Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности. й год в судьбе россии

Глава 4 Цивилизационный выбор

Напомним, что понятие цивилизации мы связываем с базовыми принципами, на основе которых консолидируется государственность, реализующими их институтами, а также с иерархией этих принципов и институтов. В первом осевом времени государственность консолидируется силой, законом и верой, воплощаемыми в институтах верховной власти, суде и церкви.

Для государств, возникших в последние полторы тысячи лет, траектория цивилизационного движения задавалась исходным выбором мировой религии. Когда складывалась киевская государственность, выбирать можно было только из готового; времена радикального религиозного новаторства уже миновали (что не исключало, разумеется, возможности радикального реформирования созданного). Предпочтение, отданное Русью греческому христианству, диктовалось целым рядом объективных обстоятельств, но, скорее всего, стало результатом осознанного выбора между различными вариантами, которые, судя по дошедшим до нас свидетельствам, в Киеве рассматривались и обсуждались.

Западные хроники зафиксировали миссию епископа Адальберга, посланного на Русь уже упоминавшимся германским императором Оттоном Великим во времена правления княгини Ольги. Об интересе к Киеву свидетельствуют и более поздние приходы римских послов к предшественнику Владимира на киевском столе Ярополку, а также дипломатические сношения с Римом самого Владимира. В арабских источниках есть сведения о посольстве Владимира в Хорезм с разговорами о желании Руси принять ислам и о посольстве на Русь имама для ее обращения в эту веру 45 . Тесные контакты с хазарами позволяют считать вполне вероятной и миссионерскую проповедь на Руси иудаизма.

Поэтому нет достаточных оснований ставить под сомнение летописное предание о том, что Владимир выбирал веру, рассмат-

45 Записки Восточного отделений Императорского русского археологического общества. СПб., 1896. Т. IX. С. 262-267.

ривая разные варианты. Описание посольств с проповедью разных вероисповеданий и встречных миссий от киевского князя (чтобы посмотреть «кто како служит Богу»), скорее всего, в специфической форме трактует реальные события и процессы. Напомним еще раз, что принятие именно греческой веры имело такой очевидный минус, как вытекавшая из него духовная зависимость от Константинополя. Поэтому у киевского князя был очевидный резон рассмотреть все возможные варианты.

Если же говорить о причинах и мотивах сделанного цивили-зационного выбора, то принятие христианства по византийскому обряду в определенной степени диктовалось более ранним выбором князя Олега. Перенесение княжеского стола из ориентированного на Балтику Новгорода в ориентированный на средиземноморскую систему Киев географически и культурно приближало Русь именно к Византии, воплощавшей в те времена мощь древней государственности и блеск великой цивилизации 46 . Мир западного римского христианства и мир ислама находились существенно дальше; торговые, военные и политические связи с ними были менее значимыми. Да и для самих этих миров Русь была слишком отдаленной периферией – качественно иной и малоактуальной.

Правда, и в Константинополе Русь воспринималась отнюдь не как основной ареал культурного воздействия, а как варварская периферия цивилизованного мира, отделенная от Византии морем, степями и неделями пути. Но учитывая более тесные связи Руси с Византией, чем с другими центрами мировых религий, последняя больше, чем другие, была заинтересована в предоставлении Киеву своих культурных и цивилизационных ресурсов.

Главный вопрос, однако, состоял в том, какие ресурсы сама Русь готова была взять и способна освоить. Заимствование религиозной составляющей какой-то цивилизации – это еще не цивилизационный выбор, не вхождение в данную цивилизацию. Потому что своеобразие любой цивилизации определяется, повторим, не одной лишь верой и ее церковной институционализацией, а сочетанием веры с двумя другими государствообразующими принципами – силой и законом, тоже институционально оформленными.

Осознав ограниченность консолидирующего потенциала военной силы, Рюриковичи решили увеличить этот потенциал

46 Подробнее см.: Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. №4.

заимствованной единой верой и учреждением христианской церкви по греческому образцу. Но само по себе такое заимствование, превращая Русь в христианскую страну, не превращало ее в составную часть восточно-христианской цивилизации. Можно сказать, что она оказалась в некоем промежуточном пространстве между варварством и этой цивилизацией. Здесь – истоки ее дальнейших многовековых поисков своего собственного, самобытного цивилизационного качества, вдохновляющих многих и сегодня.

Мы не знаем, какую роль в выборе князем Владимиром греческой веры сыграл тот образец взаимоотношений между императором и церковью, который русские могли наблюдать в Византии. Но в любом случае он вполне соответствовал целям Рюриковичей. Властные полномочия, сдвинутые в сторону императора (в отличие от Западной Европы, где они были сдвинуты в сторону главы церкви), – это была едва ли ни самая пригодная для них модель из всех возможных. Формально русский князь не мог получить полномочий, равновеликих императорским,- русская церковь подчинялась константинопольской. Однако его влияние на церковные дела было значительным, а церковные иерархи видели в сакрализации княжеской власти одну из важнейших своих задач. Но этого было недостаточно, чтобы Русь обрела цивилизационное качество Византии.

При архаично-родовой организации власти новая вера могла увеличить легитимационный ресурс силы, но была не в состоянии обуздать или хотя бы смягчить произвол силы в борьбе за власть и ресурсы. В Византии, правда, он тоже не был обуздан. Заговоры и государственные перевороты преследовали ее на протяжении всей ее более чем тысячелетней истории. Императорские династии насильственно обрывались и сменялись там десятки раз. Но Византия, унаследовав староримский принцип властвования (правит достойнейший или, что по сути то же самое, – сильнейший) и не сумев распространить на престолонаследие принцип правовой (власть получает законный правитель), не в последнюю очередь именно по этой причине и пала. Просуществовать же так долго ей – тоже не в последнюю очередь – удалось и потому, что с IX века императоры обрели право самим выбирать себе наследников. Это упрочило династически-семейный принцип престолонаследия, но непререкаемой нормой он в Константинополе все-таки не стал: династии по-прежнему насильственно прерывались, хотя и намного реже, чем раньше. При утвердившемся же на Руси династически-родовом правлении и отсутствии в ней вышколенной, иерархически организованной и централизованно управлявшейся византийской бюрократии, равно как и единой и подчиненной верховному правителю армии, династически-семейный вариант преемственности власти не мог укорениться даже в той мере, в какой он прижился в Константинополе.

Этот вариант будет освоен Русью – в лице московских государей – только к концу XV столетия. Однако и при них он станет лишь не строго соблюдавшимся обычаем, а не фиксированной правой процедурой. Что касается ее распространения на другие сферы государственной практики, то византийские образцы окажутся Московией не воспринятыми вообще. Законность как универсальный принцип упорядочивания жизни будет даваться стране труднее, чем какой-либо другой. Поэтому она, даже создав и упрочив свою государственность, будет оставаться в промежуточном состоянии между цивилизацией византийского типа и варварством, что, в свою очередь, и станет мощным (не обязательно осознаваемым) стимулом в поисках своей цивилизационной особости и уникальности.

Использование надзаконной силы превратится в Московской Руси в монополию государственной власти, ставшей централизованной, причем христианская религия будет нередко выступать как средство оправдания и легитимации произвольных силовых акций. Но отдаленные истоки этой практики можно обнаружить уже в киевский период, когда Рюриковичи осуществляли свой цивили-зационный выбор, заимствовав у греков веру и институт церкви, не заимствуя универсальный принцип законности и институт самостоятельной судебной власти с профессиональными судьями (в Киевской Руси судебные функции осуществлялись самими князьями).

Идеологическое возвышение веры (благодати) над законом, осуществленное митрополитом Иларионом, свидетельствовало о неготовности тогдашней Руси освоить цивилизационное качество Византии и изыскать способы компенсации этой неготовности. Но путь, намеченный Иларионом, не вел и к обретению какого-либо иного цивилизационного качества. Опыт покажет, что вознесение веры над законом в реальной политической практике равнозначно легитимации союза веры с надзаконной силой.

Цивилизационный выбор князя Владимира был выбором не только определенного вектора развития (византийского), но и определенного способа вхождения в цивилизацию. Мировая история знает три таких способа, посредством которых народы, находящиеся на периферии уже сложившихся цивилизаций, осваивают достижения последних. Вариант, на котором остановился киевский князь, заключается в избирательном заимствовании отдельных элементов зрелой цивилизации и их постепенном приспосабливании к сложившемуся жизненному укладу без существенного влияния на другие его компоненты. На этом пути, как свидетельствует о том и опыт Киевской Руси, страну поджидает множество проблем, которые могут оказаться для нее неразрешимыми, не говоря уже о том, что он, как правило, обрекает ее на цивилизационную вторичность и периферийность.

Второй способ – завоевание территории развитого государства и последующее присвоение-освоение его достижений по праву победителя. Стратегические преимущества данного способа хорошо видны на примере сокрушивших и захвативших рим германских племен: соединение их нерастраченной жизненной силы с культурным наследием античности и духовным потенциалом христианства дало на выходе современную западную цивилизацию. Не исключено, что идеей силового захвата ближайшего цивилизационного центра руководствовался и отец Владимира Святослав, двинувшийся на Балканы в соседнюю с Византией Болгарию: в случае ее завоевания открывалась бы перспектива овладения и Константинополем. Не исключено также, что такой план существовал первоначально и в голове самого Владимира – преемники неудачливых правителей очень часто пытаются утвердиться, добившись того, что у предшественников не получилось. Но если такой вариант и рассматривался, то он – при наличных ресурсах – был признан нереализуемым. Владимир выбрал первый способ, предполагавший периферийное цивилизационное развитие со всеми его будущими трудностями, о которых креститель Руси догадываться не мог. Однако применительно к конкретным обстоятельствам ее государственного становления иной выбор даже задним числом наметить и обосновать непросто.

Между тем сбои, неизбежные при таком варианте цивилизационного развития, в истории нередко сопровождаются его трансформацией в третий вариант, который, в отличие от двух первых, принудительно навязывается внешней силой более жизнеспособных государств. Для Руси такой силой стала Золотая Орда, сама находившаяся в состоянии между варварством и цивилизацией. Но в монгольский «инкубатор» страна попала уже с определенным культурно-цивилизационным заделом, который был накоплен ею благодаря первоначальному выбору Владимира и который, дозревая в этом «инкубаторе» до независимой государственности, ей удалось сохранить.

Принятие Русью христианства сопровождалось не только утверждением церковной иерархии во главе с киевским митрополитом и строительством церквей и монастырей, т.е. формированием важнейших институтов первого осевого времени. В страну пришли письменность и письменная культура, возникли библиотеки, складывался слой ценителей книги. Строительство храмов и монастырей создавало предпосылки для формирования отечественной архитектурной и иконописной традиции, а в самих монастырях возникала школа летописания. Культура митрополичьего двора оказывала влияние на княжеский двор и военно-политическую элиту; митрополит стал обязательным советником князя. Все эти и другие традиции, заложенные в течение киевского периода, укоренились настолько глубоко, что монголы вынуждены были с ними не только считаться, но и небезуспешно пытались на них опираться. Однако при всех благотворных последствиях сделанного цивилизационного выбора фактом остается и то, что освоение византийского опыта было дозированным и избирательным.

Заимствование одного из базовых принципов византийской цивилизации и соответствующих ему институтов при идеологическом отмежевании от другого ее принципа (юридической законности) обернулось позитивными сдвигами в культуре, но на собственно цивилизационном развитии страны сказалось незначительно. Тем самым был задан вектор дальнейшего развития самой культуры, предопределивший в какой-то степени ее позднейшую самодостаточность при слабой способности материализоваться в развитую цивилизацию. И хотя впоследствии выбор князя Владимира будет корректироваться, общего исторического маршрута это принципиально не изменит.

