(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Архитектурные стили от античности до периода Возрождения.



Стили в архитектуре и время (часть 1)

Стили в архитектуре. Понятие стиль идёт от инструмента – острой костяной палочки, которой писали по дощечке, покрытой воском, в Древнем Риме.

Традиционно изучение стилей начинается с искусства Греции периода архаики VIII века до РХ. Но при более глубоком изучении искусство Греции - это производное от культуры Египта, которое начинается с XXIV века до РХ.

Египет дал человечеству и, в первую очередь, Греции понятия о пропорциях человеческого тела, о геометрии, математике, астрономии и медицине. Этими знаниями обладали жрецы-архитекторы Древнего Египта.

В июле 1798 года в Египетском походе Наполеона I, кроме армии, было около 200 ученых и 50 архитекторов, которые делали обмеры и акварели памятников архитектуры. В наше время вышел альбом этих акварелей, где мы можем видеть первоначальные дорические и очень похожие на коринфские капители.

В настоящее время существует пять основных стилей: дорический, ионический, коринфский, композитный и тосканский. Все они различаются, в первую очередь, пропорциями отношения нижнего диаметра колонны к её высоте:

• дорический – 1:5, 1:7;
• ионический – 1:9, 1:10;
• коринфский – 1:10, 1:11;
• тосканский – 1:10, 1:12.

Колонна состоит из капители, ствола и базы. Капитель же, в свою очередь, из абаки (верхняя плита) и эхина (подушки). Ствол в классических колоннах во всех ордерах каннелирован, но в XIX веке в стиле ампир, особенно в России, ствол был гладким.

Самый тяжеловесный – дорический ордер (1:5, 1:7). Абака – прямоугольная или квадратная плита. Эхин похож на плоское блюдце. Ствол - с широкими каннелюрами и тонким ребром, базы нет.

Дорический ордер появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племён и распространился по материковой Греции и в западных колониях Южной Италии и Сицилии, известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V века до РХ. Ордер лаконичный, мужественный, монументальный (храм Посейдона в Пестуме, Парфенон).

Вообще архитектура – это очень дорогое удовольствие.

Акрополь греки построили во время правление Перикла (444-427 гг. до РХ), после победы над персами. Стоимость строительства Парфенона равна стоимости трёх персидских войн.

Ионический ордер (1:10) возник одновременно с дорическим. Этот стиль доминировал в ионических землях на побережье Малой Азии и на Эгейских островах.

Главными чертами ионического ордера были легкость пропорций, утончённость более расчленённых форм. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте. Этот ордер дал название одному из морей, омывающих Грецию - провинцию Иония. Само слово переводится с греческого как «яйцо».

Абака изящная, тоненькая, с орнаментом «болотником». Эхин имеет две волюты и три ионика в половинке скорлупы ореха. На границе со стволом астрагал. Ствол имеет 24 каннелюры (каннелюра происходит от слова «канал»). База имеет два валика и между ними скоцию и заканчивается квадратным плинтом.

Два ордера смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах и Эрехтейон в Афинском акрополе.

Третий из греческих ордеров – коринфский (1:10, 1:12). Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из ионического. По сведениям Витрувия, афинским скульптором Каллимахом Коринфский ордер получил своё дальнейшее развитие в римской архитектуре. Витрувий считает, что данный ордер имитирует «стройность девушки».

Плоскости абаки изогнуты внутрь. Волюты эхина также в плане изогнуты. Ниже волют находится корзина из трёх рядов аканфовых листьев (аканф – медвежья лапа – широколистный кустарник, растёт в Греции и Италии). Фуст колонны (или ствол) также каннелирован (24 шт.). Каннелюра вверху и внизу заканчивается «ложкой». База такая же, как у ионической капители, но бывает не два валика, а три. Самые ранние примеры его использования встречаются в храме Аполлона Эпикурия в Бассах (430 г. до РХ) и памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до РХ), храме Весты в Риме.

