Психология грофа. Трансперсональная психология. Исследования С. Грофа. Участие в эксперименте спровоцировало устойчивый интерес к изучению расширенных состояний сознания

Гроф Станислав - Психология будущего. Уроки современных исследований сознания - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления.

В этой итоговой книге Гроф предложил читателям невиданный объем данных, переживаний и фактов о необычных состояний сознания, собраных им в ходе почти полувековых исследований.

Станислав Гроф
ПСИХОЛОГИЯ БУДУЩЕГО
Уроки современных исследований сознания

PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

State University of New York Press


Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков


Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ


Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Предисловие редактора

Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин - Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии. До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой«Области человеческого бессознательного» , которую затем мне было суждено издать и официально. Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, - это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Станислав Гроф обрел мировую известность благодаря исследованиям эффектов ЛСД, измененных состояний человеческого сознания. Будучи одним из основателей трансперсональной психологии, также является главным ее теоретиком. Автор более 20 книг, которые переведены на 16 языков. За его плечами многочисленные терапевтические сеансы и обучающие семинары по холотропному дыханию, проведенные в разных странах.

"Мистическое" направление современной психологии

Трансперсональная психология стала формироваться в 60-х годах в Америке. В фокусе исследований данного направления - измененные состояния сознания, околосмертный опыт, а также особенности переживаний пребывания в материнской утробе и в момент рождения, воспоминания о которых хранятся в глубинах подсознания человека.

В психотерапевтическую работу включаются духовные и религиозные практики. Чтобы решить внутриличностные проблемы, снять физические блоки, зажимы человеку предлагаются техники для переживания трансперсонального опыта. Его можно достичь благодаря особому способу дыхания, гипнозу и самогипнозу, работе со сновидениями, творчеству, медитации.

Участие в эксперименте спровоцировало устойчивый интерес к изучению расширенных состояний сознания

Вызвавшись волонтером, в 1956 году во время участия в научном эксперименте с использованием психоделических средств Станислав Гроф испытал расширенное состояние сознания. Будучи к тому моменту уже практикующим психиатром-клиницистом с научной докторской степенью, он был ошеломлен пережитым состоянием.

Для ученого стало очевидно, что сознание есть нечто гораздо большее, чем описано в литературе по медицине и психологии. Это определило дальнейший ход его научной деятельности. Он активно занялся изучением расширенных состояний сознания. Начиная с 1960 года несколько лет Станислав Гроф занимался легальной работой с психоделическими препаратами. До 1967 года он изучал их воздействие в Чехословакии, затем в Америке вплоть до того момента, пока на психоделики не был наложен запрет - до 1973 года.

В течение этого времени ученый провел около 2500 сеансов с использованием ЛСД, и собрал более 1000 протоколов проведения подобных исследований под руководством своих коллег. Станислав Гроф все книги посвятил результатам этих и последующих исследований в области измененного состояния сознания.

"Эсален" - центр гуманистического альтернативного образования

Институт "Эсален" был основан в 1962 году выпускниками Стэнфорда Майклом Мерфи и Диком Прайсом. Их целью было поддержать альтернативные методы изучения человеческого сознания. Располагается данное образовательное учреждение в краях, где когда-то жили индейцы племени "Эсален", - на побережье Центральной Калифорнии. Это очень живописное место: с одной стороны Тихий океан, с другой - горы.

Институт "Эсален" сыграл ключевую роль в расцвете общественного "Движения за развитие человеческого потенциала", идеологической базой которого стали концепции персонального роста и реализации неординарных потенциальных возможностей, имеющихся у каждого, но полностью не раскрытых. Инновации, сосредоточение на соединении между разумом и телом, постоянное экспериментирование в плане личного сознания привело к появлению многих идей, которые впоследствии стали мейнстримом.

В 1973 году Гроф получил авансовый гонорар, давший возможность написать первую книгу. По приглашению Майкла Мерфи работать над ней он переезжает в Эссален. Ему предложили обустроиться в доме на берегу океана. Оттуда открывался прекрасный вид с панорамным обзором в 180 градусов. Он приехал туда на один год, а жил и работал там 14 лет, до 1987 года.

1975 год ознаменовался для Станислава тем, что он познакомился с Кристиной, своей будущей женой. С этого момента начались их личные отношения, тесно переплетающиеся с профессиональными.

Холотропное дыхание

С 1975 по 1976 год совместными усилиями Станислав и Кристина Гроф создали инновационный метод, которому дали название "холотропное дыхание". Благодаря этому стало возможным входить в расширенное состояние сознания без использования ЛСД и прочих психоделических средств.

В то же время они начали использовать новый метод на своих семинарах. За период с 1987 по 1994 год супружеская чета провела сеансы холотропного дыхания примерно для 25 000 человек. По мнению авторов, это уникальный способ самопознания и личностного роста.

В последствие данный метод послужил основой для холотропной терапии, сеансы которой ученый активно практиковал. Также он вел курсы по подготовке практикующих трансперсональных психологов.

Вместе с супругой Гроф путешествовал по миру со своими семинарами и лекциями, рассказывая о трансперсональной психологии и результатах исследований сознания. На протяжении многих лет он поддерживал людей, переживших психодуховный кризис - эпизоды расширенного сознания.

Книги о сознательном и бессознательном

Станислав Гроф в книге "За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии" обобщает результаты исследований автора, проведенных за 30 лет его научной деятельности. Здесь говорится о расширенной картографии психики, динамике перинатальных матриц, психотерапии и духовном развитии.

Гроф предположил, что большая часть психических состояний, классифицирующихся в психиатрии как болезни, например, неврозы и психозы, являются кризисами духовного и личностного роста человека, с которыми столкнуться может практически каждый.

Причиной может послужить спонтанно пережитый духовный опыт, с которым справиться самостоятельно не получилось. Автор предлагает психотерапевтические подходы, основанные на использовании способности организма человека к самоисцелению.

Книга Станислава Грофа "Космическая игра: исследование границ человеческого сознания" предлагает вниманию читателей синтез современной науки и древней мудрости, психологии и религии. Теоретические взгляды автора, основаны на обширных клинических исследованиях.

В книге "Зов ягуара" результаты многолетних исследований подаются автором в форме художественного произведения - научно-фантастического романа. В основу сюжета заложены реальные переживания трансперсонального опыта как самого автора, так и наблюдаемые у других людей.

20 век: книги Станислава Грофа в хронологическом порядке

1975 год. "Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД".

1977 год. "Человек перед лицом смерти", соавторство с Джоан Хэлифакс.

1980 год. "ЛСД -Психотерапия".

1981 год. "За пределами смерти: врата сознания", соавторство с Кристиной Гроф.

1984 год. "Древняя мудрость и современная наука", под редакцией Станислава Грофа. В книгу включены статьи многих докладчиков, выступавших на конференции 1982 года Международной ассоциации трансперсональной психологии в Бомбее, Индии.

1985 год. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии".

1988 год. "Человеческое выживание и под редакцией Станислава Грофа и Марджори Л. Валер. В общей сложности над созданием этой книги работали 18 соавторов.

1988 год. "Путешествия в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы в психотерапии".

1989 год. "Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом", соавторство с Кристиной Гроф.

1990 год. "Неистовый поиск себя: руководство к личному росту через трансформационный кризис", соавторство с Кристиной Гроф.

1992 год. "Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь", соавтор Хэл Зина Беннет.

1993 год. "Книги мертвых: Руководства для жизни и смерти".

1998 год. "Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания".

1998 год. "Космическая Игра: Исследование рубежей человеческого сознания".

1999 год. "Революция сознания: трансатлантический диалог", соавторство с Эрвином Ласло и Питером Расселом. Предисловие к книге написал

21 век: книги Станислава Грофа в хронологическом порядке

2000 год. "Психология будущего".

2001 год. "Зов ягуара".

2004 год. "Мечты Лилибита". Книгу написал Мелоди Салливан, а роль иллюстратора досталась Станиславу Грофу.

2006 год. "Когда невозможное возможно: приключения в необычных реальностях".

2006 год. "Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти".

2010 год. "Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии", соавторство с Кристиной Гроф.

2012 год. "Исцеление наших глубочайших ран: холотропное смещение парадигмы".

Вероятнее всего, продолжение следует...

Достижения и вклад в развитие науки

Известен во всем мире, как современный реформатор психиатрии и ярчайший представитель трансперсональной психологии. Его новаторские идеи оказали влияние на взаимопроникновение западной науки и духовного измерения. Книги, автором которых он является, переведены на несколько языков. Исследования исцеляющего и преображающего потенциала расширенных состояний сознания, проводимые им, длятся с 1960 года.

В 1978 году Станиславом Грофом была основана "Международная ассоциация трансперсональной психологии". Целями, ради которых она создавалась, были поощрение образования и исследований в рамках данного направления, спонсирование глобальных конференций.

5 октября 2007 в Праге он был удостоен престижной премии "VISION-97". Она была предоставлена Фондом Дагмара и Вацлава Гавелов, созданного для оказания поддержки инновационным проектам, имеющим большое значение для будущего человечества.

Станислав Гроф продолжает свою профессиональную деятельность в Калифорнийском институте интегральных исследований в Сан-Франциско, а также в Университете Мудрости в Окленде. Читает лекции и преподает программы профессиональной подготовки в области холотропного дыхания и трансперсональной психологии. А также принимает участие в практических семинарах, путешествуя по всему миру.

Станислав Гроф - доктор медицины, американский психолог чешского происхождения. С его именем связано открытие нового, трансперсонального направления в психологии.

Согласно теории Станислава Грофа, характер человека формируется еще до его рождения. Страстное желание иметь ребенка, благополучная беременность, естественные роды, первое кормление – вот то, что обеспечит маленькому человеку счастливое и гармоничное будущее.

Неправда, что новорожденный – это чистый лист бумаги! Родителям, несмотря на все их старания, «достаются» совершенно сформированные личности, считает Гроф. Со своим отношением к этому миру, родителям и происходящему вокруг них. Если вы хотите что-то скорректировать, у вас в распоряжении есть беременность, сутки после родов и первые часы кормления. Успеете?

Станислав Гроф считает, что в момент, когда вы впервые прикладываете крохотное тельце к груди, и папа снимает это событие на камеру, завершается формирование детской личности. Все дальнейшее, включая воспитание и образование, будет работать с эффективностью бактерицидного лейкопластыря.

Это факт, доказанный большинством пациентов Грофа, которые в ходе исследований вспомнили не только обстоятельства своего появления на свет, но и предшествующие девять месяцев.

За это время плод проходит четыре этапа психологического развития, соответствующие периоду беременности, схваток, родов и первого кормления. Поступающая «внутрь» информация «закачивается» в матрицы (иными словами, раскладывается по полочкам подсознания), чтобы затем стать пожизненной основой поступков человека. И пусть себе родные спорят, чьи у него уши и нос. Вы-то успели самое главное – поучаствовать в формировании характера малыша!

Матрица 1. Рай или матрица любви


Она «заполняется», когда ребенок находится в материнской утробе. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. При благополучной беременности ребенок для себя формулирует: «Мир – ОК, и я – ОК!». Но для позитивной позиции этот период должен быть действительно благополучным. И не только по медицинским показателям, но и с точки зрения еще не рожденного крохи.

А для него в первую очередь важно быть желанным.


Если всю свою беременность мама порхает от мысли о предстоящем пополнении, ее чувства непременно передадутся крохе как установка «со мной все хорошо» для любой жизненной ситуации. Кстати, половое самосознание ребенка также находится в прямой зависимости от «внутренней» информации. Допустим, если мама девочки убежденно желает мальчика, в дальнейшем у малышки могут быть серьезные проблемы с женским естеством, вплоть до бесплодия.

Также очень важно, чтобы мамин организм работал как швейцарские часы. Здоровая беременность – верный залог того, что малыш будет чувствовать себя комфортно, ожидая от жизни только приятных сюрпризов.

Ваша задача: заложить в подсознание ребенка позитивное отношение к миру и к себе.

Время на решение: ваша беременность.

Правильный результат: уверенность в себе, открытость.

Отрицательный результат: заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

  • Эмоциональный дискомфорт, испытываемый мамой;
  • Ожидание ребенка строго определенного пола;
  • Попытка прервать беременность.

Матрица 2. Ад или матрица жертвы


Эта матрица формируется в схватках, во время первого знакомства ребенка с окружающей средой. Малыш при этом испытывает боль и страх. Его переживания таковы: «Мир – ок, я – не ок!». То есть, ребенок принимает все происходящее на свой счет, полагает, что он сам является причиной своего состояния. Стимуляция родов наносит непоправимый ущерб формированию второй матрицы. Если в этот период ребенок переживает слишком сильные болевые ощущения, вызванные стимуляцией, то в нем закрепляется «синдром жертвы». В будущем такой ребенок будет обидчив, мнителен и даже труслив.

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.

Справившись со своими страхами, мама может контролировать течение схваток. Это позволит ребенку получить колоссальный опыт самостоятельного решения проблем.

В период схваток малышу просто необходимо чувствовать поддержку мамы, ее сопереживание ему.

Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай. Эти чувства ребенок может испытать только в животе у мамы. Там, где можно ощутить ее тепло, запах, сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Если же мама требует «сделать что-нибудь, только поскорее!», то и малыш будет по возможности избегать ответственности. Также есть мнение, что применение обезболивания, которое практически всегда сочетается со стимуляцией или же производится само по себе, закладывает базу для возникновения различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой). Ребенок запоминает раз и навсегда: если возникли трудности, для их преодоления нужен допинг.

Ваша задача: сформировать правильное отношение к трудностям и терпение.

Время на решение: схватки.

Правильный результат: терпеливость, усидчивость, стойкость.

Отрицательный результат: слабость духа, мнительность, обидчивость.

Возможные ошибки при решении задачи:

  • Стимуляция родовой деятельности
  • Кесарево сечение
  • Паника, испытываемая мамой
Поправка для «кесарят»: Гроф считал, что малыши, появляющиеся на свет через кесарево сечение, пропускают в развитии вторую и третью матрицы, и остаются на уровне первой.

Результатом этого могут стать проблемы реализации себя в конкурентной среде, которые будет испытывать человек в будущем.

Считается, что если кесарево сечение было плановым, и малыш не прошел задуманное природой испытание схватками, впоследствии он будет пытаться убежать от проблем, а не решать их самостоятельно.


Матрица 3. Чистилище, или матрица борьбы


Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет. И если вы в этот критический для ребенка момент окажете ему должную поддержку, в преодолении трудностей он будет достаточно решителен, активен, не испугается работы, не будет бояться ошибиться.

Проблема в том, что к родовому процессу нередко подключаются врачи, и их вмешательство не всегда оправдано. Например, если доктор надавит на живот роженице для продвижения плода (как это нередко происходит), у ребенка может сложиться соответствующее отношение к труду: пока не подскажут, не подтолкнут – человек в нерешительности не двинется с места и будет упускать счастливые возможности.

Третья матрица также связана с сексуальностью.

Подсказка к родам: Роженица, находящаяся в измененном состоянии сознания, склонна воспроизводить сценарий своего собственного рождения. А что видели наши мамы в советских роддомах? За редким исключением, увы, ничего хорошего.

Изменить эту картину можно:

  • Записавшись на специальные курсы по подготовке к родам
  • Заблаговременно подобрав хороший роддом. Причем нужно обращать внимание не только на громкое имя и техническую оснащенность, но и на готовность персонала поддержать ваше желание родить естественным путем и желательно без медикаментозного вмешательства
  • Соотнеся решение о кесаревом сечении или анестезии с информацией о перинатальных матрицах. Если подобные манипуляции обусловлены не медицинскими показаниями, а желанием комфорта, вы сознательно причините вред психики ребенка.
По Грофу, пассивность многих мужчин, их неспособность добиваться объекта своей любви – это как раз следствие « недоработки» по третьей матрице.

Ваша задача: формируется работоспособность и решительность.

Время на решение: роды.

Правильный результат: решительность, мобильность, сила духа, трудолюбие.

Отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

  • Возможные ошибки при решении задачи:
  • Медикаментозное обезболивание
  • Эпидуральная анестезия
  • Сдерживание схваток
  • Нежелание участвовать в родах («не могу – и все!»).
Поправка для кесарят: Влияние третьей матрицы у них ослаблено настолько, что становится очевидным – малыш, родившийся через кесарево не сможет вырасти целеустремленным и деятельным человеком.




Матрица 4. Снова рай, или матрица свободы

Первые часы жизни – время пожинать лавры после испытаний. И вы обязаны со всей щедростью, любовью и радушием предоставить их малышу. Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай: «МИР – ОК, Я - ОК». Эти чувства ребенок может испытывать только на животе у мамы, там, где можно ощутить ее тепло, запах и сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Подобный ритуал стал уже давно традиционным в Европе, как, впрочем, и во многих отечественных роддомах. Однако немало остается и таких, где мама и малыш находятся отдельно друг от друга, что, с точки зрения теории Грофа, очень опасно. Ведь так ребенок усваивает, что все его труды и страдания напрасны. А раз награды ждать не приходится, то и будущее ждет его нерадостное.

Поправка для «кесарят»: Этим малышам обычно везет еще меньше: сразу после родов их могут разлучить с мамой надолго. Поэтому для правильного формирования четверти ой матрицы психологи рекомендуют женщинам выбирать эпидуральную анестезию, чтобы принять новорожденного в свои объятья сразу же после появления на свет.

Ваша задача: формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и очное знакомство с миром.

Время на решение: первые часы жизни.

Правильный результат: высокая самооценка, жизнелюбие.

Отрицательный результат: лень, пессимизм, недоверчивость.

Возможные ошибки:

  • Перерезание пуповины на стадии пульсации
  • Родовые травмы новорожденного
  • «Отделение» новорожденного от мамы
  • Неприятие или критическое отношение к новорожденному
  • Небрежное обращение врачей с новорожденным
Коррекция матриц после родов
Если имело место кесарево сечение, нужно:
  • Стимулировать ребенка к достижению цели с младенчества;
  • Давать сосать грудь, что сложнее, чем есть из бутылочки;
  • Приучать дотягиваться до игрушек и других необходимых вещей;
  • Не ограничивать его активность постоянным пеленанием и стенками манежа;
  • В дальнейшем найти психотерапевта, который поможет ребенку «проработать» момент его рождения;
Если имела место тяжелая беременность или разлука с ребенком в роддоме, нужно:
  • Как можно чаще брать малыша на руки;
  • На прогулку брать его в рюкзачке – «кенгуру»;
  • Кормить грудью;
Если имело место наложение щипцов, нужно:
  • Прежде чем требовать от ребенка самостоятельных результатов, терпеливо помогать ему
  • Не торопить малыша, когда он пытается решить какую – то задачу.

Сочетание слов «измененное состояние сознания» вызывает какое-то волнение и трепет, как и имя человека, который посвятил свою жизнь таким исследованиям. Речь идет о знаменитом основателе трансперсональной психологии по имени Станислав Гроф.

Биографическая справка

Родился он в Праге в 1931 году. Получил высшее медицинское образование, двадцать лет изучал психоактивные вещества и их использование в психотерапии. Эти знания изложены в книге «ЛСД психотерапия».

С 1967 года Станислав жил и работал в Америке. В 1975 году он знакомится со своей будущей женой, это дает старт новым открытиям. В связи с запретом психоделических препаратов был разработан альтернативный метод погружения в состояние измененного сознания - холотропное дыхание. Вместе они начинают проводить сеансы. Затем Станислав Гроф начинает вести работу по подготовке трансперсональных психологов, читает лекции и ведет семинары по всему миру.

Что такое трансперсональная психология?

Объектом интереса этого стали переживания особого рода, которые называют духовным миром человека. Они условно подразделены на две группы: входящие в «объективную» реальность и выходящие за ее пределы. К первой группе относятся: переживания ребенка в период опыт предков, феномены предвидения, воспоминания о прошлых воплощениях и многое другое. Ко второй группе относят опыт медиумов и духовный опыт.

Особенность этого направления в том, что оно активно использует идеи философии, религиозных учений, социологии и других наук.

Большинство научных сообществ не признают трансперсональную психологию, считают, что у нее нет научных оснований, а эффективность ее методов крайне сомнительна.

Расширенная карта сознания

До Грофа в психологии считалось, что новорожденный ребенок - это чистый лист. У него нет ни воспоминаний, ни опыта. Однако на сеансах ученого выяснилось, что люди помнят и рождение, и период внутриутробного развития, способны покидать пределы своего тела, сливаться с сознанием других живых существ, даже со Вселенной и планетой.

На основании исследований было выделено три уровня сознания:

  • Биографический, то есть содержащий информацию с момента рождения.
  • Перинатальный, охватывающий внутриутробное развитие и рождение.
  • Трансперсональный.

В эту карту включены не только западные теории, но и те, что содержат духовные учения Востока. Также Гроф выявил взаимосвязь между уровнем осознанности и доступным человеку уровнем энергии.

Идея холотропного дыхания

Приобрести популярность не только в узких кругах специалистов, но и у людей, интересующихся психологией в личных целях, помогло холотропное дыхание. Это техника, которую создал Станислав Гроф. было разработано ученым совместно с его супругой для того, чтобы получить альтернативу ЛСД, который был запрещен. Однако существуют точки зрения, что аналогичные дыхательные техники использовались давно, например в практике йоги для достижения высшего состояния - самадхи.

Методика подвергается критике. Считается, что гипоксия вызывает разрушение клеток головного мозга, поэтому опасна. Сторонники же утверждают, что переживания, которые испытывает человек во время сеанса, целительны. Это позволяет выводить из глубин бессознательного эмоции и неприятные переживания, которые не являются осознанными, а потому продолжают беспокоить человека и проявляться как различные симптомы.

Суть метода

Холотропное дыхание - это метод, суть которого в том, чтобы создать ситуацию за счет техники частого дыхания. Такой способ устраняет из крови человека углекислый газ, создает ситуацию кислородного голодания, на что мозг реагирует измененным состоянием сознания. Считается, что при этом активизируется бессознательное, поднимаются на поверхность вытесненные переживания в виде галлюцинаций.

В сеансе участвуют два человека. Один - холонавт, он дышит, другой - ситтер, его роль - помогать и наблюдать. Затем в паре меняются местами. У техники есть длинный перечень противопоказаний.

Базовые перинатальные матрицы

Это еще одна теория, автором которой является Станислав Гроф. Матрицы - это модель, которая описывает состояние психики человека в период внутриутробного развития и рождения. Эта теория утверждает, что, проживая период внутриутробного развития, а затем момент рождения, человек получает особый опыт, который оказывает влияние на всю последующую жизнь, а также может явиться причиной психических расстройств.

Первая матрица, названная «амниотической вселенной», относится к периоду, когда эмбрион находится в утробе матери, воспринимает ее как свою вселенную. Это статическая матрица. Если беременность была легкой, то матрица наполняется ощущением покоя и радости. Какие-либо осложнения во время беременности добавляют в матрицу негативные элементы (метафора рая).

Вторая матрица соответствует периоду схваток перед родами. Выхода еще нет, но кислорода и питательных веществ уже не хватает (метафора безысходности).

Третья матрица относится к периоду потуг в родах. Плод постепенно продвигается по родовому каналу, это становится первым в жизни опытом преодоления (метафора борьбы).

Четвертая матрица связана с самим рождением и первыми моментами, которые ребенок переживает сразу после него. Это окончательная потеря связи с телом матери, первый вдох, ощущение света и другие (метафора возрождения).

Теория матриц тоже подверглась активной критике в научных кругах. Однако есть исследования, которые проводились отдельно и с другими целями, но они подтвердили то, что течение беременности и родов действительно оказывает влияние на психическое развитие человека.

Работы Станислава Грофа

Если вам понравились идеи, которые высказывал Станислав Гроф, книги - один из способов познакомиться с ними ближе. На русском языке можно найти 18 его работ. Всего же его книги опубликованы на 16 языках. Какой работой больше всего гордится Станислав Гроф? «Холотропное сознание» - одна из самых популярных его книг. В ней он подробно излагает свои теории, подтверждая яркими историями из клинической практики.

Еще одна интересная книга, которую написал Станислав Гроф, - «За пределами мозга». В ней он не только описывает свои научные теории, но и критикует тех, кто не принимает идей расширения человеческого сознания и называет психически больными тех, кто испытал подобный опыт. В книге, которую написал Станислав Гроф («За пределами мозга»), рассматриваются также многие поступки знаменитых людей и политических деятелей с точки зрения влияния на них родовой травмы. Такие шедевры должен прочитать каждый.

Вас заинтересовал Станислав Гроф? Книги его обязательно расскажут больше о всех методах работы, исследованиях.

Станислав Гроф - доктор медицины, американский психолог чешского происхождения. С его именем связано открытие нового, трансперсонального направления в психологии.

Согласно теории Станислава Грофа, характер человека формируется еще до его рождения. Страстное желание иметь ребенка, благополучная беременность, естественные роды, первое кормление – вот то, что обеспечит маленькому человеку счастливое и гармоничное будущее.

Неправда, что новорожденный – это чистый лист бумаги! Родителям, несмотря на все их старания, «достаются» совершенно сформированные личности, считает Гроф. Со своим отношением к этому миру, родителям и происходящему вокруг них. Если вы хотите что-то скорректировать, у вас в распоряжении есть беременность, сутки после родов и первые часы кормления. Успеете?

Станислав Гроф считает, что в момент, когда вы впервые прикладываете крохотное тельце к груди, и папа снимает это событие на камеру, завершается формирование детской личности. Все дальнейшее, включая воспитание и образование, будет работать с эффективностью бактерицидного лейкопластыря.

Это факт, доказанный большинством пациентов Грофа, которые в ходе исследований вспомнили не только обстоятельства своего появления на свет, но и предшествующие девять месяцев.

За это время плод проходит четыре этапа психологического развития, соответствующие периоду беременности, схваток, родов и первого кормления. Поступающая «внутрь» информация «закачивается» в матрицы (иными словами, раскладывается по полочкам подсознания), чтобы затем стать пожизненной основой поступков человека. И пусть себе родные спорят, чьи у него уши и нос. Вы-то успели самое главное – поучаствовать в формировании характера малыша!

Матрица 1. Рай или матрица любви


Она «заполняется», когда ребенок находится в материнской утробе. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. При благополучной беременности ребенок для себя формулирует: «Мир – ОК, и я – ОК!». Но для позитивной позиции этот период должен быть действительно благополучным. И не только по медицинским показателям, но и с точки зрения еще не рожденного крохи.

А для него в первую очередь важно быть желанным.


Если всю свою беременность мама порхает от мысли о предстоящем пополнении, ее чувства непременно передадутся крохе как установка «со мной все хорошо» для любой жизненной ситуации. Кстати, половое самосознание ребенка также находится в прямой зависимости от «внутренней» информации. Допустим, если мама девочки убежденно желает мальчика, в дальнейшем у малышки могут быть серьезные проблемы с женским естеством, вплоть до бесплодия.

Также очень важно, чтобы мамин организм работал как швейцарские часы. Здоровая беременность – верный залог того, что малыш будет чувствовать себя комфортно, ожидая от жизни только приятных сюрпризов.

Ваша задача: заложить в подсознание ребенка позитивное отношение к миру и к себе.

Время на решение: ваша беременность.

Правильный результат: уверенность в себе, открытость.

Отрицательный результат: заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

  • Эмоциональный дискомфорт, испытываемый мамой;
  • Ожидание ребенка строго определенного пола;
  • Попытка прервать беременность.

Матрица 2. Ад или матрица жертвы


Эта матрица формируется в схватках, во время первого знакомства ребенка с окружающей средой. Малыш при этом испытывает боль и страх. Его переживания таковы: «Мир – ок, я – не ок!». То есть, ребенок принимает все происходящее на свой счет, полагает, что он сам является причиной своего состояния. Стимуляция родов наносит непоправимый ущерб формированию второй матрицы. Если в этот период ребенок переживает слишком сильные болевые ощущения, вызванные стимуляцией, то в нем закрепляется «синдром жертвы». В будущем такой ребенок будет обидчив, мнителен и даже труслив.

Именно в схватках ребенок учится справляться с трудностями, проявлять терпение и стрессоустойчивость.

Справившись со своими страхами, мама может контролировать течение схваток. Это позволит ребенку получить колоссальный опыт самостоятельного решения проблем.

В период схваток малышу просто необходимо чувствовать поддержку мамы, ее сопереживание ему.

Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай. Эти чувства ребенок может испытать только в животе у мамы. Там, где можно ощутить ее тепло, запах, сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Если же мама требует «сделать что-нибудь, только поскорее!», то и малыш будет по возможности избегать ответственности. Также есть мнение, что применение обезболивания, которое практически всегда сочетается со стимуляцией или же производится само по себе, закладывает базу для возникновения различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой). Ребенок запоминает раз и навсегда: если возникли трудности, для их преодоления нужен допинг.

Ваша задача: сформировать правильное отношение к трудностям и терпение.

Время на решение: схватки.

Правильный результат: терпеливость, усидчивость, стойкость.

Отрицательный результат: слабость духа, мнительность, обидчивость.

Возможные ошибки при решении задачи:

  • Стимуляция родовой деятельности
  • Кесарево сечение
  • Паника, испытываемая мамой
Поправка для «кесарят»: Гроф считал, что малыши, появляющиеся на свет через кесарево сечение, пропускают в развитии вторую и третью матрицы, и остаются на уровне первой.

Результатом этого могут стать проблемы реализации себя в конкурентной среде, которые будет испытывать человек в будущем.

Считается, что если кесарево сечение было плановым, и малыш не прошел задуманное природой испытание схватками, впоследствии он будет пытаться убежать от проблем, а не решать их самостоятельно.


Матрица 3. Чистилище, или матрица борьбы


Третья матрица закладывается, когда ребенок проходит через родовые пути. По времени – недолгий срок, но не стоит его недооценивать. Ведь это первый опыт самостоятельных действий малыша. Поскольку теперь он борется за жизнь сам, а мама лишь помогает ему появиться на свет. И если вы в этот критический для ребенка момент окажете ему должную поддержку, в преодолении трудностей он будет достаточно решителен, активен, не испугается работы, не будет бояться ошибиться.

Проблема в том, что к родовому процессу нередко подключаются врачи, и их вмешательство не всегда оправдано. Например, если доктор надавит на живот роженице для продвижения плода (как это нередко происходит), у ребенка может сложиться соответствующее отношение к труду: пока не подскажут, не подтолкнут – человек в нерешительности не двинется с места и будет упускать счастливые возможности.