Краткое резюме Исторические результаты первого периода

Под историческим результатом здесь и в дальнейшем мы будем понимать две его составляющие. С одной стороны, это перемены, ставшие в долгосрочной перспективе необратимыми, проложившие русло дальнейшего развития, предопределившие его характер и направленность. С другой стороны, это не развязанные старые или вновь созданные проблемные узлы, оставленные будущим поколениям.

Начнем с позитивных результатов.

1.В киевский период произошел переход из догосударственного состояния в раннегосударственное. Прежняя локально-племенная организация жизни была культурно и исторически преодолена. Возникли первый институт государственного типа в лице киевского князя и центр государственной власти со столицей в Киеве. В доваряжский период племена, населявшие территорию будущей Руси, не знали ни идеи общей надплеменной власти, ни идеи государственного городского центра как местопребывания этой власти. Поэтому киевский период без всяких преувеличений может быть охарактеризован как время прорыва из предыстории в историю на подчиненной варяжским князьям территории.

2. Начался трудный поиск – больше стихийный, чем сознательный – способов трансформации наличной догосударственной культуры в культуру государственную и их синтеза. Был осуществлен переход от идеи княжеской власти, основанной исключительно на праве силы, к идее легитимации власти (не только в центре, но и на местах), наследуемой по праву рождения. Доосевая абстракция монопольно правящего рода была исторически тупиковой, но она позволила ввести в догосударственное сознание и закрепить

в нем династический принцип легитимации государственных институтов, консолидирующих большие общности, границы которых несопоставимо шире границ родоплеменных. Абстракции «Русь», «Русская земля» формировались именно на этой культурно-политической основе.

3. Принятие христианства при князе Владимире стало началом вхождения Руси в первое осевое время. Абстракция христианского Бога содержала в себе культурно-символический потенциал, позволивший значительно продвинуться по пути построения государства и создававший значительный задел для будущего развития. С принятием христианства на Русь пришли письменная литература, появились письменные своды законов, а главное – в жизнь страны вошел важнейший принцип первого осевого времени (единая вера) и соответствующий ей институт (русская церковь).

4. Заимствование христианства стало историческим поворотом от варварства к цивилизации, который позволил становящемуся государству стать сильным самостоятельным игроком на международной сцене, обеспечил резкий рост его престижа и влияния в Европе того времени. Цивилизационный выбор Рюриковичей предопределил исторический маршрут страны на столетия вперед. В дальнейшем ее цивилизационные стратегии корректировались и даже радикально изменялись, как это произошло, например, при Петре I, однако потом первоначальный выбор князя Владимира снова обретал идеологическую и политическую актуальность. Решению встававших перед Россией новых проблем такая актуализация, как правило, способствовала мало, цивилизационные проекты, на ней основанные, долговременной жизнеспособности не обнаруживали. Однако речь в данном случае идет не об эффективности цивилизационной традиции, а об ее устойчивости, проявлявшейся независимо от ее эффективности или не эффективности.

5. В киевский период были открыты каналы для развития и мобилизации индивидуальных личностных ресурсов в государственную и иные сферы деятельности. В родоплеменных общностях реализация этих ресурсов блокировалась архаичным коллективизмом, исключавшим проявление индивидуально-личностного начала. С вокняжением Рюриковичей появился широкий спрос на людей, готовых и способных посвятить себя войне. Княжеские

Дружины создавали пространство для карьеры, родоплеменным общностям – при нерасчлененности в них функций пахаря и воина – неведомое. С княжеских дружин начиналась российская армия. Каналами мобилизации личностных ресурсов становились и выделявшиеся из архаичных общностей другие специализированные виды деятельности (торговая и ремесленная), а с принятием христианства и деятельность церковная.

Таковы основные исторические достижения Рюриковичей в киевский период отечественной истории. Но эти позитивные результаты оказались недостаточными для устойчивого развития – на данном этапе оно обнаружило свою тупиковость и в конечном счете обернулось катастрофой. Решающую роль сыграли непреодленные старые или возникшие в ходе государственного строительства новые негативные факторы.

1. Наложение зарождавшейся государственной культуры на догосударственную не могло обеспечить культурную и политическую интеграцию древнерусского социума. Население, которому власть князей почти на всех территориях первоначально была на вязана силой, было не в состоянии глубоко осознать ценность государственности и почувствовать ответственность за нее. Даже признав необходимость княжеской власти для обеспечения безопасности от внешних угроз и наделив сакральным статусом княжеский род, оно продолжало мыслить интересами и проблемами замкнутых локальных миров, а не большого общества в целом.

Это, в свою очередь, порождало социокультурный раскол между государственномыслящей частью элиты и населением, который усугублялся культурной дифференциацией между древнерусским городом, отщепившимся от родоплеменной архаичной целостности, и деревней, эту целостность сохранявшей. Раскол, перед которым оказалась бессильной и абстракция единого христианского Бога. Она накладывалась на традиционное языческое сознание, трансформация которого в новое качество происходила медленно и болезненно. В результате раскол между догосударственной и государственной культурой дополнялся расколом между христианством и язычеством.

2. Социокультурный раскол нашел свое продолжение и завершение в организации формирующейся государственности. Архаичная культура низов соединилась с архаично-родовым менталитетом первых варяжских князей. Принцип коллективного родового правления, ставший продуктом этого синтеза, обладал консолидирующим государственность потенциалом, но одновременно взрывал ее изнутри. Этот принцип, обеспечивая легитимность власти правящего рода, не обеспечивал ее легитимной преемственности.

Попытка синтезировать в родовом правлении государственную и догосударственную культуру неизбежно вела не только к социокультурному, но и к политическим расколам, выплеснувшимся на поверхность в виде перманентных княжеских междоусобиц.