Забавный случай был с Матвеем Казаковым при строительстве зала Дворянского собрания – Колонного зала дома Союзов. Трудно было мастеру объяснить лепщикам, что такое аканфовый лист и капители коринфские сделали с дубовыми листьями.

В титаническом труде Андрео Полладио существует около 15 коринфских капителей – обмеры античных храмов Греции и Рима.

На полукруглом фасаде театра Марцелла (13 г. до РХ) (посвящён памяти внука Августа – Марцелла) было три яруса арочных галерей, обрамлённых полуколоннами. Внизу дорическими, в следующих ярусах ионическими и коринфскими. Сочетание арочных конструкций и ордера характерно для Рима. Тосканский Ордер (1:10) является первоначально этрусским вариантом дорического ордера. В отличие от дорического, в тосканском ордере колонны имеют базу и высокую капитель и не имеющий мутул карниз.

Стили в архитектуре. Композитный ордер соединил лиственный венец коринфского ордера с ионической волютой. Композитный ордер впервые применён в арке Тита. Это излюбленный Римский ордер.

Особенно ярко эта система использована в строительстве Колизея, который был заложен императором Веспасианом в 70-м году как подарок городу Риму. Он был открыт его сыном Титом в 80 году, а закончен Доминицианом. Сооружение весьма традиционно в плане и декоре, 188*156 метров делают его уникальным. Амфитеатр имел три яруса арок и четвёртый, прорезанный небольшими окнами. По традиции в нижнем ярусе располагались тосканские полуколонны, затем ионические, а в третьем коринфские. Пилястры четвертого этажа – пилястры коринфские.

Древний Рим, Рим эпохи Империи, не только завоёвывал страны вокруг Средиземного моря, назвав его Римской лужей, но и учился у завоёванных стран. В римской архитектуре появились арки и своды. В римском Сенате говорили на греческом. Римские ораторы учились своему искусству в Афинах. Большинство греческой скульптуры дошло до нашего времени в римских копиях.

Как всякое гигантское государство, Римская Империя сначала разделилась на две: Западную и Восточную, а потом на небольшие государства – государства современной Западной Европы.

При императоре Константине произошло два важных события, которые изменили дальнейший ход развития архитектуры в Риме. В 313 году император признал христианство и сам стал христианином, а в 330 году он сделал Константинополь своей столицей. Поздняя империя (306-340 гг.) стала переходом от Рима к Византии.

Эпохой наивысшего расцвета Византийской Империи был VI век – время правления Юстиниана (527 – 562 гг.). Собор св. Софии – самый грандиозный и выдающийся памятник византийской архитектуры. Строителя собора – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В 558 году, через 20 лет после завершения работ, купол собора упал, но в 563 году он был восстановлен.

Построенный из кирпича, без украшений снаружи, храм массивен и аскетичен. Просторный интерьер собора пронизан светом. Купол, диметром 32,6 метра парит в воздухе. Мозаики покрывали стены, купола, полукупола, своды простым орнаментом с изображением крестов и листвы. Центральный купол покрыт одноцветной золотой мозаикой.

Стили в архитектуре. Византийская архитектура дала сильный импульс развитию соборной архитектуры в России. После крещения Руси в 10 веке к нам перешло и архитектурное искусство, иконопись, письменность.

В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. В 1261 году был освобождён Михаилом VIII Палеологом, и последующий двухсотлетний период (1261 – 1453 гг.) был назван палеологовским. В 1453 году Константинополь был захвачен турками османами, и империя погибла. На архитектурную арену выступает исламская архитектура. В 570 году в Мекке родился Мухаммед и умер здесь же в 632 году.

Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор – всё ассоциируется с исламским стилем.

В 755 году династия Омейадов основала на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица – Кордова, где была построена самая большая мечеть в Испании (786 – 796 гг.). К этому времени все страны на южной части Средиземного моря подчинились арабской цивилизации. Арабская архитектура распространилась на восток до Индии.

Цитадель и резиденция эмиров Гранады – Альгамбра – была построена на вершине холма и отделена от города рекой.

Постройки группируются вокруг двух дворов с аркадами, водоёмами и фонтанами. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Альгамбра – блестящий пример дворцовой архитектуры.

После 5 века н.э., в котором Западная Римская империя была покорена германиками, до 15 века развитие изящных архитектурных стилей имеет десятивековую остановку. В это время идёт развитие грубого, тяжеловесного романского стиля.

Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к XI – XII векам, когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Характерные романские черты: круглые арки, своды, обилие декора.

Стили в архитектуре. Соборы имеют обычно пять нефов с трансептами и капеллами. В плане латинский или греческий крест. Романский стиль имеет свои разновидности во Франции, Германии, Испании, Англии, Италии. За романским стилем, начиная с XII века до 1530 года, возникает готический стиль. Для него характерны здания с подчёркнутыми вертикалями, облегчёнными стенами, освещёнными через большие окна, застеклённые цветным стеклом. К XII веку готический стиль полностью освободился от влияния романского. К этому стилю относятся знаменитые соборы в Праге, Вильнюсе, Риге, Париже, Гамбурге, Лондоне, Бургосе, Лиссабоне.

В Венеции собор св. Марка вобрал в себя три стиля: Византийские базилики, романские арки с элементами готики. Собор очень долго строился. В нём отражена мощь государства Венеции. На верхней площадке собора квадрига – дань Константинополя. Эта квадрига украшала ипподром Константинополя. Столбы романских арок все очень разностильные, но одной высоты – это дань покорённых городов.

После готического периода развития архитектуры в Европе в XV веке наступает эпоха Возрождения. Центром этой эпохи была Флоренция. Территория Флоренции сравнительно небольшая, а великих художников и архитекторов огромное количество.

Во Флоренции XV века процветали: торговля, ремесла, наука и искусство. Правил в это время род Медичи. Лоренцо Медичи создал академию искусств, где учился и стал мастером Микеланджело Буонарроти(1475 – 1564). Род Медичи был не только покровителем искусств, но из этой семьи вышли Лев X – Папа Римский и Екатерина Медичи – Французская королева.

В начале XV века Флоренция процветала, а на развалинах римских форумов паслись коровы.

Стили в архитектуре. Первый художник, который стал профессиональным архитектором, был Филиппо Брунеллески ( 1377 – 1446 г.)

Разделение произошло после того как Филиппо Брунеллески проиграл конкурса модильоны для дверей флорентийского баптистерия в 1401 году. Конкурс выиграл Лоренцо Гиберти, барельеф которого был легче на 20 кг. Расстроенный Брунеллески с приятелем, скульптором Донателло, пошли пешком в Рим, где Донателло изучал скульптуру, а Брунеллески по древним развалинам изучал искусство римской архитектуры. В 1420 г. Брунеллески поручили строительство самого большого купола в то время, для собора Санта Мария дель Фьори во Флоренции

Брунеллески создал учения о перспективе при помощи которого можно было создавать на плоскости иллюзию пространства. Все великие художники были одновременно и архитекторами.

Сохранились планы собора св. Петра в Риме Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти (несколько лет он был главным архитектором на стройке собора). Купол собора св. Петра спроектировал и сделал макет Микеланджело Буонарроти. Появились свои теоретики ( Виньола, Альберти). В последнем периоде Возрождения (XVII век) много построил и написал свой трактат об архитектуре Андреа Палладио. В Италии строили больше по трактату Виньолы, а в Англии по Палладио.

Микеланджело был родоначальником стиля барокко, отличительная черта которого разорванный фронтон. Первое применение в библиотеке Лауренциана во Флоренции (1524 г.)

Окончание во второй части статьи
Архитектор и художник. Доцент кафедры рисунка МАрхИ.
Чивиков Е.К.




Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру