Что повлияло на творчество некрасова. Художественные особенности лирики Некрасова Н. Н.А. Некрасов. Биография: краткая характеристика творчества

Н. Некрасов - бессменный редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Он был ярким представителем «натуральной школы». Это литературное направление 40-х годов XIX века, опирающееся на творчество Н. В. Гоголя. Обосновал термин «натуральная» В. Г. Белинский как правдивое, ничем не приукрашенное изображение действительности.

Лирика Некрасова Н.А.

Н. А. Некрасов - яркий представитель гражданской поэзии в русской литературе XIX века. Это поэзия, основные темы которой направлены на защиту общественных интересов. Роль поэта - пробуждать общественное сознание, отражать настроение общества, призывать его к деятельности. В противовес «чистому искусству» гражданская поэзия обращалась к явлениям современной действительности, привлекала внимание к социальной несправедливости, обличала общественные пороки. Пафос гражданской поэзии - в беззаветной преданности общественному делу.

Основные темы лирики Н. Некрасова - тема народа и народных страданий; тема поэта и поэзии, которая раскрывается как тема гражданского служения и ответственности перед народом и самим собой; тема любви.

О русском народе Н. Некрасов пишет с уважением и восхищением. В крестьянской лирике образ страдания занимает одно из центральных мест. Свою Музу он называл «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страдания и оков». Погубленные силы, разбитые надежды, смерть - все это присутствует в стихотворениях поэта о крестьянской доле. Н. Некрасова традиционно называют «певцом народных страданий». Однако за этими страданиями скрывается светлое идеальное начало народной жизни, богатырские силы русского крестьянства.

В стихотворении «Элегия» Н. Некрасов выразил свое отношение к реформе 1861 года, показал, что он не принесла перемен. Здесь поэт поднимает свой гневный голос за подлинное освобождение народа. «Элегия» - программное произведение. Здесь Н. Некрасов выразил свое поэтическое и политическое кредо: «Я лиру посвятил народу своему». Поэт освободил элегию (греч. «жалобная песнь») от романтической скорби. Его грусть оптимистична, так как он верит в светлое будущее народа.

Некрасовская лирика во многом продолжает традиции пушкинского творчества и развивает тему поэта и поэзии, связывая ее с темой служения народу. Во многом Н. Некрасов был последователем Н. Гоголя - он перенес в русскую реалистическую поэзию традиции «натуральной школы», которую часто называли гоголевской. В стихотворении «Поэт и гражданин», выступая против «чистого искусства», Н. Некрасов заявляет, что истинный поэт не может и не должен оставаться равнодушным к горю и мукам народа, а, используя свой поэтический дар, обязан участвовать в борьбе за счастье народа. Н. Некрасов требовал, чтобы поэт был, в первую очередь, гражданином, верным сыном своей родины: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Темой лирических стихов о любви в большинстве стали отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Они составляют «панаевский цикл» и являются вершиной творчества интимной лирики Н. Некрасова. Каждое стихотворение представляет собой фрагмент своеобразного лирического романа: так подчеркивается неразрешенность ситуации и неисчерпаемость сюжета. Одним из таких лирических стихотворений можно назвать . Лирика Н. Некрасова, посвященная теме любви, тесно связана с классической традицией русской поэзии, унаследовав пушкинскую ясность и конкретность в изображении любовного переживания. Новаторством стала «проза жизни», которая была основой художественного метода Н. Некрасова.

Н. Некрасов вводит в поэзию не только новые темы и новых героев, но и обогащает поэтический язык . В лирике поэта фольклорные элементы соединены с просторечной и высокой лексикой.

Н. Некрасов в своем творчестве использовал разнообразные поэтические формы и жанры:

  • песни («Песня Еремушке», «Колыбельная песня», «Тройка», «Ой, полна, полна коробушка» (из поэмы «Коробейники»);
  • Н. Некрасов - мастер стихотворных новелл (повесть или рассказ в стихах) «Саша», «Русские женщины»;
  • работал в жанре обличительной сатиры («Размышления у парадного подъезда», );
  • в форме декламационной патетической речи создал такие стихотворения, как «Элегия», «Муза» и др.

Поэт использует разные «речевые маски»: большинство его стихотворений диалогичны - это жанровые сцены, окрашенные гражданским пафосом и глубоко личным авторским переживанием.

Admin

Чтобы скачать материал или !

Поэзия Н.А. Некрасова: темы, мотивы, особенности художественного мира и поэтики

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова – жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема – тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер. В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге». Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил – Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Так поэт восклицает в «Размышлениях у парадного подъезда».

Н.А. Некрасов выступает поэтом-новатором, демократичным поэтом. На первый план в его стихотворениях выходит грубая обыденность, скучная проза жизни: непосильный крестьянский труд, голод, нищета, пьянство. Как замечает А. Григорьев, в по­эзии Некрасова «совмещены все ужасы бедности, голода, холо­да». Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни. Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду: казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов.

Отталкивание от традиций Пушкина и Лермонтова мы ви­дим в стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом». Муза поэта предстает крестьянкой, которую жестоко избили кнутом. Образ Музы, «печальной спутницы печальных бедняков», встре­чаем мы и в стихотворении «Муза»:

Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза,

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» развивает тему лирических отступлений Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» (рассуждение о двух типах писателей), а также стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк». Этой же теме посвящена «Эле­гия» (А.Н. Еракову). В ней поэт обозначает основную цель ис­кусства:

К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

Отметим, что традиционные лирические жанры обретают у поэта новое содержание. Так, вышерассмотренная элегия Некра­сова – это не грустное воспоминание о любви, а стихотворение социальной проблематики.

Лирический герой автобиографических и многих любовных стихотворений Некрасова – русский интеллигент. Образ интел­лигента-разночинца, общественного деятеля мы также встреча­ем в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Памяти Белинс­кого», поэме «Кому на Руси жить хорошо». Призыв к свободе звучит в стихотворениях «Пророк», «Песня Еремушке». Однако стоит отметить, что «во многих других стихотворениях револю­ционность Некрасова выступает как многоликая рефлексия. Мы имеем дело с лирическим героем, который сам себя воображает лишь «рыцарем на час», или способным совершить неверный шаг. «Укоризненно смотрят на него с портретов более сильные духом его друзья, а сам он – всего лишь «кающийся дворянин». Искупление вековечного греха перед народом – постоянная тема у Некрасова. До конца своих дней он все еще сомневался, дос­тойно ли служил народу своей лирой, сохранит ли народ память о нем».

Художественный метод поэта – реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки. Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта – дактиль, амфибрахий и анапест.

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть – это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

Здесь искали:

  • поэзия некрасова
  • особенности поэзии некрасова
  • поэзия некрасова анализ

Особенности: 1. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. В стихотворение входит история челов.жизни, не момент, не эпизод, а биография, судьба(«Тройка», «Свадьба», «Гадающей невесте», « Школьник»). Взаимодействие личного хар-ра с данными соц.условиями. герои вмешаны в сферу сознания повествователя, открыто и неприрывно оценивающего изображаемое. Эпизоды как единицы эпич.сюжета включ-ся в сюжет лирич.,образуемый последовательностью прямо оценочных словесных единиц. Субъективность: чуткость к судьбе человека из народа, умение вжиться в его участь и рассказать о ней так, что за рассказом чувствуется мысль повествователя.. это не просто рассказ, а предвидение будущего простого человека, которое вмещено в форму прямого обращения к герою. Повествование насыщено зрительными деталями, изображением жестов и вещей.2. Драматизация повествования – создание иллюзии того, что действие происходит перед читателем(зрителем). Вещные детали- Н. не рисует весь зримо внешний мир, но использует их, чтобы дать представление об опред. бытовом укладе. Н. использует простые, традиционные слова(муж-праведник, сырая могила) – слова, которые окружены густой эмоц.атмосферой. соц.объяснение биографий и хар-ов героев обусловливает содержание сцен(герой ведет себя так, потому что..) герои показаны с сложном душевном конфликте, дается столкновение хар-ов. Биография рассказывается сжато, быстро, образы не развернуты, а намечены.(«Я посетил твое клабдище» - героиня стойкая, жизнерадостная, сильная. «Тяжелый год сломил меня недуг» - вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность. В ней нет жизненной силы, отчаяние проявляется даже в жесте «она молчит, ломая руки..») н. изображает своих героинь в такие моменты, когда обст-ва с наибольшей силой обнаруживают ведущее в их х-ре. 3. Монтаж (понятие эстетики, рой картин, строго отобранных и сведенных к предельной лаканике 2-3 деталей) монтаж у Н.: одно из важнейших средств введения в лирику соц.содержания, углубления объемности лирического изображения, обогащения. Н. создает новый тип лир.стихотворения: в него входят как структурные элементы единого худ.содержания- разнородные мысли, описания, портреты, чувства.. стремление к циклизации(например, стихотворение «Вино»(3ч)- объединение законченных стихотворений в более сложные арихитект.образования. в цикле выраж.более богатое содержание и могут сущ.как элементы нового единства. 4. Прямая речь – средства воспроизведения противоречивости внутр.мира лир.героя. Ср-во введения в лирику героев, отличных от основного носителя сознания. Монолог с неплавным, прерывистым развертыванием лирич.сюжета, передающим: резкие смены настроения, крутые повороты мысли. Лирич.сюжет движется толчками, сериями, перебивающими одна другую. Монолог – это ср-во драматизации(превращает лир.излияние в сцену), сред-во хар-ки героя, не совпад. с повествователем. Функции прямой речи: ср-во воссоздания внутреннего мира героя, позволяет выразить автору прямой взгляд на изображаемое, возможность представить неск.Т.З. – жизнь представляется не в плоскостно-прямолинейной, а в объемной картине. 5. Поэтическое многолосье или несобственно прямая речь- прямая речь, кот.синт.не выделяется из авт.речи. т.о. повест-ль говорит и думает за героя. Голос основного носителя речи(повествователя) осложняется голосами героев. Введение в лир.монолог множества соц.разнородных героев при помощи чужой речи было основано на реалистическом подходе к герою. Новаторство Н.(содержание,темы,подход к дейст-ти, бесстрашие реализма, правдивость) обусловило новую форму. Он обратился к языку народа, прозе, публицистике. Н. создал особую поэтич.форму, которая знаменовала преодоление ром.трад. Он вносит психологизм, его хар-ры соц.типологичны: возникаютизображ.среды, проявляют себя в жизненных обстоятельствах.. народность – выражение нац.культуры, крестьянская тематика(крестьяне без идеализации). Синтез структурных особенностей прозы и поэзии, взаимоотношение образа и мысли. Черты прозаики: точная соотнесенность слова и содержания, сюжетная организация повествования, лаконизм, любовь к точной, выразительной детали. Поэтические средства: энергичный, суровый по простоте стих, преодоление искусственной гладкости стиха, тяжесть неощутима для современного читателя, бытовая разговорность, синт.переносы за пределы стиховой строки.

Лирический герой Н.А. Некрасова: Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора. Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей». Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему...борьба мешала быть поэтом, Песни... мешали быть бойцом, что он «к цели шел колеблющимся шагом,//Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли. Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек! В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призы¬вает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его - «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают зву¬чать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью... «...Не будет гражда¬нин достойный//К отчизне холоден душой...» Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо оби¬женных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И уп¬равляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ - там и стон...». И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсут¬ствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзыв¬чивость, остроумие и, главное, мужество, - этот народ терпит. Поэт негодует: Чем был бы хуже твой удел, Когда б ты менее терпел! Он в то же время увствует боль за это бесконечное терпение русское: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда... Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!.. Лирический герой и автор едины в цикле стихотво¬рений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Пи¬сареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступни¬ка» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический ге¬рой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил». «Какой светильник разума угас!//Какое сердце биться перестало!» - так сказал Некрасов о Добро¬любове. О «народных заступниках» поэт писал: Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека,Только тот себя переживет... Во многих стихотворениях поэт воспел образ рус¬ской женщины и Родины. ..коня на скаку остановит, //В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил: Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом...»), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). В формировании героя - борца, гражданина, пат¬риота - огромно активное воздействие Некрасова на современников и последующие поколения. Несомнен¬но, что Некрасов оказал влияние на поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского и других совре¬менных поэтов. Традиции Некрасова-лирика и эпиче¬ского поэта - великая школа художественного мастерства борца и гражданина. И как завет звучат слова поэта: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо вас скажет сердечное

