(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Архитектурный декор: лепной декор как украшение здания и его интерьеров



Архитектурный лепной декор

Теремной дворец в Кремле

История архитектурного декора самым тесным образом связана с историей русской архитектуры и изобразительного искусства. Время распространения лепного декора в русской архитектуре ограничено четкими хронологическими рамками – XVIII – начало  XX в. В советской архитектуре он применялся лишь в период интенсивного освоения классического наследия, а именно в 1930-1950 г.г.


Лепной декор – относительно второстепенный элемент архитектурного убранства зданий. И, тем не менее, он красноречиво отражает историческую эпоху, ее идеи и эстетические идеалы. В Древней Руси были неизвестны штукатурка и лепной декор, иными были в ту пору принципы декорирования зданий и сюжетика украшений. В Древней Руси, как и в искусстве других народов, исповедовавших православие, скульптура и скульптурный декор практически не получили распространения. Единичные исключения лишь подтверждают правило. К их числу относится богатый белокаменный резной узор Владимиро-Суздальского княжества. Не получила в Древней Руси распространения и круглая скульптура, то есть имеющая самостоятельный объем, не связанный непосредственно с фасадной плоскостью. В целом древнерусскому зодчеству остается чуждым применение не обусловленного и не вытекающего непосредственно из особенностей архитектурно-конструктивной формы архитектурного декора. Положение начинает меняться лишь в XVII в. на рубеже культурного перелома петровских преобразований,  в это время убранство зданий начинает развиваться в русле нового, светского искусства, происходит процесс так называемого «обмирщения». В зодчестве «обмирщение» ранее всего обнаруживает себя в размахе каменного гражданского строительства – в увеличении пышности его убранства, в изменении облика храмов, приобретающих светскую нарядность, жизнерадостность и изукрашенность, в том, что стало обозначаться характерным термином – узорочье. Причем в узорочье храмов середины XVII в. преобладают архитектурные мотивы, а резьба занимает подчиненное место, да и то в немногих постройках (Теремной дворец в Кремле, церковь Троицы в Никитниках), то в нарышкинском барокко получает распространение богатый резной декор из белого камня. Он выглядит очень эффектно на фоне красных стен – нарышкинские храмы сооружались в основном из красного кирпича (Собор бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе,  церковь в Уборах, Успенский собор в Рязани). В некоторых случаях белый камень употреблялся не только для декоративных элементов, но и для облицовки стен (церковь Троицы в Троицком-Лыкове, ныне район Строгино). Белокаменные, украшенные богатой резьбой элементы подчеркивают основные объемы и членения, выявляя логику и закономерности композиционного построения зданий. Орнаментальные и растительные мотивы – завитки, волюты, картуши, фрукты – украшают поверхности своеобразных декоративных ограждений – парапетов, венчающих каждый из ярусов этих многоярусных храмов. Другой архитектурный элемент, обильно украшенный резьбой, - витые или цилиндрические колонки. Они располагаются на углах сооружений, окаймляют окна и входы в храм. Прежде чем попасть на фасад зданий, аналогичные колонки, но только деревянные, покрытые позолоченной резьбой, получили распространение в интерьерах в качестве одной из основных составляющих конструкций многоярусного иконостаса


Собор бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе Кариатида поддерживали выступающие части фасадов. Церковь Троицы в Никитниках



Цилиндрическая колонка. Триумфальная Арка на Поклонной горе. Церковь Троицы в Троицком-Лыкове

На рубеже XVII-XVIII  вв. употребление богатого резного архитектурного декора становится одним из наиболее характерных и ярких признаков. Новые мотивы и новые приемы расположения декора на фасадах зданий, прежде всего культовых, представляют частное выражение общего культурно-исторического движения. Особенности храмов нарышкинского барокко связаны с ростом светских тенденций в архитектуре, в частности сходство с дворцовыми сооружениями: зачатки этажности, увеличение размеров и регулярность расположения окон, фасадов.

В соответствии со светским характером русской культуры XVIII - начала XX в. наибольшую распространенность получают восходящие к античным источникам мотивы, утверждающие радость земного бытия, величие и могущество:  львиные, мужские и женские маски, венки, гирлянды, растительный и геометрический орнамент, декоративные завитки. Они нередко дополнялись сюжетными композициями аллегорического содержания. Фасады триумфальных арок  украшали воинские доспехи, знамена, летящие фигуры Славы. Атланты и кариатиды поддерживали выступающие части фасадов, балконы, эркеры.

1730-1760 гг. – время господства в архитектуре стиля барокко. Строгой, сдержанной, отмеченной рационализмом архитектуре петровского времени теперь противостоят прямо противоположные черты. Фасады зданий, выстроенных в стиле барокко, украшают богатые, сложной формы наличники, декоративная лепнина – маски, растительный орнамент. Лепной декор используется широко и разнообразно: скульптурные детали то размещаются в поле наличников и фронтонов, внутри их, то свободно, по плоскости стены, нарушая строгие прямые линии архитектурных членений и форм. Сочетание регулярности со свободной импровизацией составляет особенность и придает очарование памятникам барокко. Декор обилен, нередко буен, могуч. Но эти буйство и свобода подчинены главным ритмам, которые определяются мощью колонн и масс зданий.

1770-1830 гг. – широкое распространение стиля классицизм. Наиболее яркой особенностью архитектурного декора этого стиля является архитектоничность, иначе говоря, последовательное подчинение логике архитектурной композиции, основным архитектурным формам и членениям. Декору классицизма чужды «вольность» и избыточность барокко. Подчиненность архитектурному замыслу и каноничность расположения лепного декора на фасадах достигают своего апогея. Архитектурный декор размещается в строго определенных, «узловых» местах композиции фасада. Скупость и продуманность употребления чрезвычайно повышают роль отдельной декоративной детали, заставляя каждую из них смотреться подлинной драгоценностью.

Храм Христа Спасителя, до начала XX-го века.

Политехнические музей.

На смену классицизму пришла архитектура 1830-1890 гг., суммарно обозначаемая термином «эклектика». В ней различают два этапа. Первый  30-60 гг. известен под названием «романтизм», постройки этого времени, особенно жилые, характеризуются скромностью и почти полным отсутствием лепнины. На фасадах преобладает архитектурный декор – мелко профилированные междуэтажные тяги и карнизы, такие же мелко профилированные, вторящие форме оконных и дверных проемов наличники. Второй – «историзм» 1870-1890 гг. в это время придается первостепенное значение обращение к опыту средних веков – к византийской, романской и готической архитектуре, к древнерусскому зодчеству, а также к народному искусству. Происходит второе рождение, открытие неклассической (в первую очередь отечественной древнерусской) архитектуры. Разностильность архитектуры середины и второй половины XIX в. (т.е. широкое использование на равных основаниях архитектуры разных эпох в противоположность недавнему использованию ордерных) – еще одно выражение типичного для эклектики принципа равнозначности, не менее характерное, чем увеличение роли архитектурного декора. Сооружения, особо важные с идеологической точки зрения, неизменно проектируются в «русском стиле» (Храм Христа Спасителя, Исторический и Политехнические музеи). Гражданские здания (банки, магазины, институты, доходные дома) – в классических стилях, главным образом используя  формы и декор разных оттенков ренессанса и барокко. В результате основная масса сооружений второй половины  XIX в. оказывается выстроенной в формах классических стилей и украшенной архитектурным декором.


Исторический музей






Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру