Внеурочная работа по истории. Задачи внеурочной работы

Берсенёва Виктория Александровна
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Староалександровская СОШ " "Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-04 Рабочая программа внеурочной деятельности по истории “ИСТОКИ” Берсенёва Виктория Александровна Филиал МАОУ "Староалександровская СОШ " "Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова" Рабочая программа внеурочной деятельности по истории по ФГОС. расчитана на 34 учебных часа.

Просмотреть свитедельство о публикации


Рабочая программа внеурочной деятельности по истории “ИСТОКИ”

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5 класс), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Рабочая программа краеведческого кружка «Истоки» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные:

§ формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

§ приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие:

§ развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

§ сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

§ развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

§ воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;

§ воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

· принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

· научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

· систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Истоки» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Результаты освоения программы курса

Личностными результатами

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

· определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

· определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;

· делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

· добывать новые знания: находить необходимую информацию;

· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

· перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

· слушать и понимать речь других;.

· вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Истоки» является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Режим занятий.

§ Общее количество часов в год – 34 часа

§ Количество часов в неделю – 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «ИСТОКИ» для 5-го класса позволяют школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Родина, Малая Родина, моя семья, школа, карта Родины, культура и быт родного края.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

Введение (2 часа)

Краеведение – наука о родном крае

Экскурсия “Природа – наш общий дом”

Моя семья (4 часа)

Я и моё имя

Корни моей семьи

Моя родословная. Составление генеалогического древа

Традиции моей семьи

Наша школа (4 часа)

Знакомство с историей школы

Школьный архив. Судьбы выпускников.

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.

Традиции моей школы

Мой край на карте Родины (2 часа)

Тюменская область – частица России. Флаг, герб, гимн области. Работа с географической картой.

Моя малая родина – Ярковский район. Ярково на карте России и Тюменской области. Флаг, герб, гимн района

Село, в котором я живу (5 часов)

Экскурсия на тему “История возникновения моего села”

Виртуальная экскурсия по селу “История села в названиях улиц”. Использование презентационного материала

Архитектурные памятники 19-20 веков

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села

Люди, прославившие мое село

Мой край родной – моя Маранка (8 часов)

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

Соседние деревни

Памятники архитектуры моего края

Памятники природы

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования в условиях ФГОС формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Требования современности сегодня – это воспитание учеников с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала по истории, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения школьника является его социализация, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в рамках реализации федерального образовательного стандарта образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. План внеурочной деятельности должен быть разработан на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер. «Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Одним из направлений работы является изучение истории родного края учащимися через социально значимую проектную деятельность.

Мною была создана разновозрастная группа учащихся с 5 по 9 классы, с которыми мы разработали социально-значимый проект «Люблю тебя, мой край родной».

Цель проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родины;

– содействовать патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Ребята, входящие в состав инициативной группы, в рамках проекта проводят занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

Следующим направлением является работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки занятий по изучению родного края.

Одной из составляющих проекта является участие ребят в районных и городских конкурсах по истории родного края, где они могли применить свои знания и умения.

Подготовка и проведение.

1. Планируем и выбираем темы, которые интересны и важны в рамках проекта.

2. Определяем участников.

3. Подбираем материал, который необходим (т.е. ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, рисунки, стараются творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание, работы участников.

5. Выполнение самого проекта (сроки зависят от темы и работы). Реализуем в следующих проектах: конкурс книгочеев. Например: Историко-литературоведческая номинация. Номинация иллюстративная. Поэтическая номинация – ученики представляют стихи о Сибири, о Новосибирске собственного сочинения.

В течение многих лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности « Мир на ладони».


Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Следующим направлением является участие ребят в научно-практических конференциях. Например, городская научно-практической конференция «Юниор – шаг в науку», секция – музеология, выступали на региональной конференции 4-е Тихомировские Чтения «Моя семья в истории страны», на районной конференции, секция «История родного края», ученица Кривоногова Катя стала победителем.

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в международном конкурсе социально значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!»



Вовлекаются учащиеся с 5 по 11 классы во внеклассную деятельность и по обществознанию. Сегодня актуально изучение общественных наук для современных школьников, т. к. многие планируют свою жизнь связать с работой в области экономики и юриспруденции, да и просто гражданам нашей страны очень нужны правовые знания. Необходимо формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей, правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов её регулирующих, развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни, формировать активную жизненную позицию.

Одной из главных целей преподавания обществознания в школе является формирование гражданско-правовой культуры у учащихся, которая достигается и через внеклассную деятельность. В рамках декады «Правовое воспитание школьников» с учениками старших классов беседуют представители различных правовых структур. В среднем звене поводятся занятия в форме тематических бесед, игровых занятий, например: «Я и закон», «Мои права и обязанности» и др.

Проходят элективные курсы: в 8 кл. «Основы правоведения », в 9 кл. «Наше будущее в наших руках», в 10 кл. «Основы пенсионного законодательства в Российской Федерации». Это способствует максимальному развитию правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию, которую используют для участия в различных проектах и конкурсах.

Проводятся специальные занятия, посвящённые Конституции РФ. По избирательным правам граждан, с целью ознакомления ребят с избирательными правами и обязанностями граждан РФ. Такие занятия проходят в форме деловой игры, где ученики узнают, какие права и обязанности есть у избирателей. Участвуем в играх КВН «Урок граждановедения».

Свою активную гражданскую позицию ребята проявляют участием в районном конкурсе по повышению правовой культуры среди будущих избирателей, «Выбирай сам свою Россию», «Моё предложение депутату». В областном конкурсе среди молодёжи на лучший агитационный плакат «Думские гонки».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Как говорил А. С. Макаренко «Дети – это живая сила общества».

«Надо создать на уроке ощущение отдалѐнности древних культур, поясняя хронологическую отдалѐнность на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высоких домов и т.д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда ещѐ практически не было самолѐтов. Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникали первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира». 9

Кстати, подобный приѐм использовал историк и писатель Н.Эйдельман в книге «Твой ХVIII век». Приглашая школьников сосчитать, сколько в предыдущем веке у каждого из них осталось прапрадедушек и бабушек, учѐный доказывал, что история - не такой уж отдалѐнный и бесстрастный предмет изучения, каким может показаться вначале.

Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдѐм до времѐн, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда ещѐ и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии. При этом создаѐтся почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдалѐнной эпохи.

Почему это важно сегодня?.. Расширение временного кругозора учащихся позволяет привить им понимание других культур, существующих в наши дни. И ещѐ кое-что проясняется для нас в нашей действительности: неповторимость, особенность нашей эпохи обрисовывается лишь на фоне истории».

Но зачастую в школьной практике просто не хватает времени на полноценное объяснение исторических событий и создания картины исторической эпохи, нужно глубокое её объяснение, и именно в этой ситуации учителю истории на помощь приходит такой вид образовательной деятельности, как внеурочная деятельность

Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках. Внеклассная работа по истории носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы..

Вряд ли сегодня много школ, в которых есть музеи, но практически в каждой можно выпустить историческую газету или провести неделю истории. Широко распространенной формой работы стали олимпиады, викторины и конкурсы по истории. Экскурсии практически проводил каждый учитель истории. Однако вряд ли все соблюдают методические требования к экскурсионной работе. Они могут быть сведены к следующему: определение цели и темы экскурсии, выбор места и объектов, разработка маршрута, который должен быть компактным, формирование «портфеля экскурсовода», подготовка учащихся к экскурсии, постановка групповых и индивидуальных заданий, разнообразие приемов экскурсии, подведение итогов и оформление результатов.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках; б) получение новых знаний краеведческого характера. Второе направление связано с «оживлением» исторического материала путем ознакомления с историей родно" го края: изучение истории города, села, поселка; культурного прошлого родного края.

По длительности виды внеурочной работы по истории подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов)..

Во время внеурочной деятельности учитель должен давать ученикам не только факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивать их с точки зрения стремления учеников, их потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

«Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию». Выполнила Тяжелова М.Г., учитель истории и обществознания МБОУ «Юркинская ООШ» Введение Требования рыночной экономики и информационное общество назвали смыслом и целью образования развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики ­ стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Отличительной особенностью стандарта второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного организуемая участниками учебного (образовательного) плана, образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, она раскрывает перспективы для определения собственной образовательной траектории учащихся.

Направления внеурочной деятельности  спортивно­оздоровительное,  духовно­нравственное,  социальное,  общеинтеллектуальное,  общекультурное В книге «Школа для двадцать первого века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения то ему легче будет повысить квалификацию, или проблем, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания. Поэтому каждый учитель стремится пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе двадцать первого века. 2

1. Возможности внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Внеурочная деятельность представляет собой систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, взаимодоверие и продуктивное сотрудничество, взаимоуважение обеих сторон. При этом внеурочная деятельность как бы «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских внешкольных организаций и других учреждений. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, но и создавать условия для формирования творческой, социально­ успешной личности. Она образует систему, в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития личности ребенка. 2. Классификация внеурочной деятельности. Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам:  по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные;  по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические; 3

 по количественному охвату школьников: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии, музеи и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.);  по временным показателям: циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.);  по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные;  по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;  по циклам учебных предметов: гуманитарно­эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.);  по возрастным особенностям: для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие), для отдельных классов (параллелей), для смешанных групп школьников;  по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные;  по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные;  по характеру работы: практические, творческие, комбинированные. Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 3. Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений. Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально­технических ресурсов внешкольных учреждений и учреждений 4

дополнительного образования для эффективного общего и специального развития школьников. 4. Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию 4.1.Использование краеведческого материала. Клуб «История и современность родного края». В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеурочной работе. В эту работу обучающиеся вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Внеурочная работа историко­краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеурочной историко­краеведческой работы, учитель, для более глубокого изучения местной истории, широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, запись вещественными памятниками музея, воспоминаний и др. Формы внеурочной работы находятся в тесной подготовку рефератов, взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в 5

конференции. кружке часто выносятся на общественные вечера, Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. 4.2. Историко­краеведческий кружок. Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко­краеведческом кружке. Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеурочной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа историко­ краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:  теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).  практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами. Одной из важнейших задач кружка является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно­воспитательной работе в школе. 6

4.3. Школьный краеведческий музей. Углубленная постоянная и систематическая историко­краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко­краеведческих музеев. Организация школьного музея ­ одна из лучших форм общественно­полезной работы юных краеведов­историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей. Основными задачами музея являются: поиск и сбор материала краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно­воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно­исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны. Такие музеи позволяют проводить большую поисково­исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. 4.4. Внеурочная деятельность на базе муниципальных музеев. Одной из форм организации внеурочной деятельности. Занятия ведут работники музея. Обучающиеся знакомятся с тематическим принципом экспозиций, учатся работе с экспонатами, обучаются ведению экскурсий и т.д. Это достаточно продуктивная организация внеурочной деятельности. 4.5. Внеурочная деятельность на базе социологических и социальных учреждений. 7

Это форма работы актуальна для уроков обществознания. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке данных социологических опросов и т.д. 4.6 Внеурочная деятельность на базе архивов. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке архивных запросов, изучают вопросы истории родного края и т.д. 4.7. Историко­краеведческий вечер Задача историко­краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными пением, средствами искусства (художественным чтением, музыкой, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления. 4.8. Предметные олимпиады Важной частью внеурочной работы по истории или обществознанию олимпиадам. Они позволяют активизировать является подготовка к творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации. 4.9. Экскурсия, как форма внеурочной деятельности. Одной из форм организации внеурочной деятельности являются историко­краеведческие экскурсии. Они могут быть заочные с использованием сети Интернет. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. 8

4.10. Метод проектов, как форма внеурочной деятельности Одним из видов организации внеурочной деятельности является работа над проектами. (Этот вид деятельности может использован как на уроке, так и вне урока.) Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 4.11. Метод дебатов, как форма внеурочной деятельности. Проведение подготовки и соревнований по методу «Дебаты» среди обучающихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. 9

Заключение Таким образом, организация внеурочной работы в школе может быть организована в разных формах. Она является одним из источников обогащения учащихся знаниями по истории, воспитания любви к предмету, способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого обучающегося. Внеурочная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно­политическом воспитании обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. Она не ограничена временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность 10

особенно привлекательной. Дети выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеурочную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеурочной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеурочной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и обучающихся они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Но главное достоинство внеурочной работы в сравнении с классно­ урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения, она удовлетворяет важнейшие потребности обучающегося: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно­воспитательного процесса, внеурочная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. И, наконец, внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:  приобретение учащимися социального опыта;  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;  приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 11

Приложение №1. Примеры заданий для учащихся 5 класса: I тур – Имитация исторического источника. При создании такого «документа» ребёнок становится на место персонажа, смотрит на мир глазами человека древности, пытается понять его «изнутри». Примерные темы: «Дневник купца», «Отчёт послов, прибывших из Вавилона в Китай в 184 г. до н.э.», «Письмо спартанца из Афин» и т.д. Исторические сочинения. Такие задания лучше давать более сильным ученикам, склонным к академическим исследованиям. Примерные темы: «Воспитание и образование детей в Древнем мире», «История костюма», «Прогулки по Риму» и т.д. II тур включает в себя решение исторических задач, которые требуют различных навыков (чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычисления и.т.д.) 12

Задание №1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом: Александр Македонский 1.Организация библиотеки глиняных книг Ашшурбанипал Константин Октавиан Август Соломон Хаммурапи Царевич Гаутама Цинь Ши Хуанди Юлий Цезарь Задание №2. Решите задачи А, Б, В А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки 2. Создание древнейших законов 3. Строительство самой длинной стены 4.Создание новой религии ­ буддизма 5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме 6.Захват единоличной власти в Риме 7.Военный поход В Индию 8.Разрешение христианам открыто молиться 9.Установление империи бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий I запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? В. Рим был основан в 753 г. до н.э.. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т.е. до первого упоминания Москвы в летописях. 13

Задание № 3.Исправьте ошибки в тесте. Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всём Китае, особыми клинописными знаками. Задание №4. Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы: Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: Наше государство является школой Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявит свою личность в самых различных жизненных условиях. 1. В каком городе жил Перикл? 2. Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? 3. Каким образом жители этого города могли проявит себя? Задание №5. Соотнесите имена богов Древней Греции с именами богов Древнего Рима: Арес Афродита Гера Гермес Деметра Дионис Зевс Приложение №2. Игра «Дебаты» Венера Либер Марс Меркурий Церера Юнона Юпитер 14

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов. Подготовка к игре. Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:  провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;  быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;  иметь четкую формулировку;  стимулировать исследовательскую работу;  иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом. Работа с информацией

Введение………………………………………………………………………… 2
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе.
1.1. Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе………………………………………………….. 6
1.2. Формы внеурочной деятельности……………………………………… 17
II. Теоретические проблемы театрализации в современном образовательном процессе
2.1. Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации………………………………………………………………… 36
2.2. Психолого – педагогические требования к организации работы…….. 46
III. Становление и развитие театра МОУ «Гимназия № 2» «Мельпомена»
3.1. История создания театра МОУ «Гимназия № 2» «Мельпомена»……. 64
3.2. Цели и задачи театра «Мельпомена»…………………………………... 68
3.3. Содержание внеурочной деятельности детской организации театр «Мельпомена»………………………………………………………………... 77
Заключение………………………………………………………………………. 93
Список литературы и источники………………………………………………. 96
Приложение 1.………………………………………………………………….. 99
Приложение 2…………………………………………………………………… 123

Ведение

Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.