Третья матрица также связана с сексуальностью.

Подсказка к родам: Роженица, находящаяся в измененном состоянии сознания, склонна воспроизводить сценарий своего собственного рождения. А что видели наши мамы в советских роддомах? За редким исключением, увы, ничего хорошего.

Изменить эту картину можно:

  • Записавшись на специальные курсы по подготовке к родам
  • Заблаговременно подобрав хороший роддом. Причем нужно обращать внимание не только на громкое имя и техническую оснащенность, но и на готовность персонала поддержать ваше желание родить естественным путем и желательно без медикаментозного вмешательства
  • Соотнеся решение о кесаревом сечении или анестезии с информацией о перинатальных матрицах. Если подобные манипуляции обусловлены не медицинскими показаниями, а желанием комфорта, вы сознательно причините вред психики ребенка.
По Грофу, пассивность многих мужчин, их неспособность добиваться объекта своей любви – это как раз следствие « недоработки» по третьей матрице.

Ваша задача: формируется работоспособность и решительность.

Время на решение: роды.

Правильный результат: решительность, мобильность, сила духа, трудолюбие.

Отрицательный результат: боязливость, неумение постоять за себя, агрессивность.

  • Возможные ошибки при решении задачи:
  • Медикаментозное обезболивание
  • Эпидуральная анестезия
  • Сдерживание схваток
  • Нежелание участвовать в родах («не могу – и все!»).
Поправка для кесарят: Влияние третьей матрицы у них ослаблено настолько, что становится очевидным – малыш, родившийся через кесарево не сможет вырасти целеустремленным и деятельным человеком.




Матрица 4. Снова рай, или матрица свободы

Первые часы жизни – время пожинать лавры после испытаний. И вы обязаны со всей щедростью, любовью и радушием предоставить их малышу. Ведь сейчас он должен научиться смело смотреть в будущее. Если результатом борьбы стало благожелательное принятие его в новый, добрый, славный мир, то он снова возвращается в рай: «МИР – ОК, Я - ОК». Эти чувства ребенок может испытывать только на животе у мамы, там, где можно ощутить ее тепло, запах и сердцебиение. Затем новорожденного прикладывают к груди, и он еще раз получает подтверждение тому, что любим и желанен в этом мире, что у него есть защита и поддержка.

Подобный ритуал стал уже давно традиционным в Европе, как, впрочем, и во многих отечественных роддомах. Однако немало остается и таких, где мама и малыш находятся отдельно друг от друга, что, с точки зрения теории Грофа, очень опасно. Ведь так ребенок усваивает, что все его труды и страдания напрасны. А раз награды ждать не приходится, то и будущее ждет его нерадостное.

Поправка для «кесарят»: Этим малышам обычно везет еще меньше: сразу после родов их могут разлучить с мамой надолго. Поэтому для правильного формирования четверти ой матрицы психологи рекомендуют женщинам выбирать эпидуральную анестезию, чтобы принять новорожденного в свои объятья сразу же после появления на свет.

Ваша задача: формирование отношения ребенка к жизненным перспективам и очное знакомство с миром.

Время на решение: первые часы жизни.

Правильный результат: высокая самооценка, жизнелюбие.

Отрицательный результат: лень, пессимизм, недоверчивость.

Возможные ошибки:

  • Перерезание пуповины на стадии пульсации
  • Родовые травмы новорожденного
  • «Отделение» новорожденного от мамы
  • Неприятие или критическое отношение к новорожденному
  • Небрежное обращение врачей с новорожденным
Коррекция матриц после родов
Если имело место кесарево сечение, нужно:
  • Стимулировать ребенка к достижению цели с младенчества;
  • Давать сосать грудь, что сложнее, чем есть из бутылочки;
  • Приучать дотягиваться до игрушек и других необходимых вещей;
  • Не ограничивать его активность постоянным пеленанием и стенками манежа;
  • В дальнейшем найти психотерапевта, который поможет ребенку «проработать» момент его рождения;
Если имела место тяжелая беременность или разлука с ребенком в роддоме, нужно:
  • Как можно чаще брать малыша на руки;
  • На прогулку брать его в рюкзачке – «кенгуру»;
  • Кормить грудью;
Если имело место наложение щипцов, нужно:
  • Прежде чем требовать от ребенка самостоятельных результатов, терпеливо помогать ему
  • Не торопить малыша, когда он пытается решить какую – то задачу.


Что еще почитать