий ограниченное употребление в территориальном («Санкт-Петербуржское эканье») и социальном (певческое произношение) аспектах;
  • подобный вариант произношения возможен также в слове [ч’И Э сΛво́въ] – [ч’Э И сΛво́въ].

[пΛбл’о́скивъјуш’:Ий]

  • ударение на втором слоге, неподвижное;
  • гласные в I и IV слогах в соответствии с законом редукции (аканье);
  • отсутствие ассимиляции согласных [бл’] по мягкости определяется младшей нормой, обще-употребительной и стилистически нейтральной;
  • [пΛб’л’ о́скивъјуш’:Ий] – ассимиляция согласных по мягкости – вариант, соответствующий «старшей» норме, идущей от т. наз. «старомосковского просторечия» и фонетического закона ассимиляции в старорусском языке; имеет ограниченное употребление в речи людей старшего поколения;
  • [пΛбл’о́ск’и въјуш’:ий] – произношение сочетания [к’и] (а также [х’и] и [г’и], например, [т’их’ий]) соответствует фонетическим законам современного русского языка, т. к. еще в древнерусском все [кы], [гы], [хы] (кыслый, гыбъкъ, хытръ) превратились в [к’и], [г’и], [х’и];
  • [пΛбл’о́скъ въјуш’:Ий] – произношение [къ ], [гъ], [хъ] в основах глаголов с суффиксом -ива- (-ыва-) и в формах мужского рода единственного числа прилагательных ([л’охкъ й]) – стилистически окрашенный вариант, особенность «старомосковского просторечия» и старшей орфоэпической нормы; вариант стилистически окрашенный, «элитарный», имеющий ограниченное употребление в сценической речи, речи высокообразованных людей и людей старшего поколения;
  • [пΛбл’о́скивъјуш ч ’ий] – вариант, имеющий ограниченное употребление в территориальном аспекте (речь старшего поколения жителей Санкт-Петербурга) и в аспекте сферы употребления (сценическая речь). Современные исследователи (Л.А. Вербицкая) утверждают, что особенности «Санкт-Петербуржской нормы» в живой речи практически исчезли; подобный вариант возможен также в слове «неувядающими» – [н’ьув’И Э да́јуш’ч’:им’и].

[Λд_дΛжд’á]́

  • ударение на последнем (третьем) слоге, подвижное;
  • произношение гласных в первом и втором слогах определяется законом редукции безударных гласных неверхнего подъема;
  • произношение [жд’] в данном слове соответствует в современном русском языке и фонетическому закону, и стилистически нейтральной, не имеющей ограничений в употреблении младшей орфоэпической норме;
  • [Λд_дΛж’:а] – произношение [ж’:] в данном слове – широко распространенный орфоэпический вариант, имеющий статус «старшей нормы» и берущий начало в «старомосковском просторечии», точнее в древнерусской (в отличие от старославянской) палатализации фонемы <д> под воздействием j (dj > ж’д’ж’ > ж’ж’ > ж’:).

[къп’итэ́л’]

  • ударение на третьем слоге, неподвижное;
  • произношение гласной фонемы в I слоге определяется фонетическим законом редукции гласных неверхнего подъема;
  • только орфоэпической нормой определяется особенность, распространяющаяся на ряд заимствованных слов: сочетание твердого согласного звука с гласным переднего ряда [Э]: [ТЭ] , что не характерно для русской фонетической системы (ср. ТЕНЬ – [т’эн’]). См. комментарий к слову «СОНЕТ».

Знаки транскрипции, отражающие звуки первой слабой позиции, даны здесь в увеличенном кегле по техническим причинам.

Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:

2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.

3. Произнести слово правильно. (Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Образец орфоэпического разбора.

Краси"вее - ударение только на втором слоге.

Коне"чно [шн].

купе" [ пэ"] нескл., существительное.

Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующей схеме:

Затранскрибировать слово, поставив ударение.

На транскрипции дефисами (или вертикальными линиями) обозначить слогораздел.

Определить количество слогов, указать ударный.

Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.

Указать количество букв и звуков.

Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

гласный: ударный / безударный;

согласный: глухой / звонкий с указанием парности, твердый / мягкий с указанием парности.

Образец фонетического разбора:

его [й"и-вo] 2 слога, второй ударный

[й"] согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

е - [и] гласный, безударный

г - [в] согласный, звонкий парный, твердый парный

о - [о́] гласный, ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости / мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию (в этом случае рядом с ним в транскрипционных скобках ставится прочерк), например:

к - [к] н - [н]

о - [о] о - [о]

н - [н"] ч - [ч"]

Обратите внимание на то, что у согласных звуков парность указывается отдельно по признаку глухости / звонкости и по признаку твердости / мягкости, поскольку в русском языке представлены не только абсолютно непарные согласные ([й"], [ц], [ч"], [щ"]), но и согласные, непарные только по одному из этих признаков, например: [л] – звонкий непарный, твердый парный, [ж] – звонкий парный, твердый непарный.

Что такое орфоэпический разбор слова и получил лучший ответ

Ответ от GERA@до_вет.ру[гуру]
Орфоэпия - наука о нормах произношения.
Орфоэпический разбор следует производить в дополнение к фонетическому, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении.
Например, красивее - ударение всегда на втором слоге;
конечно - произносится [канешна] .
Как сделать орфоэпический разбор слова?
1. Записываешь слово, считаешь количество слогов, указываешь ударный.
2. Каждой букве пишешь звуковую транскрипцию (е, ё , ю, я - это два звука)
Для согласных звуков указываешь: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, для гласных - ударный или безударный.
3. Считаешь количество букв.
4. Считаешь количество звуков (иногда их больше, чем букв) .
Пример орфоэпического разбора слова «скучный»
скучный [с к у ш н" ы й"]
2 слога, 1-ый ударный
с - [с] согл. , глух. , тверд.
к - [к] согл. , глух. , тверд.
у - [y] гласн. , ударный
ч - [ш] согл. , глух. , тверд.
н - [н] согл. , звонкий. , тверд.
ы - [ы] гласн. , безударный
й - [й"] согл. , звонк. , мягкий
7 букв, 7 звуков
Пример орфоэпического разбора слова «инструмент»
инструмент [и н с т р у м" э н т]
3 слога. , 3-й - ударный
и - [и] - гласн. безуд.
н - [н] - согл. , тверд, звонк.
с - [с] - согл. , тверд. , глух.

р - [р] - согл. , тверд. , звонк.
у - [у] - гласн. , безуд.
м - [м"] - согл. , звонк, мягк.
е - [э] - гласн. , ударн.
н - [н] - согл. , тверд. , звонк.
т - [т] - согл. , тверд. , глух.
10 букв. , 10 звуков
*Правила и примеры для средней школы.
Почитайте
Е. И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
ЧАСТЬ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое орфоэпический разбор слова

Порядок разбора

Образец устного разбора

Образец письменного разбора

1. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.

Красивее

1. Правильным считается произношение с ударением только на втором слоге.

2. Произнести слово правильно. Записать его с пояснениями (пометами) произношения и ударения.

2. Следовательно, нужно говорить краси´вее.

Краси´вее – ударение всегда на втором слоге.

Произносите слова правильно!

  1. В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – Ъ и Ь – не обозначают звуков.
  2. Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] под ударением произносятся отчетливо, без изменений: к[а]рта, пр[у]тья.
  3. Звуки [и], [ы], [у] произносятся отчетливо не только под ударением, но и в любом безударном слоге: л[и]нейка, ж[ы]тье.
  4. На месте букв о и а в безударном положении произносится несколько ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчетливостью: к о мар, Т а мара.
  5. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [и э ], то есть звук, средний между [и] и [э]: п[и э ]терка, с[и э ]ло, ч[и э ]сать.
  6. После твердых шипящих [ж], [ш] и согласного [ц] на месте е произносится [ы э ] (гласный, средний между [ы] и [э]): [жы э ]лать, [шы э ]птать, [цы э ]на. Исключения: запомните произношение слов [жы э ]леть, р[жы э ]ной, ло[шы э ]дей.
  7. На месте звонких согласных на конце слова и перед глухими согласными произносятся парные глухие согласные (звонкие согласные оглушаются ): гла[с] (глаз), сто[к] (стог), гру[с , т , ] (груздь). Исключение : следует произносить Бо[х] (в им. п., ед. ч.).
  8. На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в) звучат соответствующие звонкие (глухие согласные озвончаются ): про[з , ]ба, э[г]замен, фу[д]бол. Но: [с , ]вить, о[т]вертка, [к]верху.
  9. По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся: со л нце, сер д це и др. В словах лес т ница, чу в ство, чу в ствовать, праз д ник, сверс т ник и др. есть непроизносимый согласный. В словах вкусный, чудесный, опасный, ровесник, участвовать и др. непроизносимого согласного нет.
  10. Для правильного произношения и для правильного написания многих слов необходимо различать твердые и мягкие согласные. так, надо произносить музей [з , ], шинель [н , ], академия [д , ], тема [т , ].
  11. В словах, которые пришли в русский язык из других языков, согласные перед е довольно часто произносятся мягко : [т , ]екст, [т , ]ермин. В ряде слов согласные перед е твердые: ку[п]е, свит[т]ер, о[т]ель, а[т]елье, па[н]ель. В то же время целая группа слов отличается тем, что в них перед е может звучать как мягкий, так и твердый согласный: ло[т]ерея (доп. ло[т , ]ерея), прог[р , ]есс (доп. прог[р]еcc).
  12. Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) с помощью мягкого знака; 2) с помощью букв е, ё, и, ю, я.
  13. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи произносится звуковое сочетание [ч , н]: серде[ч , н]о, кирпи[ч , н]ый. Лишь в немногих словах звучит [шн]: пустя[шн]ый, яи[шн , ]ица, ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о. Союзы что, чтобы произносятся так: [шт]о, [шт]обы.
  14. Слова дождь и дожди произносятся до[щ , ] и до[шт , ], до[ж , ж , ]и и до[жд , ]и.

Когда ребенок идет в школу, некоторые родители оказываются просто не в силах помочь ему с домашним зданием, потому что сами очень давно учились в школе и уже многого не помнят. В этой статье речь пойдет о том, как помочь своему ребенку сделать орфоэпический разбор какого-либо слова. Для начала вспомним, что же такое орфоэпия?

Орфоэпия - это наука о произношении. Орфоэпический разбор - это разбор особенностей произношения слов.

В русском языке установилось определенное произношение некоторых звуков, не соответствующее их написанию в силу определенных правил. Давайте рассмотрим их.

Важнейшие правила произношения литературных слов:

1. Слова чтобы , что произносят как (штобы) , (што) , слова дожди и дождь произносят как (дожж), (дощ).

2. При совмещении ряда согласных - стл, рдц, стн - один из звуков не произносят. Например, (ща СЛивая) , (ле СНица) , (се РЦе) .

3. Сочетание чн произносят в некоторых словах как шн (кане ШНо) , (скворе ШНик) , (яи ШНица) , а пишут — конечно, скворечник, яичница . Но в большинстве слов сочетание чн произносят в соответствии с написанием: дачный, сочный, речной .

4. В конце слов вместо звука г слышат к : (дру К), (плу К),([лу К), а пишут — друг, плуг, луг .

5. Парные звонкие согласные, стоящие в середине слова перед глухими согласными, произносят как парные глухие согласные: (ку П), (гри П), а пишут — куб, гриб .

6. Окончания -тся,-ться произносят как -цца (стара ЦЦА) , [(абавля ЦЦА) , (мча ЦЦА) , окончания -его, -ого произносят как -иво, -ава (светл АВА), (чИВО), (кАВО).

7. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными: (эГзамены), (коЗьба), (фуДболист).

8. После шипящих звуков ж, ш и согласного звука ц вместо гласной е произносят звук средний между (э) и (ы) - (жЫ э лаю).

9. Перед шипящими ж, ч, ш согласные с, з произносят как долгие шипящие (Жжег) , (Жжарил) , (бе ЖЖизненный) . В начале слова сч звучит как шипящий щ : (Щастливый) , (Щет) , (Щитанные) , а пишут — счастливый, счет, считанные .

10. Буквы е, э пишут так же, как и произносят, если они стоят в начале слова (это, едет, эксперимент ).

11. Если гласные е, я стоят не под ударением, то их произносят как звук, близкий к гласной и : (д Исна) , (д Иловая) , (в Исеть) .

12. Гласную букву о произносят как звук, близкий к а , если она стоит в безударном положении: (м Ал Ако) , (в Ада) , (г Асили) .

13. Гласные буквы о, а , стоящие не под ударением, произносят как ослабленный звук (а): (кАмар), (сАмАвар). Гласные буквы, стоящие под ударением произносят, как и пишут: сЕрый, сходИли, кОсим.

14. В русских и иноязычных словах произносят без удвоения: русский, белорусский, аккуратный , за исключением: манна, ванна .

15. После шипящих ш, ц, ж , произносят а, э , но пишут е: железный, шерстяной, цельный.

16. В иноязычных словах после мягких согласных пишут и произносят букву е : Колизей, деканат, манера , а после согласной буквы или гласной и пишут е , но произносят э : кофе, диета, ателье . Исключение: пэр, мэр, сэр . В остальных случаях после гласных пишут и произносят букву э : маэстро, поэтический, силуэт. Исключение: проект .

Орфоэпический разбор слова нужно осуществлять следующим образом:

1. Прочитайте его. Подумайте, может ли оно звучать по-иному.

2. В орфоэпическом словаре посмотрите, как правильно произносится это слово.

3. Произнесите его правильно. (В том случае, если вам необходимо провести письменный разбор, запишите слово с пометками (пояснениями) ударения и произношения.)

Орфоэпический разбор - примеры:

Заба"внее - ударение падает только на 2-ой слог;
- яи "чница (шн) ;
- кашне" (нэ") - нескл, сущ.

Это определение количества букв и звуков в слове, а также характеристика всех звуков.

Если при произношении слова или постановке ударения можно допустить ошибку, то делают орфоэпический разбор, а если нужно дать характеристику всех звуков и букв, то фонетический разбор слова. Русский язык невозможно хорошо знать без изучения таких важных его разделов, как орфоэпия и фонетика.



Что еще почитать