Особенности: 1. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. В стихотворение входит история челов.жизни, не момент, не эпизод, а биография, судьба(«Тройка», «Свадьба», «Гадающей невесте», « Школьник»). Взаимодействие личного хар-ра с данными соц.условиями. герои вмешаны в сферу сознания повествователя, открыто и неприрывно оценивающего изображаемое. Эпизоды как единицы эпич.сюжета включ-ся в сюжет лирич.,образуемый последовательностью прямо оценочных словесных единиц. Субъективность: чуткость к судьбе человека из народа, умение вжиться в его участь и рассказать о ней так, что за рассказом чувствуется мысль повествователя.. это не просто рассказ, а предвидение будущего простого человека, которое вмещено в форму прямого обращения к герою. Повествование насыщено зрительными деталями, изображением жестов и вещей.2. Драматизация повествования – создание иллюзии того, что действие происходит перед читателем(зрителем). Вещные детали- Н. не рисует весь зримо внешний мир, но использует их, чтобы дать представление об опред. бытовом укладе. Н. использует простые, традиционные слова(муж-праведник, сырая могила) – слова, которые окружены густой эмоц.атмосферой. соц.объяснение биографий и хар-ов героев обусловливает содержание сцен(герой ведет себя так, потому что..) герои показаны с сложном душевном конфликте, дается столкновение хар-ов. Биография рассказывается сжато, быстро, образы не развернуты, а намечены.(«Я посетил твое клабдище» - героиня стойкая, жизнерадостная, сильная. «Тяжелый год сломил меня недуг» - вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность. В ней нет жизненной силы, отчаяние проявляется даже в жесте «она молчит, ломая руки..») н. изображает своих героинь в такие моменты, когда обст-ва с наибольшей силой обнаруживают ведущее в их х-ре. 3. Монтаж (понятие эстетики, рой картин, строго отобранных и сведенных к предельной лаканике 2-3 деталей) монтаж у Н.: одно из важнейших средств введения в лирику соц.содержания, углубления объемности лирического изображения, обогащения. Н. создает новый тип лир.стихотворения: в него входят как структурные элементы единого худ.содержания- разнородные мысли, описания, портреты, чувства.. стремление к циклизации(например, стихотворение «Вино»(3ч)- объединение законченных стихотворений в более сложные арихитект.образования. в цикле выраж.более богатое содержание и могут сущ.как элементы нового единства. 4. Прямая речь – средства воспроизведения противоречивости внутр.мира лир.героя. Ср-во введения в лирику героев, отличных от основного носителя сознания. Монолог с неплавным, прерывистым развертыванием лирич.сюжета, передающим: резкие смены настроения, крутые повороты мысли. Лирич.сюжет движется толчками, сериями, перебивающими одна другую. Монолог – это ср-во драматизации(превращает лир.излияние в сцену), сред-во хар-ки героя, не совпад. с повествователем. Функции прямой речи: ср-во воссоздания внутреннего мира героя, позволяет выразить автору прямой взгляд на изображаемое, возможность представить неск.Т.З. – жизнь представляется не в плоскостно-прямолинейной, а в объемной картине. 5. Поэтическое многолосье или несобственно прямая речь- прямая речь, кот.синт.не выделяется из авт.речи. т.о. повест-ль говорит и думает за героя. Голос основного носителя речи(повествователя) осложняется голосами героев. Введение в лир.монолог множества соц.разнородных героев при помощи чужой речи было основано на реалистическом подходе к герою. Новаторство Н.(содержание,темы,подход к дейст-ти, бесстрашие реализма, правдивость) обусловило новую форму. Он обратился к языку народа, прозе, публицистике. Н. создал особую поэтич.форму, которая знаменовала преодоление ром.трад. Он вносит психологизм, его хар-ры соц.типологичны: возникаютизображ.среды, проявляют себя в жизненных обстоятельствах.. народность – выражение нац.культуры, крестьянская тематика(крестьяне без идеализации). Синтез структурных особенностей прозы и поэзии, взаимоотношение образа и мысли. Черты прозаики: точная соотнесенность слова и содержания, сюжетная организация повествования, лаконизм, любовь к точной, выразительной детали. Поэтические средства: энергичный, суровый по простоте стих, преодоление искусственной гладкости стиха, тяжесть неощутима для современного читателя, бытовая разговорность, синт.переносы за пределы стиховой строки.

Лирический герой Н.А. Некрасова: Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора. Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей». Если сам поэт, «ненависть в душе постыдно притая», бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что ему...борьба мешала быть поэтом, Песни... мешали быть бойцом, что он «к цели шел колеблющимся шагом,//Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли. Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек! В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из этих циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призы¬вает к борьбе: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Цель его - «толпе напоминать, что бедствует народ». Даже в интимной лирике, в рассказах о трудной, горькой, порой трагической любви, не перестают зву¬чать гражданские мотивы («Зине», «Еду ли ночью... «...Не будет гражда¬нин достойный//К отчизне холоден душой...» Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо оби¬женных многие стихотворения. Некрасов, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И уп¬равляющий-немец из «Забытой деревни», и жестокий помещик из стихотворения «Родина», и чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», и не только граф Клейнмихель, но и каждый «грамотей-десятник» («Железная дорога»). Поэтому всюду слышится стон мужика: «где народ - там и стон...». И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсут¬ствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзыв¬чивость, остроумие и, главное, мужество, - этот народ терпит. Поэт негодует: Чем был бы хуже твой удел, Когда б ты менее терпел! Он в то же время увствует боль за это бесконечное терпение русское: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда... Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!.. Лирический герой и автор едины в цикле стихотво¬рений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Пи¬сареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступни¬ка» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический ге¬рой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил». «Какой светильник разума угас!//Какое сердце биться перестало!» - так сказал Некрасов о Добро¬любове. О «народных заступниках» поэт писал: Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата-человека,Только тот себя переживет... Во многих стихотворениях поэт воспел образ рус¬ской женщины и Родины. ..коня на скаку остановит, //В горящую избу войдет». И хотя Некрасов видел «убогую» и «забитую» Русь, он глубоко верил: Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Муза Некрасова чувствовала свое кровное родство со страдающим народом («Вчерашний день, часу в шестом...»), поэтому так близка она по выражению к народным песням. Восприняв эти традиции, поэзия Некрасова нередко сливается с песней, в которой «душа русского народа». Многие свои стихотворения поэт прямо называет песнями: «Песня Еремушке», «Песни о свободном слове», «Голодная», «Соленая» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). В формировании героя - борца, гражданина, пат¬риота - огромно активное воздействие Некрасова на современников и последующие поколения. Несомнен¬но, что Некрасов оказал влияние на поэзию Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского и других совре¬менных поэтов. Традиции Некрасова-лирика и эпиче¬ского поэта - великая школа художественного мастерства борца и гражданина. И как завет звучат слова поэта: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо вас скажет сердечное

Особенности творчества

[Из письма от 17.11.1853 г.] «Нервы мои ужасно раздражительны; каждая жилка танцует в моем теле, как будто у них вечный праздник. ...Приходит Муза и выворачивает все вверх дном; добро бы с какой-нибудь пользой, а то без толку, - начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, - и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу - и так, пока не угомонится сверлящая мысль». (Некрасов, 1930 с. 183-184.)
«Некрасов писал прозу, сидя за письменным столом и даже лежа на диване, стихи же он сочинял, большей частью прохаживаясь по комнате, и вслух произносил их; когда он оканчивал все стихотворение, то записывал его на первом попавшемся под руку лоскутке бумаги... Некрасов мог прочесть наизусть любое из своих стихотворений, когда бы то ни было сочиненным, и как бы оно ни было длинно, он не останавливался ни на одной строфе, точно читал по рукописи». (Панаева, 1986, с. 207-208.)

«Ни в ком другом, может быть, неумолимая сила наследственности не проявила себя с такой, скажем, насмешливою жестокостью, как в Н. Некрасове... Периодичность проявления поэтической энергии Некрасова и совпадение этого проявления с пробуждением природы весной и жизнью на охоте говорят за то, что питуитарная железа Некрасова... в значительной степени получала коррелятивную поддержку в адреналинных железах. Итак, несмотря на то, что Некрасов вряд ли чувствовал какое-нибудь духовное родство с отцом, унаследованная им от отца адреналинная гиперфункция, безусловно, играла роль в развитии поэтического его таланта». (Галант, 1927 б, с. 218,221.)

Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова

А.В.Луначарский

1. Детские годы. Гимназия (1821-1838)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788--1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. 3а малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой.

Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, --

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

(«Родина»)

Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке.

Но Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать -- Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.

Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его.

До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».

Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Однако стоило отцу куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.

Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям детства. И, уже будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить:

Все-то знакомый народ,

Что ни мужик, то приятель.

В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Учился Некрасов неровно. И это не удивительно. Ему, как и многим другим ученикам, была глубоко антипатична система образования в гимназии, да и преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать.

Читал Некрасов действительно много, хотя и довольно беспорядочно. Книги он брал в гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии.

Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет. Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю, И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное,-- вспоминал поэт,-- что ни прочту, тому и подражаю».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

2. Петербург. Начало литературной деятельности

Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.

В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей.

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки».

Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н. Н.

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, - отмечал он в «Автобиографических записях»,-- особенно повести мои, даже поздние, очень плохи -- просто глупы...».

3. Содружество с Белинским. Начало «Современника»

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомил и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта.

Некрасова многое роднило с великим критиком.

Позднее Некрасов так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

(«Медвежья охота»)

По словам Ф. М. Достоевского, Некрасов «благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его за свою жизнь».

Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.

Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие.

Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе «мужика-вахлака», который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготовлена только одна дорога -- «к кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»).

В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. В 1844-1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году -- «Петербургский сборник».

Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие -- издавать свой собственный журнал. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник». Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.

Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847 года.

4. Творчество Некрасова в 1850-е годы

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно отобразившие характерные особенности его поэтической музы.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием.

Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия -- это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Композиция сборника «Стихотворения Н. Некрасова» была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей народа. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.

Второй раздел сборника составили произведения, в которых изображены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновники, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихотворения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек».

В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необходим новый герой, что время, когда руководящая роль в общественной жизни принадлежала представителям дворянской интеллигенции, прошло, так как они оказались нестойкими в своих убеждениях и не смогли претворить слово в дело. В поэме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям:

Бедные все ей приятели-други:

Кормит, ласкает и лечит недуги.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина».)

Главной, основополагающей темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и другие.

В 1860 году «Размышления у парадного подъезда» были напечатаны в герценовском «Колоколе» (№ 61) с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворения нет возможности не поместить». Этот факт лишний раз подтверждает огромное общественно-политическое значение стихотворения Некрасова.

О народных бедствиях поэт всегда говорил с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смеет роптать на свою участь.

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

(«На Волге»)

В целом ряде своих произведений Некрасов рисует обаятельные образы деревенских ребятишек, стремится показать их непосредственную и живую реакцию на все происходящее вокруг, их гармоничное восприятие природы и жизни. Поэт не закрывает глаза на трудную жизнь детей в деревне, на то, что иной раз слишком рано приходится им приобщаться к нелегкому крестьянскому труду.

Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Глядя на них, он вспоминает и о своем детстве, проведенном в непосредственном общении с крестьянскими детьми, о грибных набегах, которые он совершал вместе с ними, о том, с каким вниманием слушали его маленькие друзья рассказы бывалых людей, наблюдали за работой мастеровых.

Некрасов писал не только о детях, но и для детей. В конце 1860-х и в начале 1870-х годов он создал два цикла стихотворений, «посвященных русским детям», куда вошли такие хорошо известные всем произведения, как «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.

5. Раскол в «Современнике». Творчество Некрасова в 1860-е годы

В одну из поездок на родину Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему «печаль свою великую» о гибели единственного сына. Ее рассказ поэт положил в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская».

По своему характеру поэма «Орина, мать солдатская» очень близка к жанру народных причитаний.

О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Некрасов пишет и в одном из лучших своих произведений 1860-х годов -- в поэме «Мороз, Красный нос». Судьба главной героини поэмы Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеряли кормильцев. Но в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки, но показать ее выносливость, величие и самоотверженность. В самом начале произведения -- подлинный гимн во славу русской женщины:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

6. Историко-революционные поэмы

Творчество Некрасова в 1868--1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники» и, наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

Работая над поэмами «Дедушка» и «Русские женщины», Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей -- «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872).

В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей -- сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями,-- в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой, В моей душе достало б сил

Не быть его рабой! Но знаю, к родине любовь

Соперница моя, И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину:

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту:

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

«Кому на Руси жить хорошо»

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни -- поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разорённые деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством,-- показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни.

Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, "не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать свое произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал в поэме все богатства устного народного творчества и живого разговорного языка.

7. «Последние песни». Болезнь и смерть

В середине 1870-х годов Некрасов заболел.

В редкие минуты, когда боль отступала, Некрасов продолжал работать. Он писал свои предсмертные стихи, названные им «Последними песнями Большинство из них было опубликовано в журнале «Отечественные записки». А в марте 1877 года из печати вышел сборник, который поэт так и назвал -- «Последние песни».

Сборник «Последние песни» -- это поэтическое завещание, в котором Некрасов как бы подводит итог своей жизни.

Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо.

Над могилой Некрасова выступили с речами много лет знавший поэта В. А. Панаев, писатели П. В. Засодимский, Ф. М. Достоевский. Все они говорили о подвиге поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа, о высоком нравственном облике покойного.

Характеристика творчества Некрасова, о творчестве Некрасова, творчество некрасова, некрасова творчество



Что еще почитать