При сохранении этого принципа киевская государственность оставалась прото государственностью, и ее распад был неизбежен. Тенденция к преодолению данного принципа начала проявляться в некоторых регионах, прежде всего во Владимиро-Суздальском княжестве, лишь к концу киевского периода, но сколько-нибудь полно реализоваться не успела. Последовавшая за монгольским нашествием катастрофа была прямым следствием неспособности противопоставить общей опасности общую государственную волю, парализованную частными интересами отдельных князей и их подовых ветвей. Ситуативные институциональные паллиативы (съезды князей) не могли ее упредить и заблокировать по той простой причине, что были приспособлены к исчерпавшей свой исторический ресурс родовой модели. Она позволяла легитимировать власть Рюриковичей, но была не в состоянии обеспечить политическую консолидацию пространства, на которое их коллективная власть простиралась.

Киевская Русь развивалась как периферийная империя, подчинявшая и ассимилировавшая многочисленные этнические и племенные общности сначала на доосевой (принудительно-силовой), а потом и на заимствованной осевой (христианской) культурной основе. Однако оформиться в устойчивое централизованное имперское образование она не смогла, оставшись рыхлой конфедерацией отдельных княжеств, тяготевшей ко все большей политической дробности при слабевшей со временем роли политического центра.

3. Борьба между князьями за власть сопровождалась включением в эту борьбу вечевых институтов: если конкретный князь мог быть насильственно смещен другим князем, то он мог быть смещен и вечем, тоже состоявшим из вооруженных людей. В результате трещины расколов становились еще глубже: вече – один из властных полюсов локальных сообществ, в институт государственного типа оно не трансформируемо в силу самой своей природы. Поэтому традиция взаимодействия и взаимопроникновения двух естественных и необходимых полюсов любой устойчивой власти – элитного и народного – в Киевской Руси заложена не была. Логика раскола подталкивала князей к поиску путей и способов устранения народного вечевого полюса и утверждению авторитарной модели властвования. Но при сохранении родового Принципа не могла утвердиться и она. Для трансформации княжеско-вечевой модели в авторитарную потребуется «помощь» монголотатар.

4. Вхождение в первое осевое время и освоение его избирательно заимствовавшихся принципов тоже корректировались наличным культурным состоянием. Осевая абстракция единого Бога бралась в отрыве от абстракции универсального юридического закона и как идеологическая альтернатива последнему. Поэтому произвол силы, проявлявшийся в княжеских междоусобицах, не мог быть заблокирован: консолидирующий потенциал общей веры самодостаточным не является и без соответствующих правовых механизмов не реализуем. В отсутствие таких механизмов нельзя было регламентировать и отношения между князьями и дружинниками заменить боярскую вольницу системой взаимных правовых обязательств, анархическую свободу – свободой упорядоченной.

Все это означает, что вхождение Руси в цивилизацию первого осевого времени было лишь частичным, что после принятия христианства она оставалась в промежуточном состоянии между цивилизацией и варварством. Движение по «особому пути» началось уже тогда, в самом начале отечественной государственной истории. Это был путь, отличавшийся как от того, каким шла набиравшая силы западно-христианская цивилизация, так и от того, который избрала уже начавшая увядать к тому времени Византия. И тогда же «особый путь» впервые обнаружил свою стратегическую тупиковость.

5. Киевская государственность изначально утверждалась на силовом захвате ресурсов и получении доходов с международной торговли. Но со временем оба источника иссякли: возможности территориальных захватов не беспредельны, а основные торговые пути под воздействием крестовых походов и половецкой опасности стали смещаться в сторону от Киевской Руси.

Кризис экстенсивной модели развития сопровождался упадком городов, возникших на путях транзитной торговли, оседанием многих князей в их «отчинах» для ведения производящего хозяйства и превращением городской Руси в Русь сельскую. Между тем в Европе в это же время зарождалась современная городская цивилизация, становившаяся мощным стимулом для развития внутренних рынков и гражданских свобод. Параллельно там складывались и феодальные отношения, основанные на договорных обязательствах между сюзеренами и вассалами. То и другое открывало перспективу (хоть и неблизкую) утверждения права частной собственности и конституционно-правовой государственности. В Киевской Руси ни то, ни другое сколько-нибудь отчетливо проявиться не успело.

У князей и боярско-дружинной элиты, живших принудительным сбором дани с захваченных территорий и торговлей ею на международных рынках, для движения по европейскому маршруту не было достаточных стимулов, а после начавшегося кризиса этой экономической модели – достаточного исторического времени для ее трансформации. Не способствовали этому и специфические особенности древнерусских городов, которые развивались за счет законсервированной в архаичном состоянии деревни и при неразвитости и рыночных связей с ней. Упадок большинства из них смешал центр хозяйственной жизни из города в деревню. Это сопровождалось зарождением и новых политических тенденций, которым суждено будет сполна реализоваться лишь в Московской Руси и к которым нам предстоит вернуться в начале посвященной ей следующей части книги.

Сельская Русь, шедшая на смену Руси городской, начинала свою историю в значительной степени заново. Начать она успела, но далеко продвинуться от новой исходной точки, будучи остановленной монголами, не смогла. Впереди страну ждали два с лишним столетия, когда ее судьбу определяли другие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен

ГЛАВА 16 ИСЦЕЛИТЬСЯ ИЛИ УМЕРЕТЬ – ВЕЛИКИЙ ВЫБОР Равновесие ума и сердца отражается в теле. Когда сердце и ум рассогласованы, наступает то, что мы называем болезнью (disease), другими словами, рас-стройством (dis-ease). Но я полагаю, что это не единственная причина болезней. Многие

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Люди и руины автора Эвола Юлиус

Глава VIII. ВЫБОР ТРАДИЦИЙ Рассматривая отдельную историческую нацию, не всегда можно говорить о «традиции» в единственном числе, если использовать это понятие в его сегодняшнем значении, а не в том высшем, о котором мы говорили ранее. Чаще всего процессы,

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Глава VIII Свобода твари и выбор ангелов Креационистская космогония имеет один крайне интересный пункт, практически отсутствующий в большинстве манифестационистских традиций. Он связан с “метафизикой зла” и проблемой свободы. Поскольку этот вопрос имеет важное

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

4. Цивилизационный разлом как инструмент сотрудничества цивилизаций Этот раздел я хотел бы закончить небольшой сентенцией. Резкое усложнение условий жизни, развитие научно-технического прогресса, необходимость преодоления возникающих экологических трудностей

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Глава 8. Выбор и волеизъявление Введение Если вы не заметили этого: человеческое существо - очень забавное животное. Любое другое животное обязательно согласилось бы с этим, если бы оно заметило всего три вещи.Первое, в течение тысячелетий все мудрецы и пророки снова и

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

51. Формационный и цивилизационный типологии общественного

Из книги Философия истории автора Панарин Александр Сергеевич

Глава 2 Формационный и цивилизационный подход к истории: pro et contra 2.1. Формации или цивилизации? Накопленный человечеством опыт духовного освоения истории при всем различии мировоззренческих и методологических позиций обнаруживает некоторые общие черты.Во-первых,

Из книги САМОУПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ И ПРИЧИННОСТЬ автора Украинцев Б С

Из книги Будущее общество автора Грав Жан

Из книги Ковчег // №1 [Альманах направления "Альтернативные модели развития" (АЛЬМОР) движения "Суть времени"] автора Кургинян Сергей Ервандович

Цивилизационный конфликт и оккультный гитлеризм Эдуард КрюковДоклад на международном семинаре «Фундаментальные конфликты и их роль в современном политическом процессе» (Дельфы, Греция, 15-17 ноября 2002 г.).1. Концепция Мигеля СерраноНаиболее полная (и востребованная

Из книги Счастливее Бога: Превратим обычную жизнь в необыкновенное приключение автора Уолш Нил Дональд

Глава 10 Выбор осознанный и неосознанный Именно потому, что эта система никогда не перестает работать (ведь дарованная нам Богом сила активна всегда), нам иногда кажется, что Процесс Индивидуального Творения не работает.Позволь мне для ясности повторить одну

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

2. Цивилизационный срез истории Забегая несколько вперед, отметим, что лейтмотивом многих выступлений сегодня является стремление заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный. В наиболее четком виде эта позиция

Из книги Человеческая природа и социальный порядок автора Кули Чарльз Хортон

Глава II. Внушение и выбор Значение этих понятий и их связь друг с другом - Индивидуальные и социальные аспекты воли и выбора - Внушение и выбор у детей - Пределы внушения обычно недооцениваются - Практические ограничения сознательного выбора - Примеры воздействия

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

2. Цивилизационный подход к истории Еще одной концепцией, претендующей на всеобщий охват социальных явлений и процессов, является цивилизационный подход к истории человечества. Суть этой концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие?

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

7. Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. Великое Княжество Литовское (первая треть 12 – конец 15 вв.)

рти Федора Иоановича было крайне опасным при самодержавной ничем неограниченной власти. В 1598 г. состоялся Земский собор. Точное число его участников не известно. Н.Карамзин писал о 500-х, С.Соловьев -476-ти, В.Ключевский 512-ти участниках. Современные исследователи придерживаются цифры 600 участников. Состав Собора широкий: бояре, дворяне, приказные, гости (купцы), и всех "хрестьян" представители. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически уже правил страной.

Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Как видно, сразу же возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе и это означало возможность изменений в общественной жизни, учитывая особенности этого органа. Исход борьбы решила улица, высказавшаяся за Бориса. Борис Годунов согласился на царство.

Полагают, что Борис Годунов принадлежал к дворянскому роду татарского происхождения. Татарский царевич Чет-Мурза числился в его предках. Выдвинуться ему помогла опричнина (в немалой степени благодаря женитьбе на дочери кровавого главы опричников Малюты Скуратова). Как политический деятель Годунов сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи по российским меркам незнатным, сумел выдвинуться. При царе Федоре он являлся фактическим правителем страны и проводил ту же линию в политике, что и Иван Грозный. Ставка делалась на служилых людей (бюрократию). Дворяне получили льготы. Барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом. Произошло "обеление" дворянских земель, то есть освобождение от податей. Основная тяжесть разорительных налогов легла на крестьянство. Продолжалась политика закрепощения и ужесточения крепостного права. Крестьяне потеряли право в осенний Юрьев день покидать своего помещика. Для укрепления Москвы как православного центра, по инициативе Годунова, в 1589 г. было учреждено патриаршество. Русская православная церковь, имевшая фактическую независимость от Константинополя со времени падения Византии, теперь и юридически ее оформила. Казалось, выбор Годунова на царство предрешал развитие в том же русле. Однако, став царем, он избрал иные приоритеты.

Годунов проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостями немецких купцов, некогда переселенных на Русь из завоеванных ливонских городов. Они получили от казны большие ссуды и разрешение свободно передвигаться как внутри страны, так и за ее пределами. Для жителей немецкой слободы в Москве снова открылась кирха в Кукуе. При Борисе западных иноземцев в Москве было больше, чем когда-либо прежде. Он любил общество западных медиков и подолгу беседовал с ними о порядках в Европе. Он так далеко зашел в своих симпатиях к Западу, что сформировал свою личную охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Годунов первым из русских правителей отважился послать нескольких дворянских "робят" за границу "для науки разных языков и (обучения - Л.С.) грамотам""8. При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания. Во многих городах были открыты типографии. Он вынашивал планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам. Много внимания уделялось городам. Они отстраивались, прежде всего Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество - водопровод. Города превращались в очаги культуры, активно развивалась торговля. Расцвет городов при Годунове важнейший показатель прозападности его политики.

Однако прозападность его политики была очень умеренной и не последовательной. Это скорее тенденция. Однако даже заявленное в полной мере реализовать не удалось. Корпоративная структура общества, сдерживавшая процесс социальной мобильности, изменений, оставалась в неприкосновенное ж. Власть по-прежнему имела дело с корпоративными объединениями, а не с гражданами. Его новшества касались городского населения, которое составляло не более 2%. Что касается основной массы населения - крестьян, политика Бориса не принесла им ничего нового. Дворяне усиливали эксплуатацию крестьян в своих поместьях. Крестьяне бунтовали, убивали помещиков, бежали на окраины. Развитие шло медленно, положение большинства народа было бедственным. В начале XVII в. сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 г. разразился страшный голод, который продолжался три года. По данным иноземных послов только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек, погибших от голода. Современники сообщали, что за три голодных года "вымерла треть царства Московского". В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но это не спасло. В 1603 г. восстания приняли массовый характер.

Оценивая короткое царствование Годунова (семь лет), следует иметь также в виду, что он был глубоко религиозным человеком и его религиозность усиливалась по мере ухудшения состояния здоровья. Естественно, что это перекрывало переход к светскому государству, без чего невозможно было ускорение развития. Несмотря на сказанное, некоторые историки считают, что, если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, которые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше- Однако этого не случилось. Царь Борис скончался в 1605 г. Таким образом, возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны,

II этап Смуты: 1605 - 1609гг.

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые, "воровские":

Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью государства. Швеция и Польша стремительно продвигались в глубь российского государства. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве как в калейдоскопе сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщины" Однако власть их была эфемерна. Сидевший в Тушино, Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны. Многие города и земли самостоятельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции. От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань. В этих условиях окрепли традиции прямой демократии. Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах,

На эгом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 г. в пределах Речи Посполитой появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже двенадцать лет считался убитым. Он тайно принял католичество и ориентировался на Запад. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Точных доказательств, что это именно так, нет, но все же большинство специалистов считает эту версию достоверной. В 1604 г. Лжедмитрий I вторгся в пределы России. Он обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку. Однако под его знаменами было всего около двух тысяч наемников. При неудаче эти войско разбегалось. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию. Часто казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя и вливались в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.

В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и коронован летом 1605 г. Вместе с ним была коронована, приехавшая из Польши, аристократка Марина Мнишек, которая согласи яась стать его женой, чтобы обрести царскую корону. Оказавшись в Кремле, Лжедмитрий I распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях. раздававшихся в Польше. Перед ним стояла проблема организации управления страной, остановить распад. Что Лжедмитрий 1 считал первостепенно важным? Прежде всего, водворение в стране правопорядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Он запретил взятки в приказах, заявил, что два раза в неделю, в среду и в субботу, будет в Кремле лично принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал про-" екты учреждения в России Академии и школ. Самозванец ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве. Он снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попыткг раскачать догматическое русское православие. Он говорил в беседах "Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры..."19. Он проповедовал свободу совести. Лжедмитрий 1 подчеркивал превосходство европейцев над русскими, насмехался над русскими предрассудками, носил иноземное платье, окружил себя иностранцами. Он укорял бояр как людей несведующих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы чему-то научиться. Известный российский историк Н.И.Костомаров писал о Лжедмитрии I: "Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало им на иную жизнь"20

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. В Кремле между соборами целый день играли 68 музыкантов, по приезду Марины Мнишек закатывались роскошные балы с танцами. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним

Лекция № 4: Проблема будущего цивилизации

Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими.

Представители гуманитарных наук пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития.

Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие.

Проблема цивилизационного выбора России связана с более сложным полем проблем, которая имеет непосредственное отношение к развитию человеческой цивилизации.

Вопрос о том, куда идет Россия(«Камо грядеши, Россия?»)становится особой частью вопроса: куда идет человечество?

Ответ на эти вопросы не могут быть строго однозначными. Только для очень простых систем, стабильно воспроизводящих свои состояния, предсказания могут быть строгими.А социально-исторические процессы относятся к иному более сложному классу систем, чем механические. И когда ставится задача предсказать состояние сложного исторического процесса, то даже при наличии тенденций его развития выстраивается несколько сценариев будущего.

Какой из них реализуется, заранее определить невозможно, так как превращение потенциальных возможностей в действительность зависит от множества факторов, в том числе и от случайных .

Ретроспективно , глядя назад, на уже свершившуюся историю, можно указать причины, почему реализовался тот или иной сценарий развития,и раскрыть логику этого развития . Но, глядя вперед и делая прогнозы, мы принципиально можем обозначить лишь веервозможностей и в лучшем случае определить, какое из них более, а какое менее вероятны.

Предсказания характерны не только для естественных, но и для многих социальных наук. В синергетике , которая изучает сложные, нелинейные процессы самоорганизации, доказывается, чтокачественные преобразования исторически развивающихся систем в точке бифуркации , как правило, описываются спектром возможных сценариев .

Для обсуждения проблем будущего цивилизации нужно предварительно ввести понятие типов цивилизационного развития.

Известна концепция мировых цивилизаций, предложеннаяАрнольдом Тойнби . Он выделил и описал 21 цивилизацию, которые существовали в человеческой истории.

При всей их разнообразности, их можно разделить на два больших типа –традиционалистский тип цивилизации и цивилизацию , которую часто называют западной .

Директор института философии РАН, академик РАН В.С. Степин называет эту цивилизацию техногенной, так как в ее развитии определяющую роль играют поиск и применение новых технологий (не только производственных, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций)

Техногенная цивилизация родилась в Европе примерно в 14-16вв . Ей предшествовали две мутации традиционных культур. Это - культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья .

Синтез их достижений в эпоху Реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизация . На протяжении жизни одного поколения радикально меняется предметная среда, вместе с ним тип социальных коммуникаций, отношений людей.

Динамизм техногенной цивилизации разительно контрастирует с консервативностью традиционных обществ .

Система ценностей, характерная для техногенного развития, включает в себя особое понимание человека и его места в мире . Человек, прежде всего существо деятельностное, которое противостоит природе и подчиняет ее своей власти.

Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации , и ее не было в традиционных культурах .

Им было присуще иное понимание, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «У-ВЭЙ»,который провозглашал идеал минимального действия,основанного начувстве резонанса ритмов мира (древнекитайская притча о «мудреце», который пытаясь ускорить рост злаков, стал тянуть за верхушки и вытянул их из земли, наглядно иллюстрировала, к чему может привести нарушение принципа « У-ВЭЙ»)

Таким образом, традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных культурах такое понимание доминирует .

Среди базисных ценностей техногенной культуры - понимание природы как неорганического мира, который представляет собой материал и ресурсы для человеческой деятельности . Предполагалось, что это ресурсы безграничны.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ТУРИЗМ"
Шифр по ОКПО - 230800
Шифр по ОКСО -100104

Разработано кафедрой политической истории РГУ
(выписка из протокола заседания кафедры
16.12.2004, протокол 4)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "История России (Россия в сообществе мировых цивилизаций)" согласно государственному образовательному стандарту является обязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. В курсе представлены некоторые общие проблемы исторического знания (методов и источников изучения истории). История России рассматривается с древнейших времен до наших дней и включает описание основных этапов становления и развития государственности в России, особенности и основные этапы экономического и социального развития России, а также общественных движений в России на разных этапах ее истории. Курс "История России" способствует осмыслению роли России в мировом цивилизационном процессе, создает организационные и интеллектуальные условия для развития исторического самосознания студентов, для развития их творческой активности. Основными задачами курса "История России" является формирование у студентов системы знаний истории отечества, осмысления закономерностей развития государственности и общества.


ПРОГРАММА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Общая часть

Введение. История и историки. Место истории в обществе. Историческое сознание, его сущность, формы и функции. Традиции дореволюционной российской исторической школы. Историческая наука в советскую эпоху. Теория формационного развития. Поиск новой научной парадигмы. Характеристика основных источников. Учебные пособия и литература. Организация и методика проведения занятий.

ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Цивилизация как основная типологическая единица истории. Понятие "ментальность". Укрепленная единица исторического анализа. Типы цивилизаций (типы развития) и их признаки. Непрогрессивная форма существования человеческих сообществ (природные общества). Восточный тип цивилизаций - тип человеческого развития. Античный мир. Средневековая европейская цивилизация. Становление европейской (западной) цивилизации, ее характерные черты и противоречия. Глобальный кризис западной цивилизации в начале ХХ в. и его преодоление. Модернизация обществ восточного типа после Второй мировой войны. Критика концепции единой мировой цивилизации. Межцивилизационный диалог как условие выживания и развития человеческого сообщества.

Феномен России. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVIIВВ.)

Истоки. Восточные славяне и их соседи: взаимовлияние. Роль природно-климатических и геополитических факторов в их экономическом и социокультурном развитии. Образование древнерусского государства -Киевской Руси. Норманская теория и аргументы ее противников. Цивилизационные альтернативы развития Руси: иудаизм, ислам, христианство. Понятие христианства и значение этого факта. Диалог ценностей христианства и язычества в древнерусской культуре. Формирование основ русского менталитета. Общие тенденции и существенные особенности развития Древней Руси по сравнению с Европой. Распад древнерусского государства и раздробленность русских земель в XI - XIII вв. Татаро-монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Проблема сохранения и выживания Руси. Развитие западных и юго-западных русских земель. Северо-Западная Русь: Новгородская и Псковская республики. Колонизация земель на Северо-Востоке. Возвышение Московского княжества. Взаимоотношение с Золотой Ордой.

Две тенденции в складывании современной западной цивилизации в XIII - XVI вв. Особенности возникновения и развития Московского государства. "Москва - третий Рим": теория и практика. Эпоха Ивана Грозного. Смута. Социальная катастрофа и кризис российской государственности: причины и последствия. Время альтернатив. Становление русского национального самосознания. Начало династии Романовых. Восстановление и укрепление российского самодержавия - сословно-представительной монархии. Государство и церковь.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО НЕОДНОРОДНОГО ОБЩЕСТВА.

Эпоха Петра Великого. Предпосылки петровских реформ. Реформы и государство при Петре I. Деспотизм и европеизация в реформах Петра I. Укрепление абсолютизма. Цивилизационный раскол русского общества: "почва" и "цивилизация"; взаимовлияние двух культур. Территориальные приобретения России. Особенности устройства России как цивилизационно неоднородного общества. Отличие Российской империи от колониальных империй на Западе. Русификаторская политика центральной власти и ее значение для укрепления единого многонационального государства. Особенности русского национального самосознания.

РОССИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОПЫТКИ ОБРЕСТИ ЕДИНСТВО НА ЕВРОПЕЙСКОЙ ОСНОВЕ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВВ.)

От Петра I - к просвещенному абсолютизму. Судьба петровских реформ. Либеральные проекты Екатерины II. Реформы последней четверти XVIII в. Превращение России в великую европейскую державу. Русская культура в XIII века.

Под знаком Великой французской революции. Либеральные ожидания в период правления Александра I. Негласный комитет М.М.Сперанского. Противоречивость политики самодержавия. Противостояние либеральной идеологии и имперского сознания.

Отечественная война 1812 г. и ее влияние на российское общество. Декабризм. Начало противостояния интеллигенции и государства.

Николай I. Дифференциация общественно-политических интересов. Складывание консервативно-охранительного и либерального направления в общественной жизни. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы. Особенности российского либерализма. Возникновение радикальных идей. А.И. Герцен. Проблемы политического и духовного выбора.

Эпоха Александра II. Великие реформы и их роль в модернизации России. Особенности реформирования страны при Александре III. Неприкосновенность политического самодержавного строя и активное расширение рыночных отношений в экономике. Результаты и следствия. Особенности развития капитализма. Буржуазия и рабочий класс. Эволюция дворянства, крестьянства. Феномен российской интеллигенции. Поиск "формулы" прогресса различными общественными силами страны. "Золотой век" русской культуры.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX В.

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма. Рывок страны в перед и нарастание противоречий. Их особенности в западном и почвенном укладах. Либеральное течение в рядах государственной бюрократии. С.Ю. Витте.

Истоки и начало революции 1905 - 1907 гг. От кружков - к политическим партиям. Становление многопартийности. Консевативно-охранительное направление. Либеральное направление. Неонародничество. Рабочий социализм. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Анархизм. Особенности многопартийной системы. Российский парламент. Выход из революционного кризиса. Усиление раскола либеральной и революционной интеллигенции. "Серебряный век" русской культуры.

Третьеиюньская политическая система. П.А.Столыпин и реформа почвенного уклада. Незавершенность реформ почвенного уклада. Незавершенность реформ и Первая мировая война - рубеж новых революционных потрясений.

1917-Й ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.

Проблема цивилизационного выбора после самодержавия: современные дискуссии. Начало русской демократической революции. Возможности для парламентской демократии. Феномен большевизма. Советы как самодеятельная организация, как попытка снизу реализовать общинный демократический идеал. Неудавшийся путь гражданского согласия. Предпосылки и характер событий Октября 1917 г., их современные оценки.

Разгон учредительного собрания - следствие невозможности сочетания парламентской (западной) и советской (восточной) форм демократии. Дезинтеграция страны.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА: ОКТЯБРЬ 1917 -1928 ГГ.

Начальный этап гражданской войны. Белая идея и ее политическая программа. Эволюция Советской власти в монопольную власть РКП(б), установление системы жесткой однопартийной диктатуры.

Большая гражданская война. Новый виток ожесточения. Красный и белый террор. Ставка на мировую революцию. Милитаризация общества, "военный коммунизм". Формирование общественной системы восточного типа. Начало складывания номенклатурного принципа руководства, образование номенклатурной бюрократии. Превращение РКП(б) в "орден меченосцев" внутри государства. Поиск третьего пути в революции. Поражение зеленых и других повстанческих движений. Приверженность большинства населения Советам, общинно демократии главное условие победы большевиков.

Выход из политического кризиса 1920 1921 гг. Новая экономическая политика, ее сущность и противоречия. Большевистская программа по национальному вопросу. От России к СССР.

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО (1923 - 1991 ГГ.)

Современные дискуссии о характере советского общества. Социалистическая идея и социалистическая идеология. Попытка преодолеть цивилизационную неоднородность общества. Большевики и церковь. Новая большевистская доктрина. Преобразование идеи о мессианской роли России в идею об СССР как авангарде мировой революции. Традиционные стереотипы в интернациональной одежде. Трагедия российской интеллигенции. Советская интеллигенции. Феномен РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. Становление партократического государства. Особенности развития цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху. Номенклатурная деспотия. Корпоративность. Тотальное огосударствление всех сторон жизни. Сглаживание межцивилизационных различий, курс на создание однородного социума на интернациональной основе. Индустриализация и коллективизация. Культурная революция. Духовная жизнь общества.

Коммунизм и фашизм: общие и принципиальные различия. Мир и война. Роль СССР в разгроме фашизма. Последствия победы в Великой Отечественной войне. Социалистический лагерь. Эрозия тоталитарной системы. Реформы Н.С. Хрущева, их противоречивый характер. Брежневщина. М.С. Горбачев и попытка модернизации системы на базе марксистской социалистической идеи. События августа 1991 г. Крушение КПСС и распад СССР.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

От СССР к России. Феномен Б.С. Ельцина. Образование СНГ. Поиск внешнеполитической доктрины. Экономические и политические реформы, их трудности и противоречия. Специфика перехода к рыночной экономике в условиях ее полного огосударствления. Октябрь 1993: причины и последствия. Конституция Российской Федерации. Дрейф в сторону западного парламентаризма. Особенности российской многопартийности. Современная расстановка социально-политических сил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Можно ли извлечь уроки истории?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ"

Тема 1. Древняя Русь в IX - XIII вв.

  1. Образование Древнерусского государства.
  2. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства.

Тема 2 Россия в XIV-XVI веках.

  1. Образование единого Российского государства.
  2. Реформы Ивана Грозного.

Тема 3 Россия в XVII веке

  1. Смута в России в начале XVII века.
  2. Укрепление самодержавия в России в XVII веке.

Тема 4. Россия в первой половине XVIII века

  1. Реформы Петра I.
  2. Россия при преемниках Петра I.

Тема 5. Россия во второй половине XVIII века

  1. Просветительские идеи и крепостническая политика Екатерины II.
  2. Самодержавный деспотизм Павла I.

Тема 6. Россия в первой половине XIX века

  1. Внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX века
  2. Общественно-политическое движение в первой половине XIX века

Тема 7. Россия во второй половине XIX века

  1. Великие реформы 60-70 гг. XIX в.
  2. Внутренняя политика российского самодержавия в 80-х -начале 90-х гг. XIX в.

Тема 8. Россия в конце XiX - начале XX века.

  1. Революция 1905 - 1907 гг. в России
  2. Образование политических партий в России
  1. Российская модернизация в 1907 - феврале 1917 гг.
  2. Российское общество в условиях I мировой войны.

Тема 10. Революция и гражданская война в России (1917-1920 гг.)

  1. Революционный процесс в России от февраля к октябрю 1917 г.
  2. Гражданская война 1917-1920 гг.

Тема 11. СССР в 20-30 гг. XX века

  1. Сталинская модернизация экономики страны.
  2. Формирование тоталитарного режима в СССР.
  3. Социально-политическая эволюция советского общества.

Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)

  1. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.
  2. Великая Отечественная война

Тема 13. Советский Союз в первые послевоенные годы

  1. Государство и общество после войны
  2. Экономика СССР в 1945-1953 гг.

Тема 14. СССР в 1953-1964 гг.

  1. Государство и власть после смерти И.В. Сталина.
  2. Реформы в экономике и социальной сфере.

Тема 15. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

  1. Политический курс руководства партии и страны в середине 60-х - середине 80-х гг.
  2. Застойные явления в жизни советского общества.

Тема 16. Советский Союз в 1985 -1991 гг.

  1. Политические реформы М.С.Горбачева
  2. Гласность и десталинизация

Тема 17. Россия в 90-х гг. XX века

  1. Становление новой государственности в России.
  2. Либеральная модернизация экономики и ее результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. Узнародова И.М., Перехова А.Я. - М.: Гардарики, 2002.
  2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. Кислицын С.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.


Что еще почитать