Трудно не признать, что в последние годы активно проводились попытки подмены истинных духовных ценностей, составляющих гордость русской и мировой культуры, суррогатами, направленными, в первую очередь, на извлечение коммерческой прибыли. Речь идет о цветастых книжках-однодневках, заполненных «терминаторами», «черепашками-ниндзя», о бездуховных, «пустых» импортных мультфильмах, вытеснивших с экранов телевидения все мало-мальски достойные детские развлекательные и образовательные программы. Можно было бы долго приводить примеры деградации системы духовного воспитания подрастающего поколения, справедливо упрекать государство, бросившее учеников и учителей на произвол судьбы, но это самой проблемы не решает.

Современный этап развития исторического образования характеризуется переходом в обучении и воспитании к личностно-ориентированному подходу. Важнейшая цель современного школьного исторического образования – воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами, чувством патриотизма, гражданственностью, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные. Театрализация – это взаимосвязь педагогики, методики и театра.

Сегодня школьник вступает в диалог не только с учителем, учебником, сверстниками, но и с историческими событиями, явлениями, процессами, что требуют не столько запоминания, сколько умения и желания анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества. Современный школьник занимает субъективную позицию, что снижает роль учителя.

Арсенал форм организации внеурочной деятельности учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала.

Перед современным учителем стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобретения опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в образовании.

Школьный театр как идея и особый «жанр» драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение. Вместе с тем, это и не хобби, в смысле просто приятного времяпрепровождения, это – особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации.

Отличительная черта метода театрализации в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается «думать вслух», формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.

Возможности театрализации недостаточно изучены специалистами в области методики преподавания истории. Театрализация не исключает игру, но и не сводится к ней. Таким образом, существуют противоречия между потребностью в данной форме организации внеурочной деятельности по истории и недостаточностью методического обеспечения организации театрализации как внеурочной деятельности.

Это позволило определить проблему исследования: театрализация как форма организации внеурочной деятельности школьника, на основании чего мы формируем тему нашего исследования: Театрализация как форма внеурочной деятельности по истории.

Историография нашей проблемы представлена следующими работами: В. П. Шильгави «Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности», автор описывает личный опыт создания детского театрального коллектива и Н. Опарина «Театрализованные формы внеурочной деятельности», работа раскрывает основные этапы организационно-творческой и сценарно-режиссерской работы при создании театра в школе.

Цель исследования: выявить особенности театрализации как средства, обеспечивающего познавательного интереса к истории у учащихся.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач.

1. Уточнить сущность понятия «внеурочная деятельность».

2. Выявить сущность и особенность понятия «театрализация».

3. Определить условия эффективного использования театрализации как способа внеурочной деятельности.

Объект: образовательный процесс МОУ «Гимназия № 2».

Предмет: историческая тематика в деятельности гимназического театра «Мельпомена».

Новизной данной работы является тот факт, что в современной методике обучения истории прием театрализации на уроке описан в полном объеме, а использованию этого приема во внеурочной деятельности уделено недостаточное количество внимания в современной методической и педагогической литературе. В данной работе мы попытались объединить весь собранный теоретический и практический материал по данной проблеме, что на наш взгляд, позволяет заполнить существующий недостаток информации.

Практическая значимость работы заключена в описании опыта работы школьного исторического театра.

I . Теоретические аспекты проблемы организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе.

1.1. Проблемы внеурочной деятельности по истории в современной педагогической и методической литературе.

В современной методической и педагогической литературе существует немало проблем по обозначенной теме: недостаток научных публикаций, рекомендаций по организации внеурочной деятельности, описанные формы недостаточно разнообразны и сводятся к кружковой работе. Изучая литературу по теме «Внеурочная деятельность», мы столкнулись с проблемами, существующими в научных и методических изданиях, представленных в основном статьями в научно – методических журналах, которые ограничиваются описыванием опыта работы в этом виде деятельности.

Первая проблема – это моральная устарелость печатных изданий. Современных, учитывающих реалии сегодняшнего общества, отвечающих потребностям нынешнего образования и воспитания специальных пособий и монографий, посвященных теме нашего исследования нет. Большинство публикаций такого рода написаны еще в советский период и посвящены воспитанию строителей коммунизма в СССР. К таким работам относятся книги А. Ф. Родина, Е. М. Бердниковой, Д. В. Кацюба.



Что еще почитать