(926) 312-82-93

Новый камень
реставрационное производственное объединение.
Искусственный камень, архитектурный декор, лепной декор и реставрация.

> Скульптура и пространство



Скульптура и пространство

Развитие скульптурной формы начинается с самых элементарных соотношений объема с пространством и безусловно приводит к очень сложным, так, что возникает картина медленного, упорного завоевания объемом пространства.

Древнейший тип памятника, возникший еще в эпоху неолита – менгир являет именно такую простейшую форму: каменную глыбу, ограниченную от внешнего пространства замкнутыми поверхностями.

Следующий шаг в процессе завоевания объемом пространства – это возникшие в разное время древние идолы, каменные «бабы» Кубани и Сибири, изваяния острова Пасхи и др.

Дальнейшее развитие пластического объема мы видим в изысканных, благородных и покоряющее прекрасных образцах скульптуры Древнего Египта. Именно такова скульптурная группа, вырезанная из дерева не известным нам замечательным египетским мастером, - супружеская чета: жрец Рахотеп и Раннаи. Особенность их объемного выражения: пластическая моделировка тела египетской статуи и ее пространственная ориентация строго подчинены четырем фасадам – переднему, заднему и двум боковым. От этого возникает впечатление, что вся группа жреца и жрицы будто хранит на себе след формы кубического блока, из которого они были вырезаны. Эта пластическая «несвобода» сохранилась в египетской скульптуре на протяжении четырех тысячелетий ее существования.

Решительный переворот в эстетических оценках произошел в искусстве классической Греции в V веке до н.э. Незыблемая прочность и постоянство камня подчинились воле скульптора, и канон монолита уступил место новому канону свободного объемно-пространственного воплощения человеческого тела.

Шедевр греческой скульптуры – Афродита Милосская – выражает этот новый пластический идеал и как бы венчает собой первый этап эволюции скульптурной формы. Словно цветок, пробивающийся из твердой замкнутой оболочки бутона, «расцвела» объемная человеческая фигура, освобожденная из монолита блока, чтоб вольно расправить в пространстве свои освободившиеся от плена формы. Объемы фигуры Афродиты подчиняются плавному изгибу слегка повернутого и несколько отклонившегося назад торса.

Полная свобода пластической формы в пространстве не определяется только трехмерностью, она потребовала округлости. Тогда в любой точке округлой поверхности становится одинаково ощутима упругая, словно распространяющаяся изнутри пластическая энергия. Она равномерно, как оболочку шара, наполняет все сложные криволинейные поверхности скульптурного объема. Внешнее пространство словно отступило под напором этих упругих сил, и пластическая форма обрела свободу. Именно она придает образу естественность живого существа.

Воплощение живого в мертвом, - живой жизни в неподвижном камне, дереве или глине, - вот подлинная цель скульптуры.


  1. Аллея менгиров в Карнаке. Франция. Неолит.
  2. Жрец Рахотеп и жрица Раннаи. Египет. Нач. XV в. до н.э.
  3. Афродита Милосская. Греция. II в. до н.э.



Вернуться к списку статей


© 2007-2015 г. Москва, архитектурно-производственная фирма «РПО «Новый Камень» (New Stone Ltd.) 
Все права защищены. При копировании материалов указание источника - www.MStone.ru - обязательно.

Продвижение - Roygbiv.

PR-CY.ru Новый Камень, РПО в оптовом православном магазине Ризница.ру